vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Скиталец на троне

                                                АЛЕКСАНДР I родился 12 (23) декабря 1777 в Петербурге, умер 19 ноября (1 декабря) 1825 в Таганроге, российский император с 1801 по 1825. Первенец императора Павла I и великой княгини Марии Федоровны. Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец Ф.Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям.
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения. Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился. После воцарения Павла положение Александра осложнилось, ибо ему приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят отцу жизнь, и будут добиваться лишь его отречения. Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.
В последние годы жизни Александр вновь нередко говорил близким о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о «старце Федоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь еще долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864 году. Но никаких документальных подтверждений этой легенды не существует.
«Власть над людьми приобретается лишь посредством служения им - это правило не имеющее исключений».
Виктор Кузен
Умерщвляя своего сына Алексея, Петр I очень мало подозревал о завязываемом страшном кармическом узле. Благодаря ему бразды правления России оказались в руках последовательного ряда членов династии, право на трон каждого из которых подвергалось сомнению. Из числа тринадцати монархов, занимавших престол от Петра Великого да Николая II, четверо взошли на трон путём переворота, шесть погибли насильственной смертью. В роскошных залах Зимнего дворца, в опочивальне Инженерного замка, в шлиссельбургских казематах, в подвалах революционного Екатеринбурга, даже на освещенной скупым зимним солнцем петербургской набережной, настигал самодержцев роковой час, а нарастающий клубок вин переходил, обогащаясь все новыми нитями, в судьбы новых преемников.
ОТЦЕУБИЙСТВО
Когда граф Пален вырвал, наконец, у цесаревича Александра согласие на отстранение от власти Павла I, это было согласие именно на отстранение. Об убийстве полубезумного императора не было даже речи. Предполагалось, что внезапно арестованный государь подпишет акт об отречении и будет отправлен в Павловск. Но никто, близко знавший Павла Петровича, не мог быть уверен, что в эту ночь не прольется царская кровь. Цесаревичу предоставили полную свободу тешить себя иллюзией на благополучный исход предприятия. Он мог сколько угодно гнать от себя мысль, что несчастный маньяк, считавший себя правым всегда и во всем, будет защищать свое царское достоинство до последнего часа отпущенной ему жизни. Видимо, эта мысль трепетала в душе Александра, поэтому, когда кровь действительно пролилась, он счел себя виновным в отцеубийстве. Конечно, то обстоятельство, что это был в большей степени акт самообороны самого себя и общества от влияний заживо разлагающейся психики Павла I, облегчает вину Александра. Но, видимо, цесаревич решил иначе. С той поры его всю жизнь преследовало чувство глубочайшего стыда и мучительнейших угрызений совести. Именно это чувство, не утихавшее с годами, преследовавшее царя всегда и везде, послужило важнейшим слагаемым в цепи причин, приведших его к беспримерному в истории повороту судьбы.
БЛАГОСЛОВЕННЫЙ АНГЕЛ
В кругах, близких к императору и чутких к внутреннему миру властителя, его называли «нашим ангелом», а после победы над Наполеоном «Благословенным» и даже «Родомыслом XIX века» (родомысл - исторический деятель, оказавший могучее и благотворное влияние на судьбу народа или государства).
Можно, конечно, не усмотреть в этих прозвищах ничего, кроме проявлений монархического низкопоклонства. Но почему-то ни один льстец не попробовал именовать его «мудрым» или «доблестным», или «великим». Множество людей, не только придворных, но и в слоях дворянских, купеческих, мещанских, называли его именно «Благословенным» или «Родомыслом». Скорее всего, эти имена возникли от интуитивного ощущения того, что монарх этот имеет какое-то особое значение, в высшей степени нравственное, и, как тогда говорили, «угодное Богу». Возможно, от личности царя излучалось нечто, резко отличавшее его от царских образов предшественников. Такое излучение дается только глубокой духовной жизнью. Все это было проявлением подлинного существа Александра, его лучшего, высшего «я». Но было нечто, что противостояло его высочайшему духовному предназначению...
КРОВЬ
Только 1/16 часть крови в жилах царя была русской. Но и эта малая часть - наследство Великого Петра, прошедшая через убогого Петра III и душевнобольного Павла. Эта отравленная кровь смешалась с густой, упорной и неуступчивой кровью владетельных родов Германии. Такая генетическая данность вылилась в странный сплав: благоговение перед прусским началом, ощущение всего немецкого, как родственного, любовь к военной парадности, представление о высоком нравственном начале военщины вообще, восторженное отношение к шагистике и муштре. Все это с поразительной неуклонностью передавалось из рода в род, начиная от Петра III до Александра III. Но в Александре I эти качества в начале присутствовали слабо, лишь затем стали нарастать. Игнорировать он «внутреннюю сущность» не мог, потому что это была кровь, это была наследственность...
БОНАПАРТ И АЛЕКСАНДР
Предрешенность исхода отечественной войны 1812 года бросается в глаза любому, кто хоть раз обращал ся к ее истории. Казалось, что бородинские пожары и зарево древней Москвы пробудили от спячки «могучего зверя», способного раздавить Бонапарта. Все развивалось так, словно по-другому и быть не могло.
Сокрушение империи Наполеона не совершилось бы, если бы, как того желал Кутузов, русские ограничились изгнанием врага лишь за пределы собственных границ. Русскому обществу просто необходимо было проникновение живых впечатлений другой культуры. Все это было бы немыслимо без длительного пребывания русской армии в западной Европе. Победителем Наполеона, арбитром великих держав, господином Европы Александр возвратился в Петербург. Тонкий дипломат, блестящий мыслитель, джентльмен до кончиков пальцев - таким остался он в памяти высшего европейского общества. Именно тогда созрела у него ещё юношеская идея Священного Союза.
СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
Эта идея рисовалась Александру в объединении всех ведущих наций Европы в некое гармоничное, религиозно-нравственное, вдохновленное истиной целое. Этот союз должен был обезопасить народы от войн, переворотов, диктатур, обеспечить развитие духовных сил и постепенное нравственное совершенствование христианского мира. Это был первый в истории шаг к объединению человечества мирным путем!
Дальнейшим этапом этой блестящей идеи было расширение до Лиги Наций, потом до ООН и, наконец, до Всемирной Федерации будущего. Но в этом величайшем, действительно мировом замысле своей жизни Александр оказался еще более одинок, чем в чем-либо другом.
Через 3-4 года императору стало окончательно ясно, что руководители европейских держав проникнуться подобными замыслами не способны. Уже будучи создан, союз постепенно трансформировался в политический институт феодальной реакции, в орудие узкой, своекорыстной политики австрийского двора. Для Александра это было страшной трагедией. Он воспринял крушение своей мечты как знак, неугодный Богу, потому что он - преступник, нарушитель самих основ нравственного миропорядка. Еще будут неудачные попытки реформ, аракчеевщина, реакция, военные поселения, но именно тогда Александр I стал превращаться в человека, осознавшего тяжесть религиозного и этического долга за всю династию Романовых и за всю страну. Уже в то время он задумывался над искупительным смыслом отречения от престола...
ДУХОВНЫЙ ПОДВИГ
Когда-то, в минуту величайшей опасности для страны, в часы, когда пылала никогда и никем не покоренная Москва, император обмолвился, что лучше отпустит себе бороду и уйдет в сермяге по дороге, чем покорится врагу. И вот это время настало. Он решил поступить в услужение к одному из духовных подвижников и всю оставшуюся жизнь молиться за Россию, за грешный, кровавый царский род. «За просветление его; за умудрение его; да минует внуков и правнуков чаша возмездия!»
Ранней осенью 1825 года тщательно продуманный шаг приводит Александра в Таганрог. К государю не допускается никто, кроме императрицы, лейб-медика и камердинера. Ведутся какие-то загадочные приготовления, затем привозится гроб, и... Из Таганрога на север выходит высокий пожилой путник в одежде простолюдина, с котомкой за плечами, с палкой в ухоженной, аристократически маленькой руке.
А во дворце - приглушенные движения, шорох, шепчущиеся голоса... Гроб завинчивают и заливают свинцом. Россия оповещается о скорбном событии -безвременной кончине Александра I. «Бренные останки» императора везут через всю Россию, чтобы в Петербурге опустить их с подобающими почестями в усыпальницу царской семьи...
С этого момента начинает свое странствие загадочная «Легенда о старце Федоре Кузьмиче». В это действительно трудно поверить. В глазах государственной церкви такой акт оставался изменой, предательством, духовным преступлением. В глазах династического наследника это опасный прецедент, вызывающий сомнение в легитимности пребывания на троне всех последующих монархов. Наконец, такой шаг давал повод сомневаться в самих принципах моральности существования государства. Наука вообще отнеслась к такому поступку, как к чему-то абсолютно фантастическому...
НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД
Совсем не случайно даже после революции, когда наука окончательно стала обслуживать интересы правящих кругов, она поспешила дискредитировать имена многих деятелей прошлого. Но мало к кому она отнеслась так враждебно, как к Александру I. Его образ развенчивапи, стремились унизить, облить грязью, чтобы сделать психологически нелепым само предположение о реальности его добровольного ухода с престола. На «легенду» о старце Федоре словно опустили заговор молчания. Даже тот потрясающий исторический факт, что при вскрытии гробниц Петропавловской крепости гроб Александра I ОКАЗАЛСЯ ПУСТЫМ, специально замалчивался, да и сегодня об этом известно немногим...
ИСКУССТВО
Сохранился портрет во весь рост старца Федора Кузьмича, написанный неопытной кистью тобольского живописца. Этот портрет ошеломляет! В глазах старца, устремленных на зрителя, - суровая дума и непроницаемая тайна. Горестной мудростью светят испепеленные жизнью черты, но это именно те черты, о которых Пушкин писал: Напрасно видишь здесь ошибку, Рука искусства навела На мрамор этих уст улыбку И гнев - на хладный лоск чела.
И это при том, что сам портрет как произведение искусства ничего собою не представляет - он написан почти безграмотно.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
Истории известны случаи, когда монарх добровольно отрекался от власти, но все они не идут ни в какое сравнение с духовным подвигом Александра. Диоклетиан? Отказавшись от власти, он ушел не в «пустыню», а просто в частную жизнь. Карл V? В монастыре святого Юста, куда он удалился от мирской суеты, монарх не забывал государственных дел. Кроме того, его «монашеская» жизнь, была окружена таким комфортом, которому позавидовал бы любой герцог. На ум приходят беспримерные духовные подвиги владык Востока, но второй истории о тайном уходе государя могущественной державы и о его смерти через много лет в полной безвестности, мне не известно.
САРОВСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Скиталец на троне
Старец Федор Кузмич в Сибири
В конце 1825 года в Саровскую обитель прибыл неизвестный человек средних лет. Его исповедал преподобный Серафим, и вновь прибывший был принят в монастырь под началом преподобного, как послушник Федор.
Миновало достаточно лет, чтобы официальная версия смерти в Таганроге, вошла в общественное сознание. Немногие посвященные хранили, тайну. Каждый из них понимал, что приоткрыть хоть уголок этой завесы - значит закончить жизнь в казематах Шлиссельбурга или в других, еще более скорбных местах. Еще свежа была память о восстании 14 декабря, и малейший слух, способный посеять сомнение в правах Николая на престол, был бы истреблен в самом зародыше. Императрица Елизавета умерла. Новый государь наложил руку на ее письма и дневники, прочитал их в полном уединении и собственноручно сжег в камине.
ВИЗИТ ИМПЕРАТОРА
Сжечь то он сжег, но однажды... В Саровскую обитель, отдаленную от Петербурга на 1200 верст, внезапно пожаловал сам император Николай. После торжественной службы и столь же торжественной трапезы, государь удалился в келью настоятеля, где в продолжение трех часов длилась беседа троих: Серафима Саровского, Николая I и того, кто трудился теперь в Сарове под скромным именем послушника Федора. О чем беседовали они? Это осталось тай ной...
Государь вернулся в Петербург. Логика власти продолжала свой неукоснительный ход, а империя -стремительный путь к концу. В любом случае, император, проехавший 1200 верст в карете и человек, одолевший тот же путь пешком, говорили на разных языках и вряд ли могли понять друг друга.
НАСМЕШКА ИСТОРИИ
Преподобный Серафим преставился в 1832 году, а осенью 1836 к одной из кузниц на окраине города Красноуфимска подъехал верхом бедно одетый высокий человек преклонного возраста. Он попросил подковать его лошадь. Но облик его и манера речи показались кузнецу и толпившемуся рядом народу более чем странными. Человек этот назвался крестьянином Федором Кузьмичом, от дальнейших разъяснений отказался и объявил себя бродягою, не помнящим родства. Его судили за бродяжничество и сослали в Сибирь на поселение, предварительно наказав 20 ударами плетью. Местом поселения была назначена деревня Зерцалы Томской губернии. Похоже на злую насмешку истории, не правда ли?
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Так начался сибирский период жизни старца-императора, период длиною в 28 лет. Казаки, крестьяне, купцы, охотники, священники - все принимали горячее участие в его судьбе. Скитальческая жизнь, благочестие, врачебная помощь, которую он оказывал населению, и его религиозные беседы скоро стяжали ему ореол праведности и прозорливости. Но сам старец считал себя отягощенным великим грехом и, где бы ему ни приходилось быть, большую часть времени проводил в молитве. О своем прошлом Федор Кузьмич никогда не говорил, даже оказывавшим ему особое уважение епископам Иннокентию и Афанасию Иркутскому. Лишь иногда в его речах слушателей поражало удивительной глубины знание событий 1812 года. Очень подробные воспоминания о жизни высших петербургских кругов, которые могли стать достоянием только их непосредственного участника.
Скончался Федор Кузьмич в 1864 году, в глубокой старости. Полагаю, накануне ухода, он надеялся, что его персональная жертва в состоянии упразднить страшный конец царской династии и черные годы его горячо любимой России. Говорят, весь ужас далекого будущего однажды в видении открылся ему. Кто знает, может, без горячих молитв загадочного старца будущее наше было бы еще трагичнее?
Илона НАНЫКИНА
(В статье использованы материалы из книги Д.Андреева «Роза мира»)
-------------------------------------------------------
Источник: «Секретные материалы 20 века»http://ynik.info/2008/06/06/skitalec_na_trone.html
Tags: история, о прошлом
Subscribe
promo vitkvv2017 сентябрь 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments