vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Такеши Китано – гений-самоучка с лицом Сфинкса

                                            Самой выдающейся и влиятельной фигурой азиатского кинематографа вцелом и японского - в частности, бесспорно является Такеши Китано. Великолепный режиссер, добавивший в сокровищницу мирового кино несколько выдающихся картин, актер с неподражаемым стилем игры, артист с неподвижным лицом Сфинкса.
Путь к режиссерской карьере Китано начал в 1971 году. Тогда вместе со своем другом Киёши Канеко он создал комический дуэт «Two Beats» - «Два четвертака». Много позже напоминанием об этих первых шагах станет псевдоним Бит Такеши, под которыми Китано до сих пор выступает в качестве актера. Дуэт был фантастически популярен. Начиная с выступлений в стриптиз-клубах, «четвертаки» уже через два года оказались на телевидении, а в 1976 получили приз одной телекомпании как лучший комический дуэт. В те годы комика Китано можно было увидеть одновременно на нескольких каналах.
В начале восьмидесятых на экраны вышел спорный и неоднозначный фильм Нагисы Осимы «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». Помимо содержания (действие происходит во Вторую Мировую, к воспоминаниям о которой японцы относятся очень болезненно), вопросы вызвали съемки в фильме Такеши Китано. Знаменитый комик выступил в неожиданном амплуа - за весь фильм актер ни разу не пошутил. К слову, Китано не будет ни шутить, ни улыбаться и в своих следующих фильмах, от прошлого комика останутся одни воспоминания.
Далее последовала череда малоинтересных ролей в еще менее интересных фильмах. Стоит учесть, что японский мэйнстрим, особенно тех лет, в большинстве своем вызывает серьезные сомнения в его культурной ценности. Китано хочет сняться в фильме «Крутой коп» (японский вариант голливудского «Грязного Гарри»), но напряженный график на телевидении не совпадает с графиком съемок. Продюсеры предлагают Китано самому режиссировать фильм, он соглашается и успешно возглавляет процесс.
Дебют Китано-режиссера поразил невероятной для того времени жестокостью. С этого времени его визитной карточкой становится документальная точность съемки, пугающая реалистичность происходящего, поэтичность гангстерской темы - вечной китановский темы якудза и привычка самому играть в своих фильмах главную роль.
Первый фильм Такеши Китано был воспринят достаточно прохладно. Та же участь ожидала и несколько следующих работ - режиссер ищет свой стиль, обращается то к мелодраме, то к комедии, и возвращается к якудза. Однако на этом пути проб и ошибок, которому, казалось и конца нет, появляется фильм «Сонатина», вошедший в классику японского кино. Якудза в нем приобретают человеческий облик, между кровавыми боями ведут обычную жизнь - разучивают народные танцы, устраивают фейерверки и оказываются на деле вполне симпатичными людьми. Китано минимализирует диалоги (что в общем-то на данный момент является визитной карточкой всего азиатского кино) и концентрируется на изобразительном ряде.
В 1994 году Такеши Китано попадает в аварию, которая полностью меняет его жизнь и провоцирует переоценку карьеры. Диагноз - частичный паралич лицевого нерва. Даже когда половина лица Китано улыбается, вторая остается неподвижной. Пронзительный, абсолютно невозмутимый взгляд, отсутствующая мимика. «Артист с лицом Сфинкса», как прозвали Китано журналисты. Именно таким он предстает во всех своих следующих фильмах, практически не меняясь из картины в картину, именно таким его уже в конце девяностых знает весь мир.
Успех пришел в 1997 году, с выходом на экраны одного из лучших японских фильмов, эталонной картины жанрового полицейского кино «Фейерверк». Малоизвестный широкой публике Китано получает высшие награды в Каннах и Венеции. Помнится, «Фейерверк» стал одним из первых фильмов, появившихся в открывшемся в тот год в России арт-хаус прокате. Отные все следующие работы, несмотря на довольно однообразные сюжеты - полицейские, якудза и непрекращающиеся кровавые разборки между ними - вызывали стойкие интерес.
Но гангстерские ленты - не единственное, на что способен Такеши Китано. Фильм «Куклы» стал настоящим кинотриумфом: несколько небольших пронзительных историй любви с непременным послевкусием трагичности. Сюжет разворачивается на фоне ярких красок, Такеши ставит задачу смешать как можно больше цветов и гениально реализовывает задуманное. Китано вышел далеко за границы своей страны, его талант стал наследием всего мира. «Куклы» - пожалуй, самая эстетическая и действительно созерцательная картина в истории мирового кино.
В фильме «Такешиз» Китано вновь вышел за рамки своего амплуа. Он снял стопроцентный и крайне сложный для восприятия арт-хаус, настолько размыл границы между реальностью и неадекватной фантазией, что для большинства зрителей фильм остался за пределами понимания.
Творчество Такеши Китано абсолютно непредсказуемо. Он удивляет так часто, что делать прогнозы - занятие весьма наивное и бесполезное. Никто не знает, что увидят зрители на премьере следующего фильма, но одно можно сказать точно: бывший комик, гений-самоучка с лицом Сфинкса и неутомимый разрушитель границ удивит снова, не сомневайтесь.
Дарья Печорина
www.womenclub.ru
Tags: искусство, персона
Subscribe
promo vitkvv2017 сентябрь 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments