vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Айвазовский и тайна мироздания

Искусствовед Галина Чурак — о феномене великого художника
29 июля 2017, 00:01
29 июля исполняется 200 лет со дня рождения великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского. Были, есть и будут периоды, когда интерес к нему падает, а потом вновь, как волны на его полотнах, поднимается. Но, без всякого сомнения, Айвазовский востребован всегда. В чем феномен его популярности?
Он родился в 1817 году, а умер в 1900-м, захватив весь XIX век. Устроил более 120 выставок своих картин в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве, Харькове, Феодосии и огромное количество экспозиций за рубежом. Был награжден абсолютно всеми орденами Российской империи.

Современники ставили ему в вину погоню за наградами. Но это не так. Награды сами находили его. С юности он был обласкан русским двором, тремя императорами... Николай I однажды сказал: «Всё написанное Айвазовским будет мной куплено». Однако в новой эпохе места художнику не нашлось. После смерти Айвазовского прошло столетие, и только в XXI веке начался мощный всплеск интереса к его творчеству.
Третьяковская галерея принялась отмечать юбилей Айвазовского ровно за год до 200-летия, открыв выставку его полотен в здании на Крымском Валу. Интерес к ней был просто грандиозным. Люди приходили с желанием погрузиться в мир, созданный живописцем. Их привлекали неистовство штормов, завораживающая красота спокойных марин, ночные пейзажи.
В экспозицию вошло более сотни работ из 17 музеев и из частных коллекций. Но это — капля в море Айвазовского. Художник сам назвал количество написанных им полотен: их более 6 тыс. Одно из самых выдающихся творений — «Волна» из Русского музея. Стоя перед ним, зритель будто оказывается внутри пучины, так что возможности и талант Айвазовского сравнимы с 3D-технологиями сегодняшнего дня.
В картинах, где нет грандиозных волн, а есть пространственная протяженность, ему всегда важно было определить линию горизонта. В нее он вкладывал особый смысл. Нам всегда хочется дойти до этой линии, понять, что там сокрыто. Поэтому художник серьезно размышлял над тем, сколько будет в картине неба, воды или суши, как они соотнесутся друг с другом.
Айвазовского прежде всего знают как мариниста. Он был художником Главного морского штаба и первым из живописцев, которому власть официально разрешила заниматься прославлением русского флота. У него было право носить мундир. Правда, надевал он его не часто, но в конце жизни написал автопортрет (находится в галерее Феодосии) в адмиральском мундире: дослужился до высших чинов.
Кроме моря Айвазовский писал еще и портреты, сухопутные и городские пейзажи. Широк и разнообразен массив его сюжетов. Но особенно выделяется группа произведений с общей темой — тайна миротворения, мироздания. Айвазовскому было всего 23 года, когда он, приехав в Италию, написал картину «Хаос. Сотворение мира». Это полотно сразу принесло ему известность. О русском художнике заговорили. Папа римский Григорий XVI пожелал приобрести полотно для коллекции Ватикана. Айвазовский, как прозорливый менеджер, картину папе подарил.
На протяжении многих десятилетий полотно находилось в библиотеке Ватиканского дворца. В 1905 году его передали в музей, расположенный в монастыре ордена мхитаристов на острове Святого Лазаря под Венецией. Здесь воспитывался и служил старший брат Айвазовского Габриэл. Между братьями была сильная духовная связь.
«Хаос...» — не единственное полотно Айвазовского с таким сюжетом. Картины, объединенные этой темой, Айвазовский называл по-разному: «Мироздание», «Миротворение», «Сотворение мира». Некоторые находятся в музее в Феодосии, местонахождение других мы не знаем. Возможно, где-нибудь они еще всплывут. То, что эта тема прошла через всю жизнь художника, видится очень важным для понимания серьезности его искусства. Не просто внешней привлекательности, а глубины и значимости тем, к которым он обращался.
В коллекции Русского музея есть полотно, написанное в 1864 году. Вселенную, огонь, воду на ней создает Высший разум. Наверное, когда Айвазовский работал над картиной, он сам ощущал себя творцом, запечатлевающим тайну мироздания на холсте...
Автор — доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи конца XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи
Мнение автора может не совпадать с позицией редакцииhttp://iz.ru/625330/galina-churak/beskonechnaia-taina-v-more-aivazovskogo
Tags: люди-легенды
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments