vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Робер Сюркуф (1773—1827)

                                         
Памятник Роберу Сюркуфу в Сен-Мало
                                                                                                                                                                                                     Робер Сюркуф (Robert Surcouf) – знаменитый французский корсар, промышлявший в Индийском океане.
Робер Сюркуф происходил из богатой семьи моряков. Он родился в Сен-Мало в 1773 году, и с материнской стороны его близкими родственниками были члены семьи прославленного корсара Рене Дюгэ-Труэна.
Будучи непоседой и врединой, Робер в 1788 году записался юнгой на работорговый корабль «Аврора», которым командовал капитан Тардиве. В Африке на корабль погрузили партию «живого товара» (600 негров), предназначенного для продажи на острове Бурбон (совр. Реюньон) в Индийском океане.
На подходе к Мадагаскару «Аврора» попала в шторм и вскоре была выброшена на африканские скалы. Капитан и команда вынуждены были пересесть на арабское судно, доставившее их на остров Иль-де-Франс (совр. Маврикий). Там Тардиве получил под свое командование судно «Реванш», а Сюркуф стал его вторым помощником. Через год с лишним он нанялся на другой невольничий корабль.
Вернувшись во Францию, он уговорил родственников и друзей купить бриг «Креол» и назначить его капитаном. В 1792 году Сюркуф снова отправился в Индийский океан, где в условиях войны между Англией и Францией французские колонии оказались блокированными английскими эскадрами. Для борьбы с английским судоходством власти острова Бурбон (с 1794 года – Реюньон) начали выдавать корсарские патенты тем капитанам и судовладельцам, которые могли внести залог и найти поручителей. Сюркуф решил стать корсаром, но чтобы достать деньги на залог, ему пришлось возобновить работорговлю, запрещенную правительством Франции. Прибыв на Мадагаскар, он узнал, что губернатор Реюньона выдал ордер на его арест. Тем не менее Сюркуф тайно доставил в одну из бухт острова партию невольников, а когда комиссар полиции попытался его арестовать, поднял якорь и ушел в открытое море (прихватив с собой и комиссара).
На подходе к Мадагаскару «Аврора» попала в шторм и вскоре была выброшена на африканские скалы. Капитан и команда вынуждены были пересесть на арабское судно, доставившее их на остров Иль-де-Франс (совр. Маврикий). Там Тардиве получил под свое командование судно «Реванш», а Сюркуф стал его вторым помощником. Через год с лишним он нанялся на другой невольничий корабль.
Вернувшись во Францию, он уговорил родственников и друзей купить бриг «Креол» и назначить его капитаном. В 1792 году Сюркуф снова отправился в Индийский океан, где в условиях войны между Англией и Францией французские колонии оказались блокированными английскими эскадрами. Для борьбы с английским судоходством власти острова Бурбон (с 1794 года – Реюньон) начали выдавать корсарские патенты тем капитанам и судовладельцам, которые могли внести залог и найти поручителей. Сюркуф решил стать корсаром, но чтобы достать деньги на залог, ему пришлось возобновить работорговлю, запрещенную правительством Франции. Прибыв на Мадагаскар, он узнал, что губернатор Реюньона выдал ордер на его арест. Тем не менее Сюркуф тайно доставил в одну из бухт острова партию невольников, а когда комиссар полиции попытался его арестовать, поднял якорь и ушел в открытое море (прихватив с собой и комиссара).
Через неделю он вернулся на остров и, выторговав для себя полное прощение, отпустил комиссара полиции на берег. Хотя приобрести корсарский патент Сюркуф так и не смог, он снарядил 4 пушечную шхуну «Скромница» (1795), завербовал 30 матросов и пошел на Сейшельские острова. Там он объявил команде, что хочет заняться корсарством, и получил поддержку своих людей. Первым их призом стал корабль «Пингвин», направлявшийся из Бирмы в Индию с грузом тика. Приз был отправлен на Реюньон. Следующим трофеем стал голландский корабль, нагруженный рисом, перцем, сахаром и золотыми слитками. Его тоже отправили на Реюньон. 19 января 1796 года Сюркуф подошел к устью Ганга и увидел там флотилию из 3 судов. Два «купца» шли за лоцманским бригом к Калькутте. Подняв английский флаг, Сюркуф спокойно присоединился к флотилии, а затем, выпалив из пушки, захватил все 3 судна.
Переименовав лоцманский бриг в «Картье», он сделал его своим флагманом. Вскоре ему удалось захватить большой корабль «Диана», груженный рисом. На следующий день Сюркуф увидел стоявший на якоре 26 пушечный английский военный корабль «Тритон». Несмотря на то что силы были неравными, французы решили рискнуть и хитростью овладеть этим кораблем. Большинство моряков и пассажиров «Тритона» находилось внизу, прячась от лучей полуденного солнца. «Картье» подошел к самому борту неприятеля, и Сюркуф во главе 19 корсаров без труда овладел им. В плен попали 150 человек. Капитан «Тритона», успевший прыгнуть в шлюпку, был убит выстрелами из пистолетов. Пересадив команду и пассажиров «Тритона» на борт «Дианы», Сюркуф позволил последней уйти, a сам с двумя кораблями вернулся на Реюньон. Здесь он узнал, что губернатор Маларте конфисковал все присланные им призы, поскольку у Сюркуфа не было корсарского патента.
Возмущенный Сюркуф уехал во Францию, где Директория весьма благожелательно рассмотрела его жалобу. Ему были присуждены 27 тыс. ливров из стоимости проданных товаров.
Влюбившись в Мари-Катрин Блез, девушку из зажиточной бретонской семьи, Сюркуф в июле 1798 года отправился из Нанта в корсарский круиз на 14 пушечном судне «Кларисса» (экипаж 140 человек). Это был поход за деньгами, которые должны были удовлетворить аппетиты семейства Блез.
У берегов Африки «Кларисса» выдержала трехчасовый бой с английским кораблем и, потеряв фок-мачту, ушла на ремонт в Рио-де-Жанейро. В бразильских водах удалось взять на абордаж бриг, который был тут же отправлен в Нант.
Прибыв в Реюньон и показав губернатору свой корсарский патент, Сюркуф в следующем году отправился в крейсерство к берегам Суматры. После яростной схватки он захватил 2 английских корабля, затем один датский корабль и одно португальское судно с грузом пряностей. Переместившись к устью Ганга, он взял здесь еще 2 судна и отправил их на Реюньон. Через месяц его выследил английский военный корабль «Сибилла». Отстреливаясь, «Кларисса» ушла от погони (29 декабря 1799 года). На следующий день Сюркуф решил вернуться на прежнее место, но едва он попытался захватить американский парусник, «Сибилла» снова выследила его и принудила спасаться бегством.
1 января 1800 года Сюркуф подстерег и захватил в устье Ганга английский корабль «Джейн».
По пути к Реюньону Сюркуф захватил еще один корабль, принадлежавший американцам. Сдав свои призы, он снова вышел в море – на сей раз на корабле «Уверенность» (команда – 125 человек).
7 августа 1800 года Сюркуф отважился напасть на 38 пушечный английский корабль «Кент». Кроме экипажа и пассажиров, на его борту находились 250 моряков, снятых с горевшего судна. Когда корабли сблизились, французы смогли различить на корме британского судна «грациозную группу очаровательных молодых женщин в элегантных нарядах, которые спокойно из-под зонтиков смотрели на нас, словно мы не заслуживали ничего, кроме любопытства». Приблизившись к неприятелю с подветренной стороны, Сюркуф вдохновил своих людей на абордажную схватку и после ожесточенного сражения одержал победу. Приз был отведен в Порт-Луи – административный центр Маврикия. Распродав добычу и получив свою долю, Сюркуф повел «Уверенность» к берегам Франции, куда и прибыл в 1801 году.
В 1806 году, когда во Франции узнали о поражении адмирала Линуа и взятии его в плен англичанами (это случилось в Индийском океане), Сюркуф решил снова отправиться в Ост-Индию на специально снаряженном корабле «Ревенан» («Привидение»). За три осенних месяца 1806 года он захватил и привел на Маскаренские острова 14 английских судов с рисом; этим он спас французских колонистов от голода и увеличил свое состояние еще на несколько сот тысяч франков. Выполняя приказ губернатора, Сюркуф передал свой фрегат под командование капитана Потье, а сам был вынужден перейти на старый линейный корабль «Шарль». Потье захватил у берегов Индии громадный португальский корабль «Зачатие св. Антония». Сюркуфу приказали отвезти пленных во Францию. 21 ноября 1807 года он вышел в море на «Шарле» и после трудного перехода, занявшего больше года, благополучно вернулся на родину. С тех пор он не выходил на корсарский промысел, однако снарядил и постоянно держал на море не менее 19 корсарских кораблей.
Позже Сюркуф стал бароном. Умер он в своем замке недалеко от родного Сен-Мало в 1827 году, будучи одним из самых богатых и уважаемых судовладельцев Франции. Пятеро его детей унаследовали огромное состояние.
Через неделю он вернулся на остров и, выторговав для себя полное прощение, отпустил комиссара полиции на берег. Хотя приобрести корсарский патент Сюркуф так и не смог, он снарядил 4 пушечную шхуну «Скромница» (1795), завербовал 30 матросов и пошел на Сейшельские острова. Там он объявил команде, что хочет заняться корсарством, и получил поддержку своих людей. Первым их призом стал корабль «Пингвин», направлявшийся из Бирмы в Индию с грузом тика. Приз был отправлен на Реюньон. Следующим трофеем стал голландский корабль, нагруженный рисом, перцем, сахаром и золотыми слитками. Его тоже отправили на Реюньон. 19 января 1796 года Сюркуф подошел к устью Ганга и увидел там флотилию из 3 судов. Два «купца» шли за лоцманским бригом к Калькутте. Подняв английский флаг, Сюркуф спокойно присоединился к флотилии, а затем, выпалив из пушки, захватил все 3 судна.
Переименовав лоцманский бриг в «Картье», он сделал его своим флагманом. Вскоре ему удалось захватить большой корабль «Диана», груженный рисом. На следующий день Сюркуф увидел стоявший на якоре 26 пушечный английский военный корабль «Тритон». Несмотря на то что силы были неравными, французы решили рискнуть и хитростью овладеть этим кораблем. Большинство моряков и пассажиров «Тритона» находилось внизу, прячась от лучей полуденного солнца. «Картье» подошел к самому борту неприятеля, и Сюркуф во главе 19 корсаров без труда овладел им. В плен попали 150 человек. Капитан «Тритона», успевший прыгнуть в шлюпку, был убит выстрелами из пистолетов. Пересадив команду и пассажиров «Тритона» на борт «Дианы», Сюркуф позволил последней уйти, a сам с двумя кораблями вернулся на Реюньон. Здесь он узнал, что губернатор Маларте конфисковал все присланные им призы, поскольку у Сюркуфа не было корсарского патента.
Возмущенный Сюркуф уехал во Францию, где Директория весьма благожелательно рассмотрела его жалобу. Ему были присуждены 27 тыс. ливров из стоимости проданных товаров.
Влюбившись в Мари-Катрин Блез, девушку из зажиточной бретонской семьи, Сюркуф в июле 1798 года отправился из Нанта в корсарский круиз на 14 пушечном судне «Кларисса» (экипаж 140 человек). Это был поход за деньгами, которые должны были удовлетворить аппетиты семейства Блез.
У берегов Африки «Кларисса» выдержала трехчасовый бой с английским кораблем и, потеряв фок-мачту, ушла на ремонт в Рио-де-Жанейро. В бразильских водах удалось взять на абордаж бриг, который был тут же отправлен в Нант.
Прибыв в Реюньон и показав губернатору свой корсарский патент, Сюркуф в следующем году отправился в крейсерство к берегам Суматры. После яростной схватки он захватил 2 английских корабля, затем один датский корабль и одно португальское судно с грузом пряностей. Переместившись к устью Ганга, он взял здесь еще 2 судна и отправил их на Реюньон. Через месяц его выследил английский военный корабль «Сибилла». Отстреливаясь, «Кларисса» ушла от погони (29 декабря 1799 года). На следующий день Сюркуф решил вернуться на прежнее место, но едва он попытался захватить американский парусник, «Сибилла» снова выследила его и принудила спасаться бегством.
1 января 1800 года Сюркуф подстерег и захватил в устье Ганга английский корабль «Джейн».
По пути к Реюньону Сюркуф захватил еще один корабль, принадлежавший американцам. Сдав свои призы, он снова вышел в море – на сей раз на корабле «Уверенность» (команда – 125 человек).
7 августа 1800 года Сюркуф отважился напасть на 38 пушечный английский корабль «Кент». Кроме экипажа и пассажиров, на его борту находились 250 моряков, снятых с горевшего судна. Когда корабли сблизились, французы смогли различить на корме британского судна «грациозную группу очаровательных молодых женщин в элегантных нарядах, которые спокойно из-под зонтиков смотрели на нас, словно мы не заслуживали ничего, кроме любопытства». Приблизившись к неприятелю с подветренной стороны, Сюркуф вдохновил своих людей на абордажную схватку и после ожесточенного сражения одержал победу. Приз был отведен в Порт-Луи – административный центр Маврикия. Распродав добычу и получив свою долю, Сюркуф повел «Уверенность» к берегам Франции, куда и прибыл в 1801 году.
В 1806 году, когда во Франции узнали о поражении адмирала Линуа и взятии его в плен англичанами (это случилось в Индийском океане), Сюркуф решил снова отправиться в Ост-Индию на специально снаряженном корабле «Ревенан» («Привидение»). За три осенних месяца 1806 года он захватил и привел на Маскаренские острова 14 английских судов с рисом; этим он спас французских колонистов от голода и увеличил свое состояние еще на несколько сот тысяч франков. Выполняя приказ губернатора, Сюркуф передал свой фрегат под командование капитана Потье, а сам был вынужден перейти на старый линейный корабль «Шарль». Потье захватил у берегов Индии громадный португальский корабль «Зачатие св. Антония». Сюркуфу приказали отвезти пленных во Францию. 21 ноября 1807 года он вышел в море на «Шарле» и после трудного перехода, занявшего больше года, благополучно вернулся на родину. С тех пор он не выходил на корсарский промысел, однако снарядил и постоянно держал на море не менее 19 корсарских кораблей.
Позже Сюркуф стал бароном. Умер он в своем замке недалеко от родного Сен-Мало в 1827 году, будучи одним из самых богатых и уважаемых судовладельцев Франции. Пятеро его детей унаследовали огромное состояние.http://www.informaxinc.ru/lib/
Tags: пираты
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments