vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Оливье Левассёр (Ла Буз) (1680—1730)

                                       Оливье Левассёр (Olivier Le Vasseur) – самый известный французский пират «золотой эпохи»; вошел в историю морского разбоя под псевдонимом Ла Буз (в документах встречаются и другие варианты написания его прозвища – Оливье де ля Буш, Луи Ла Буз, Лебюз, Лабуз). Сокровища этого пирата до сих ищут на островах Индийского океана.Он родился в портовом городе Кале в 1680 году, в юности попал на Антилы, примкнул к пиратам и около 1716 года стал капитаном пиратского корабля. В начале 1716 года Ла Буз крейсировал в водах Флориды, Кубы и Багамских островов в компании с Бенджамином Хорниголдом, имея на борту своего шлюпа 70 человек команды. Недалеко от Гаваны они захватили корабль капитана Кингстона, шедший в Голландию с грузом кампешевого дерева. У мыса Коррьентес пираты взяли две испанские бригантины с грузом какао; обе бригантины были сожжены. Почистив днища своих кораблей на острове Пинос, Ла Буз и Хорниголд в конце мая 1716 года отправились к берегам Гаити, где провели три месяца. В это время Хорниголд был смещен с должности капитана и заменен Сэмюэлом Беллами.
Вместе с Беллами Ла Буз пошел к Виргинским островам, где пираты взяли еще несколько призов. По свидетельствам очевидцев, они называли себя «людьми Робин Гуда». У острова Саба им в руки попали два английских корабля, а 16 декабря 1716 года в районе острова Бланко разбойники захватили судно «Сент-Майкл», направлявшееся из Бристоля на Ямайку.
9 января 1717 года пираты отплыли с острова Бланко к островам Лос-Тестигос, близ которых Ла Буз решил отделиться от своих английских коллег. Его дальнейшие похождения окутаны завесой тайны. Очевидно, в 1718 году он отправился через Атлантику в воды Западной Африки. В начале 1719 года мы находим Ла Буза у берегов Сьерра-Леоне: он командует бригантиной «Восходящее солнце» и действует в компании с капитанами Хоуэллом Дэвисом и Томасом Коклином. В апреле того же года Ла Буз, Дэвис и Коклин ограбили в устье р. Сьерра-Леоне не менее 15 торговых судов, после чего их пути разошлись. Судя по всему, Ла Буз разорил французский форт Видо на побережье Гвинейского залива и в конце 1719 года отправился вокруг мыса Доброй Надежды в Индийский океан.
Летом 1720 года 28 пушечный корабль Ла Буза «Индийская королева» (225 тонн) потерпел крушение у острова Майотта (Маоре) в группе Коморских островов. На острове Анжуан его шайка присоединилась к пиратским экипажам Эдварда Ингленда и Джона Тейлора. Когда Ингленд был смещен с капитанской должности, Ла Буза избрали на его место.
Покинув Анжуан на «Кассандре» и «Виктори», пираты отправились к острову Маврикий, где Ингленд и трое его друзей были осуждены на высадку. Оттуда Тейлор и Ла Буз пошли к побережью Индии. Захватив там два арабских судна, они двинулись вдоль Малабарского берега к Кочину. Неожиданно путь им преградила эскадра английской Ост-Индской компании, осаждавшая одну из баз Конаджи Ангрии. Бросив призы, пиратские суда прошли сквозь строй английских кораблей и, разметав их бортовыми залпами, еще два дня охотились за каждым из них в отдельности. Добычу Тейлор и Ла Буз сбыли голландским купцам в Кочине.
В середине февраля 1721 года «Кассандра» и «Виктори» вернулись к острову Маврикий. Здесь они кренговались и пополняли запасы провизии, а 5 апреля пошли к Мадагаскару. Через три дня пираты подошли к острову Бурбон (совр. Реюньон) и заметили на рейде большое португальское судно, лишившееся во время урагана всех своих мачт. Оно везло в Португалию много драгоценных камней, архиепископа и вице-короля Гоа графа да Эришейру. Разбойники без труда взяли его на абордаж. Захваченные на португальском судне алмазы оценивались в 3—4 млн долларов, наличных денег было взято на 0,5 млн крон, за вице-короля был уплачен выкуп в 2000 пиастров. Безусловно, этот приз можно считать одним из самых богатых в истории пиратства. Кто-то из пленных сообщил Ла Бузу, что в подветренной стороне острова стоит на якоре голландский корабль из Остенде; пираты захватили и этот приз.
Вся добыча была поделена на Мадагаскаре. На каждого участника экспедиции пришлось по 4000 фунтов стерлингов в звонкой монете и по 42 алмаза. Затем пираты сожгли пришедшую в негодность «Виктори» и решили идти в новое крейсерство на португальском призе и «Кассандре». Видимо, в конце 1721 года они отправились в Кочин, рассчитывая сбыть награбленные драгоценности голландским друзьям. В начале 1722 года Тейлор и Ла Буз перехватили богатое арабское судно, следовавшее из Китая, после чего вернулись к берегам Мадагаскара. Разделив добычу, они узнали о том, что в Индийский океан прибыла английская эскадра под командованием Томаса Мэттьюза. Не теряя времени, пираты снялись с якорей и отправились к берегам Восточной Африки, в бухту Делагоа. По данным священника Буккоя, Тейлор шел на 72 пушечном португальском призе, имея на борту 1500 человек; Ла Буз командовал 42 пушечным кораблем «Дефенс» (видимо, бывшей «Кассандрой»), в экипаже которого насчитывалось 250 человек. Прибыв в бухту Делагоа, пираты 19 апреля 1722 года захватили на берегу голландский форт; 16 голландских солдат добровольно присоединились к пиратам. В Делагоа они провели два месяца. Пополнив запасы провизии и отремонтировав суда, Тейлор и Ла Буз решили снова выйти в море. Вскоре в экипажах разгорелись споры о том, что делать дальше. Тейлор и его компаньоны хотели остаться в Индийском океане, Ла Буз настаивал на возвращении в Вест-Индию. Оставшись в меньшинстве, французский капитан и его офицеры устроили заговор и договорились ночью покинуть Тейлора. Однако многие рядовые пираты на «Дефенсе» не поддержали это намерение и подняли тревогу, Ла Буз и его сторонники были схвачены, судимы и подвергнуты порке возле грот-мачты. Кроме того, их понизили в должностях до положения простых матросов, и все, чем они владели, конфисковали в пользу корабельного братства.
Опала Ла Буза была кратковременной. Возвращаясь на Мадагаскар, пираты окончательно договорились о разделении. Тейлор, взяв под свое командование «Дефенс», изменил первоначальные планы и заявил, что пойдет в Вест-Индию. Ла Буз, восстановленный на капитанской должности, пересел на португальский приз и объявил о своем решении остаться в Индийском океане. В день прощания они устроили пирушку, переругались, и Ла Буз, войдя в раж, предложил Тейлору корабельную дуэль. Тейлор ответил, что он против драки стенка на стенку, но готов сразиться на пистолетах или саблях с любым, кто пожелает. Вызов Тейлора не был принят. На том они и разошлись.
Некоторое время Ла Буз крейсировал в водах Мадагаскара, пока не потерпел кораблекрушение; его судно село на мель, и он вынужден был поселиться на острове. В 1724 году Верховный Совет остров Бурбон предложил амнистию всем пиратам Мадагаскара, готовым порвать со своим чернознаменным прошлым. На это предложение первыми откликнулись Джон Клейтон и 8 его дружков. Губернатор Дефорж-Буше тут же отправил Клейтона с заданием уговорить Ла Буза и других пиратов переселиться на Бурбон. Миссия Клейтона оказалась не очень успешной; сам он был убит, Ла Буз менять место жительства не захотел, а амнистией пожелали воспользоваться только 23 пирата.
Шесть лет спустя капитан Эрмит, командовавший судном «Медуза», отыскал Ла Буза, назвался его другом, потом вероломно захватил его и доставил в цепях на Бурбон. Суд был скорым. Экс-пират пытался защищаться, ссылаясь на амнистию, но его никто не слушал. Один из современников утверждал, что Ла Буза приговорили к смерти «по подстрекательству одного из членов Совета, который хотел стать собственником его имущества».
17 июля 1730 года осужденный на казнь вожак пиратов был отведен к эшафоту, установленному на площади городка Сен-Дени. В момент экзекуции Ла Буз якобы бросил в толпу какие-то бумаги и крикнул:
– Мои сокровища тому, кто прочтет!
С тех пор острова Индийского океана превратились в «мекку кладоискателей». Таинственные сокровища Ла Буза ищут по сей день.

Tags: пираты
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 6
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments