vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ… автор Меламед Александр -

                  Чью энергетику сохраняет полотно, живописца или изображения? Какая она, положительная или отрицательная? Насколько способна влиять на события жизни окружающих современников и потомков, современного зрителя? Как взаимосвязана продолжительность жизни человека с фактом написания его портрета?Души изменчивой приметы…
Верный своей же заповеди «Любите живопись, поэты!», Николай Заболоцкий восхитился портретом Струйской. Под обаянием натуры находился и ее муж, и художник, и многие из их современников. Если учесть, что портрет написан в 1772 г., то он почти два с половиной века удивляет всех, кто его видит.
Красота женщины, как и ее «души изменчивой приметы», оказалась нетленной. Возможно, ничего бы этого не произошло, если б Александра Петровна Струйская не вышла замуж в 17-летнем возрасте за безумно влюбленного в нее пензенского помещика, который и заказал Ф.Рокотову ее портрет.
Настоящий фонтан эмоций вызвал портрет у Заболоцкого. Но поэт чувствовал, что красота Струйской таит нечто запредельное, опасное для понимания.
Это было неспроста. Причина в том, что с древних времен портрет имел двойную славу. У одних народов, как, к примеру, у иудеев, изображение человека было запрещено: считалось, что этим может быть нанесен вред тому, кто изображен. Думали, что, имея портрет человека и обладая магическими способностями, можно оказать воздействие на личность. Такое доступно лишь колдунам. Религиозные авторитеты побаивались опыта язычников, которые доказывали, что вполне могут добавить или лишить здоровья того, кто изображен на камне, на металле или дереве – холста в ту пору не знали.
Христианство придерживалось иного мнения. Оно изначально предполагало, что изображение Иисуса Христа, Богоматери, евангелистов, других старо- и новобиблейских персон способно оказывать защитное, очистительное или оздоравливающее действие. Стало быть, портретная галерея, создаваемая при благословении церкви, дело богоугодное и достойное поощрения. Ввиду того, что данные персонажи сами по себе источник силы, повредить им не способен никто: кудесник не может одолеть канонизированный образ.
Из библейской сферы портрет шагнул в светскую. Эпоха Ренессанса демонстрировала ярчайшие образцы – и воплотились они именно в портрете.
Смерть и меланхолия на кончике кисти
Портрет таит в себе разную энергетику. Он – как нож, который может резать лук, а может и убить. Все зависит от того, в чьих руках. Портрет во власти художника. Только он один знает, для чего созидает – во имя Добра или Зла. Это – его нравственный выбор. Сам изображаемый является лишь моделью. Он порой не способен угадать, каким именно видит его художник.
Поэтому любое откровение на этот счет общество воспринимает, как правду, которую неприлично высказывать в высоком обществе. Вспомним, к примеру, скандал, который разразился, едва был опубликован роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Едва он появился в журнале в 1890 году, некоторые хулители потребовали запретить его, а автора романа – подвергнуть судебному наказанию.
В чем обвиняли Уайльда? В оскорблении общественной морали. Между тем, это было по меньшей мере странно. Ведь мир уже получил от великого Гете «Фауста». А в романе Уайльда есть явные намеки на легенду о Фаусте. Есть обещание вечной молодости, воплощенное в нестареющем портрете.
Любое порочное желание Дориана Грея отображается только на полотне, и тот, увлеченный своей безнаказанностью, не может остановиться. При этом оставаясь таким же юным, как в момент позирования художнику. Ничто не спасает Грея. Он вонзает в портрет нож, после чего погибает. Его губит не обилие смертных грехов, а наличие единственной правды. Она укрыта под тканью, покрывающей портрет неумолимо стареющего человека.
Видимо, это обстоятельство – факт течения времени – и обладало для Грея роковой силой, которую он не был в состоянии преодолеть. Но, как говорят эксперты, не любой портрет готов стать выдающимся произведением искусства, так как не каждый наделен этой силой. Большинство портретов нейтральны и не волнуют так, как уникальные образцы. Видимо, оттого и причисляем мы одни работы к просто талантливым, а другие – к шедеврам.
Недовольный, несчастный, без малейшего желания жить. Так критики говорят о двух версиях портрета доктора Гаше кисти Ван Гога. Здесь, кажется, заснуло самое понятие жизненного потенциала. Все дремлет в этих портретах. И, тем не менее, они восхищают. В чем причина?
В том, что Ван Гог представляет анатомию меланхолии, которая стала темой искусства. Поль Гаше был лечащим врачом художника, пытавшимся избавить Ван Гога от психического недуга. Весь облик доктора рассказывал о печали: его болезненный внешний вид, рот вялый, неясно куда устремленный взгляд. Это – бессловесный рассказ о враче, который каждый день имеет дело с человеческой бедой, с медленно угасающим разумом, с убогим беспорядком. Способность к счастью в таких обстоятельствах является проблематичной. И все же художник оставляет такую возможность – она выражается в красках.
Даже отсутствие жизнерадостности может являться темой художественного изучения и воплощения. Об этом говорит опыт Ван Гога. Зритель не обязательно безоговорочно принимает позицию художника. Созерцающий должен понять, что существует такое состояние души, как у доктора Гаше. Отсутствие желания жить – тоже жизнь.
Как рождается шедевр?
В любом случае, если портрет настраивает зрителя в резонанс с замыслом художника и сделано это убедительно, то творческое открытие налицо.
Конечно, мысль художника привлекательней, если она дышит позитивом. Энергетика, струящаяся с полотна, формирует в сознании человека созидательный образ нового Я. Кому-то портрет удачливого, успешного или просто красивого человека помогает избавиться от негативных программ подсознания, заложенных еще в детстве, или, как говорят эзотерики, в далеком кармическом прошлом. Кто-то даже расстается от последствий жизненных потрясений и личных драм. А ведь имевшие место в прошлом моменты формируют наше Я, отчетливо рисуя сюжетные линии нашей судьбы.
Если это образ жертвы, как на упомянутых полотнах Ваг Гога, то, видя образ доктора Гаше – человека несчастного, замученного обстоятельствами, – легко догадаться, как будут развиваться события его профессиональной и личной жизни. Внутренний мир всегда есть отражение внешних событий и наоборот.
Ответить на вопрос, как рождается шедевр, сложно. Видимо, тогда, когда происходит счастливое сочетание цвета, динамики линий, изобразительной манеры, личности, сонастроенность художника и объекта.
Легко себе представить, как умножается сила полотна, если портрет коллективный. Наподобие того, который я сфотографировал в семейном гнезде знаменитого на весь мир стального короля Альфреда Круппа.
На первом этаже особняка висит, кажется, ожившая реальность. Ей более века. Здесь представлена семья второго поколения Круппа. Каждый образ полон надежд, по-своему лиричен. Семейный портрет наполнен таким мощным зарядом жизнелюбия, что начинает особым образом структурировать пространство вокруг себя. Светлый заряд способен облагородить атмосферу и вступать в резонанс с тождественными себе структурами в сознании других людей.
Видимо, поэтому две дамы, которые стояли в этот момент передо мной, почувствовали особую теплоту отношений. Но, говоря уже не о полотне в особняке Круппа, можно перенести это состояние на другие полотна, более значительной силы, в том числе и в мировой портретной живописи.
Цыганка, приносящая удачу
Однажды в провинциальной кубанской газете был опубликован портрет цыганки. Дело было около 30 лет назад. В комментариях к портрету было сказано, что он несет добрые изменения в жизни любого, кто его видит. И было обозначено приглашение: дескать, ждем ваших отзывов, уважаемые читатели, особенно тех, кто убедился: тот действительно приносит счастье.
С чем было связано приглашение? У портрета была своя история. Некогда он был вроде бы напечатан в одном из американских еженедельников. В редакцию хлынула волна противоречивых писем. Одни возмущались: «Вы что, нас за дураков считаете?». Другие благодарили, уточняя: с тех пор, как они поместили репродукцию портрета у себя дома, неожиданно поправились дела, улучшилась финансовая ситуация, кто-то получил желанное известие, продвинулся по службе, полюбил, наконец.
При всем при этом портрет не является особенным произведением искусства, а, тем более, шедевром. А автор – тот и вовсе остался неизвестен. Портрет был написан в ХIХ веке, и цыганская девушка не обладала ничем уникальным, кроме копны роскошных волос и взгляда больших черных очей. Свойство у портрета было одно: он якобы приносил его обладателям удачу.
В этом, как говорят, убедилась семья Карбоне из Чикаго, которая на протяжении трех-четырех поколений владела этим портретом. Все успехи связывала с ним. Сбывалось все, что каждый из членов семьи желал, касалось ли это профессионального продвижения, здоровья или победы на личном фронте. Но, как утверждал несколько лет назад в одном интервью 81-летний Марио Карбоне, патриарх семьи, ровно также успешно портрет цыганки влиял на ситуацию в домах друзей семьи, едва попадал туда: неизлечимые больные необъяснимым образом выздоравливали, неимущие обретали состояние, домашние склоки прекращались.
Эти преображения начались в семье Карбоне в 1897 году, когда Луиджи, отец Марио, купил в захудалой итальянской лавчонке портрет в подарок жене. После этого Луиджи совершил успешную сделку, чего не ожидал, а супружеская жизнь, до того трещавшая по швам, наладилась: была устранена причина семейных неурядиц: госпожа Карбоне, страдавшая бесплодием, забеременела и родила, к удивлению врачей и на радость мужу, близнецов.
Казалось бы, при чем тут портрет цыганки? Связь обнаружили тогда, когда во время ремонта дома полотно перенесли в сарай. На семью обрушились неудачи – дети стали болеть чаще, бизнес затрещал по швам, неожиданный пожар едва не оставил семью без крова. Луиджи вспомнил, что не очень корректно обошелся с портретом. Вызволив его из сарая, он водрузил его за законное место в столовой комнате. Кое-кто в семье стал потешаться над суеверием хозяина дома. Но насмешки кончились, едва неудачи отступили.
По замыслу Луиджи, беды должны отступить от нового, уже в Америке, дома его сына Марио, когда тот в 1938 году задумал переселяться за океан. «Отец заказал копию портрета и подарил ее мне на прощание. Это было единственное, что он мог мне дать в то время, но, как оказалось, весьма ценное, – говорит Марио. – Думаю, мы выжили в Америке благодаря портрету».
Потом семья Карбоне решила поделиться успехом с соотечественниками, опубликовав портрет. Получается, что загадочная цыганка научила верить в чудеса. В Интернете бродит масса историй, из которых следует одно. Повесив репродукцию у себя дома, люди достигали того, чего хотели, лишь благодаря наличию портрета. Почти через век «Портрет цыганки» оказался в России.
Интернет и сегодня полон разноречивых отзывов: «Поставила копию «Портрета цыганки» на стол. И в тот же вечер мне позвонил молодой человек, звонка которого я ждала полтора года»; «Я поставила на компе на рабочем столе в пятницу. А в понедельник вышла на работу и узнала, что меня хотят сократить. Еще через пару дней я заболела так, что думала и не выживу, пока не убрала этот портрет»; «Мои знакомые, которые мечтали иметь детей и хоть какую-то финансовую стабильность, повесили дома этот портрет. Через месяц в их жизни стали происходить настоящие чудеса: женщина забеременела, а ее мужа повысили, и он из обычного служащего превратился в начальника предприятия».
Кто-то сообщил, что хранит вырезку из газеты 20-летней давности, и портрет работает: «всего, чего я хочу, добиваюсь». Кому-то наличие портрета позволило смотреть на жизнь позитивней, а кое-кто из девушек «с появлением портрета стал понимать своего молодого человека просто с полуслова». У Михаила произошло несчастье, потом другое, и все это он связывает с тем, что портрет в связи с переездом в новый дом был утерян, ведь до того все в бизнесе было удачно. Юрий неожиданно стал отцом в 52 года, когда оставил надежды на это, но стоило приобрести портрет…
Мистика или реальность?
Мнения насчет влияния портрета на судьбу зрителя разные. Считается, что есть определенная связь между написанным «двойником» и человеком. Говорят, при поступлении в масонскую ложу у нового члена брали его портрет, чтобы он там хранился как залог его души.
Но уместно предположить, что любой портрет имеет связь с оригиналом, каким-то образом олицетворяя его энергетику. Если так, то, созерцая портрет, можно не просто многое рассказать о человеке, изображенном на холсте, но и оказывать на него влияние, как положительное, так и отрицательное.
С этим связывают, в частности, факт того, что многие модели художников, нередко погибали при странных обстоятельствах. Если верить слухам, эта участь постигла знаменитую Джоконду, а также менее известных персон из числа натурщиков. В 1797 году был создан портрет княгини Марии Лопухиной. Однако вскоре ранее цветущая Мария обнаружила, что у нее туберкулез легких, отчего она и умерла. Кто-то объясняет ее несчастье страстью отца княгини – он увлекался мистикой, из-за чего в ходе одного из спиритических сеансов якобы наделил портрет духом умершей дочери. Поэтому, дескать, портрет Лопухиной сгубил жизнь многих юных особ, взиравших на него.
Но вот противоположный пример. 18-летняя угасавшая от туберкулеза Елена Дьяконова приехала в начале ХХ века на лечение в одну из клиник Швейцарии, где познакомилась с Полем Элюаром. Он рисовал девушку, и та почувствовала облегчение. Затем Дьяконова встретилась с художником Максом Эрнстом, тоже рисовавшим ее. Женщина, которая должна была умереть, чувствовала себя все лучше и лучше. А в 38 лет Дьяконова вышла замуж за Сальвадора Дали, который рисовал жену чуть ли не каждый день – молодой, с упругим телом. Она умерла в возрасте 88 лет.
Ну как тут не поверить в то, что художники или отдают модели часть своей жизненной энергии, или забирают.
Примеров столько же, сколько знаменитых полотен. Мать мальчика Васи, позировавшего Перову для картины «Тройка», словно чувствовала, что сын должен отказаться от миссии натурщика. Вася не послушался ее и вскоре умер. Хирург Пирогов и композитор Мусоргский скончались через считанные часы после того, как художник закончил их портреты. Столыпина застрелили на следующий день после завершения работы над его портретом.
Более давний пример. Картина «Поклонение волхвов…» Питера Брейгеля Старшего. Центром ее стала грустная Дева Мария с ребенком на руках, причем, в качестве натурщицы выступила кузина художника, которая, по преданию никак не могла забеременеть от супруга. Ее бесплодие, как говорили современники, передавалось иным женщинам, смотревшим на картину. Она переходила из рук в руки, и во всех семьях переставали рождаться малыши.
Рембрандт, величайший мастер, пережил двух жен и всех детей. Знаменитая Саския, многократно запечатленная во «Флоре» и других образах, умерла в 30 лет, спустя 7 лет после свадьбы. Рубенс также хоронил Изабеллу, жену-красавицу, в цветущем 34-летнем возрасте. Лучшая натурщица и жена Модильяни студентка Жанна Эбютерн выбросилась из окна и разбилась насмерть на следующий день после смерти мужа. Уже упомянутая в начале модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через шесть лет после написания портрета.
Мона Лиза, позировавшая Леонардо да Винчи, умерла после этого через шесть лет, а герцогиня Альба – модель испанского живописца Гойи, – через три года после завершения полотна «Маха обнаженная». Мужские модели тоже уходили в мир иной трагически: к примеру, писатель Всеволод Гаршин (с которого Репин писал Ивана Грозного) бросился с площадки четвертого этажа в лестничный пролет.
Все эти люди отличались в момент позирования если не отменным здоровьем, то вполне достаточным.
Что делать?
Парапсихологи дают совет. Хотите картину в дом – покупайте. Пейзажи, натюрморты, полотна художников-маринистов, дружеские шаржи. Коли желаете иметь напротив чьи-то глаза, неизвестно какими мыслями заряженные, – дело ваше. Но помните: связь между портретом и оригиналом существует.
И особое внимание – на глаза. Ведь, как правило, именно глазами примагничивает к себе лицо.
Я подглядел момент рождения портрета на Монмартре. Вы видите, с каким тщанием выписывается глаз, из которого льется голубое сияние. Между тем, фотография модели не передает это сияние.
Признание Заболоцкого о том, что:
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза
Могли бы повторить, скажем, созерцающие глаза Джоконды или других выдающихся дам минувших столетий.
Все в Струйской было прекрасно – и цельность натуры, и обаяние романтической красы. Но глаза… Заболоцкий писал:
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Правда, иногда мистическое воздействие оказывает и другая часть тела. Портрету пожилого мужчины в Королевском музее Эдинбурга приписывают много веков особенные свойства. Будто иногда пальцы его руки время от времени едва заметно пошевеливаются. И это является предзнаменованием того, что всякий зритель имеет шанс погибнуть в огне. В подтверждение рассказывают истории о лорде Сеймуре, который побывав в музее и усомнившись в явлении, через несколько месяцев трагически погиб во время пожара в своем замке Ситингем и о капитане океанского лайнера «Скотт» Р. Бэлфасте, который оказался в сходной ситуации и погиб, борясь с огнем на корабле в Индийском океане – причем, корабль был спасен, а Бэлфаст был едва ли не единственной жертвой.
Но пальцы эдинбургского старика – одно из редких исключений. В основном, это все же глаза. Именно выглядевшие как живые глаза старика в азиатских одеждах привлекли художника Чарткова, за двугривенный купившего в лавочке на Щукинском дворе портрет, который потом сыграет с покупателем роковую роль и доведет его до сумасшествия и смерти. Таково начало повести Гоголя «Портрет».
В чем же разгадка?
Возможно, приблизиться к ней можно благодаря объяснениям экспертам иконописи. Они считают: если при жизни изображать человека, когда он добр и благостен, то потом с ним непременно приключится несчастье. Нарисовать его значит сглазить. Поэтому портрет святого пишется через несколько лет после смерти, и только по воспоминаниям очевидцев. Образ теряет в точности, но обретает обобщенность. Это, как говорят иконописцы, хорошо видно по изображениям Сергия Радонежского. Ему рисуют одинаковые формы ушей и бороды, но лицо получается разное.
Если рассуждать с этой точки зрения, так ли уж неразумна заповедь Бога иудеям: «Не делай… никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею» (Шемот, 20-4). Этот запрет евреи сохраняли столетиями.
Но евреи новейшего времени и нарушили его, прославив жанр. Вспомним, к примеру, знаменитую «Парижскую школу», основу которой составляли евреи, прибывшие из Испании, Мексики, Италии, России. Своими экспериментами они создали, в том числе, и выдающиеся портреты – тот художественный фундамент, на котором покоится все сегодняшнее искусство.http://kackad.com/kackad/эти-глаза-напротив/
Tags: искусство, мистика
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments