vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

ЗАХВАТЫ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СОЮЗНИКАМИ

Оригинал взят у vitas1917 в ЗАХВАТЫ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК СОЮЗНИКАМИ
                                 Для засекречивания радиограмм в Германии использовалась шифровальная машина "Энигма", внешне напоминавшая пишущую машинку с обычной клавиатурой. Текст радиограммы оператор набирал в открытом виде; во время этого набора "Энигма" автоматически производила шифрование и высвечивала соответствующие зашифрованные буквы. На подводных лодках с начала войны использовался вариант "Энигмы" с тремя роторами, который с 1942 года усовершенствовали, добавив четвертый ротор. При шифровании текста существовало огромное множество комбинаций, что чрезвычайно затрудняло дешифрование радиограмм.
Британское адмиралтейство прикладывало большие усилия для получения в свое распоряжение шифровальной машины "Энигма" и журналов с кодами. Когда представлялась возможность, к всплывшей лодке высылалась абордажная команда, до появления которой немецкие подводники старались уничтожить шифровальную машину "Энигма" и шифровальные документы. Однако сделать это удавалось не всегда, поэтому британцам удалось захватить "Энигму" на подводных лодках U-110 и U-505, а на U-559 и, предположительно, на U-744 и U-1024 в руки союзников попали важные документы "Энигмы".
U-110
Захват U-110 09.05.1941 года
Ранним утром 9 мая 1941 года U-110 под командованием капитан-лейтенанта Фрица-Юлиуса Лемпа и U-201 под командованием обер-лейтенанта Адальберта Шнее обнаружили конвой OB-318. Первой суда союзников атаковал Фриц-Юлиус Лемп и ему удалось потопить два британских грузовых судна общим водоизмещением 7585 тонн, после чего подводная лодка U-110 была обнаружена и атакована глубинными бомбами, сброшенными британским корветом "Обретия" и эсминцами "Бульдог" и "Бродвей". В результате полученных повреждений подлодка провалилась на глубину 90 метров, а затем была вынуждена всплыть. Лемп бросился на ходовой мостик и увидел, что эсминцы "Бульдог" и "Бродвей" идут на таран. Экипажу были даны приказы срочно покинуть лодку и открыть кингстоны, но, по свидетельству первого вахтенного офицера Дитриха Леве, главный механик Ганс-Йоахим Айхельборн второй приказ выполнить не смог. Немецкие подводники стали спешно покидать подводную лодку по обстрелом кораблей, и последними ее покинули Лемп, Айхельборн и Леве. Увидев, что лодка покинута экипажем и устойчиво держится на воде, командиры британских эсминцев приняли решение отказаться от тарана и захватить поврежденную лодку. Они сбавили ход и командир эсминца "Бульдог" Бейкер-Крессуэлл сформировал и отправил на U-110 абордажную команду из десяти британских моряков под командованием младшего лейтенанта Дэвида Бальми. В это время находившиеся в воде Лемп и Леве увидели, что британцы выслали вельбот с командой, и Лемп отчаянно поплыл к дрейфующей подводной лодке. Однако Лемп погиб, когда уже подплывал к лодке, по одной версии, застреленный одним из моряков абордажной команды, по другой версии, умышленно дал себе утонуть.
Добравшись до U-110, Бальми просигналил на "Бульдог", что подлодка не собирается тонуть и для проверки лодки требуются механики, которые были высланы с эсминца "Бродвей". Пока механики добирались до лодки, абордажная команда обследовала лодку, в результате чего в руки британцев попали: шифровальная машина "Энигма"; журналы шифров на апрель и июнь 1941 года; комплект морских карт; карты минных полей, установленных немцами в Северном море и у французского побережья; чертежи и руководства по эксплуатации различных систем подводной лодки типа IXB, а также вахтенный журнал и расшифрованные радиограммы. Прибывшие механики не смогли прекратить поступление воды в кормовую балластную цистерну и остановить левый электродвигатель, после чего они задраили люки между отсеками лодки и вернулись на свой корабль. В это же время эсминец "Бродвей" и корвет "Обретия" начали быстро принимать на борт команду подлодки для сохранения в тайне захвата U-110, в результате чего из воды были спасены тридцать четыре немецких подводника.
Поначалу было принято решение отбуксировать подводную лодку к побережью Исландии, но вполне вероятно, что это решение было отменено и ей дали затонуть утром 10 мая в ста милях от берега. Немецкое командование считало, что U-110 унесла свои тайны на дно, однако британцы с июня 1941 года стали читать зашифрованные радиограммы между штабом в Лорьяне (Франция) и подводными лодками. Это продолжалось до февраля 1942 года, пока немцы не усложнили "Энигму", добавив к трём роторам шифровальной машины четвёртый.
U-570
Захват U-570 27.08.1941 года
Выйдя из Тронхейма в свое первое и, как оказалось, последнее плавание 23 августа 1941 года, U-570 под командованием капитан-лейтенанта Ганса Йоахима Рамлова получила приказ действовать в Северной Атлантике. Подлодка взяла курс на отведенную боевую позицию южнее Исландии, после того как получила от командования задание идти на перехват следовавшего в восточном направлении конвоя HX-144. Однако лодка попала в полосу шторма, и вскоре не имевший боевого опыта экипаж вконец был измотан качкой. Ранним утром 27 августа лодка прибыла на указанную позицию, находившуюся в восьмидесяти милях южнее Исландии. В ходе попытки выследить конвой U-570 всплыла на поверхность и была обнаружена "Хадсоном" из 269-й эскадрильи Королевских ВВС, который сбросил четыре глубинные бомбы прежде, чем лодка успела погрузиться. Подводная лодка получила повреждения и через потерявшие герметичность люки начала заполняться водой. Среди неопытного экипажа разнесся слух, что в кормовые отсеки стали поступать пары хлора, началась паника и люди из кормовых отсеков эвакуировались в отсек центрального поста. Кроме того, Рамлову доложили о неисправности электродвигателей и горизонтальных рулей.
Вместо того, чтобы попытаться устранить повреждения и в случае успеха перейти в подводное положение, командир U-570 приказал своим подчиненным надеть спасательные средства, выкинуть за борт шифровальную машину "Энигма" с секретными документами и приготовиться к затоплению лодки. Однако экипаж не подчинился и последний приказ не был выполнен. На палубе подлодки появились два подводника, один из которых размахивал белой рубашкой, а другой держал над головой белую доску, что означало одно - сдачу в плен. "Хадсон" продолжал кружить над субмариной, пока его не сменили "Каталина" из 209-й эскадрильи и "Хадсон" из 269-й эскадрильи Королевских ВВС. Командир U-570 передал Деницу радиограмму открытым текстом: "Меня атакуют самолеты противника. Перейти в подводное положение не имею возможности". К подводной лодке были срочно направлены шесть британских кораблей, и к наступлению темноты возле нее первым оказался противолодочный траулер "Нортен Чиф", командир которого просигналил на лодку: "Если вы предпримете попытку затопить лодку, ваши спасательные средства будут расстреляны". За ночь "Нортен Чиф" получил усиление в виде эсминцев "Ниагара" и "Беруэлл", а также трех противолодочных траулеров "Кингстон Эгат", "Уэйстуотер" и "Уиндемир". Во избежание затопления лодки командиром эсминца "Беруэлл" было принято решение не переправлять немецких подводников на британские корабли, а оставить их на борту подводной лодки. Ранним утром 28 августа Рамлов просигналил на "Беруэлл": "Прошу взять людей на борт - лодка тонет", но в ответ получил сообщение: "Продуйте балластные цистерны. Если затопите лодку, на помощь не рассчитывайте". На U-570 попытались переправить буксирный трос, но попытка не удалась. В это время на лодку произвел атаку глубинными бомбами неожиданно появившийся самолет из 330-й эскадрильи Королевских ВВС. После этой атаки командир подводной лодки сообщил о готовности закрепить буксирный трос. Немецкие подводники замешкались, и с эсминца "Беруэлл" по ним была выпущена пулеметная очередь, в результате чего были ранены пять немецких моряков. Это возымело свои действия, и Рамлов продул балластные цистерны. После этого на лодку была отправлена команда с траулера "Кингстон Эгат", которая наконец-то закрепила буксирный трос и сообщила командиру "Кингстон Эгат", что кормовой отсек подлодки заполнен водой. В конечном итоге немецкие подводники все-таки были переправлены на британские корабли вопреки первоначальному плану командира эсминца "Беруэлл".
U-570 была взята на буксир противолодочным траулером "Кингстон Эгат". Несмотря на опасения британцев, подлодка не затонула и утром 29 августа была доставлена в порт Торлаксхафн (Исландия). В порту лодку обследовали специалисты и нашли неисправными только одну из аккумуляторных батарей, счетно-решающий прибор, гирокомпас и консоль гидроакустической станции. Примечательно, что паров хлора в лодке не было обнаружено. Заключение специалистов было следующим: затопление подводной лодке не угрожало. U-570 была отремонтирована и 19 сентября 1941 года поступила на службу Королевских ВМС как подводная лодка Его Величества "Граф". К весне 1942 года завершилось тщательное изучение экспертами характеристик лодки - скорости надводного и подводного хода, глубины и скорости погружения, что очень помогло англичанам охотиться за другими немецкими лодками. Подводная лодка Его Величества "Граф" была аттестована как пригодная к боевым действиям в сентябре 1942 года и совершила несколько боевых походов; она вышла из строя 20 марта 1944 года, после того как села на мель около острова Айлей.
U-559
Командир подводной лодки U-559 капитан-лейтенант Ганс Хайдтманн во время своего десятого плавания получил приказ патрулировать восточные районы Средиземного моря. Ранним утром 30 октября 1942 года в семидесяти милях к северо-востоку от Порт-Саида лодка была обнаружена "Сандерлендом", который сообщил о "возможном контакте с подводной лодкой" и вызвал из Порт-Саида британские эсминцы 12-й флотилии "Пакингем", "Петард", "Далвертон" и "Хёрворт". После полудня эсминцы и присоединившийся к ним эсминец "Хиро" прибыли в заданную точку, и по наводке другого британского самолета в семи милях от этого места эсминец "Далвертон" обнаружил подводную лодку с помощью сонара. Британские эсминцы начали атаковать U-559 глубинными бомбами, в результате чего на нее было сброшено 150 бомб. Последние пять, сброшенные "Петардом", нанесли серьезные повреждения лодке, и в 22.40 Хайдтманн дал команду на всплытие в надежде уйти под покровом ночи. Однако на поверхности лодка была обнаружена эсминцем "Хёрворт", который вместе с "Петардом" открыл по ней огонь из 20- и 40-мм пушек. Огонь был шквальный, в результате чего семеро членов экипажа погибли, а тридцать восемь уцелевших покинули лодку и попали в плен.
Эсминец "Петард" подошел вплотную к U-559 и морякам удалось закрепить буксирный трос. Одновременно на подводную лодку вплавь добрались британские офицер и матрос из абордажной команды, которые вместе с одним из матросов, закрепляющим буксирный трос, спустились на U-559. Обыскивая лодку, они обнаружили там секретные документы и журналы с кодами, которые в несколько приемов передавались в вельбот абордажной команды. Затем наверх был поднят обвязанный канатом "ящик", предположительно, шифровальная машина "Энигма". Внезапно корма подводной лодки начала быстро погружаться, и во избежание перевертывания вельбота и потери документов командир "Петарда" распорядился обрубить буксирный трос, удерживавший лодку. В этот момент у лестницы, ведущей из центрального поста в боевую рубку лодки, находились два британских моряка: офицер и матрос. Они начали взбираться наверх, но U-559 начала быстро тонуть и британские моряки не смогли преодолеть напор хлынувшей в люк боевой рубки воды. Одновременно с быстрым погружением лодки обвязанный канатом "ящик" был потерян. Подводная лодка встала вертикально и затонула кормой вперед.
На протяжении более чем девяти месяцев дешифровальщики союзников не могли взломать "Энигму", так как в феврале 1942 года у немцев появился новый образец этой шифровальной машины, работавшей не с тремя, а с четырьмя роторами, и использовался специальный шифр для подводных лодок "Тритон". Однако уничтожение U-559 помогло достигнуть прорыва. Добытые на лодке текущие коротковолновые шифры для метеосводок и текущие шифры для кораблей, результатов сражений и прочей тактической информации очень помогли союзникам взломать "Энигму".
U-205
17 февраля 1943 года U-205 под командованием обер-лейтенанта Фридриха Бюргеля пыталась атаковать небольшой конвой в ста милях к западу от Тобрука (Ливия), но была обнаружена одним из кораблей охранения, британским эсминцем "Паладин". Эсминец атаковал лодку глубинными бомбами, в результате чего она получила повреждения и была вынуждена всплыть. На поверхности U-205 была атакована глубинными бомбами южно-африканского самолета "Бисли" и артиллерийским огнем эсминца "Паладин", после чего экипаж покинул поврежденную подводную лодку. "Паладин" не имел возможности подойти вплотную к покинутой лодке, так как она описывала циркуляцию благодаря работающим двигателям. Командир эсминца послал на нее абордажную команду из двух человек и совместно с командиром эсминца "Джервис" занялся спасением сорока двух немецких подводников. Как указано в официальном рапорте "Паладина", абордажная партия обнаружила на U-205 большое количество документов, блокнотов и книг.
Представители британского командования, находившиеся на одном из кораблей, решили использовать подвернувшуюся возможность и отбуксировать подводную лодку к берегу. Команда британского корвета "Глоксиния" после отчаянных усилий смогла закрепить стальной трос на медленно кружившей лодке, и корвет начал буксировать ее в залив Рас-эль-Хилал. Через три часа, когда "Глоксиния" вошла в залив и сбавила ход, заполненная водой подлодка затонула кормой вперед на глубине двадцати девяти метров.
Несмотря на то, что на U-205 было захвачено большое количество документов, блокнотов и книг, подтвержденные сведения о захвате британцами шифровальной машины "Энигма" и журналов шифров отсутствуют. Также отсутствуют сведения о попытках поднять подводную лодку или найти на ней что-либо представляющее интерес - например, торпеды с системой наведения FAT или торпеды с новыми контактно-неконтактными взрывателями Pi2.
U-406
Днем 18 февраля 1944 года подводную лодку U-406 под командованием капитан-лейтенанта Хорста Дитриха, патрулировавшую в Северной Атлантике, обнаружили британские фрегаты "Спэй" и "Лосси" из 10-й британской группы поддержки, сопровождавшей тихоходный конвой ONS-29. Подводная лодка была атакована глубинными бомбами и была вынуждена всплыть на поверхность. С фрегата "Спэй" был открыт пулеметный огонь, командир лодки был убит и команда покинула U-406. Фрегат "Спэй" выслал абордажную команду, моряки которой проникли на поврежденную подводную лодку и набрали "целый мешок секретных документов". Однако U-406 начала быстро тонуть, и морякам абордажной команды пришлось спасаться самим, оставив захваченные документы на тонущей подводной лодке.
U-744
Утром 5 марта 1944 года U-744 под командованием обер-лейтенанта Хайнца Блишке, патрулировавшая на конвойных маршрутах в Северной Атлантике, обнаружила конвой HX-280. Этот конвой шел в сопровождении группы ближнего эскорта и группы поддержки C-2 - объединенной группы канадских и британских военных кораблей, шедшей впереди конвоя. Блишке выпустил самонаводящуюся акустическую торпеду по эсминцу, но промахнулся, и шум взрыва привлек внимание кораблей группы поддержки C-2. Семь кораблей группы начали охоту на подводную лодку и в течение последующего тридцати одного часа сбросили на нее около 350 глубинных бомб, в результате чего днем 6 марта U-744 была вынуждена подняться на поверхность. Лодка была атакована артиллерийским огнем кораблей, и экипаж начал покидать подводную лодку. Однако лодка затонула не сразу, и командиры канадского корвета "Чиллиоук" и канадского фрегата "Сен-Катрин" выслали абордажные команды. Первой до U-744 добралась команда из четырех человек с корвета "Чиллиоук". Ею были захвачены "бесценные трофеи - книги кодов, списки сигналов и оборудование". К сожалению, неизвестно, какие именно документы и оборудование попали в руки союзников, и что из захваченного относилось к шифровальной машине "Энигма". Корабли группы поддержки C-2 предприняли попытку взять U-744 на буксир, однако она не удалась, и британский эсминец "Икар" затопил подводную лодку торпедой.
U-505
Захват U-505 04.06.1944 года
Возвращаясь вдоль островов Зеленого Мыса из своего двенадцатого патрулирования в Центральной Атлантике, U-505 под командованием обер-лейтенанта Гаральда Ланге была обнаружена 4 июня 1944 года к северо-западу от Дакара эсминцем "Шатлен" из оперативно-тактической группы 22.3 ВМС США; эта группа охотилась за данной подводной лодкой, зная примерный курс U-505, и включала в себя эскортный авианосец "Гуадалканал" и эскортные эсминцы "Пилсбери", "Шатлен", "Флэхерти", "Дженкс" и "Поуп". Эсминец "Шатлен" атаковал лодку с помощью бомбомета "Хеджехог", но неудачно, и с авианосца срочно были подняты три "Уайлдкэта" и "Эвенджер", которые помогли эсминцам "Шатлен", "Дженкс" и "Пилсбери" обнаружить местонахождение подводной лодки. Эсминец "Шатлен" атаковал лодку глубинными бомбами, после чего U-505 сначала провалилась на глубину 230 метров, а затем всплыла в 650 метрах от эсминца, который открыл по лодке артиллерийский огонь. Вскоре подводную лодку начали обстреливать из орудий эсминцы "Дженкс" и "Пилсбери", а также два "Уайлдкэта" из пулеметов, после чего пилоты самолетов сообщили, что немецкие подводники появились на палубе лодки с поднятыми руками и некоторые из них прыгнули в воду. Дэниэл В. Гэллери, командир эскортного авианосца "Гуадалканал", приказал эсминцам прекратить огонь, надеясь захватить подводную лодку.
С эсминца "Пилсбери" на U-505 была выслана абордажная команда из девяти моряков, которая высадилась на лодку, медленно кружившую на электродвигателях. Трое из моряков спустились в лодку через рубку, перекрыли поступление воды и, остерегаясь затопления подлодки, сосредоточились на поиске секретных документов (в первую очередь, ключей к шифровальной машине "Энигма") и собственно самой "Энигмы". Все найденное было передано наверх и в конечном счете доставлено на эсминец "Дженкс". Командир эскортного авианосца "Гуадалканал" выслал на U-505 еще две партии моряков, которые во избежание затопления лодки прикрепили к ней буксирный трос с "Гуадалканала". Захваченную за двое суток до высадки союзников в Нормандии подлодку начали осторожно буксировать в Касабланку, затем с вечера 4 июня - в Дакар, но в конечном итоге для сохранения в тайне факта захвата приняли решение отбуксировать на Бермудские острова. 7 июня оперативно-тактическая группа 22.3 ВМС США встретилась с высланными ей на помощь из Касабланки кораблями, и океанский буксир "Абнаки", имевший специальный стальной трос, продолжил буксировать подводную лодку. Эсминец "Дженкс" с "десятью почтовыми мешками" секретных документов и шифровальной машиной "Энигма" на полном ходу пошел к Бермудским островам, прибыв туда 12 июня. "Гуадалканал" и остальные корабли прибыли на Бермуды 19 июня, в обстановке строжайшей секретности.
На подводной лодке U-505 были захвачены следующие важные документы к "Энигме": журналы шифров, использовавшихся в Атлантическом и Индийском океане в июне 1944 года; шифр "морских карт" (географического положения лодок); резервный коротковолновый шифр, который должен был вступить в действие с 15 июля 1944 года; текущий коротковолновый шифр для метеосводок; резервные таблицы биграмм, которые должны были использоваться с 1 августа 1944 года взамен действовавших с июля 1943 года. U-505 типа IXC стала второй немецкой подводной лодкой (после U-570 типа VIIC), захваченной союзниками практически в неповрежденном состоянии и приведенной в порт. После окончания войны, благодаря усилиям Дэниэла В. Гэллери, уроженца г. Чикаго, она стала экспонатом Чикагского музея науки и промышленности.                  Видео           http://www.u-boote.ru/facts/captures.html
Tags: познавательное
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments