vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Сабина Шпильрейн: как «русская сумасшедшая» закрутила роман с Юнгом и Фрейдом

                                   Имя Сабины Шпильрейн до недавнего времени было известно лишь специалистам в области психологии. После выхода на экраны в 2011 году фильма «Опасный метод» с несравненной Кирой Найтли, Сабина в некотором смысле даже вошла в моду, однако, как это часто бывает, массовая культура исказила облик этой уникальной женщины, сведя научный подвиг к пикантному роману между врачом и пациенткой.Сабина Шпильрейн родилась в 1885 году в Ростове-на-Дону в состоятельной еврейской семье. Ее отец Нафтулия Мойшевич Шпильрейн преуспел в стремлении дать своим детям хорошее образование. Три брата Сабины были крупными учеными, оставившими заметный след в науке. Сама Сабина в 1904 году окончила гимназию с золотой медалью. И в том же году она поступила в психиатрическую клинику в Цюрихе с диагнозом «психотическая истерия». Ее лечил молодой Карл Юнг. Именно в эту пору началась их любовная связь, которая длилась 7 лет. В 1905 году она поступает в университет Цюриха на медицинский факультет.
В 1912 году в Вене Сабина защитила докторскую диссертацию, став первой женщиной, получившей ученую степень в области психологии. В Вене она вышла замуж за российского психоаналитика Павла Шефтеля, входившего в круг последователей Зигмунда Фрейда. В 1923 году семья возвращается на Родину. Лев Троцкий очень интересовался психоанализом, и это направление активно развивалось в Советской России. Сабина заведует секцией детской психологии в 1-м Московском государственном институте и состоит научным сотрудником Государственного психоаналитического института и Детского дома-лаборатории «Международная солидарность». Она ведет амбулаторный прием, читает спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», принимает участие в работе Русского психоаналитического общества. С опалой Троцкого психоанализ в СССР попал под запрет, и Шпильрейн вернулась в Ростов-на-Дону, где продолжала работать врачом в поликлинике в роли психотерапевта, психоаналитика и педолога.
Сабина и ее две дочери были расстреляны немцами в 1942 году в Змиевской балке во время массовых казней евреев.
Научная деятельность
Научную деятельность Сабины Шпильрейн смело можно назвать подвигом. И не только потому, что она стала первой женщиной, занимавшейся исследованиями в области психологии. Дело в том, что Сабине хватило силы духа и мужества отнестись к своей болезни, как к объекту научного исследования.
«Психотическая истерия», с которой еврейская девушка из Ростова-на-Дону оказалась в Цюрихской клинике, была вызвана целым букетом обстоятельств. В официальных биографиях Сабины Шпильрейн, как правило, указывают, что в это состояние больную ввергла смерть ее горячо любимой младшей сестренки, и это, безусловно, справедливо. Но смерть сестры стала, по всей вероятности, лишь «спусковым крючком», запустившим подавляемые до сих пор страхи и желания. Пребывание в клинике сопровождалась многочисленными скандалами с персоналом, демонстративным суицидом и прочими выходками. Лечащий врач от Сабины отказался. Но затем за «безнадежную» пациентку взялся Карл Юнг, которому тогда было 30 лет.
До него даже в самых лучших психиатрических клиниках лечили обливанием холодной водой, электрошоком и прочими столь же «гуманными» методами. Юнг впервые в своей практике применил метод психоанализа, разработанный его учителем Зигмундом Фрейдом. Успех был полным. Уже через год Сабина была признана здоровой.
Эти сеансы предопределили судьбу Сабины. Она влюбилась в Юнга, и он вскоре ответил ей взаимностью.
Но если бы результатом сеансов Юнга стала лишь скандальная связь пациентки с лечащим врачом, то об этом не стоило бы и говорить. Главное было в другом: Сабина заинтересовалась психиатрией и психоанализом. Вскоре она стала не просто пациенткой Юнга, но и его ассистенткой, ученицей, а впоследствии ученым, одним из пионеров психоанализа.
В истории науки Сабина Шпильрейн осталась, прежде всего, как автор работы «Деструкция как причина становления» (ее докторская диссертация). В своей диссертации Сабина Шпильрайн впервые ставит вопрос о влечении к смерти, который связывает с проблемой мазохизма. Истоки мазохизма Сабина видит в первичном, лежащем в основании человеческого бытия влечении к смерти. Это влечение, представленное как «мы-опыт» противопоставляется «я-опыту», а значит, нацелено на разрушение собственного «я» личности. Распад личности и регресс к «мы-опыту» исследовательница рассматривает во многих случаях, как позитивный процесс, поскольку он является источником социального прогресса и творческих сил. Шпильрейн сформулировала клиническую проблему следующим образом: на практике мы не всегда способны развести в стороны сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща.
Любовь
Взаимоотношения Сабины Шпильрейн с Юнгом представляют собой пряный коктейль из скандального адюльтера (Юнг к моменту знакомства с Сабиной был женат) и научной дискуссии (на определенном этапе Юнг порвал со своим учителем Фрейдом, и этот конфликт был основан не только на научных разногласиях, но и на взаимоотношениях с «фроляйн Шпильрейн»). При этом собственная сексуальность Сабины была обильно приправлена мазохизмом, берущем начало в раннем детстве, когда отец наказывал ее поркой. Это нашло отражение в истории болезни Сабины, написанной Юнгом, так что тут, как говорится, из песни слова не выкинешь. А в 1909 году, делая свои первые шаги в науке, Сабина сама вступила в переписку с Фрейдом, усложнив еще более непростые отношения Юнга с его учителем.
В 1979 году Женеве нашли дневник Сабины, и ее переписку с Фрейдом и Юнгом, в которой отражен этот странный «треугольник», основанный в равной мере на любовных и научных проблемах.
Во многом, он и предопределил интерес массовой культуры к личности Сабины и ее роли во взаимоотношениях Юнга и Фрейда. И это не менее печально, чем гибель Сабины в Змиевской балке.https://umnaja.ru/sabina-shpilrejn-kak-russkaya-sumasshedshaya-zakrutila-roman-s-yungom-i-frejdom/
Tags: личности
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo vitkvv2017 september 8, 07:00 42
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments