vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

ПО СЛЕДАМ НЕНАЙДЕННЫХ СОКРОВИЩ

ОПЕРАЦИЯ "НЕПОБЕДИМАЯ АРМАДА"
3.
СПЛОШНЫЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ
Летом 1880 года в заливе Тобермори кинул якорь французский корабль “Паскуале” с командой опытных водолазов на борту и во главе с опытным подводным ныряльщиком Мишелем Луарденом. Луарден привез с собой водолазный костюм собственной конструкции, и он намерен продемонстрировать способности своего изобретения путем извлечения сокровищ испанского галеона. По договору с очередным герцогом Арджилльским он имеет право на треть суммы, полученной от реализации поднятого с “Дуке ди Флоренсиа” имущества и золота. 23 июня Луарден совершает свое первое погружение на дно бухты Тобермори и в течение тридцати минут обследует место захоронения останков старинного корабля.
Возвратившись на поверхность, он сообщает неутешительные вести: “Дуке ди Флоренсиа” полностью скрыт наносными отложениями, и его местоположение на морском дне выдают лишь песчаные бугры. В течение месяца водолазы и ныряльщики пытаются освободить корабль от песчаного плена, но в один прекрасный день внезапный шторм положил этим попыткам конец. “Паскуале”, которого капитан не успел вывести из бухты в море, разбивается о прибрежные скалы, вместе с ним гибнет и Луарден с большей частью помощников и своим водолазным костюмом.
В 1903 году Арджиллы санкционировали создание “Общества Флоренции” - крупного синдиката по добыче сокровищ с “Дуке ди Флоренция”, и возглавил этот синдикат капитан Уильям Брунс, один из самых образованных и компетентных инженеров в Западной Шотландии того времени. Герцог Арджилльский определил пятилетний срок действия синдиката и отписал Брунсу половину тех сокровищ, которые будут им найдены. Для облегчения изысканий герцог передал инженеру старинный план расположения галеона на морском дне, составленный в 1667 году водолазом Молдом. Брунс вовсю расходует деньги синдиката на покупку самых разнообразных технических средств и подбирает помощников из числа наиболее толковых специалистов. Для начала он обследует дно бухты прожекторами и подводными камерами, но фотосъёмка мало что прояснила - корпус галеона по-прежнему был скрыт толстым слоем песка, который обычными методами не удалить.
Однако Брунс и не собирается сдаваться он выписывает из Глазго три современных паровых экскаватора, с помощью которых рабочие перерывают более двух с половиной гектаров дна бухты, но ничего не находят. Становится ясно, что за триста с лишним лет корабль вместе с песком под воздействием штормов переместился в другое место. Тогда Брунс решил разрыть гору песка чуть ниже развалившегося форта Маклина, из которых тот когда-то обстреливал водолазов Арджилла. Под горой песка он нашел то, что с радостью принял за могилу галеона - орудия, пушечные ядра, металлические сосуды и другие предметы. Казалось, что теперь положение затонувшего корабля установлено, но это было далеко не так. Провозившись со своей техникой больше года (с перерывом на зимний период штормов), Брунс решил прикупить еще кое-какие оборудование, и выбор его пал на только что изобретенные всасывающие насосы.
Летом 1905 года несколько новоприобретенных насосов начали свою работу и сразу же доказали свою эффективность. Находки полились буквально рекой: мечи, абордажные крюки, посуда для пороха, но никаких следов остова корабля, хотя его “могильный холм” был срыт полностью. Брунс привлекает к поискам йоркширского инженера Джона Стирса, который изобрел прибор, способный, как он сам утверждал, установить присутствие любого металла на любой глубине. Прибор состоял из магнита, закрепленного на боярышниковом пруте, и предварительные испытания прошли очень успешно. Стирс принялся за дело с энтузиазмом, и с помощью своего приспособления обнаружил под песком кое-какую серебряную утварь и несколько пушек, но сам корабль так и остался ненайденным.
35 миллионов дублонов, про которые вычитал Арчибальд Арджилл в испанских документах в 1642 году, упорно не желали даваться в руки кладоискателей. В 1908 году истек срок договора, заключенного с Арджиллами, истекли также средства синдиката, и он окончил свое существование. Бухта Тобермори крепко держала сокровища “Дуке ди Флоренсиа” в своих руках, успешно преодолев осаду специалистов вместо со всеми их экскаваторами, водяными насосами и “волшебными палочками”.
В 1909 году в Лондоне было основано новое акционерное общество, руководителем которого стал американский полковник Кеннет Восс. Восс приступает к делу с чисто американским размахом: он выпускает красочный проспект со снимками всех предметов и монет, которые были найдены в бухте Тобермори за прошедшие века и хранящиеся в родовом замке Арджиллов. В зажигательной вступительной статье к проспекту Восс призывает всех желающих оказать его плану, обеспеченному самой современной техникой, финансовую поддержку - американец верит в испанские миллионы не потому, мол, что наслушался всяких слухов, а потому, что досконально изучил мадридские архивы и обнаружил в документах, до которых в свое время не добрался Арджилл, более подробные сведения о “Дуке ди Флоренсиа”. В заключение Восс заявил, что он произвел в бухте необходимые изыскания и вычислил истинное местоположение корпуса корабля, внутри которого находятся вожделенные 35 миллионов дублонов, с веками превратившиеся в целый миллиард...
В очень короткое время необходимые для первых закупок оборудования средства были получены, и Восс отдает приказ о наступлении. В указанном им месте бухты подгоняется большая плавучая платформа с установленными на ней паровыми насосами, и через несколько недель на песчаном дне под платформой образовывается глубиной более десяти метров. Еще через некоторое время Восс может объявить во всеуслышание, что испанский галеон наконец-то найден, и в руки кладоискателей попало первое золото - это было несколько десятков золотых и серебряных монет, а кроме него было поднято оружие, посуда и некоторые предметы той эпохи, стоимостью чуть больше тысячи фунтов стерлингов. Миллионы никак не желали идти в руки.
В тщетных попытках добраться до кассы “Непобедимой Армады” пролетело пять лет, но начавшаяся первая мировая война прервала все работы. Однако после окончания войны полковник Восс снова появляется в бухте Тобермори - с новыми планами, новой энергией и огромным пожарным насосом, изготовленным в Германии. Когда этот насос привели в действие и принялись “сдувать” с морского дна тонны песка, поток находок превратился в мощную реку: мечи, старинные мушкеты, серебряная и оловянная посуда, дублоны и пиастры посыпались как из рога изобилия. К августу 1920 года корпус “Дуке ди Флоренсия” был очищен от песка и прочих наносов почти наполовину, и Восс празднует победу - еще немного, и испанский галеон вывернет к ногам исследователей все свое нутро, но 30 июля с американцем приключается несчастье - он попадает под мощную струю морской воды, бьющую из помпы, и его смывает за борт. Восса доставили в больницу с тяжелыми ранениями, и он вышел из нее законченным инвалидом. В память о неудавшемся миллионере отмель, созданную им из намытого песка, назвали “отмель Восса”. Под таким названием она фигурирует и на современных картах, а следы самого полковника теряются в анналах всеядной истории...
В 1922 году в бухте Тобермори появляется следующий целеустремленный кладоискатель, Джон Айрон - авантюрист из Белфаста. С именем этого человека связана, пожалуй, самая трагическая страница рода Арджиллов и самая таинственная - в истории сокровищ “Дуке ди Флоренсиа”. Методика поиска сокровищ Айрона, мало чем отличалась от методики, примененной Воссом, только помпа находилась не на корабле, стоящем над местом погребения испанского галеона, а располагалась на берегу. Длинный гофрированный шланг шел по дну залива, что упрощало проведение работ в случае сильного волнения. Поиски сокровищ продолжались всего лишь месяц, так как были прерваны странной гибелью герцога Арджилльского - на сей раз это был Рональд Дуглас, капитан королевского военно-морского флота. Поздним вечером 12 июля 1922 года на насосной станции экспедиции Айрона случился пожар, который уничтожил все оборудование, и при этом в огне погибло несколько рабочих. На следующий день на место катастрофы прибыл Дуглас и о чем-то крепко повздорил с Айроном - по свидетельствам лиц, слышавших обрывки неприятного для белфастца разговора, речь шла о какой-то террористической ирландской организации, но смысла тогда никто не уловил. Менее чем через три часа автомобиль герцога обнаружили на дне глубокой расселины на полпути от Тобермори до Инверэри, сам герцог валялся мертвым рядом с ним. Водитель герцога куда-то исчез, и его впоследствии так никогда и не нашли.
Тем же вечером Айрон, не дожидаясь начала официального расследования, и даже разговора со следователем, отплывает на своем корабле в Ирландию. При этом на берегу бухты Табермори остается всё оборудование, не поврежденное пожаром, и стоимость его исчислялась несколькими тысячами фунтов стерлингов - сумма по тем временам не просто немалая, а даже в некотором роде огромная. Следователю это показалось очень странным, особенно в свете событий, которые происходили в связи с обострением англо-ирландских отношений. Всего лишь за год до описываемых событий в Ирландии, являвшейся британской колонией, вспыхнуло мощное восстание, и размах его был настолько огромен, что британскому правительству ничего не оставалось больше сделать, как предоставить Ирландии независимость. Однако полностью отказаться от своего владычества на Зеленом острове Британия не пожелала, и оставила за собой Белфаст, а также принудило ирландское правительство сотрудничать со своими бывшими угнетателями в качестве доминиона (*3). В Ирландии стали назревать события, которые вылились потом в опустошительную гражданскую войну, но в описываемое время на территории самой Великобритании стали орудовать ирландские террористы, и потому следователь вполне резонно предположил, что смерть герцога Арджилльского являлась ничем иным, как убийством, вызванным разоблачением Айрона в связи с действиями террористов - поспешное бегство кладоискателя не оставляло иного вывода, хотя следствию не совсем было ясно, в чем именно мог обвинить Рональд Дуглас своего бывшего компаньона. На поиски ответов шотландская полиция отрядила в Белфаст своих агентов, но те на следы Айрона напасть не смогли. Беглец как сквозь землю провалился, исчез и корабль, на котором он уплыл. Кое-кто начинал поговаривать о том, что Айрон тайно извлек сокровища из затонувшего испанского галеона, а пожар устроил для того, чтобы получить повод ретироваться, не вызывая особых подозрений, но этому плану помешал герцог. Дуглас вдруг узнал, что Айрон работал на ирландских революционеров-националистов, которым позарез нужны были деньги для закупки оружия, и напрямую обвинил его в этом. Кладоискателю ничего не оставалось иного, как устранить Арджилла, чтобы выиграть время для бегства из Шотландии, а шофер герцога был в сговоре с Айроном и сбежал в Ирландию вместе с ним. Следствие охотно приняло бы эту версию, но в ней было много непонятного. Впрочем, и все другие версии тоже не удовлетворяли полицейских, и все они версиями так и остались. В поддержку версии о хищении Айроном ценностей с “Дуке ди Флоренсиа” водолазами было обследовано дно бухты Тобермори, однако специалисты не смогли добраться до останков галеона, так как незадолго до этого произошел песчаный оползень и полностью скрыл корпус корабля от любопытных взоров.
…Следующая экспедиция появляется в бухте Тобермори только спустя 16 лет. На этот раз работы ведет “Англо-голландская спасательная компания”, но безуспешно. Вслед за ней появляется “Английское акционерное общество” - результат аналогичный. После окончания второй мировой войны поисками “фамильных сокровищ” решает заняться лично глава семейства Арджиллов - Джон Дуглас, обергофмейстер королевской резиденции в Шотландии. К поискам “золотой казны” “Непобедимой армады” ему удалось привлечь Королевский военно-морской флот, который откомандировал для этой цели своих лучших водолазов. 45-летний герцог, который и без этих сокровищ считается одним из самых богатых людей Англии, оплачивает аренду нескольких военных кораблей, в составе которого числятся корвет “Глостершир”, скоростной шлюп “Эксетер” и списанное охранное судно “Бовингтон”, и в мае 1950 года этот импровизированный флот бросает якоря в бухте Тобермори.
Руководитель операции, капитан корвета Рой Паркинсон, незамедлительно приступает к обследованию места захоронения “Дуке ди Флоренсиа”, и через несколько недель водолазы добираются до корпуса корабля. На деревянном корпусе корабля видны следы большого пожара, а палубные надстройки корабля, вероятно сорванные взрывом порохового погреба, разбросаны в радиусе 70 метров.
Капитан ставит вопрос о расширении экспедиции и придаче ей дополнительных средств. Герцог, для которого такой поворот дела означает новые расходы, долго раздумывает, консультируется с финансистами и группами, желающими принять участие в предприятии. Вопрос действительно нешуточный: даже если ими удастся поднять клад в 35 миллионов, то ведь и на работу уйдут миллионы. Адмиралтейство обещает свою помощь - для него это неплохой случай испытать свои суда, приборы и водолазов. Группа кораблей под командованием адмирала Маклафлина и лучшие специалисты-подводники готовы возобновить работы на “Дуке ди Флоренсиа”. Тем не менее герцог колеблется, не желая в одиночку нести весь финансовый риск.
Наконец 13 июля 1954 года становится известно, что договоры с другими лицами заключены. 18 августа 1954 года, в первый же день работ, на поверхность поднимают множество различных предметов. К сожалению поисковиков, все они сделаны не из золота, а из олова. К концу сезона корпус полностью очищен от песка, но зато он полностью забит им внутри. В таких условиях действовать испытанными методами нецелесообразно и чересчур рискованно - в любой момент может случиться оползень, и тогда на повестку дня выносится вопрос о подъеме “Дуке ди Флоренсиа” на поверхность целиком. Но к этому времени на бухту обрушиваются осенние штормы, и подготовка к намеченной операции переносится на следующий, 1955-й год...
Однако ни в 1955-м, ни в каком бы тони было еще году спасательные суда в бухте Тобермори больше не появляются. Джон Дуглас, 11-й герцог Арджилльский, внезапно объявляет, что испанские сокровища его уже не волнуют, и он и его семья намерено ставить “Дуке ди Флоренсиа” в покое на вечные времена. Никаких объяснений по поводу этого странного заявления не следует, и потому пресса на все лады начинает строить свои версии. Наиболее правдоподобная из них - в процессе поисковых работ выяснилось, что на “Дуке ди Флоренсиа” нет никаких сокровищ. Герцог эту версию не опровергал, и она стала чуть ли не официальной.
Эту версию усиленно поддержал знаменитый впоследствии, но тогда еще мало кому известный специалист-подводник Робер Стеньюи из Бельгии. Изучив не одну сотню страниц старинных рукописей, множество отчетов и банковских счетов, Стеньюи пришел к выводу, что никакого золота на “Дуке ди Флоренсиа” не было. Чтобы подтвердить свою догадку, он обратился к испанским историкам, и те, проведя собственные исследования, пришли к тому же выводу. Легенды о несметных богатствах, якобы находившихся на галеоне в момент его гибели - сплошной вымысел. “Дуке ди Флоренсиа” не мог быть казначейским кораблем “Непобедимой Армады”, ибо в то время каждое судно имело свою собственную казну. Стеньюи выдвигает предположение, что если уж и покоятся где-нибудь значительные сокровища, то только на Хироне”, испанском галеасе (*4), разбившемся у северных берегов Ирландии.
ПРИМЕЧАНИЯ
3. Доминион - государство в составе Британской империи (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз), признававшее главой английского короля, который, впрочем, не имеет никакой реальной власти, и поэтому такой союз является чисто формальным. Однако многие ирландцы так ненавидели англичан, что не намеревались сотрудничать с ними даже в качестве доминиона. В 1922 году в Ирландии началась кровопролитная гражданская война между сторонниками доминиона и республики, в которой победили “доминионисты” (1923 г). До 1949 года Ирландия называлась “Ирландским свободным государством”, пока не получила полную независимость и не стала республикой.
4. Галеас - парусно-гребной военный корабль в европейских флотах в XVI-XVII веках, промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина “Хироны” составляла 85 м, ширина 14 м, три мачты с косыми парусами, стандартный экипаж - 800 человек, количество пушек - 70, имелся также надводный таран.http://macbion-narod.ru/biruyk/11133.htm
Tags: тайны
Subscribe
promo vitkvv2017 сентябрь 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments