vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

ПЕЛЕЙ И АСТИДАМИЯ. МОЖЕТ ЛИ МУЖЧИНА МСТИТЬ ЖЕНЩИНЕ?

После убийства брата Пелей бежал во Фтию, где после очищения от скверны убийства женился на дочери Эвритиона Антигоне. Участвуя в Калидонской охоте, он нечаянно убил своего тестя и бежал в Иолк. Астидамия, жена Акаста, влюбилась в Пелея, но не смогла его соблазнить и тогда оклеветала своего возлюбленного перед его женой. Поверив этому сообщению, Антигона повесилась. Акаст не захотел убивать человека, которого только что очистил от скверны убийства. На охоте спутники Акаста стали смеяться над Пелеем, что он ничего не добыл. Но, достав из охотничьей сумки языки убитых им животных, сын Эака отверг их насмешки... Акаст оставил Пелея спящим у подножия горы Пелион, а когда на него напали кентавры его спас Хирон, который нашёл меч Пелея, спрятанный Акастом в коровьем навозе. Прошло много лет. После рождения Ахилла Пелей вместе с Иасоном и Диоскурами напал на Иолк и убил Астидамию, а по её разрубленному на части телу привёл войско в Иолк. Казалось бы, в этом сказании нет загадок. При буквальном понимании мифов никаких вопросов с их смыслом не возникает. Только так их понимают очень наивные люди. Но, как мы уже неоднократно убедились, мифы - это прежде всего иносказание. Критический ум видит здесь множество противоречий. А было ли убийство Эвритиона случайным? Будет ли рисковать своей репутацией и испытывать судьбу сорокалетняя женщина, даже если она влюбится? А была ли любовь? Что за странный способ охотиться придумал Пелей, возвратившись без добычи, но с отрезанными языками убитых им животных? Почему мужчина мстит женщине так жестоко много лет спустя после её признания в любви? Вопросов много, но прочтём сначала сказание греческого автора.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга III:
"Пелей бежал во Фтию к Эври­ти­о­ну, сыну Акто­ра, и был там очи­щен от сквер­ны убий­ства. От него он полу­чил в жены его дочь Анти­го­ну и тре­тью часть цар­ства. От это­го бра­ка у Пелея роди­лась дочь Поли­до­ра, на кото­рой женил­ся Бор, сын Пери­е­ра.
Отпра­вив­шись отту­да в Кали­дон для охо­ты на Кали­дон­ско­го веп­ря вме­сте с Эври­ти­о­ном, он мет­нул копье в каба­на, но попал в Эври­ти­о­на и неча­ян­но его убил. Поэто­му он был вынуж­ден вновь бежать и из Фтии при­был в Иолк к Ака­сту, кото­рый очи­стил его от сквер­ны. Он при­нял так­же уча­стие в состя­за­ни­ях, устро­ен­ных в честь Пелия, всту­пив в борь­бу с Ата­лан­той.
Асти­да­мия, жена Ака­ста, влю­би­лась в Пелея и посла­ла ему любов­ное пред­ло­же­ние. Но она не смог­ла его соблаз­нить и тогда отпра­ви­ла жене Пелея сооб­ще­ние, буд­то Пелей наме­ре­ва­ет­ся всту­пить в брак со Сте­ро­пой, доче­рью Ака­ста. Пове­рив это­му, жена Пелея пове­си­лась. Асти­да­мия окле­ве­та­ла Пелея и перед Ака­стом, заявив, буд­то Пелей пытал­ся соблаз­нить ее. Услы­шав это, Акаст не захо­тел уби­вать того, кого он толь­ко что очи­стил от сквер­ны убий­ства, и взял Пелея с собой на охо­ту близ горы Пели­о­на. Когда там нача­лось состя­за­ние меж­ду охот­ни­ка­ми, Пелей выре­зал язы­ки у всех живот­ных, кото­рых он убил, и спря­тал в сум­ку; те же, кто сопро­вож­дал Ака­ста, собра­ли вме­сте с ним этих уби­тых живот­ных и ста­ли насме­хать­ся над Пеле­ем из-за того, что тот ниче­го не добыл на охо­те. Тогда он, вынув язы­ки уби­тых зве­рей, сооб­щил, что добыл ров­но столь­ко, сколь­ко язы­ков у него в сум­ке.
Когда Пелей заснул у под­но­жья Пели­о­на, Акаст, бро­сив его, ушел, пред­ва­ри­тель­но спря­тав меч Пелея в коро­вьем наво­зе. Проснув­шись, Пелей уви­дел, что на него напа­да­ют кен­тав­ры, и стал искать свой меч. Он погиб бы, но его спас Хирон. Он отыс­кал так­же меч Пелея и отдал ему...
После это­го Пелей вме­сте с Иасо­ном и Дио­с­ку­ра­ми раз­гра­бил Иолк и убил Асти­да­мию, жену Ака­ста; раз­ру­бив ее тело на части, он по ним при­вел вой­ско в город".
Почему же есть повод сомневаться в том, что убийство Эвритиона было не случайным? Убить человека очень не просто, а особенно если он твой ближайший родственник. Сколько сомнений и терзаний испытывает будущий убийца! Но если первое убийство (брата) было обдуманным и спланированным, то очень трудно поверить в непредумышленное убийство тестя. Убийство совершается во время охоты на вепря. Калидонская охота потрясла Древнюю Грецию: из двадцати её участников трое погибло во время охоты, а ещё пять человек в самое короткое время спустя! Она стала поводом для войны между куретами и калидонцами. Охота на "вепря" (кем бы он ни был) была только предлогом для сведения счётов. И одним из первых жертв её стал Эвритион. Человек, совершивший обряд очищения над Пелеем, сам гибнет от его копья... Нечаянность этого преступления отвергает здравый смысл и опыт расследования аналогичных преступлений: Персей диском попадает в ногу своему тестю Акрисию и тот погибает; Амфитрион метает дубину в рога коровы и от рикошета в голову погибает его будущий тесть Электрион; Геракл выпускает стрелу, которая проходит через плечо кентавра Элата, попадает в колено Хирону и тот лишается статуса бессмертного; Геракл "случайно" убивает мальчика Эвнома... Все эти невероятные "нечаянные" убийства на самом деле являются попыткой авторов мифов оправдать преступления, перевести их в менее тяжёлый разряд непредумышленных убийств. Быть тестем таких людей, как Персей, Амфитрион и Пелей, смертельно опасно! И эти убийства совсем не случайность. А кому было выгодно убийство Эвритиона? Только Пелею. Если бы убийство Эвритиона не было раскрыто... В этом случае он мог бы претендовать на часть наследства сразу и ему не пришлось бы много лет ждать естественной смерти тестя. И всё-таки здесь его подстерегала неудача. Пелей был вынужден бежать в Иолк, где его ждало настоящее испытание после обряда очищения от скверны убийства тестя.
 По версии автора легенды Астидамия влюбилась в Пелея и после того, как он отверг её, оклеветала его и перед Антигоной, и перед своим мужем. В этой истории всё странно. Есть большие сомнения, что события развивались именно так. Слишком уж нелогично поступают все действующие лица этой трагедии: Астидамия, Пелей, Антигона, Акаст. Зачем сорокалетней женщине объясняться в любви к изгнаннику, конфликтному и неуживчивому человеку, убийце брата и тестя? Таким объяснением в любви Астидамия создавала бы себе огромные, неразрешимые проблемы. Как сохранить эти отношения в тайне от мужа? Какой пример она покажет своей двадцатилетней дочери? Как ей поддерживать отношения одновременно и с мужем, и с любовником? С этого момента она потеряет покой и уверенность в завтрашнем дне. Стоит ли любовь к авантюристу и убийце этих проблем? Сомнительное удовольствие, множество проблем и никаких выгод. Но и Пелей поступает столь же нелогично. Почему он отказывается от встреч с влюблённой женщиной? Он совершил тяжелейшие преступления - убил брата и тестя, что для него роман с женщиной? Это вообще даже не преступление. Чуть позже мы узнаем, что он совершает насилие над богиней, предпринимавшей отчаянные попытки избежать его объятий. А тут сама женщина добивается связи с ним. И он отказывается. Невозможно! Обратимся к Антигоне. Получив сообщение от Астидамии, что её муж собирается (всего лишь собирается!) вступить в брак со Стеропой, Антигона повесилась... Не встретившись с мужем, не выяснив правоту слов посторонней женщины, которая просто могла оклеветать Пелея. Так могла бы поступить не зрелая женщина, имеющая дочь, а наивная деревенская простушка. Для объяснения такого поведения греки позже придумали такое понятие как рок, неотвратимое стечение обстоятельств, приводящих к гибели героев. "Поверив этому, жена Пелея повесилась". Так могла бы поверить двадцатилетняя девушка, но зрелая женщина, как минимум, устроила бы мужу сцену... Узнав от Астидамии, что Пелей пытался соблазнился её, Акаст должен был провести расследование. Это самое простое и логичное для выяснения истины. Он мог бы устроить очную явку Астидамии и Пелея, Антигоны и Стеропы, чтобы выяснить кто лжёт, а кто говорит правду. И если бы вина Пелея подтвердилась, то Акаст должен был, как минимум, предложить Пелею оставить Иолк. Но он это не делает, а идёт с ним на охоту. В доказательство своей невиновности Пелей мог бы предъявить любовное послание Астидамии или слугу, если послание было устным. Но ничего этого нет! Значит, не было и расследования! А что же было?
 Скорее всего, события развивались следующим образом. В беседе с Астидамией Пелей сообщает ей, что хочет жениться на Стеропе. Астидамия отказала ему и написала об этом письмо Антигоне. Придя домой, Пелей, столкнувшись с негодованием жены, в порыве гнева убил её, инсценировав самоубийство. И, конечно же, никакого любовного послания Астидамии не было! Эти события практически повторяют сюжет с Беллерофонтом, когда он после убийства брата бежал к Пройту и тоже отверг любовь Сфенебеи... Получается, авторы мифов используют один приём для оправдания героев. Прямо наваждение какое-то, охваченные страстью женщины влюбляются в убийц и бродяг! А мужчины, авантюристы и изгои, игнорируют призывные голоса влюблённых женщин. Невероятно! Приглашение на охоту следует расценивать как стремление Акаста избавиться от нежеланного гостя. Казалось бы, здесь во время привала можно было бы выяснить все обстоятельства конфликта между Пелеем и царём Иолка. Но вместо откровенности между хозяином и гостем нас ждёт странная сцена с отрезанными языками. Какой смысл охотнику целый день напрасно бегать за дичью? Ему нужно добыть пищу, а не тешить своё тщеславие. Поэтому в этой сцене надо видеть иносказание. Рассказчик как будто хочет показать: убитые Пелеем ничего никому не расскажут. Они лишены языков, их трупы будут молчать. Они безмолвны! Акаст решает избавиться от неуживчивого гостя, уже раскаявшись, что совершил над ним обряд очищения от скверны убийства и приютил его у себя. Он прячет меч Пелея в коровьем навозе, словно бы говоря: запачканный меч - оружие бесчестного! Спасает Пелея Хирон - кентавр, о котором в мифах сохранились доброжелательные оценки. Этот кентавр - изгой, живущий среди ахейцев. Судя по всему, он был вынужден оставить своих соплеменников не по своей воле. И здесь он тоже выступает против своих соотечественников.
По прошествии многих лет уже после рождения Ахилла Пелей решает отомстить Астидамии. Это показывает всю глубину его обиды за неудавшееся сватовство. Он собрал отряд авантюристов, напал на Иолк, разрубил на части тело Астидамии и по ним привёл войско в город. Для мужчины такое злопамятство по истечении нескольких лет, поистине, уникально. И не столь уж важно, что могло служить поводом для этой мести: клевета Астидамии (если принять точку зрения авторов мифа) или обида Пелея (если считать расследование верным). Такую расправу иначе как зверством и назвать нельзя. Мать, жена, дочь, да и любая женщина - священные лица для отца и мужа и всегда оберегаемы ими. Мстить женщине способны только подлецы.
Tags: мифы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments