vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Почему мы так говорим? Автор: А.А. Молёнов Источник: https://sh

Под именем Юрия (или Егория) на Руси с древних времен почитался святой Георгий. Еще в 1030 годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри св. Георгия и повелел по всей Руси чтить этого святого 26 ноября (по старому стилю; по новому — 9 декабря). Святой Георгий в православии считается покровителем земледелия и скотоводства (со времен Дмитрия Донского — и покровителем Москвы).
Примечательно, кстати, что в дохристианском, языческом пантеоне славян скотоводство находилось под «юрисдикцией» змея Велеса. Примечательно потому, что в новом веровании покровителем скотоводства и земледелия становится великомученик Георгий, явившийся жителям окрестностей города Белита (ныне Бейрут) во всеоружии на белом коне и поразивший копьем невиданного змия, жившего в озере и собиравшего дань в виде человеческих жертв с жителей всей округи. По преданию, дошла, наконец, очередь и до дочери местного царя, которая, как водится, отличалась невиданной красотой. Народ привел ее к озеру и стал поодаль в ожидании привычно ужасного развития событий, усугубленного на этот раз красотой принцессы (да и дочь царя, все-таки!). Но поживиться столь лакомым куском противному, ужасному и гадкому змию не удалось. В разгар действа, причем, благородно упреждая его кровавую кульминацию, пред змием явился св. Георгий на белом коне и с копьем. Увидев змия, Георгий осенил себя крестным знамением и вонзил чудовищу копье в горло. Чудовище при этом не умерло, но полностью потеряло способность к какому бы то ни было сопротивлению. Святой велел прекрасной принцессе связать змия поясом и отвести в город. Народ при виде такого развития событий стал в панике разбегаться, но Георгий уверил людей, что именно он посланник Бога и что именно в его задаче — убить чудище. Сказано — сделано: Георгий принародно убил любившего человечину змия, а жители с удовольствием сожгли труп. Таково предание. После этой победы св. Георгий и стал называться Победоносцем, хотя и кроме этого подвига в его биографии числится великое множество не менее славных деяний. Праздновался на Руси и еще один Юрьев день — весенний (23 апреля по старому стилю), начало подготовки к следующему сельскохозяйственному сезону, — но происхождение поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» связывают именно с днем, отмечаемым 26 ноября (9 декабря по новому стилю). В общем-то, было вполне логично отмечать праздник земледелия и скотоводства в конце ноября: урожай прибран по амбарам и сусекам, а скот давно обосновался на зимний постой — сельскохозяйственный год можно считать законченным, посчитав все прибытки и убытки ушедшего в историю очередного сезона. Наверное, именно поэтому только за неделю до и неделю после этого дня крестьянину, начиная с времен правления Ивана IV Грозного, разрешалось переходить от одного землевладельца к другому. Историки отмечают введение этого правила как очередной шаг в закрепощении крестьянства и защите прав крупного землевладельца — опоры власти. Но — народ поворчал и привык. Долгие годы крестьяне знали, что каждый год у них есть ровно две недели для всех расчетов с прежним землевладельцем и перехода на новое место жительства. Потом этот порядок даже считался за благо. А вот Борис Годунов (с 1587 г. фактический, а с 17.02.1598 г. по 13.04.1605 г. официальный глава Российского государства, царь) в силу разных причин отменил и этот переход. Такое полное закрепощение не могло не вызвать бурного недовольства крестьянского сословия, но борьба была явно неравной, и в 1649 году Соборным уложением было законодательно подтверждено полное и окончательное закрепощение крестьян. К царствованию Б. Годунова и приписывают время происхождения поговорки про Юрьев день. Оттуда, как говорится, все началось, и народ этого, разумеется, не забыл. И поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» — лишнее тому подтверждение. Можно спорить о целесообразности отмены права перехода так называемого тяглового крестьянина от одного землевладельца к другому в те далекие времена, но память народная — суть не простая. И почти всегда предстают в ней события в далеком от «политической целесообразности» свете. Тем не менее, поговорка прижилась, и означает она разочарование от ожидания. Остается лишь пожелать уважаемому читателю, чтобы ему никогда не пришлось употреблять эти слова применительно к собственной персоне.
Автор: А.А. Молёнов
© Shkolazhizni.ru
Tags: познавательное
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments