vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Ричард Гренвилл (1542—1591)

                  Ричард Гренвилл (Richard Grenville) – английский корсар эпохи Елизаветы I Тюдор, прославившийся экспедициями в Виргинию и героическим сражением против превосходящих сил испанского флота в водах Азорских островов. Был кузеном сэра Уолтера Рэли и сэра Фрэнсиса Дрейка.
Был выходцем из старинной, но обедневшей корнуоллской семьи. Его отец, сэр Роджер Гренвилл, командовал печально известным военным кораблем «Мэри Роуз», затонувшим в гавани Портсмута в 1545 году. Мать Ричарда вышла замуж за Томаса Арунделла, и свое детство наше герой провел в Клифтон-Арунделл-Хаусе.
В 17 летнем возрасте Ричард Гренвилл стал изучать право в Иннер-Темпле. Уже тогда, обладая крутым нравом, он прославился почти легендарными упрямством и грубостью. 19 ноября 1562 года, вовлеченный в ссору на улице Стрэнд в Вестминстере, Ричард нанес шпагой смертельную рану Роберту Баннистеру. После помилования он женился (его избранницей в 1565 году стала Мэри Сент-Леджер), а затем подался на континент в поисках военного счастья. В 1566—1568 годах воевал на стороне австрийских Габсбургов против турок в Венгрии, а в 1568—1569 годах участвовал в подавлении антибританского восстания в Манстере (Ирландия), где вместе с сэром Уорхэмом Сент-Леджером приобрел земельные владения.
В 1571 году Гренвилл стал членом английского парламента от Корнуолла. В 1576—1577 годах, будучи шерифом графства Корнуолл, он занимался вопросами охраны западного побережья Британии, а также преследованием местных католиков. В награду за эту деятельность королева возвела его в рыцари (1577). В 1583 году сэр Ричард принимал участие в подавлении восстания Дезмонда в Ирландии и в награду за это получил еще 24 тыс. акров земли.
В 1585 году двоюродный брат Гренвилла, Уолтер Рэли, предложил ему возглавить колонизационную экспедицию в Северную Америку. Были снаряжены корабли «Тайгер», «Роубак» и «Лайон», к ним добавили 2 меньших судна – «Элизабет» и «Дороти» – и 2 вспомогательных пинаса. Среди капитанов были будущий третий кругосветный мореплаватель Томас Кавендиш и корсар Джордж Реймонд.
Снабженный каперским свидетельством, Гренвилл вышел в море, в апреле 1585 года достиг Антильских островов, построил форт на побережье Пуэрто-Рико и, запугав местных жителей, отправился на Эспаньолу (совр. Гаити). Здесь он закупил скот для будущей виргинской колонии, потом на глазах у испанцев захватил 4 торговых судна, забрал их грузы, а за пленных взял выкуп.
В конце июня Гренвилл прибыл в район залива Памлико, высадил колонистов на острове Роанок и в конце августа пустился в обратный путь. В Атлантике он хотел перехватить «серебряный флот». Но этот флот, состоявший из 33 судов, отплыл из Гаваны в Испанию еще в июле, так что Гренвилл опоздал. Правда, 300 тонный корабль «Санта-Мария де Сан-Висенти», шедший из Санто-Доминго, отстал от конвоя. «Тайгер» атаковал его недалеко от Бермудских островов. На его борту обнаружили золото, серебро, жемчуг, сахар, имбирь, кошениль и шкуры стоимостью 120 тыс. дукатов. Гренвилл забрал все золото и драгоценности, половину других грузов переправил на борт «Тайгера», а сам поплыл в Англию на призовом судне. «Санта-Мария де Сан-Висенти» прибыла в Плимут 18 октября, через двенацать дней после того, как «Тайгер» бросил якорь в Фалмуте. Утаив от пайщиков экспедиции жемчуг, золото и серебро, Гренвилл определил стоимость имбиря и сахара в 40—50 тыс. дукатов. Королева Елизавета забрала себе львиную долю добычи. Чистая прибыль от экспедиции была определена в 10 тыс. фунтов стерлингов.
В 1587—1588 годах, в связи с угрозой нападения Испанской армады на Англию, Гренвилл участвовал в укреплении системы обороны на западе страны, а после гибели армады поселился в Манстере (Ирландия).
В 1591 году, когда лорд Томас Хоуард был послан в каперский рейд с флотом из 22 кораблей для перехвата «серебряного флота», Гренвилл отправился вместе с ним в качестве вице-адмирала на 43 пушечном «Ривендже».
Утром 31 августа 1591 года англичане увидели на горизонте паруса большого флота. Решив, что это идут долгожданные галеоны с сокровищами из Америки, Хоуард двинулся ему навстречу. Но, рассмотрев неприятельские корабли с более близкой дистанции, английский командующий понял, что ошибся: к нему приближались 6 военных галеонов и 4 большие каракки. В этой ситуации Хоуард отдал капитанам своих судов приказ об отступлении, однако «Ривендж» замешкался, был отрезан испанцами от английской эскадры и в одиночку вступил в бой с испанскими кораблями.
Сражение продолжалось четыре часа. Гренвиллу удалось повредить две новых испанских каракки – сначала «Сан-Фелипе», затем «Бернабе» – и пару галеонов («Асунсьон» и «Коутиньо»), но и его корабль получил восемь прямых попаданий в борт, все мачты на нем были сбиты. Испанским аркебузирам удалось ранить Гренвилла в голову и подстрелить корабельного хирурга. Общие потери «Ривенджа» к этому времени составили 40 человек убитыми и 50 – ранеными. Хотя после полуночи галеон «Коутиньо» затонул, а «Асунсьон» был так разбит, что испанцы затопили его сами, английский корабль был обречен. На рассвете умирающий Гренвилл приказал бомбардиру взорвать «Ривендж», но старший помощник Ландхорн решил сдаться на милость испанцам. Вместе с группой верных ему матросов он арестовал бомбардира и велел запереть его в трюме, после чего отправил парламентеров на борт флагманской каракки «Сан-Фелипе». Через несколько дней Гренвилл, не приходя в сознание, скончался от ран на борту испанского флагмана.
В том же году сэр Уолтер Рэли опубликовал «Правдивый доклад о сражении близ Азорских островов, случившемся этим летом». В нем Рэли изложил свою версию происшедшего, возведя рядовой эпизод англо-испанской морской войны в разряд одной из величайших битв. Позже Гренвилл и его героическая смерть у Азорских островов были воспеты английским поэтом Алфредом Теннисоном в его поэме «“Ривендж”: Баллада о флотилии» (1880) и навечно вписаны в анналы британского флота.http://www.informaxinc.ru/lib/
Tags: пираты
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment