vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия

                                        ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР И ЦК ВКП(б) ОБ АРЕСТАХ, ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ И ВЕДЕНИИ СЛЕДСТВИЯ
17 ноября 1938 г.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) отмечают, что за 1937—1938 гг. под руководством партии органы НКВД проделали большую работу по разгрому врагов народа и очистке СССР от многочисленных шпионских, террористических, диверсионных и вредительских кадров из троцкистов, бухаринцев, эсеров, меньшевиков, буржуазных националистов, белогвардейцев, беглых кулаков и уголовников, представлявших из себя серьезную пищу для иностранных разведок в СССР, и в особенности разведок Японии, Германии, Польши, Англии и Франции.
Одновременно органами НКВД проделана большая работа также и по разгрому шпионско-диверсионной агентуры иностранных разведок, переброшенной в СССР в большом количестве из-за кордона под видом так называемых политэмигрантов и перебежчиков из поляков, румын, финнов, немцев, латышей, эстонцев, харбинцев и пр.
Очистка страны от диверсионных, повстанческих и шпионских кадров сыграла свою положительную роль в деле обеспечения дальнейших успехов социалистического строительства.
Однако не следует думать, что на этом деле очистка СССР от шпионов, вредителей, террористов и диверсантов окончена.
Задача теперь заключается в том, чтобы, продолжая и впредь беспощадную борьбу со всеми врагами СССР, организовать эту борьбу при помощи совершенных и надежных методов.
Это тем более необходимо, что массовые операции по разгрому и выкорчевыванию вражеских элементов, проведенные органами НКВД в 1937—1938 гг. при упрощенном ведении следствия и суда, не могли не привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и Прокуратуры. Больше того, враги народа и шпионы иностранных разведок, пробравшиеся в органы НКВД, как в центре, так и на местах, продолжая вести свою подрывную работу, старались всячески запутать следственные и агентурные дела, сознательно извращали советские законы, проводили массовые и необоснованные аресты, в то же время спасая от разгрома своих сообщников, и в особенности засевших в органах НКВД.
Главнейшими недостатками за последнее время в работе органов НКВД и Прокуратуры являются следующие:
Во-первых, работники НКВД совершенно забросили агентурно-осведомительную работу, предпочитая действовать более упрощенным способом, путем практики массовых арестов, не заботясь при этом о полноте и высоком качестве расследования
Работники НКВД настолько отвыкли от кропотливой, систематической агентурно-осведомительной работы и так вошли во вкус упрощенного порядка производства дел, что до самого последнего времени возбуждают вопросы о предоставлении им так называемых «лимитов» для производства массовых арестов.
Это привело к тому, что и без того слабая агентурная работа еще более отстала и, что хуже всего, многие наркомвнудельцы потеряли вкус к агентурным мероприятиям, играющим в чекистской работе исключительно важную роль.
Это, наконец, привело к тому, что при отсутствии надлежаще поставленной агентурной работы следствию, как правило, не удалось полностью разоблачить арестованных шпионов и диверсантов иностранных разведок и полностью вскрыть все их преступные связи.
Такая недооценка значения агентурной работы и недопустимо легкомысленное отношение к арестам тем более нетерпимы, что СНК СССР и ЦК ВКП(б) в своих постановлениях от 8 мая 1933 г., 17 июня 1935 г. и, наконец, 3 марта 1937 г. давали категорические указания о необходимости правильно организовать агентурную работу, ограничить аресты и улучшить следствие.
Во-вторых, крупнейшим недостатком работы органов НКВД является глубоко укоренившийся упрощенный порядок расследования, при котором, как правило, следователь ограничивается получением от обвиняемого признания своей вины и совершенно не заботится о подкреплении этого признания необходимыми дополнительными данными (показания свидетелей, акты экспертизы, вещественные доказательства и др.).
Часто арестованный не допрашивается в течение месяца после ареста, иногда и больше. При допросах арестованных, протоколы допроса не всегда ведутся.
Нередко имеют место случаи, когда показания арестованного записываются следователем в виде заметок, а затем, спустя продолжительное время, составляется общий протокол, причем совершенно не выполняется требование ст. 138 УПК о дословной, по возможности, фиксации показаний арестованного.
Очень часто протокол допроса не составляется до тех пор, пока арестованный не признается в совершенных им преступлениях.
Нередки случаи, когда в протокол допроса вовсе не записываются показания обвиняемого, опровергающие те или другие данные обвинения.
Следдела оформляются неряшливо, в дело помешаются черновые, неизвестно кем исправленные и перечеркнутые карандашные записи показаний, помещаются не подписанные допрашиваемым и не заверенные следователем протоколы показаний, включаются неподписанные и неутвержденные обвинительные заключения и т. п.
Органы Прокуратуры со своей стороны не принимают необходимых мер к устранению этих недостатков, сводя, как правило, свое участие в расследовании к простой регистрации и штампованию следственных материалов. Органы Прокуратуры не только не устраняют нарушение революционной законности, но фактически узаконяют эти нарушения.
Такого рода безответственным отношением к следственному производству и грубым нарушением установленных законом процессуальных правил нередко умело пользовались пробравшиеся в органы НКВД и Прокуратуры, как в центре, так и на местах, враги народа. Они сознательно извращали советские законы, совершали подлоги, фальсифицировали следственные документы, привлекая к уголовной ответственности и подвергая аресту по пустяковым основаниям и даже вовсе без всяких оснований, создавали с провокационной целью «дела» против невинных людей, а в то же время принимали все меры к тому, чтобы укрыть и спасти от разгрома своих соучастников по преступной антисоветской деятельности. Такого рода факты имели место как в центральном аппарате НКВД, так и на местах.
Все эти отмеченные в работе органов НКВД и Прокуратуры совершенно нетерпимые недостатки были возможны только потому, что пробравшиеся в органы НКВД и Прокуратуры враги народа всячески пытались оторвать работу органов НКВД и Прокуратуры от партийного контроля и руководства и тем самым облегчить себе и своим сообщникам возможность продолжения своей антисоветской, подрывной деятельности.
В целях решительного устранения изложенных недостатков и надлежащей организации следственной работы органов НКВД и Прокуратуры СНК СССР и ЦК ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Запретить органам НКВД и Прокуратуры производство каких-либо массовых операций по арестам и выселениям. В соответствии со ст. 127 Конституции СССР аресты производить только по постановлению суда с санкции прокурора. Выселение из погранполосы допускается в каждом отдельном случае с разрешения СНК СССР и ЦК ВКП(б) по специальному представлению соответствующего обкома, крайкома или ЦК нацком-партий, согласованному с НКВД СССР.
2. Ликвидировать судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских управлениях РК милиции. Впредь все дела в точном соответствии с действующими законами о подсудности передавать на рассмотрение судов или Особого совещания при НКВД СССР.
3. При арестах органам НКВД и Прокуратуры руководствоваться следующим:
а) Согласование на аресты производить в строгом соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 июня 1935 г.
б) При истребовании от прокуроров санкции на арест органы НКВД обязаны представлять мотивированное постановление и все обосновывающие необходимость ареста материалы.
в) Органы Прокуратуры обязаны тщательно и по существу проверять обоснованность постановлений органов НКНД об арестах, требуя в случае необходимости производства дополнительных следственных действий и представления дополнительных следственных материалов.
г) Органы Прокуратуры обязаны не допускать производства арестов без достаточных оснований. Установить, что за каждый неправильный арест наряду с работниками НКВД несет ответственность и давший санкцию на арест прокурор.
4. Обязать органы НКВД при производстве следствия в точности соблюдать УПК в части:
а) Заканчивать расследование в сроки, установленные законом.
б) Производить допросы арестованных не позже 24 часов после ареста. После каждого допроса составлять немедленно протокол в соответствии с требованием ст. 138 УПК с точным указанием времени начала и окончания допроса. Прокурор при ознакомлении с протоколом допроса обязан на протоколе делать надпись об ознакомлении с обозначением часа, дня, месяца и года.
в) Документы, переписку и другие предметы, отбираемые при обыске, опечатывать немедленно на месте обыска согласно ст. 184 УПК, составляя подробную опись всего опечатанного.
5. Обязать органы Прокуратуры в точности соблюдать требования УПК по осуществлению прокурорского надзора за следствием, проводимым органами НКВД.
В соответствии с этим обязать прокуроров систематически проверять выполнение следственными органами всех установленных законом правил ведения следствия и немедленно устранять нарушения эти правил, принимать меры к обеспечению за обвиняемым предоставленных ему по закону процессуальных прав и т. п.
6. В связи с возрастающей ролью прокурорского надзора и возложенной на органы Прокуратуры ответственностью за аресты и проводимое органами НКВД следствие признать необходимым.
а) Установить, что все прокуроры, осуществляющие надзор за следствием, производимым органами НКВД, утверждаются ЦК ВКП(б) по представлению соответствующих обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий и Прокурора Союза ССР.
б) Обязать обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий в 2-месячный срок проверить и представить на утверждение в ЦК ВКП(б) кандидатуры всех прокуроров, осуществляющих надзор за следствием в органах НКВД.
в) Обязать Прокурора Союза ССР тов. Вышинского1 выделить из состава работников центрального аппарата политически проверенных квалифицированных прокуроров для осуществления надзора за следствием, проводимым центральным аппаратом НКВД СССР, и в 2-месячный срок представить их на утверждение ЦК ВКП (б).
7. Утвердить мероприятия НКВД СССР по упорядочению следственного производства в органах НКВД, изложенные в приказе от 23 ноября 1938 г. В частности, одобрить решения НКВД об организации в оперативных отделах специальных следственных частей.
Придавая особое значение правильной организации следственной работы органов НКВД, обязать НКВД СССР обеспечить назначение следователями в центре и на местах лучших, наиболее проверенных, политически зарекомендовавших себя на работе, квалифицированных членов партии.
Установить, что все следователи органов НКВД в центре и на местах назначаются только по приказу народного комиссара внутренних дел СССР.
8. Обязать НКВД СССР и Прокурора Союза ССР дать своим местным органам указания по точному исполнению настоящего постановления.
СНК СССР и ЦК ВКП(б) обращают внимание всех работников НКВД и Прокуратуры на необходимость решительного устранения отмеченных выше недостатков в работе органов НКВД и Прокуратуры и на исключительное значение организации всей следственной и прокурорской работы по-новому.
СНК и ЦК ВКП(б) предупреждают всех работников НКВД и Прокуратуры, что за малейшее нарушение советских законов и директив партии и правительства каждый работник НКВД и Прокуратуры, невзирая на лица, будет привлекаться к суровой (судебной) ответственности.
Председатель СНК СССР В. Молотов
Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин
ЦА ФСК России
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. было принято в тот период, когда масштаб массовых репрессий стал очевидно приводить к разрушению совокупного потенциала страны.
В 1937—1938 гг. была необоснованно репрессирована и осуждена значительная часть наиболее квалифицированных партийных, советских, хозяйственных и военных кадров, в том числе несколько тысяч сотрудников органов ВЧК—ГПУ— ОГПУ — НКВД. Большинство из них обвинялось в шпионаже, терроре, контрреволюционном саботаже, заговорах и других тяжких государственных преступлениях.
Репрессии осуществлялись в основном внесудебным путем через Особое совещание при НКВД и так называемые тройки, в которые входили 1-й секретарь ВКП(б) (обкома, края, республики), начальник соответствующего органа НК.ВД и прокурор.
Кроме того, в органах НКВД периодически проводились частые замены чекистов-профессионалов на призванных по рекомендациям партийных органов людей, совершенно незнакомых с оперативной и следственной работой, но твердо убежденных в правильности линии партии и правительства.
Указанное постановление несколько ограничило размах репрессий и упорядочило ведение следствия.
Во исполнение постановления были изданы приказ НКВД СССР от 26 ноября 1938 г. «О порядке осуществления постановления СНК СССР и ЦК КП(б) от 17 ноября 1938 г.» и соответствующая директива НКВД СССР и Прокуратуры Союза ССР от 26 декабря 1938 г. В декабре 1938 г. были упразднены следственные части в оперативных управлениях и самостоятельных отделах НКВД центра и вместо них создана единая следственная часть НКВД СССР. Аналогичные подразделения были образованы в местных органах НКВД. Отменялись приказы и циркуляры НКВД о деятельности троек и упрощенном производстве следствия.
Назывались и «конкретные виновники» допущенных злоупотреблений и беззаконий. В конце 1938— начале 1939 гг. были арестованы руководители НКВД СССР Н. И. Ежов, М. П. Фриновский, И. М. Леплевский, Н. Г. Николаев-Журид, Н. Н. Федоров, И. И. Шапиро и другие. Почти все бывшие наркомы внутренних дел союзных и автономных республик, большинство начальников УНКВД краев и областей и другие руководящие работники правоохранительных органов были сняты с занимаемых постов и осуждены.
Однако данное постановление не исключило сам принцип поиска и борьбы «с врагами народа», оно ориентировало органы НКВД на дальнейшую «очистку СССР от шпионов, диверсантов и вредителей» «при помощи более надежных и совершенных методов».
Продолжало функционировать Особое совещание при НКВД СССР как внесудебный репрессивный орган, не были отменены постановления ЦИК СССР «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов» от 1 декабря 1934 г. и «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик» от 14 сентября 1937 г., которыми устанавливался исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел о вредительстве, террористических актах и контрабанде. До 1941 г. продолжались репрессии участников так называемого «военно-фашистского заговора», обескровившие руководящие кадры Красной Армии и Военно-Морского Флота, что трагически отразилось на первом этапе Великой Отечественной войны. И впоследствии, выполняя указания государственно-политического руководства страны, органы госбезопасности нередко нарушали действующие законы, что серьезно дискредитировало и дезорганизовывало их работу.
Tags: власть, спецслужбы
Subscribe
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments