vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Царские дети: во что они играли

                       Мир ребенка вспоминается нам, взрослым, причудливым и волшебным. Но именно наши воображаемые детские игры во многом определили то, кем мы стали сейчас. Тем интересней заглянуть в императорские дворцы с их детскими, где воспитывались будущие наследники престола. Во что же играли царские дети и как эти ребяческие забавы формировали характер будущих правителей?В императорских семьях были свои устоявшиеся традиции. К примеру, дарить годовалому мальчику деревянного коня к концу первого года жизни. Вряд ли ребенок этого возраста мог оценить дорогую игрушку по достоинству, но этот подарок был скорее символичным, чем практичным. Еще раньше существовал целый обычай – «сажание на коня»: с возрастом каждый мальчик должен был проходить такое посвящение, делавшего его мужественным и бесстрашным, ведь он будущий воин.
А со времен детства Петра I этот обычай был замаскирован в детскую игру и стал новой традицией. Коня делали как настоящего: деревянное седло обивали войлоком и красным сафьяном, из серебра делали пряжки и уздечки, украшали игрушечную фигурку изумрудами.
Воспитать боевой дух ребенка, который в будущем должен быть главнокомандующим во многих сражениях, было главной задачей. Многое, что мы знаем об играх первого императора, связано с военной тематикой. У наследника имелись и игрушечные барабаны, и расписные знамена, и другое игрушечное оружие: луки, топоры и булавы.
В то же самое время император должен был вырасти разносторонне развитой личностью, поэтому и игрушки ему подбирались разнообразные. Сохранилась маленькая карета, сделанная специально для Петра I: вся она была обита бархатом и позолочена, «а на стеклах писаны цари и короли всех земель». Запрягались в нее специальные небольшие лошади особой породы.
Были у царского ребенка и качели на веревках, обшитых бархатом, различные фигурки птиц и животных, расписанные лучшими мастерами, от настоящих не отличишь. И даже миниатюрные цимбалы, чтобы развивать музыкальные способности царского сына. Для игр Петра строились сладкие города и ледяные горки.
Однако из всех петровских «потешек» именно военные оказались потом частью его взрослой жизни и запомнились в истории: потешное войско и флотилия стали не просто игрой, но частью образования, личности будущего императора. Он правил всю жизнь так же, как играл.
Перенесемся в XIX век, в детскую Александра I. Многое изменилось с тех пор. К началу века появились разные механизмы, диковинные для тех времен – заводные игрушки: барабанщик и солдатики, кукла, которая сама себе расчесывала волосы.
Руководила воспитанием наследника властная и любящая бабка — Екатерина II, которая давала распоряжение, чтобы игры цесаревича проходили в строгости и тишине.
Александру быстро надоели эти детские забавы, слишком скоро повзрослел наследник. Простые игры уже не интересовали его – вместо игрушек наследник забавлялся столярным искусством, печатанием на карманной машинке, раздобытой им в Германии, ловлей рыбы, планированием путешествий по глобусу. Строгие требования, которые предъявлялись к будущему императору почти что лишили его детства с той приятной беспечностью и сразу же возложили на юные плечи груз ответственности за всю страну.
Общее детство у них было с братом Николаем – однако младшему в семье намного больше были по душе военные игрушки царских детей. Уже взрослым, император вспоминал свое первое деревянное ружьецо и любимых лошадок, а больше всего нравились ребенку оловянные солдатики. Даже после того как он вырос, продолжал коллекционировать эти в точности воссоздающие военные чины и костюмы стройные фигурки. В детские игры он любил включать исторические детали и позже эти качества, любовь к строгости и порядку, сделают из его образа «жандарма Европы».
Детство императора-освободителя Александра II проходило в атмосфере семейного уюта, ведь его отец Николай Павлович тогда и не знал, что станет императором, поэтому мог посвятить много времени воспитанию своих детей.
Отец и взрослым сохранил любовь к мальчишеским военным играм и попытался сделать миниатюрные сражения семейной традицией. Оловянные солдатики, пушки и палатки должны были научить маленького Сашу не только искусству сражений, но и нравственному кодексу военного.
Но судьба отца и сына резко изменилась, когда на их плечи легла ответственность за всю Россию: говорят, семилетний Александр плакал, когда узнал, что теперь он стал наследником престола.
Мы многое знаем о воспитании императора: наставления В. Жуковского, изучение наук, спортивные занятия, служба в кадетском корпусе – все это похоже на детство обычного мальчика. Но именно в своих играх он мог почувствовать себя маленьким императором: специально для наследника на детском островке был выстроен красный домик, где Александр заведовал небольшими лодками, которые в его воображении не просто путешествовали по Царскосельскому пруду, а совершали целые кругосветные путешествия.
Детство последнего русского императора Николая II еще один пример того, в какой атмосфере воспитывались наследники престола. И мы знаем об интересных деталях из воспоминаний самого царя, что позволяет взглянуть на эти детские игры его глазами.
Волшебная детская комната – одно из самых запомнившихся впечатлений детства: «Ничего подобного сроду не видывал. Во-первых, идет по полу железная дорога, маленькая, но настоящая, с рельсами, со сторожевыми будками, с тремя классами вагонов, стоят полки солдат с киверами, с касками, казаки в шапках, а вот лошади с гривами, верблюды с горбами, а вот барабан, ружья в козлах, труба с кисточкой, гора песку».
Детские игры будто бы готовили наследника к дальнейшей судьбе. Спустя много лет повзрослевший император развернет железнодорожное строительство на 70 тысяч километров и будет верховным главнокомандующим русской армии в Первой мировой.
Особенные игрушки были у цесаревича Алексея: болезнь изменила жизнь наследника престола. Никаких колющих предметов, которые могли поранить цесаревича; военные забавы, которые полагались в царской семье, были ограничены из-за состояния здоровья.
Игральная наследника устраивалась его матерью, императрицей Александрой, с любовью и заботой. Уберечь ребенка от травм, но при этом не лишить его той детской любознательности и веселости была задача его матери.
В большой комнате около 60 кв. м. были развивающие игры, модели оружия и самолетов, репродукции известных картин. Игрушки, отражающие новшества своего времени и стилизованные под старину. Кукольный театр Гиньоль от лучших мастеров страны. Но при этом рядом с этой волшебной детской комнатой всегда дежурили врачи, чтобы избежать несчастных случаевhttps://umnaja.ru/carskie-deti-vo-chto-oni-igrali/
Tags: дети
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments