vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Вторая мировая война: начало краха германской доктрины «подводной войны»

                                           В то время как Англия и США с осени 1942 г. начали стягивать свои противолодочные силы и средства в Средиземное море и Центральную Атлантику, Северная Атлантика, как и прежде, продолжала оставаться основным районом боевых действий подводных сил фашистской Германии.
На совещании 19 ноября 1942 г. Гитлер высказал мнение, что следует использовать благоприятные возможности, возникшие в Атлантике в связи с сокращением эскортных сил противника, и предложил изыскать способы для немедленного увеличения количества подводных лодок в Норвегии на случай вторжения в этот район.
В ноябре 1942 г. предусматривалось иметь в районах основных боевых действий до 140 немецких подводных лодок, из них в Средиземном море — 24, в Атлантике — 59 (в том числе две лодки-танкера), в северных морях — 23 и на переходах в базы и районы боевых действий — 33.
Сосредоточение подводных сил (лодок) в Северной и Центральной Атлантике происходило за счет сокращения их количества в других зонах, а также на прибрежных коммуникациях. Немецкое командование наме­ревалось продолжать наращивать свои силы в Северной Атлантике. Одна­ко недостаток подготовленных кадров в ряде случаев тормозил вступление лодок в боевой состав флота. По этой причине в декабре 1942 г. из 397 подводных лодок, имевшихся в Германии, в составе действующего флота находилось всего 210. Непосредственно в районах действий в конце 1942 — начале 1943 г. имелось 100—110 лодок.
Как и прежде, основой применения лодок в Атлантике являлся метод групповых действий в составе разведывательной и ударной завес.
Чтобы повысить эффективность действий подводных лодок, были введены некоторые технические новшества. Так, для дезориентации кораблей противолодочной обороны западных союзников немецкие подвод­ники стали широко использовать специальный аппарат «ВТ», который имитировал цель и затруднял работу гидролокатора. Кроме того, с весны 1943 г. для увеличения просматриваемой зоны немцы начали приме­нять на своих лодках подъемный наблюдательный пункт, устроенный по принципу автожира, способный поднимать пилота-наблюдателя на высо­ту до 300 м.
В начале 1943 г. немецкой разведке удалось раскрыть шифр, который применяли западные союзники для связи с конвоями в Атлантике. Зная их маршруты и силы охранения, командование германского подводного флота могло маневрировать лодками и своевременно переразвертывать завесы на путях конвоев.
Сведенные в крупные завесы, подводные лодки в отдельные месяцы до­бивались весьма ощутимых результатов в потоплении тоннажа. Так, на­пример, в ноябре 1942 г., когда западные союзники понесли наиболее тя­желые потери, на долю подводных лодок приходилось более 90 процентов всего тоннажа союзников, потерянного в результате боевых действий про­тивника.
«Ввиду слабости эскортов,— докладывал Редер Гитлеру 19 ноября,— атаки на конвои противника в Северной Атлантике сейчас особенно ус­пешны... Имеющиеся в нашем распоряжении подводные лодки будут применены в Северной Атлантике и в тех зонах, в которых в настоящее время ведутся боевые действия, для того чтобы использовать слабость эскортных сил противника и нанести ему по возможности большие потери в тоннаже».
В первые два месяца 1943 г. германские подводные лодки продолжали вести активные боевые действия прежде всего на северных маршрутах Атлантики (к югу от Гренландии и Исландии). Чтобы не допустить об­хода развернутых в этом районе завес подводных лодок, немецкое коман­дование в отдельные периоды увеличивало состав их до 20—30 единиц. В свою очередь англичане избирали маршруты для конвоев в радиусе действия самолетов своей базовой авиации, которая значительно затруд­няла развертывание вражеских подводных лодок и преследование ими конвоев в надводном положении. Лодки, вынужденные погружаться, те­ряли скорость и отставали от конвоев, не успев произвести атаку. По­этому в январе — феврале 1943 г. потери союзников в тоннаже были срав­нительно небольшими — соответственно 203 и 359 тыс. брт Немецкое командование не смогло достичь запланированных им месячных потерь тоннажа флота западных союзников.
В марте положение изменилось. Из Галифакса в Англию вышли два союзных конвоя — быстроходный (25 судов) и тихоходный (52 судна). Первый из них был обнаружен и атакован 8 немецкими подводными лод­ками. Они преследовали конвой в течение трех суток и потопили 12 судов. После объединения обоих конвоев соединили свои усилия и вражеские подводные лодки. Преодолев сопротивление слабых сил охранения, они нанесли конвоям тяжелый урон (оба конвоя потеряли 21 транспорт — около 141 тыс. брт). Немцы потеряли всего одну подводную лодку. Об­щие потери тоннажа западных союзников и нейтральных стран за один этот месяц достигли 693 тыс. брт (120 судов), из них в Атлантике было потоплено 539 тыс. брт. Эти успехи порождали у германского командова­ния веру в реальность его планов, так как до 75 процентов транспортов было уничтожено из состава конвоев, доставлявших в Англию важные военные грузы. С ноября 1942 г. по март 1943 г. в ее порты прибыло ми­нимальное за всю вторую мировую войну количество грузов.
Союзное командование, встревоженное подобным положением, приняло срочные меры. В конце марта в Северную Атлантику были направ­лены конвойные авианосцы, корабельные поисково-ударные группы, са­молеты и другие средства противолодочной обороны, ранее занятые в опе­рации «Торч». Одновременно президент Рузвельт принял решение до­полнительно направить в этот район самолеты с большим радиусом дей­ствия («Либерейтор II и III»). Вскоре 20 из них уже действовало в этом рай­оне, а к середине апреля количество их возросло до 41 единицы. Они базировались на аэродромах Северной Ирландии, Исландии, Ньюфаунд­ленда и Южной Англии. Всего в весенние месяцы сюда предполагалось церебазировать 255 самолетов такого типа. Это позволило активизиро­вать борьбу с подводными лодками противника не только в районах пе­рехода конвоев, но и на выходах лодок из баз Бискайского залива. Все более широкое применение англичанами самолетов, оснащенных новыми локаторами и прожекторами, стало давать положительные результаты. В феврале и марте самолеты уничтожили в Бискайском заливе 3 гер­манские подводные лодки.
Положительно сказывался на организации противолодочной обороны значительный рост количества самолетов союзников на аэродромах, рас­положенных вдоль основных маршрутов движения конвоев в Северной Атлантике. В этих условиях немецкому командованию пришлось развер­тывать свои подводные лодки вдали от авиационных баз западных союз­ников, а это привело к снижению их результативности более чем на 60 процентов. Ширина же неконтролируемой англо-американской авиа­цией зоны в Северной Атлантике сократилась до 600 миль. Ввод в дейст­вие поисково-ударных групп и эскортных авианосцев, оснащенных новей­шими и пока неизвестными немцам средствами противолодочной борьбы, свел до минимума и эту «неконтролируемую зону». Например, новые радиолокаторы с сантиметровым диапазоном волн, установленные на кораблях противолодочной обороны, лишали немецкие подводные лодки преимуществ скрытности в период их развертывания и сосредоточения для атаки конвоя. Поэтому в условиях малой видимости, характерной для Северной Атлантики в весеннее время, немецкие лодки, находясь в надводном положении, стали нести большие потери от внезапных атак кораблей и самолетов западных союзников.
Тенденция к увеличению потерь подводных лодок становилась все более очевидной. Если в 1941 г. потери составляли 16 процентов от числа введенных в строй лодок, в 1942 г.— 34 процента, то в первом квартале 1943 г. — свыше 58 процентов (41 из 70 лодок).
К марту 1943 г. англичане и американцы, широко внедрив новые методы разведки, значительно улучшили службу информации во всей систе­ме противолодочной борьбы в Северной Атлантике. В частности, новые радиопеленгаторы, установленные на берегу и кораблях охранения, по­зволили быстро засекать радиопередачи с германских подводных ло­док. Работа пеленгаторов облегчалась тем, что немцы почти не ограничи­вали радиопередачи с подводных лодок, считая вероятность обнаруже­ния их по радиопеленгам ничтожно малой. В результате союзники стали получать достоверную информацию о местах развертывания завес под­водных лодок противника, широко и оперативно маневрировать своими конвоями и обходить районы сосредоточения вражеских подводных сил.
Вопросу упорядочения системы борьбы с немецкими подводными лод­ками была посвящена англо-американо-канадская конференция, которая открылась в Вашингтоне 1 марта 1943 г. Ее участники решили возло­жить ответственность за проводку конвоев в Северной Атлантике на ан­гличан и канадцев, а в Центральной — на американцев.
В соответствии с решениями этой конференции разрозненные группы противолодочной обороны США были объединены в 10-й флот с задачей вести борьбу с подводными лодками противника и защищать конвои на маршрутах Америка — Средиземное море и Карибское море — Велико­британия. Для охраны конвоев на крайних северных маршрутах Атланти­ки создавались силы Северо-Западной Атлантической зоны. С учетом опы­та борьбы с лодками, а также районов их наибольшего сосредоточения было проведено перераспределение авиации противолодочной обороны берегового базирования и конвойных авианосцев, пересмотрены графики движения конвоев в Атлантике.
В начале апреля 1943 г. немецкое командование сосредоточило в Се­верной Атлантике максимальное количество подводных лодок — 112 из 240, предназначавшихся для ведения боевых действий. Западные союз­ники усилили здесь средства противолодочной обороны. 28 апреля немец­кие подводные лодки начали крупную операцию против союзных конвоев. Первоначально в районах боевых действий в 4—5 завесах (они несколько раз переформировывались) было развернуто до 60 подводных лодок. Все завесы с февраля управлялись с берегового командного пункта. Оттуда давались указания о районе развертывания и направлении поиска, на пе­реразвертывание и переформирование завес, а также информация о ме­теообстановке, об объекте атаки, направлениях уклонений конвоев и т. п.
Первая завеса «Стар» в составе 16 лодок, развернутая в 300 милях юго-западнее Рейкьявика (Исландия), была нацелена против конвоя «ONS-5», который вышел из устья реки Клайд (Англия) в США в составе 40 транспортов и 9 кораблей охранения. Вскоре к нему присоединились эскадренный миноносец и 3 транспорта, вышедшие из Исландии. Конвой почти непрерывно прикрывали самолеты противолодочной обороны с аэро­дромов Исландии
Вторая завеса «Шпехт» (16 подводных лодок) была развернута между южной оконечностью Гренландии и островом Ньюфаундленд с задачей перехватить и атаковать конвой «SC-127», следовавший в Англию из США. В 200 милях восточнее завесы «Шпехт» была развернута третья завеса «Амсель» (11 подводных лодок). Четвертая завеса «Дроссель» из 10 лодок была развернута на параллели мыса Финистерре (Испания) и имела задачу, получив данные от своих разведывательных самолетов, атаковать конвои противника между Гибралтаром и Британскими островами.
После обнаружения конвоя «SC-127», шедшего из США в Англию, подводные лодки завес «Стар» и «Шпехт» получили приказ соединиться и создать новую завесу «Финк» в составе 30 лодок. Из завесы «Амсель» и прибывших на ее усиление лодок было создано 4 завесы по 5—6 лодок в каждой. Завеса «Финк» была развернута в 200 милях к югу от Гренлан­дии, на вероятном пути конвоя «SC-127». Но этому конвою, резко изме­нившему курс с последующим отклонением от обычного маршрута сле­дования, удалось обойти завесу противника. В тот момент, когда уже готовился приказ о новом переформировании завесы «Финк», почти в са­мом ее центре появился конвой «ONS-5», следовавший со значитель­ным опозданием в сравнении с расчетами немецкого командования. Из-за сильного шторма и пурги ордер конвоя оказался нарушенным: транспор­ты шли двумя группами, а часть кораблей охранения, израсходовав топ­ливо и не имея возможности пополнить его в море, вынуждена была уйти в базы на заправку.
Атаковав отставшие суда, немецкие лодки потопили 5 транспортов. Ночью подводные лодки прорвались к конвою и уничтожили еще 7 транс­портов. В течение светлого времени лодки завесы «Финк» следовали вблизи конвоя, готовые с наступлением темноты повторить атаки. На основании действовавшего наставления подводные лодки должны были преследовать конвой на максимально возможном удалении, ориентируясь по дымам, а при отсутствии их — по верхушкам мачт. Однако при попыт­ке лодок поддерживать визуальный контакт или прорваться к конвою ко­рабли противолодочной обороны с помощью новых радаров быстро обна­руживали и атаковали их. В результате 4 лодки были потоплены, а не­сколько других получили повреждения. Вскоре на помощь конвою прибы­ла эскортная группа канадских кораблей, которые атаковали и потопили еще 2 лодки. Противнику пришлось прекратить преследование конвоя. Потопив 13 транспортов из состава конвоя «ONS-5», он потерял 6 под­водных лодок .
После прекращения атак конвоя «ONS-5» 18 боеспособных немецких лодок были объединены в завесу «Эльба», которая развернулась в 450 ми­лях к востоку от острова Ньюфаундленд. Южнее ее была развернута завеса «Рейн», сформированная из 12 лодок, ранее входивших в завесы «Амсель-1» и «Амсель-2». Обе завесы рассредоточились почти на 500 миль, перекрыв возможные пути движения конвоев. Разведка союзников обна­ружила их развертывание. Предупрежденные конвои «НХ-237» и «SC-129», следовавшие из США, не доходя до районов расположения за­вес, обошли их, резко повернув на юг.
Немецкое командование приказало подводным лодкам полным ходом следовать в восточном направлении для перехвата этих конвоев: группе «Рейн» надлежало атаковать конвой «НХ-237», а группе «Эльба» — кон­вой «SC-129». Группе «Дроссель», развернутой у испанского побережья, было приказано следовать в западном направлении навстречу этим двум конвоям. Однако самолеты сверхдальнего действия, а также самолеты эскортных авианосцев западных союзников обнаружили лодки, атаковали их и немедленно вызвали корабли из групп поддержки. В результате 3 лодки были уничтожены, несколько получили повреждения.
В то время как лодки из группы «Рейн» пытались прорваться к конвою «НХ-237», группа «Эльба» начала сосредоточиваться на пути конвоя «SC-129», который находился в 400 милях западнее. Одна из лодок груп­пы «Эльба» обнаружила этот конвой, а другая атаковала его, потопив 2 транспорта. Остальным лодкам завесы не удалось прорвать оборону конвоя, при этом было потеряно 3 подводные лодки. Получив сообщение от своей лодки о появлении в районе операции поисково-ударной группы западных союзников во главе с авианосцем, немецкое командование при­казало прекратить преследование конвоев. После этого на северном марш­руте была образована завеса «Мозель» в составе 21 лодки для атаки вновь обнаруженного конвоя, охранение которого к моменту сближения с заве­сой было усилено четвертой конвойной группой во главе с конвойным авианосцем «Арчер». При попытке прорваться к конвою завеса потеряла 5 лодок, так и не добившись успеха.
В итоге этой операции в Северной Атлантике германские подводные силы флота понесли самый тяжелый урон с начала войны: потеряли 33 лод­ки. В связи с этим в журнале боевых действий командующего немецкими подводными силами в мае 1943 г. отмечалось, что «факты с жесто­кой очевидностью подтверждают кризис, переживаемый подводной войной, и требуют принятия решительных контрмер» Под влиянием неудач командование германского флота вынуждено было прекратить операцию и направить основную часть боеспособных лодок в район Азор­ских островов.
Дениц в докладе Гитлеру в конце мая не мог скрыть тревоги по поводу роста потерь лодок в последних операциях почти в 2,5 раза по сравне­нию с предшествующими. «Эти потери слишком высоки, — заявил он. — Мы должны сохранить наши силы, в противном случае это будет выгодно только противнику».
Провал операции немецких подводных сил в Северной Атлантике, которая началась в апреле, а завершилась в мае, положил начало краху доктрины «подводной войны» фашистской Германии и, как показали последующие события 1943 г., определил перелом в борьбе на атлантических коммуникациях в пользу западных союзников.
Tags: войны
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments