vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Categories:

Как сфинксы стали символом Петербурга

                              Сфинксов с Университетской набережной в Петербурге сложно назвать чудовищами. Зооморфные существа с телом льва и головой человека обладают прекрасными чертами лица. Взгляд их больших миндалевидных глаз словно устремлен...
Сфинксов с Университетской набережной в Петербурге сложно назвать чудовищами. Зооморфные существа с телом льва и головой человека обладают прекрасными чертами лица. Взгляд их больших миндалевидных глаз словно устремлен в вечность, а на губах застыла легкая полуулыбка. Историки убеждены, что головы сфинксов являются портретными изображениями Аменхотепа III – фараона, чье правление рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации.
Сфинксы были обнаружены в начале XIX века во время раскопок, которые велись на западном берегу Нила. Неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона — двух массивных каменных статуй, изображающих Аменхотепа III – были найдены всевозможные скульптурные фрагменты, около четырех десятков статуй с львиными головами и несколько десятков ступеней. Настоящей сенсацией стало то, что среди этих «обломков» археологи выкопали двух прекрасно сохранившихся сфинксов из розового гранита.
Известный французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон, который, к слову, был почётным членом Петербургской академии наук, писал в 1829 году: «В результате обширных раскопок были открыты многочисленные базы колонн, очень большое количество львиноголовых статуй из черного гранита, а также два восхитительных колоссальных сфинкса с человеческими головами, из розового гранита самой совершенной работы, изображающие царя Аменхотепа III».
Подобная находка могла принести немалую выгоду, в итоге уникальных сфинксов, которых пощадило время, было решено выставить на продажу. Чтобы ускорить этот процесс, одно изваяние доставили в Александрию, где его и увидел Андрей Муравьев, камергер российского императорского двора. Русский паломник, пораженный величественностью скульптуры, поспешил написать письмо российскому послу с предложением купить «сувенир» из асуанского гранита за 100 000 франков. Его письмо дошло до императора Николая I, который в свою очередь передал послание в Академию Художеств, предоставив экспертам право определять необходимость такой дорогой покупки. Те дали добро.
Как отмечает историк Виктор Солкин, волокита с бумагами и долгая переписка стали причиной того, что Россию с покупкой смогла опередить Франция. Если бы не разразившаяся июльская революция 1830-го года, то памятники были бы отправлены из Александрии в Марсель. Но разгоревшийся политический пожар в Европе сыграл российским властям на руку: они повторно смогли выкупить сфинксов за 64 тысячи рублей.
Интересный факт: во время транспортировки гранитных чудовищ произошел опасный инцидент . Когда одного из сфинксов грузили на палубу, то оборвался трос, поддерживающий его голову. В итоге была повреждена мачта корабля, а веревка содрала кусок гранита с «чепчика» фараона.
Историки отмечают, что на судно был также доставлен кусок красного гранита. Он был приобретен, чтобы «залатать» некоторые повреждения на коронах «па-схемти», которые были символом того, что Аменхотеп III был правителем двух царств — Верхнего и Нижнего Египта.
В 1832 году корабль со сфинксами прибыл в город на Неве.
Около двух лет «египетские сувениры» стояли во дворе Академии художеств – они дожидались того момента, когда будет готова гранитная пристань напротив Академии.
Ее проект был задуман еще в 1831 году. Сперва предполагалось, что набережную украсят фигуры всадников, но затем было решено избежать лишних трат и поставить там ранее приобретенных сфинксов. Любопытно, что Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора, предложил установить рядом с ними статую бога Озириса, которую он взялся бы изготовить лично. Но проект пристани был уже утвержден, и его идея была отклонена.
В итоге в апреле 1834 года сфинксы были установлены на постаменты из финского гранита, а на их головы водрузили короны «па-схемти».
В 1912 году египтолог Василий Струве перевел иероглифы, которые окаймляют постамент. Он установил, что в них приводится полное имя Аменхотепа III: «Да живёт Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».
С годами петербургских сфинксов окружили городские легенды и мифы. По одной из них, прикосновение к ним может свести впечатлительного человека с ума, согласно другой – их выражение лица меняется в течение дня. Если утром оно безмятежное и спокойное, то вечером — оно становится по-настоящему зловещим.
автор: Таисия Сергеенко
источник: www.nationaljournal.ru           
Tags: история, познавательное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo vitkvv2017 september 8, 07:00 36
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments