vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Оливье Левассёр (Ла Буз) (1680—1730)

                                       Оливье Левассёр (Olivier Le Vasseur) – самый известный французский пират «золотой эпохи»; вошел в историю морского разбоя под псевдонимом Ла Буз (в документах встречаются и другие варианты написания его прозвища – Оливье де ля Буш, Луи Ла Буз, Лебюз, Лабуз). Сокровища этого пирата до сих ищут на островах Индийского океана.Он родился в портовом городе Кале в 1680 году, в юности попал на Антилы, примкнул к пиратам и около 1716 года стал капитаном пиратского корабля. В начале 1716 года Ла Буз крейсировал в водах Флориды, Кубы и Багамских островов в компании с Бенджамином Хорниголдом, имея на борту своего шлюпа 70 человек команды. Недалеко от Гаваны они захватили корабль капитана Кингстона, шедший в Голландию с грузом кампешевого дерева. У мыса Коррьентес пираты взяли две испанские бригантины с грузом какао; обе бригантины были сожжены. Почистив днища своих кораблей на острове Пинос, Ла Буз и Хорниголд в конце мая 1716 года отправились к берегам Гаити, где провели три месяца. В это время Хорниголд был смещен с должности капитана и заменен Сэмюэлом Беллами.
Вместе с Беллами Ла Буз пошел к Виргинским островам, где пираты взяли еще несколько призов. По свидетельствам очевидцев, они называли себя «людьми Робин Гуда». У острова Саба им в руки попали два английских корабля, а 16 декабря 1716 года в районе острова Бланко разбойники захватили судно «Сент-Майкл», направлявшееся из Бристоля на Ямайку.
9 января 1717 года пираты отплыли с острова Бланко к островам Лос-Тестигос, близ которых Ла Буз решил отделиться от своих английских коллег. Его дальнейшие похождения окутаны завесой тайны. Очевидно, в 1718 году он отправился через Атлантику в воды Западной Африки. В начале 1719 года мы находим Ла Буза у берегов Сьерра-Леоне: он командует бригантиной «Восходящее солнце» и действует в компании с капитанами Хоуэллом Дэвисом и Томасом Коклином. В апреле того же года Ла Буз, Дэвис и Коклин ограбили в устье р. Сьерра-Леоне не менее 15 торговых судов, после чего их пути разошлись. Судя по всему, Ла Буз разорил французский форт Видо на побережье Гвинейского залива и в конце 1719 года отправился вокруг мыса Доброй Надежды в Индийский океан.
Летом 1720 года 28 пушечный корабль Ла Буза «Индийская королева» (225 тонн) потерпел крушение у острова Майотта (Маоре) в группе Коморских островов. На острове Анжуан его шайка присоединилась к пиратским экипажам Эдварда Ингленда и Джона Тейлора. Когда Ингленд был смещен с капитанской должности, Ла Буза избрали на его место.
Покинув Анжуан на «Кассандре» и «Виктори», пираты отправились к острову Маврикий, где Ингленд и трое его друзей были осуждены на высадку. Оттуда Тейлор и Ла Буз пошли к побережью Индии. Захватив там два арабских судна, они двинулись вдоль Малабарского берега к Кочину. Неожиданно путь им преградила эскадра английской Ост-Индской компании, осаждавшая одну из баз Конаджи Ангрии. Бросив призы, пиратские суда прошли сквозь строй английских кораблей и, разметав их бортовыми залпами, еще два дня охотились за каждым из них в отдельности. Добычу Тейлор и Ла Буз сбыли голландским купцам в Кочине.
В середине февраля 1721 года «Кассандра» и «Виктори» вернулись к острову Маврикий. Здесь они кренговались и пополняли запасы провизии, а 5 апреля пошли к Мадагаскару. Через три дня пираты подошли к острову Бурбон (совр. Реюньон) и заметили на рейде большое португальское судно, лишившееся во время урагана всех своих мачт. Оно везло в Португалию много драгоценных камней, архиепископа и вице-короля Гоа графа да Эришейру. Разбойники без труда взяли его на абордаж. Захваченные на португальском судне алмазы оценивались в 3—4 млн долларов, наличных денег было взято на 0,5 млн крон, за вице-короля был уплачен выкуп в 2000 пиастров. Безусловно, этот приз можно считать одним из самых богатых в истории пиратства. Кто-то из пленных сообщил Ла Бузу, что в подветренной стороне острова стоит на якоре голландский корабль из Остенде; пираты захватили и этот приз.
Вся добыча была поделена на Мадагаскаре. На каждого участника экспедиции пришлось по 4000 фунтов стерлингов в звонкой монете и по 42 алмаза. Затем пираты сожгли пришедшую в негодность «Виктори» и решили идти в новое крейсерство на португальском призе и «Кассандре». Видимо, в конце 1721 года они отправились в Кочин, рассчитывая сбыть награбленные драгоценности голландским друзьям. В начале 1722 года Тейлор и Ла Буз перехватили богатое арабское судно, следовавшее из Китая, после чего вернулись к берегам Мадагаскара. Разделив добычу, они узнали о том, что в Индийский океан прибыла английская эскадра под командованием Томаса Мэттьюза. Не теряя времени, пираты снялись с якорей и отправились к берегам Восточной Африки, в бухту Делагоа. По данным священника Буккоя, Тейлор шел на 72 пушечном португальском призе, имея на борту 1500 человек; Ла Буз командовал 42 пушечным кораблем «Дефенс» (видимо, бывшей «Кассандрой»), в экипаже которого насчитывалось 250 человек. Прибыв в бухту Делагоа, пираты 19 апреля 1722 года захватили на берегу голландский форт; 16 голландских солдат добровольно присоединились к пиратам. В Делагоа они провели два месяца. Пополнив запасы провизии и отремонтировав суда, Тейлор и Ла Буз решили снова выйти в море. Вскоре в экипажах разгорелись споры о том, что делать дальше. Тейлор и его компаньоны хотели остаться в Индийском океане, Ла Буз настаивал на возвращении в Вест-Индию. Оставшись в меньшинстве, французский капитан и его офицеры устроили заговор и договорились ночью покинуть Тейлора. Однако многие рядовые пираты на «Дефенсе» не поддержали это намерение и подняли тревогу, Ла Буз и его сторонники были схвачены, судимы и подвергнуты порке возле грот-мачты. Кроме того, их понизили в должностях до положения простых матросов, и все, чем они владели, конфисковали в пользу корабельного братства.
Опала Ла Буза была кратковременной. Возвращаясь на Мадагаскар, пираты окончательно договорились о разделении. Тейлор, взяв под свое командование «Дефенс», изменил первоначальные планы и заявил, что пойдет в Вест-Индию. Ла Буз, восстановленный на капитанской должности, пересел на португальский приз и объявил о своем решении остаться в Индийском океане. В день прощания они устроили пирушку, переругались, и Ла Буз, войдя в раж, предложил Тейлору корабельную дуэль. Тейлор ответил, что он против драки стенка на стенку, но готов сразиться на пистолетах или саблях с любым, кто пожелает. Вызов Тейлора не был принят. На том они и разошлись.
Некоторое время Ла Буз крейсировал в водах Мадагаскара, пока не потерпел кораблекрушение; его судно село на мель, и он вынужден был поселиться на острове. В 1724 году Верховный Совет остров Бурбон предложил амнистию всем пиратам Мадагаскара, готовым порвать со своим чернознаменным прошлым. На это предложение первыми откликнулись Джон Клейтон и 8 его дружков. Губернатор Дефорж-Буше тут же отправил Клейтона с заданием уговорить Ла Буза и других пиратов переселиться на Бурбон. Миссия Клейтона оказалась не очень успешной; сам он был убит, Ла Буз менять место жительства не захотел, а амнистией пожелали воспользоваться только 23 пирата.
Шесть лет спустя капитан Эрмит, командовавший судном «Медуза», отыскал Ла Буза, назвался его другом, потом вероломно захватил его и доставил в цепях на Бурбон. Суд был скорым. Экс-пират пытался защищаться, ссылаясь на амнистию, но его никто не слушал. Один из современников утверждал, что Ла Буза приговорили к смерти «по подстрекательству одного из членов Совета, который хотел стать собственником его имущества».
17 июля 1730 года осужденный на казнь вожак пиратов был отведен к эшафоту, установленному на площади городка Сен-Дени. В момент экзекуции Ла Буз якобы бросил в толпу какие-то бумаги и крикнул:
– Мои сокровища тому, кто прочтет!
С тех пор острова Индийского океана превратились в «мекку кладоискателей». Таинственные сокровища Ла Буза ищут по сей день.

Tags: пираты
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments