vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Бартоломью Шарп (1650 – ок. 1705)

                                      Один из островов архипелага Сан-Блас                                                                                                                                                                                                                                                                                               Бартоломью Шарп (Bartholomew Sharp) – один из наиболее популярных флибустьерских вожаков 70—80 х годов XVII века, соратник капитана Джона Коксона. Прославился не только пиратскими похождениями в Карибском море и Тихом океане, но и дневником, в котором подробно описал свои приключения.
Шарп был уроженцем Стэпни. Согласно заявлению, сделанному им в Англии в 1682 году, он начал свою карьеру флибустьера в 1666 году. Вероятно, он служил под командованием Моргана или одного из капитанов. В начале октября 1679 года он в компании с Коксоном захватил в Гондурасском заливе испанский корабль, груз которого они пришли сбыть в Порт-Ройяле. И уже в конца того же года Шарп отправился в дальний поход, который сделал его знаменитым.
В последние дни 1679 года его барка стояла на якоре в Порт-Моранте на Ямайке в компании других пиратских судов, которыми командовали капитаны Коксон, Эссекс, Эллисон и Mэготт. У пиратов имелись пропуска от губернатора Карлайла с разрешением идти за кампешевым деревом в Гондурас. В конце января 1680 года их флотилия, к которой присоединился француз Жан Роз, покинула Порт-Морант, направившись к острову Фуэрте, что у берегов Картахены. Однако шторм отбросил его барку от судов компаньонов, и Шарп отправился к Пиносу – одному из островов в архипелаге Сан-Блас. Таким образом, он не смог принять участие в походе флибустьеров на Пуэрто-Бельо (февраль 1680 года). Шарп обнаружил Коксона и других пиратов только после того, как они ограбили этот панамский город.
В середине апреля разбойники высадились на Панамском перешейке, чтобы с индейцами куна идти к тихоокеанскому побережью Америки на город Панаму. Отряд в составе 331 человека был разделен на 7 команд под общим командованием капитана Питера Харриса. Что касается Шарпа, то он командовал авангардом, который двигался под красным флагом. 25 апреля пираты атаковали и захватили городок Санта-Мария. Не обнаружив там большой добычи, они продолжили свой путь по рекам до Панамского залива, куда и прибыли 28 апреля. Чуть позже они захватили несколько лодок и барку в 30 тонн.
На следующий день командование этой баркой было передано Шарпу. Другие руководители, имевшие только лодки, бросились тогда в погоню за второй баркой. Шарп, вновь оказавшись отделенным от компаньонов, пошел к одному из островов архипелага Лас-Перлас, где захватил новую бригантину. На этом острове он, кажется, неплохо провел время, поскольку с комфортом расположился в доме местной красавицы. Переоснастив трофейное судно, Шарп отправился на нем искать пропавших товарищей.
В начале мая он обнаружил Коксона на острове Перико, возле которого флибустьеры после кровавого боя захватили 5 испанских кораблей, высланных против них из Панамы. Решив вернуться на Антиллы, Коксон с небольшим отрядом вскоре ушел туда через Дарьенский перешеек, а Шарп продолжил крейсерство в Панамском заливе вместе с Ричардом Сокинсом и Эдмундом Куком.
В мае пиратская флотилия продолжала промышлять в Панамском заливе. Здесь они захватили судно из Tрухильо, перевозившее 50 бочонков пороха, ядра, вино, а также 51 тыс. пиастров. От испанцев, которые плыли на нем, узнали, что другой корабль, перевозивший в два раза больше денег, вышел в море из Кальяо. Спустя два дня пираты взяли на абордаж еще одно судно, шедшее из Трухильо, экипаж которого подтвердил новость о богатом корабле из Кальяо. Между тем, страдая от голода, флибустьеры отказались ожидать перуанский корабль с деньгами и решили напасть на какой-нибудь поселок на побережье.
25 мая пиратская флотилия, состоявшая из «Тринити», 2 небольших кораблей и 2 барок, оставила Тавогу. Остановившись у острова Койба, разбойники на общем собрании решили напасть на городок Пуэбло-Нуэво (совр. Ремедьос). В этой акции погиб капитан Сокинс.
Избрав новым генералом капитана Шарпа, флибустьеры снова собрались на острове Койба на совещание: решался вопрос, вернуться ли через Панамский перешеек в Карибское море или отправиться в крейсерство к берегам Южной Америки с последующим возвращением в Вест-Индию через Магелланов пролив. Примерно 60 человек высказались за немедленное возвращение и, забрав одну барку, вскоре ушли. Остальные 146 человек во главе с капитаном Шарпом и Эдмундом Куком решили идти к побережью Эквадора.
В середине сентября флибустьеры перехватили корабль, шедший из Гуаякиля в Кальяо, а затем продолжили путь на юг вдоль перуанского побережья. В начале ноября они высадились на подступах к маленькому портовому городку Ило, но, увидев на пляже испанский отряд из 300 человек, отказались от нападения. Освободив часть пленных, Шарп во главе 35 пиратов в декабре 1680 года совершил набег на поселок Ла-Серену близ Кокимбо.
В конце декабря флибустьеры прибыли на острова Хуан-Фернандес. Здесь 16 января 1681 года они отстранили его от командования и избрали новым генералом Джона Уотлинга. На следующее утро флибустьеров ожидал неприятный сюрприз: в открытом море показались 3 испанских военных корабля. Они шли прямо к острову. Капитан Уотлинг велел спешно готовиться к отплытию. Но когда пираты поднялись на борт «Тринити», обнаружилось, что пропал индеец Уиль. Последний охотился в долине на диких коз, не подозревая о случившемся. Лишь вернувшись на берег, он понял, что его покинули.
Отправившись к побережью Перу, пираты решили атаковать Арику. Дело, однако, обернулось катастрофой. 9 февраля, во время штурма испанских укреплений, около 30 англичан было убито, включая капитана Уотлинга, а 9 человек угодили в плен. Выжившие, отстреливаясь, вернулись на борт «Тринити» и вновь избрали генералом Шарпа. В конце марта он сделал высадку в Гуаско – береговом поселке, жители которого бежали в горы. 6 апреля, уже во второй раз, они напали на городок Ило, захватив его перед самым рассветом. 27 го числа того же месяца, когда пираты находились на пути от острова Ла-Плата, 44 из них отказались продолжать поход под командованием Шарпа. Среди недовольных оказались Уильям Дампир и Лайонел Уофер. На баркалоне и лодке они отправились в Панамский залив.
Что касается Шарпа, то он взял курс на залив Никоя, куда и прибыл во второй половине мая. В этом месте, а затем в заливе Дульсе он сделал несколько высадок, которые принесли пиратам только продовольствие и пленных. Наконец, решив со своими людьми возвращаться к берегам Перу, он оставил залив Дульсе. 20 июля флибустьеры захватили корабль «Сан-Педро», шедший из Кальяо в Панаму и перевозивший более 37 тыс. пиастров.
8 августа на широте мыса Пасадо Шарп погнался за вооруженным торговым кораблем «Сан-Росарио»; он направлялся из Кальяо с 24 пассажирами и грузом вина, бренди, оловяных слитков и артишоков. Позже моряк Симон Кальдерон показал под присягой, что «пираты настигли его, а затем начали стрелять из мушкетов и первыми же тремя выстрелами убили капитана “Росарио”, Хуана Лопеса, и стреляли вновь, и захватили корабль, и взяли с него все, что они посчитали необходимым из вина и бренди, а также все серебро и другие вещи, имевшие ценность, и замучили двух испанцев с целью узнать, не было ли у них еще серебра, и порезали паруса и такелаж, кроме грот-паруса, и пустили корабль по воле ветра вместе с людьми…». Но, пожалуй, самым ценным призом, взятым на борту «Сан-Росарио», оказались секретные навигационные карты Южного моря.
После неудачного нападения на Пайту (сентябрь 1681 года) пираты решили вернуться в Вест-Индию. 1 декабря 1681 года они обогнули мыс Горн, а в феврале 1682 года прибыли к Барбадосу. Поскольку в гавани Бриджтауна находился военный корабль «Ричмонд», флибустьеры не отважились войти туда и направились к острову Антигуа. 10-го числа того же месяца «Тринити» стал на якорь у Антигуа, однако местный губернатор отказал им в стоянке. Оставив «Тринити» тем из своих товарищей, которые проиграли свою долю добычи в кости, около 20 других на 2 торговых судах решили идти в Англию; капитан Шарп был в их числе.
Шарп прибыл в Плимут в апреле. Менее чем через три месяца он предстал перед Верховным судом Адмиралтейства вместе со своими дружками. Их обвиняли в пиратстве и убийствах. Главным обвинителем был посол Испании в Лондоне дон Педро Ронкильо. Однако Шарп и двое других обвиняемых были оправданы из-за «нехватки доказательств», потому что суд отказался рассматривать свидетельские показания двух молодых индейцев.
Шарпа и его людей спасли от виселицы навигационные карты Южного моря, которые они взяли на «Сан-Росарио». За несколько дней до процесса, когда суд еще не вынес своего приговора, король Карл II, получивший копию с этих карт, понял их ценность и просил судей сначала отсрочить судебное разбирательство, а потом вынести обвиняемым оправдательный приговор.
Шарп получил не только свободу, но и предложение командовать военным шлюпом «Бонетта». Однако он отказался от этого назначения. По свидетельству одного из его компаньонов, Шарп купил на Темзе старое судно и близ Даунса захватил французский корабль. На этом призе он отправился в Карибское море.
В начале 1684 года Шарп сделал остановку на острове Невис. Там сэр Уильям Стэплтон выдал ему каперское поручение для охоты на пиратов и индейцев. Но Шарп оказался плохим полицейским. Видимо, весной он объединился в Гондурасском заливе со своими старыми дружками Коксоном и Янки и ограбил несколько испанских поселений, а осенью его судно заметили у берегов Ямайки.
В следующем году Шарп принял участие в последнем совместном предприятии французских флибустьеров и их английских собратьев с Ямайки против испанцев. В мае у северо-восточного берега Юкатана он наткнулся на 3 французских судна. Одно из них было под командованием капитана Брэхи, который взял 10 пушечный фрегат Шарпа «Джошуа» на абордаж. Приз был отведен к флотилии, которой командовал Граммон. Последний «обязал» Шарпа и его людей принять участие в захвате и грабеже города Кампече (июль—август 1685 года).
Осенью Шарп отделился от флотилии французов. Покинув Мексиканский залив, он пошел к Бермудским островам, куда и прибыл в последние дни 1685 года. Губернатор этой английской колонии, Ричард Кони находился в конфликте с несколькими плантаторами. С помощью Шарпа ему удалось усмирить мятежных колонистов.
В конце июля 1686 года вице-губернатор Британских Подветренных островов сэр Джеймс Рассел приказал капитану Сент-Ло, командиру военного корабля «Дартмут», отправиться на Бермуды и проверить правдивость информации о пиратских действиях Шарпа. После короткого расследования Сент-Ло узнал, что Шарп продал на Бермудских островах около 30 индейцев, которые являлись частью трофея, взятого пиратами в Кампече в предыдущем году. Губернатор вынужден был выдать Шарпа капитану Сент-Ло. В конце года тот вернулся на Невис – остров, где находилась резиденция губернатора Подветренных островов.
На Невисе Шарп участвовал в двух судебных процессах, на которых его обвиняли в пиратских акциях, совершенных в 1684—1685 годах. Но Шарп снова был оправдан.
В 1688 году капитан Шарп обосновался на маленьком песчаном острове Aнгилья, «губернатором» которого он сам себя назначил. Согласно некоторым источникам, он начал выдавать фальшивые каперские лицензии и разжигать свою курительную трубку мандатами, выданными для его ареста. В 1690 году, во время войны Англии против Франции, он принял участие в защите Aнгильи от французов.
О карьере Шарпа в течение следующих лет известно крайне мало. В 1696 году, вероятно, из-за новых ссор с английскими властями Шарп поселился на острове Сент-Томас, находившемся тогда во владении Дании. Двумя годами позже, наделав долгов, он попытался оставить остров, но был арестован датскими властями. Суд приговорил Шарпа к пожизненному заключению с конфискацией всего имущества, которым он владел. Однако через некоторое время старый пройдоха сумел каким-то образом сбежать с Сент-Томаса. Где он закончил свои дни, точно неизвестно.http://www.informaxinc.ru/lib/
Tags: пираты
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments