vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

He-219 «Филин»: бесполезный ночной хищник

Оригинал взят у ymorno_ru в He-219 «Филин»: бесполезный ночной хищник
Хейнкель He-219 «Филин» (немецкое обозначение Heinkel He-219 «Uhu») — это двухмоторный поршневой ночной истребитель времен Второй мировой войны. Примечательно, что данная машина была первым специально спроектированным в Германии самолетом данного класса и первой в мире боевой машиной, которая получила катапультируемые кресла. Самолет He-219 был одним из самых эффективных ночных истребителей Второй мировой войны. Однако немцам удалось выпустить всего 268 серийных самолетов: в 1943 году — 11 штук, в 1944 — 195 и в 1945 — 62.




Создание нового ночного истребителя для нужд Люфтваффе фирма Хейнкель начала в январе 1942 года, именно тогда началась детальная проработка машины. Самолет прорабатывался в 2-х вариантах: Не 219а — ночной истребитель, Не 219в — высотный истребитель-бомбардировщик. Обе модификации должны были оснащаться радаром FuG 212 «Lichtenstein» С-1 и мощным пушечным вооружением. Бомбардировщик должен был брать на борт до 2 тонн бомб. На истребителе шасси убиралось назад с поворотом на 90 градусов, тогда как бомбардировщик оснащался сдвоенными колесами основных стоек шасси, которые убирались вперед. В итоге именно шасси версии Не 219b признали более удачным и приняли для обеих версий самолета, при этом все силы разработчиков были брошены на Не-219а.


Уже в феврале 1942 года был полностью готов полноразмерный макет «Филина». Для ускорения работ по проекту доводка чертежей He-219 осуществлялась параллельно с производством оснастки для выпуска первого опытного образца истребителя. К марту 1942 года немецкие инженеры успели подготовить порядка 80% всех чертежных калек, но большая их часть была уничтожена в результате налета авиации Великобритании на завод в Мариенехе.

11 марта 1942 года директор компании «Даймлер Бенц» проинформировал компанию «Хейнкель» о том, что из-за возникших с доводкой двигателя DB 603G трудностей, они будут заменены на более надежные авиационные двигатели DB 603С. 7 апреля 1942 года прошло заседание макетной комиссии, которое утвердило заказ на 8 опытных истребителей. Планы создания прототипов, их разработка, доводка и проведение программы летных испытаний полностью соответствовали объемам типового контракта. 25 июня 1943 года программу уменьшили до 4-х прототипов, одновременно с этим увеличив до 20 штук постройку предсерийных истребителей.

В октябре 1942 года на предприятиях Хейнкеля завершили сборку 1-го прототипа Не-219. В том же октябре из-за участившихся авиационных налетов союзников на заводы Ростока-Мариенеха Хейнкель принял решение о переносе основного производства ночного истребителя в Вену-Швехат. Прототип Не-219 имел однолонжеронное неразъемное крыло, оснащенное работающей обшивкой. Между элеронами Фриза и мощными щелевыми закрылками находились мотогондолы. Фюзеляж самолета имел четырехугольное сечение и также оснащался работающей обшивкой. 2 члена экипажа истребителя размещались в кабине пилотов спина к спине. В задней части кабины пилотов на подвижной турели монтировался пулемет MG 131. За кабиной пилотов находились топливные баки емкостью 1100, 500 и 1000 литров. Доступ в достаточно высоко расположенную кабину пилотов производился при помощи выдвижной лесенки.


Уже 6 ноября 1942 года летчик-испытатель Петер Готтхольд впервые поднял истребитель Не-219 в небо. Самолет провел в воздухе 10 минут, первый полет прошел без каких-либо происшествий. Однако из-за плохих погодных условий в этот день не удалось достичь заявленных технических характеристик машины. Но даже при этом самолет показал очень неплохие характеристики — скороподъемность 8,2 м/с, максимальную скорость 610 км/ч. Каких-либо нареканий по работе двигателей самолета отмечено не было. В то же время ряд недостатков был зафиксирован летчиком-испытателем: достаточно большие усилия на штурвале, возникновение незначительной вибрации элеронов на скоростях полета 500 км/ч, слишком медленный процесс уборки шасси, недостаточную маневренность истребителя в вертикальной плоскости. В резюме по полету Петер Готтхольд указал, что самолет еще недостаточно готов, но при этом его в состоянии пилотировать любой немецкий летчик со средним уровнем подготовки. Программа первого этапа испытаний была окончена 9 декабря 1942 года, после чего «Филин» был подготовлен к перелету в Пенемюнде, где планировалось провести испытания комплекса вооружения машины.

Выявленные в первых полетах недостатки были ликвидированы за счет удлинения фюзеляжа и увеличения площади хвостового оперения. Испытания системы вооружений также закончились успешно. После того как 25 марта 1943 года He-219 «Филин» успешно провел показательные бои с самолетами Ju 88S и Do 217N, военные решили увеличить заказ на этот самолет до 300 экземпляров. После этого машину отправили в серийное производство. Первый серийный истребитель Люфтваффе приняли на вооружение в октябре 1943 года.

Основные модификации машины

He-219А-0 — истребители предсерийной партии, производились с августа 1943 года. Первые 22 самолета применялись как прототипы, получив обозначения He-219 от V13 до V32. На этих самолетах проводились испытания разнообразных модификаций двигателей, комбинации радиоэлектронного оборудования и вооружения. Остальные истребители поставлялись в части с моторами DB 603А (44 единицы) или DB 603АА (1670 л.с.), которые отличались наличием более мощных компрессоров. Самолеты этой серии комплектовались двумя типами РЛС — FuG 220 и FuG 212 , при этом FuG 212 часто снималась. Данные истребители также имели один из 3-х вариантов вооружения: М1 (2х20-мм пушки в крыле и 4х30-мм МК-108 под фюзеляжем); М2 (4х30-мм пушки МК-103 под фюзеляжем); М3 такая же конфигурация, как и М1, но с заменой МК-108 на МК-103. Всего было выпущено 104 истребителя в версии He-219А-0, в том числе в Швехате — 95 и 9 на авиационном заводе в Мариэне.


He-219А-2 — серийный вариант ночного истребителя «Филин», который незначительно отличался от поздних версий He-219А-0. Его подвариант He-219A-2/R1 был вооружен 2х20-мм пушками MG 151/20 в крыле, 2х30-мм МК 103 под фюзеляжем и 2х30-мм МК 108 в специальной установке «Неправильная музыка», которая предназначалась для стрельбы вперед-вверх. Всего было собрано 85 истребителей в версии He-219А-2.

He-219А-5 отличался установкой новых двигателей DB 603E, DB 603АA или DB 603G, а также увеличенным запасом топлива. Этого удалось добиться за счет установки на самолет дополнительных топливных баков, которые расположили в хвостовых частях мотогондол. Также машины отличались друг от друга различными комплектами вооружения. Истребители в версии А-5 выпускались с осени 1944 года, точное количество выпущенных машин не установлено.

He-219А-7 производился, начиная с февраля 1945 года. Первые 5 самолетов обладали двигателями DB 603А, остальные получили DB 603Е (1800 л.с). От установки на истребитель еще более мощных моторов DB 603G часто отказывались, так как они требовали недоступного на последнем этапе войны высокооктанового бензина. Стандартным для данного самолета считалось вооружение из 2х20-мм пушек MG 151/20 в крыле (по 400 снарядов на ствол), 2х20-мм пушек MG 151/20 под фюзеляжем (по 500 снарядов на ствол) и 2х30-мм МК 108 в установке «Неправильная музыка» (по 100 снарядов на ствол), при этом большая часть произведенных самолетов была изготовлена в модификации He-219A-7/R4 без установки «Неправильной музыки». Всего был собран 21 самолет. Помимо этого, в апреле 1945 года в Германии успели собрать 6 He-219A-7/R5, оснащенных двигателями Jumo 213Е (1750 л.с).


Целый ряд модификаций ночного истребителя He-219 «Uhu» не внедрялся в производство по разным причинам: He-219А-1 — первоначально планировавшийся вариант самолета с моторами DB 603Е; He-219А-3 — 3-местный истребитель-бомбардировщик с двигателями DB 603G; He-219А-4 — вариант с моторами Jumo 222 и увеличенным размахом крыла; He-219А-6 — максимально облегченная версия ночного охотника за английскими «Москито» с моторами DB 603Е. Еще более глубокую модернизацию самолета представляли его варианты He-219В, He-219С, Не 319 и Не 419, которые навсегда остались лишь на чертежах.

Оценка проекта

Первоначально разрабатываемый как многоцелевой самолет «Филин» в итоге стал узкоспециализированной машиной, и в роли ночного истребителя он добился выдающихся успехов. Однако масса модификаций и вариантов серьезно снижала темпы выпуска самолета. К этому добавилась также проблема несвоевременных поставок моторов компаний «Даймлер-Бенц» и «Юнкерс». Технический директор компании Хейнкель уже в августе 1944 года признал, что Не-219 является наиболее скоростным и лучшим ночным истребителем Люфтваффе. Однако его летно-технические характеристики были не вполне достаточными для перехвата английских «Москито». При этом Не-219 «Филин» был хорошей машиной, которая в отличие от многих своих одноклассников не имела проблем с освоением в строевых частях. Однако нерешительность Технического комитета и необъяснимое неприятие вторым человеком в Люфтваффе Эрхардом Мильхом не позволили данной машине оказать существенную роль в обороне ночного германского неба.

Радиолокатор

Все серийные «Филины» выгодно отличались наличием радиолокаторов. На первые серийные 12 самолетов Не-219A-2/R1 был установлен радиолокатор FuG 212 «Лихтенштейн» С-1, оснащенный 4-мя маленькими антеннами в носовой части фюзеляжа истребителя. Затем самолеты оснащались одной антенной для С-1 и 4-мя большим для нового радиолокатора FuG 220 «Лихтенштейн» SN-2. На некоторые варианты истребителя Не-219A-5 радиолокатор С-1 не ставился, а антенны SN-2 довольно часто устанавливались в перевернутом положении для уменьшения уровня помех. На самолете А-7 к «Лихтенштейну» добавился новый радиолокатор FuG 218 «Нептун».


Вооружение

Номенклатура вооружения ночного истребителя во многом зависела от тех авиационных пушек, которые были доступны к моменту готовности очередного серийного самолета. Широко использовались различные комбинации 20-мм пушек МG-151/20 и 30-мм МК-103 или МК-108. При этом скорострельность автоматических пушек, установленных в нижнем обтекателе, была высока, так как отсутствовала необходимость ставить синхронизаторы, уменьшавшие темп стрельбы. Кроме того, на всех «Филинах» отводилось место под 2х30-мм пушки МК108 установки «Неправильная музыка» для ведения огня вперед-вверх под углом в 65 градусов, но она в частях технического обслуживания устанавливалась крайне редко.

Летно-технические характеристики He-219а7:

Габариты: размах крыла — 18,5 м; площадь крыла — 44,5 м., длина самолета — 15,55 м, высота — 4,10 м.
Масса взлетная — 15 300 кг, пустого самолета — 11 210 кг.
Силовая установка 2 ПД Daimler-Benz DB 603G мощностью 2х1900 л.с.
Максимальная скорость — 665 км/ч.
Крейсерская скорость — 535 км/ч.
Практическая дальность полета — 2000 км.
Практический потолок — 12700 м.
Экипаж — 2 чел.
Вооружение самолета: 2х30-мм пушки МК-108 в корне крыла (боезапас 100 снарядов на ствол), 2х20-мм МG-151/20 (боезапас 300 снарядов на ствол) и 2х30-мм МК-108 в нижнем обтекателе (боезапас 100 снарядов на ствол).

Источники информации:
http://pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/istrebiteli/155-he-219
http://www.airaces.ru/plane/khejjnkel-he-219-uhu-filin.html
http://www.airwar.ru/enc/fww2/he219.html
http://ru.wikipedia.org


Автор Юферев Сергей


См.также:

Me-110 тяжелый немецкий двухмоторный истребитель

КОР-2 (Бе-4): удачный самолёт, которому не повезло

Самый массовый истребитель США

F-82 Twin Mustang — последний поршневой истребитель США

«Эталон 1944 года» Ла-7



Tags: авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments