vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Поговорим об экспертах Валерий Естехин

                          Мы живём в эпоху инноваций. Мир и процессы стали настолько сложными, что требуются профессиональные интерпретаторы, объясняющие “в чем правда, брат?” – так называемые эксперты. Экспертов тем больше, чем меньше для широкой аудитории понятны получившие широкую огласку такие явления, как киберпреступность, кибервойны, кибершпионаж.
Поговорим о том, как становятся экспертами, например, в ИТ- или ИБ-областях?
Оставив за скобками очевидные вещи в виде наличия у эксперта знаний, опыта и навыков, посмотрим в сторону вариантов продвижения своей “экспертности”:
- пересказывать нормативку своими словами
- завести блог, писать о том, что вынес с презентаций
- выступать на всех конференциях с докладом “Как стать экспертом?”
- нести в массы тайм-менеджмент, причинять самоорганизацию, подвергать чувству эмпатии
- знать возможности разных технологий, разбираться в бизнес-процессах и моделях управления.
Сразу оговорюсь я не являюсь ИБ-экспертом (в сфере, которой занимаюсь на протяжении последних 10 лет). Также не считаю себя ИТ-экспертом (просто так исторически сложилось, что я 25 лет занимался ИТ-технологиями на разных предприятиях). У меня нет необходимых знаний, навыков, умений и достаточного кругозора для этого. Но я считаю себя экспертом, например, в футболе, в игре на бильярде, в большом теннисе, в женской красоте.
К большинству ИБ- и ИТ- экспертов я отношусь с юмором.
К ИБ-экспертам потому, что они часто стараются натянуть мини-юбку того или иного решения или технологии на макси-зад ИБ-отрасли.
К ИТ-экспертам потому, что у них, как у метеорологов, сильнее всего развиты мышцы, отвечающие за пожатие плечами.
– Ваш прогноз развития ИТ-технологий в следующем году?
- Широкое распространение в следующем году получат решения явных лидеров ИТ-отрасли.
А мы то, чудаки, и не догадывались, что есть рыночные силы, которые всех игроков толкают в определенном направлении.
Об ИТ- и ИБ-экспертах я, в основном, имею представление, виртуально общаясь с ними на тематических страницах в соцсетях. С экспертами, у которых на визитках написано “Эксперт по...”, общаюсь редко, в основном, по необходимости при выборе того или иного решения или раз-два в году на ИБ-конференциях, когда каждый из них поочерёдно мне пытается что-то попродавать.
Мой круг общения и источник информации – это ИБ-блогеры. Считать ли их экспертами – личное дело каждого. Своими размышлениями об ИБ-блогерстве я уже делился здесь и здесь . Поговорим об ИТ/ИБ-экспертах и тематических группах в соцсетях, где, как минимум, каждый второй - эксперт.
Интересным быть для другого человека можно только по-настоящему
С развитием Интернета источников знаний у каждого из нас множество. Мнений - в каждой записи из соцсетей. Но вы, как правило, будете доверять тому человеку, который вам по-настоящему интересен, от которого вы получаете ценную информацию, а, иногда, и практическую помощь. Почему? Потому, что эксперт делится с вами не только своими знаниями, но и своим мыслительным опытом. Своими выводами, обобщениями и наблюдениями. Настоящий эксперт – это не новостная лента. Это – экспертиза нормативных документов, прогнозы развития отрасли и, конечно, новые знания.
В принципе вы и сами можете прочитать кучу книг и получить разнообразные навыки, которыми, как вам кажется, обладает эксперт. Но на это вам понадобится полжизни. Другой человек – эксперт - просто экономит вам силы, время и средства.
Архитекторы выбора
Испытывая постоянный голод в экспертизе при выборе того или иного технологического решения, всегда бывает необходима двусторонняя оценка правильности выбора: как с собственной стороны, так и со стороны специалиста, которому вы доверяете. Мнения экспертов формируют ваш выбор в пользу того или иного решения.
Важно, не будучи экспертом, постоянно общаться по тем или иным вопросам с экспертной аудиторией, например, в группе на тематических страницах в соцсетях.
Я понимаю коллег-безопасников, которые редко делятся между собой информацией, особенно если они работают в конкурирующих между собой организациях. У каждого из них есть ценная информация для внутреннего использования. А уж тем более никто не хочет выносить на публику свои слабости и проблемы. Поэтому, когда на очередной конференции я вижу знакомого коллегу-безопасника, мне нет смысла спрашивать его: "Как дела?". Потому что мне ответят "Все отлично!", хотя и будут в этот момент мучительно обдумывать, удастся ли в этом месяце вернуть деньги клиентов, пострадавших от действий мошенников в системах ДБО и будет ли достигнут шкуросберегающий результат, прописанный в KPI.
Участвуя в тематических обсуждениях на страницах в соцсетях, вы поднимаете свою планку самооценок и ожиданий (это та же история, когда для повышения своего мастерства, например, в игре на бильярде, надо играть с игроками лучше вас).
Непосредственность общения специалистов в тематической группе между собой и общее обсуждение болевых точек отрасли создаёт среду, растворяющую психологические барьеры и самовнушенные ограничения. Способности одиночки ограничены, усилия команды (группы) всегда эффективнее.
Типизация экспертов
Эксперты любят выглядеть увереннее, опытнее, умнее, талантливее, нежели таковыми являются в действительности. Поэтому попробуем поиронизировать над этими их понятными человеческими слабостями, проведя шуточную типизацию экспертов.
Эксперт-звезда: “вы испытываете ко мне непреодолимое уважение, как я вас понимаю”.
Уверен, что обладает некой волшебной харизмой, позволяющей ему с лёгкостью управлять аудиторией.
Эксперт-критик: ищет различные возможности уличить вас в незнании чего-то или неумении чего-то делать. Всегда негативно настроен по отношению к коллегам.
- А как же мнение известного на всю страну эксперта по ИБ?
- Ну, что ж, это говорит только об упадке современной ИБ-отрасли.
Эксперт-зануда: увлечен чем-то до полной потери вменяемости. Его невозможно терпеть, легко послать и трудно понять.
Эксперт-себялюб: болезненно реагирует на критику. Подобно вахтёрам, в любой ситуации избыточно демонстрирует своё превосходство. Он всегда хочет нравиться и получать необходимую дозу обожания от преданных фанатов.
Эксперт-самоучка: больше всего в других людях его раздражают знания и умения, которых нет у него.
Эксперт-манипулятор: (чаще всего и модератор на различных мероприятиях): постоянно насторожен: ведёт ли он по-прежнему свою игру или уже играет по чужим правилам.
Эксперт-продажник: если заработает у заказчика продукт его компании, то он молодец, если нет, то все заказчики сами не знают, чего хотят и просто, по-настоящему, ничего не хотят у себя внедрять. Любая тема: DLP, SIEM, SOC сводится продажником к задачам, которые умеет решать его компания. Его роль в родительской компании в том, чтобы гнать волну, предвосхищая изменения на профильных рынках.
Эксперт-инноватор: его легко распознать по отпечаткам ног сзади, чуть пониже спины.
Эксперт-теоретик: “бери больше, кидай дальше”, “склад-полка-магазин-продажи”, “каждой сестре по серьгам: сотрудникам – DLP и UEBA, инцидентам – SIEM, бизнесу - SOC”. Его постоянное стремление к самообразованию, граничит с одержимостью.
Эксперт-стратег: говорят они есть, их можно пересчитать по пальцам, но их никто никогда не видел.
Про персональную стратегию
Чему нас учит опыт экспертов? Часто у экспертов есть ещё виртуальная возможность быть услышанными – книги, журнальные статьи, блоги, подписчики в соцсетях. Впрочем, многие возможности в Интернете есть у всех, только эксперты работают в этом направлении давно и целенаправленно.
Попробуйте вести свой тематический блог. Блог - это возможность быстро передать информацию широкой аудитории. Практика это не подтверждает, но, мне кажется, что для блога важен язык, которым вы излагаете свои мысли. Когда сообщения в блоге напоминают мини-истории – это привлекает читателя блога. Впрочем, к техническим блогам это не относится.
Занимаясь блоготворчеством, старайтесь быть прежде всего полезным людям. Внимание, проявляющееся в практической помощи, всегда более значимо, чем, например, постоянное лайкание чьих-то постов. Если у вас появилась возможность помочь чем-то коллеге или аудитории вашего блога, то сделайте это, не раздумывая.
Освойте технологию фиксации и хранения всего прочитанного в книгах, журналах, в соцсетях. Мысль мимолётна. Большинство замыслов так и остаётся не реализованными. Когда вы что-то записываете, то делаете первый шаг к собиранию материалов для будущих сообщений в блоге, статей в журналах, а, может быть, ваших будущих книг.
Знакомясь с новым решением, технологией, стремитесь к более современным и менее затратным способам общения, например, в виде вебинаров.
Совершенствуйтесь сами и помогайте людям преодолеть самовнушенные ограничения (боязнь высказать своё мнение, принижение своих знаний, опыта, навыков).
Начать можно с простых вещей, призвав на помощь мудрость Жванецкого:
-“Формулирование своего на базе прочитанного”
-“Даже неточное цитирование – уже кое-что своё”
Удачи всем будущим экспертам!
Tags: мнение, полезное
Subscribe
promo vitkvv2017 сентябрь 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments