vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

НИКАС САФРОНОВ. В поисках потраченного

Оригинал взят у alexkozlov в НИКАС САФРОНОВ. В поисках потраченного
Никас Сафронов. Скажите мне, какие еще два слова способны придать сплоченности представителям ярославского бомонда, когда речь идет об искусстве. Кто для всех нас величайший художник современности вселенского масштаба? Конечно Никас. Чьей кисти портреты висят в приемных президента Медведева и премьер-министра Путина? Конечно Никаса. Кому какой-то там Центр какого-то там Института присудил звание Живая Легенда? Ну, конечно ему, Величайшему Маэстро Всея Галактики, художнику - еще не полубогу, но уже сверхчеловеку - по имени Никас Сафронов.

Да, друзья, в Ярославль приехал Никас Сафронов – главный коммивояжер от живописи. И это даже не смешно, ей богу. Знаменитый далианец и самопровозглашенный гений прилетел на частном самолете, словно ангел, спустившийся с небес. Да, что там ангел – Мессия! Цель приезда была, прямо сказать, высокая - под стать самому Никасу. Он мечтал «подарить радость жителям красивого старинного города в канун его тысячелетия» посредством своего волшебного творчества. И радость действительно была! И не было ей предела.

После того, как три красотки в русских сарафанах с кокошниками, хлебом и солью встретили Никаса на Ярославской земле, началась череда восторженных встреч с заждавшейся публикой: несколько пресс-конференций для журналистов, презентация для посетителей выставки и даже специальная встреча с представителями ярославского бизнеса. Все желали прикоснуться к прекрасному. Для тех, кто не знает, должен сказать, что любое общение Никаса Сафронова с публикой - это просто песня! Сафронов известен своим бойким, махровым мифотворчеством. На мой взгляд, это главная составляющая его дутой персоны. Все что он говорит – это густой сладкий мёд, который он льет в уши слушателям на каждой своей пресс-конференции. Фразы «замок в Шотландии», «друзья-олигархи» и «несколько миллионов евро» стоят у него буквально в одном предложении. Если верить его словам, сам Принц Чарльз перед сном любовно перелистывает альбомы работ Никаса Сафронова. Икона в его исполнении висит в спальне четы Буш аккурат напротив президентского ложа. «О, да!» - как бы должно прийти в голову, когда слышишь подобное - «этот человек не ходит по бренной земле. Его произведения не могут быть таким откровенным говном, каким кажутся на первый взгляд».

Это ничего, что истории, которые раз за разом звучат на его интервью, не имеют ничего общего с реальностью. Кто же будет проверять, копаться и искать правды. Правда ведь так тривиальна и скучна. И даже настроение как-то немного портится, когда оказывается, что ни в Лувре, ни в Третьяковке с Эрмитажем и не думали покупать картины Сафронова. Когда выясняется, что никакие арабские эмиры не делали ему дорогих и очень дорогих подарков. Все это лишь инструмент манипуляции общественным сознанием, окончательно потонувшим в тине гламура. Типичные приемчики коммивояжера – нахваливать свой продукт, не гнушаясь обыкновенным очковтирательством. Наконец наступает момент, когда уже никто не в состоянии нащупать эту незримую, но такую важную в наше время границу между честным, добросовестным паблисити и откровенным враньем. Вся это бриллиантовая пыль в глаза, безусловно, придает Сафронову вес и авторитет в определенных кругах. Гипнотически воздействует на горсточку влиятельных кретинов с дурным вкусом, которые поддерживают Сафронова на плаву.

Вот и Ярославль попал в черный список городов, отмеченных визитом Сафронова. 10 декабря, все как один, будто под завораживающие звуки волшебной флейты, строем отправились на открытие экспозиции работ Никаса Сафронова в выставочный центр Ярославского Союза Художников. 130 картин для тех, для кого полотна Никаса – первое, что они увидят после репродукции Шишкина «Утро в сосновом лесу» в школьном учебнике. Даже на открывшейся примерно в одно время потрясающей выставке картин Николая Рериха посетителей было куда меньше. Ах, да! Ну как я мог забыть. У Рериха же нет PR-агента. В то время как на выставке Никаса собрался весь свет ярославской политики и бизнеса. Сам Губернатор, расхаживал под руку с маэстро во время презентации. Последние сомнения в том, что перед нами творения гения, улетучились, когда за 2000 рублей с аукциона ушел автограф мастера, выполненный маркером на белой бумаге в рамочке.

Теперь ближе к творчеству. Ну, что тут скажешь! Претензий к Сафронову у меня много. И, пожалуй, главная заключена вот в чем: будучи художником нашего времени, он не живет в настоящем. Сафронов создает свои сомнительные артефакты, не имеющие ничего общего с современностью. Лично у меня они вызывают либо сардонический хохот, либо на худой конец тягу к зевоте. Художник Сафронов просто-напросто застрял в эпохах почивших гениев и не желает выбираться в реальность и соприкасаться с актуальным искусством со всем его стилистическим многообразием. Он пользуется тем, что обыватель часто не в состоянии критически оценить все, что ему подсовывают под видом высокого искусства. Мало кто в действительности представляет в какой парадигме развивается современная живопись. Людям не всегда понятно, что в контексте современности Никита Михалков в рыцарских доспехах или Виктор Сухоруков в образе Медузы Горгоны – это жуткое, откровенно пошлое, не облагороженное вкусом салонное искусство! Все это меня так серьезно угнетает. Получается, что обществу на его инфантильной стадии развития Сафронов подсовывает свои художественные поделки и в итоге окончательно отключает у зрителя вкусовые рефлексы. Попросту портит вкус.

Конечно, полностью вычеркнуть Сафронова из современной жизни невозможно. Не получается. Да и не нужно. Ведь такие как он, художники, обслуживающие «галантерейный вкус толпы» существовали во все времена. Как и прежде они принимают заказ и выполняют его, каким бы идиотским он ни казался. Не спорю, каждому нормальному мужику нужен портрет жены в виде кентаврессы на фоне лугов Абруццо. Но зачем за это платить так много?

Вот и получается, что мы сами позволяем таким, как Сафронов, думать, что наши предпочтения находятся на шкале дурновкусия где-то между Новыми русскими бабками и передачей «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. А раз так – получите то, что заказывали. Знакомая формула соотношения спроса и предложения. А для художника – отличная возможность неплохо подзаработать. Если хотите, еще один «относительно честный способ отъема денег у населения». Впрочем, Никас Сафронов убежден, что берет за свой труд даже слишком мало. Фигура он, определенно, яркая, деятельная. И самое увлекательное то, что Сафронов искренен в своем творчестве, без сомнения. Он и в самом деле полагает: то, что выходит из-под его кисти достойно занять место рядом с Леонардовой Джокондой. И коль так, мне приходит в голову только одно: «Господи, помоги этому слепцу, ибо не ведает, что творит».

Что еще можно сказать о его картинах. Они буквально светятся неприкрытым жизнелюбием и, по сути, являются воплощением того, что принято назвать «художественным оптимизмом». Что в свою очередь является признаком всем знакомой коммерциализованной попсы. А равно и общественного конформизма. Проще говоря, он такой простой и понятный широким массам. Доступный всем, кто жаждет добавить немного прекрасного в свои унылые жизни. Сафронов позволяет людям, далеким от мира искусства приобщится к этому прекрасному. И даже самим стать его частью за соответствующую плату. Портреты кисти Сафронова – это отвлечение от тяжких реальностей. На них люди предстают лучшими, чем они есть на самом деле, оставаясь при этом, конечно же, похожими на самих себя. Потому что «Сафронов рисует не людей, а их представление о самих себе». В этом месте мне уже просто хочется кричать. В конце-то концов, талант же - не украшательство. И тем более не способность с фотографической точностью передать особенности внешности. Талант измеряется масштабом и силой художественного высказывания, которое становится мощным инструментом интерпретации современного мира. Но, черт возьми, все, что слышит мой глаз, когда я смотрю на работы Сафронова, это что-то вялое, невнятное и излишне декоративное, что смело можно отнести к категории «адское мещанство»!

Так или иначе, Сафронов хорошо продается. Это его сильная сторона. Порой кажется, единственная. Вот только кто те люди, которые его покупают? – мне непонятно. Быть может это очередной миф, подпитываемый глупыми журналистами и самим Сафроновым. Для меня показателен тот факт, что в разгар кризиса «всегда востребованный и интересный современникам» художник отправился в вояж по провинции «в поисках потраченного», принимая заказы от всех желающих. В то время, как за работами живописца – по его собственным словам - «в очередь стоят 15 президентов и он получает по 20 – 30 заказов в день». Есть в этом определенная нестыковка. Но даже если верить, что Сафронов наворотил миллионы долларов, продавая свои работы, факт остается фактом – он ремесленник, теряющийся где-то на дальней периферии актуального арт-процесса.
Да, широк, широк Никас Сафронов. Как и его творчество. Здесь тебе и пейзажи, и импрессионизм, и сюрреализм, и «замечательный» цикл работ названный «Река времени» - как раз тот, где можно видеть знаменитостей на репликах работ великих мастеров прошлого - по мне так просто жуть, нарушающая визуальный порядок!

Есть еще направление Dream vision – гордость Никаса Сафронова. Это живописная техника, которую он сам придумал, сам назвал, сам провозгласил новым направлением в искусстве, с чем и попал в Книгу рекордов Гиннеса. Все правильно. Никакой ошибки здесь нет. Никас – рекордсмен! В чем, спрашивается? Просто нет больше на планете такого художника, который бы стал подавать заявку на рекорд, с единственной целью – чтобы пресс-релиз о лучшем художнике вселенной пополнился новым громким статусом. Никас такой один.

Кстати, Сафронов еще и иконописец, как оказалось. Более того, он намерен написать несколько икон для строящегося на стрелке Успенского собора, о чем было объявлено на встрече Сафронова с Архиепископом Кириллом. Кстати, из более ранних интервью художника следует, что иконы он обычно «пишет для собственного развлечения». Возникает только один вопрос, нужны ли ярославским верующим иконы, нарисованные для развлечения какого-то «служителя золотого тельца», когда у нас имеется свой невероятно глубокий, космический (в Федоровском понимании этого слова) и неисчерпаемый Николай Мухин, создающий действительно потрясающие произведения иконописи.

В принципе, Сафронов, по его собственному утверждению, «может все». Ведь он шествует по жизни, будучи отмеченным печатью гения. Его имя «останется в веках наравне с Рафаэлем, Микеланджело, Рубенсом, Дали»… Ну точно сверхчеловек. Думаю, что Никас Сафронов существует в каком-то удивительном, красочном сне, от которого ну никак не хочет пробуждаться. Но даже если он однажды проснется, то, пожалуй, так и останется в своих ограниченных пределах, в своей золотой клетке, на которую он сам повесил замок. Этот замок не даст Никасу Сафронову вырваться за рамки конъюнктуры, на которую он потратил большую часть своей творческой жизни. И не исключено, что по пути растерял львиную долю своего дарования, без которого в мир высокого искусства по-прежнему нет входа.
Tags: знаменитости, нравы, размышления
Subscribe
Buy for 20 tokens
reality show [rɪ'ælətɪ 'ʃəu] реалити-шоу (телепрограмма, героями которой становятся обычные люди; их эмоции и поведение не определены сценарием, а диктуются развитием событий) Словарик и упражнение на заполнение пропусков, с подсказками, в записи WORD OF THE DAY:…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments