vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Categories:

ГРАММОФОН ЭМИЛЯ БЕРЛИНЕРА

                                       «Ты помнишь старый граммофон?
Немало лет под слоем пыли
Лежит он, рядом с барахлом –
Ничуть не пожалев о том,
Его в чулан определили.
Я в дом родительский приду,
Вещей старинных не обижу,
И граммофонную трубу,
Меня зовущую, увижу.
К её изгибам прикоснусь,
Фланель на ящике разглажу,
И ручку старую прилажу,
И в пору юности вернусь»
Стихи эти написала Вера Овчаренко. Нынешнюю молодежь они вряд ли взволнуют, а вот для наших бабушек и дедушек появление окрашенного в яркие тона неизвестного ранее чудо-прибора для воспроизведения звука, записанного на специальных пластинках, стало подлинным праздником сердца и души. Ныне есть повод вспомнить  1 ГРАММОФОН ЭМИЛЯ БЕРЛИНЕРАо том, кому мир обязан радостью, которую немало лет приносил людям граммофон – исполнилось 160 лет со дня рождения запатентовавшего это изобретение талантливого инженера Эмиля Берлинера.
Родился будущий изобретатель в Ганновере, в семье торговцев-евреев. По традиции того времени, родители начали готовить сына к тому, чтобы он в будущем продолжил семейное дело, но торговля была у Эмиля не в крови – с детских лет он проявил оригинальность мышления и интерес к новаторству. Но применение этому своему природному дарованию Берлинер нашел вдали от тех мест, где прошли его юные годы. Не родившись солдатом и ничуть не симпатизируя выразителям идей пивного патриотизма, Эмиль в 1870 году эмигрировал в США, дабы избежать призыва в армию и не отправиться на франко-прусскую войну, где мир, добавим к этому, мог бы потерять будущую знаменитость.
В американском обществе равных возможностей Берлинеру предстояло доказать практическую ценность вызревавших в его голове технических идей. Перебиваясь случайными заработками в Нью-Йорке, он ночами склонялся над книгами, углубляя свои знания в сфере физики. В фокусе его внимания в ту пору оказались приспособления для передачи звуковых сигналов. Творческие поиски в этом направлении принесли Эмилю первый значительный успех: он предложил образец улучшенного, на базе существовавшего уже, передатчика звука, а если точнее – угольного микрофона для телефонной связи. Он разработал принцип, так называемых, «неплотных контактов» в телефонии и использования, диковинной тогда, индукционной катушки. Его патенты в дальнейшем приобрела знаменитая фирма «Bell Telephone Company». Лиха беда начало: крылья первых удач перенесли Берлинера в Бостон, где он по приглашению упомянутой нами влиятельной компании стал работать в ней в качестве специалиста по телефонной технике. Позднее Эмиль переехал в Вашингтон, обладая уже определенными финансовыми возможностями и завоевав авторитет, иными словами, создав базу для того, чтобы заняться частной исследовательской и изобретательской деятельностью. Важно отметить: Берлинер не стремился непременно быть первооткрывателем. Задачи он решал, казалось бы, более скромные: усовершенствовать новшества, запатентованные ранее другими. Но без его достойного вклада многие технические разработки не нашли бы широкого применения – в производстве и в быту. Невольно приходит на память известное утверждение: «Тот, кто не улучшает ничего, портит все».
Юмористы утверждают: чтобы совершить открытие, – нужно всего лишь найти дверь. Но в каждой шутке есть только доля шутки, а все остальное – правда. В данном случае, в виду имеется следующее: изобретателю необходимо сперва верно сориентироваться, выбрать направление поиска, отвечающее назревшим потребностям общества. Предельно точно выразился на этот счет легендарный Томас Эдисон: «Найди то, что нужно миру, и только потом начинай изобретать». В 1886 году, на волне возникшего интереса к записи звука, Эмиль Берлинер начал активно экспериментировать в данной области, и уже через год запатентовал граммофон. Этому приспособлению предшествовал фонограф Эдисона, но даже великий Томас не смог себе представить, каким именно образом человечество с максимальной для себя пользой применит это его новшество. Воображение рисовало в сознании Эдисона аудиокниги, которыми могли бы пользоваться незрячие люди, слушая содержание произведений в художественном чтении. Он также думал о том, что фонограф может придти на замену стенографисткам, иными словами, усматривал в своем детище прообраз диктофона. Что же касается изобретения Эмиля Берлинера, то подсказкой для него, и это не секрет, послужила публикация о работе Шарля Кро, талантливого французского поэта и ученого, в которой было дано описание «продвинутого», если можно так выразиться, фонографа – «палеофона» – и техническое, и образное:  2 ГРАММОФОН ЭМИЛЯ БЕРЛИНЕРА«Господин Кро загнал звук в бутылку». А в итоге родился граммофон Берлинера, позволяющий уменьшить искажения звука при записи и увеличить громкость звучания. Первоначально производить запись предполагалось модуляцией пера на вращающейся цилиндрической поверхности. А дальнейший процесс – копирования мог осуществляться опять же на металлические цилиндры – фотогравировкой. Пробные образцы таких цилиндров были сработаны, но Эмиль достаточно быстро сообразил: куда перспективнее цилиндрических хранителей звуковых дорожек иные по форме – плоские, дисковые. В 1888 году он предложил более практичный метод звукозаписи – теперь дорожки прорезались в слое воска, наносимого на цинковые диски, которые затем обрабатывались кислотой, что придавало записям долговечность. Но по достоинству изобретение это было оценено и востребовано не сразу. К 1890 году на его основе не в Америке, а на родине Берлинера, в Германии, освоили выпуск игрушечных граммофонов и дисков к ним. Не берусь утверждать, но, быть может по данному поводу, Эмиль произнес фразу, которую начали в середине другого века приписывать Сталину – после того, как тому  5показали первый, собранный сразу после войны, отечественный гражданский автомобиль ГАЗ-М20: «Не велика Победа…». Дабы достичь гораздо большего результата, Эмиль, сумев получить инвестиции, основал фирму «US Berliner Gramophone Company», которая занялась производством больших бытовых граммофонов. Но приводить их в движение приходилось ручным способом, что осложняло качественное воспроизведение звукозаписей. Дело существенно продвинулось вперед с помощью инженера-метролога и предпринимателя Элдриджа Ривза Джонсона, сконструировавшего для граммофона компактный и не дорогой пружинный мотор, позволивший заметно увеличить время проигрывания дисков. Эдисон, указывая на граммофон, презрительно цедил: «У этой машины нет будущего». Может быть, из ревности. А если нет, то человеку вообще свойственно заблуждаться, и даже гении не застрахованы от ошибочных прогнозов…
Впоследствии с фирмой Берлинера у Элдриджа Джонсона возникли серьезные разногласия, которые переросли в судебные баталии, но позднее активы сторон были  3ГРАММОФОН ЭМИЛЯ БЕРЛИНЕРАобъединены в новообразованной компании «Victor Talking Machine Company», которая стала крупнейшей в США фирмой звукозаписи. В 1926 году она была продана банкирам за 26 миллионов долларов. Что касается граммофонных пластинок, то Эмиль Берлинер перебрал множество материалов в той или иной степени пригодных для их изготовления, остановившись на шеллаке – затвердевшей смоле органического происхождения – шеллак не был дорогим и подходил для использования как нельзя лучше. В 1902 году великий итальянский тенор Энрико Карузо записал на пластинку из шеллака десять песен. Успех был ошеломляющим. При прослушивании за стеной создавалось полное впечатление, что знаменитый певец по случаю вживую поет в соседней квартире. И уже очень скоро мир охватила граммофономания. Эта была подлинная «эпидемия» в совсем не страшном смысле слова, которая передавалась из города в город, из страны в страну. Вслед за США, производство граммофонов началось и в других странах. В Европе первым производителем этой продукции оказалась Франция. Здесь братья Пате основали фирму, начав также выпускать патефоны – компактные граммофоны с трубой, спрятанной в корпусе проигрывающего устройства. Для богатых покупателей производились аппараты из красного дерева с инкрустацией, а их рупоры были  7 ГРАММОФОН ЭМИЛЯ БЕРЛИНЕРАсделаны из серебра. Но на продажу выставлялись и недорогие образцы. Предлагались и специализированные модификации – для салонов, пикников, вечеринок и балов. Можно было приобрести даже карманного формата патефончики. Стали процветать и звукозаписывающие фирмы – в начале прошлого века ежегодно выпускалось более трех тысяч пластинок, а тираж их превысил четыре миллиона. В 1898 году с входившей в моду новинкой – граммофоном и пластинками впервые познакомились любители музыки в России. Понимая огромный потенциал российского рынка, Берлинер пригласил в Лондон артистов из России и сделал в своей студии первые записи на русском языке. Прошло время, и граммофон на российской земле приобрел, соответствующую её просторам, популярность и вокруг «Граммофона» были собраны лучшие артистические силы России. Но это – тема для отдельной публикации.
В те времена наибольшим успехом пользовались пластинки не с танцевальной музыкой, а записи великих певцов, таких как Шаляпин, Собинов, Карузо. Позволявшая слушать их техника сыграла свою роль не только в развитии звукозаписи, но и в истории мировой музыкальной культуры. Стоит добавить: Эмиль Берлинер выдвинул еще и идею стимулирования творческих усилий певцов и музыкантов, записывающих произведения для тиражирования на пластинках – методом выплат артистического гонорара. Но эра грамзаписи породила и проблему защиты от грубых подделок под официально зарегистрированные фирмы, гарантировавшие качество своей продукции. В этих целях компании стали пользоваться фирменными знаками, которые размещались на «пятачках» пластинок. История одного из этих логотипов весьма интересна, и даже забавна. Его втором стал английский художник Френсис Барро. Родной его брат – Герберт (Марк) являлся владельцем фокстерьера по кличке Ниппер. Собака удивительным образом реагировала на голос хозяина, исходивший в записи из фонографа. Причем пес не только слушал звуки знакомого голоса, но и мог подолгу ожидать, когда они  6 ГРАММОФОН ЭМИЛЯ БЕРЛИНЕРАзазвучат. Эту забавную сценку мастер кисти изобразил на одной из своих картин. В мае 1900 года, во время визита в Лондон, Эмиль Берлинер увидел картину Барро и тут же связался с живописцем, попросив его сделать копию рисунка, но с моделью граммофона для своей фирмы. Новая картина (то есть, уже не совсем копия) отправилась за океан и 10 июля 1900 года была зарегистрирована в патентном ведомстве, как логотип – с подписью, сделанной Френсисом Баррро:: «His Master’s Voice» («Голос его хозяина»). Этот знак, в аббревиатуре – HMV стал одним из самых известных в мире и, по достоверным сведениям, помог удачливому художнику заработать на фокстерьере ни много, и мало, 10 миллионов фунтов стерлингов.
Что же касается Эмиля Берлинера, то список его изобретений широк: ему приписывается создание нового типа прядильного станка для массового производства ткани, а также звукопоглощающей плитки. В 1908 году он сконструировал первый легкий самолетный двигатель со звездообразным расположением цилиндров, в 1919-1926 годах построил три летательные машины. В этом направлении деятельности ему помогал сын Генри, который вырос в превосходного инженера. Первым, поднявшимся в воздух стал соосный геликоптер с двумя двухлопастными винтами диаметром 4 метра. На аппарате конструктор установил поршневой мотор мощностью 80 л.с., а под винтами расположил вертикальную поверхность – с надеждой использовать её в целях руля направления. Взлетная масса геликоптера составила 410 кг. В январе 1920 года Берлинер-младший совершил на геликоптере непродолжительный неустойчивый полет на высоте 5-6 метров. В дальнейшем созданная модель усовершенствовалась. В 1922 году представители военно-морского флота США стали свидетелем полета необычного по своей конструкции и по форме аппарата. На высоте немногим более двух метров над поверхностью земли он преодолел стометровую дистанцию со скоростью 25 км/ч. 23 февраля 1924 года Берлинеры провели испытание триплана, который продержался в воздухе около двух минут на почти что пятиметровой высоте. Подняться выше зоны влияния «земной подушки» аппарат упорно отказывался. В любом случае они оказались в числе пионеров освоения воздушного пространства в США.
В 1890 году Берлинер, этот неутомимый труженик, основал Общество профилактики заболеваний (будущий Департамент медицинского образования), в 1907-м организовал в Вашингтоне первую конференцию по качеству молока и молочных продуктов, благодаря чему были приняты законодательные акты о пастеризации молока и разработаны соответствующие стандарты. С 1915 по 1922 год Эмиль Берлинер президентствовал в Ассоциации по борьбе с туберкулезом округа Колумбия. Из жизни герой нашего повествования ушел 3 августа 1929 года в Вашингтоне. Чтобы оценить все, сделанное им, приведем афористическое высказывание Елены Ермоловой, смысл которого сводится к следующему: «Успехи изобретателей – это удавшиеся попытки частично втянуть будущее в реалии сегодняшнего дня».http://kackad.com/kackad/28945-2/
Tags: личности
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 6
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments