vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Гибель «Лузитании»

                             Важнейшие операции в ходе Первой мировой войны разворачивались не только на суше, но и на море. Впервые серьезное участие в военных действиях приняли новые боевые машины – подводные лодки. Еще до войны Германия приняла программу развития подводного флота. Как и бомбардировщики, подлодки стирали грань между фронтом и тылом, и даже удаленная от места боевых действий база не могла чувствовать себя в безопасности.
Идея подводного судна пришла в голову военным еще в далекой древности. Наполеон в свое время выделил американскому изобретателю Фултону средства на строительство субмарины. Цель была та же, что позже у немцев в Первой мировой войне – создать средство борьбы против непобедимого английского флота. Впрочем, император был разочарован результатами работы Фултона.
Для широкого применения субмарин требовались новые двигатели. Проблема была решена с появлением электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания. К 1900 г. ни в одном ВМФ мира еще не имелось боевых подводных лодок. Но уже спустя несколько лет подлодки стали вполне привычным явлением.
Немецкий флот заказал свою первую лодку только за 10 лет до начала Первой мировой войны. Первая немецкая подводная лодка U‑1 была спущена на воду в 1906 г. Однако вскоре Германия вышла на первое место в мире по уровню развития подводного флота.
Как только началась война, немцы пытались любыми способами «достать» Британию. В декабре 1914 г. им впервые удалось совершить авиационный налет. Англичане же блокировали немецкие порты. Германия все больше убеждалась, что субмарины – это мощное оружие, которое можно использовать против кораблей, баз и портов стран Антанты. 4 февраля 1915 г. Германия заявила о начале подводной блокады Англии и Ирландии и предупредила, что будет считать подлежащей уничтожению любое иностранное судно, находящееся в указанном районе.
Действия германского подводного флота стали причиной того, что Англия несла тяжелые потери: в среднем англичане теряли каждые два дня один большой торговый корабль. А 7 мая 1915 г. произошло событие, ставшее трагическим апофеозом подводной войны. В этот день недалеко от юго‑западного берега Ирландии встретились немецкая субмарина U‑20 и один из самых больших в мире трансатлантических пассажирских лайнеров «Лузитания». Четырехтрубный английский корабль принадлежал могущественной компании «Кунард» и был построен в городе Клайдбанк в 1906 г. В 1907‑м «Лузитания» стала обладателем «Голубой ленты Атлантики».
7 мая 1915 г. «Лузитания» совершала рейс Нью‑Йорк – Ливерпуль. В 14.10 U‑20 выпустила по судну одну торпеду. Но прозвучало два взрыва. Сразу накренившись на правый борт, лайнер начал быстро погружаться носом. Пассажиры скатывались по уходившим из‑под ног палубам. Спасательные шлюпки по левому борту зависли над палубой, а по правому оказались вынесенными слишком далеко в море, поэтому воспользоваться ими было крайне сложно. Несколько шлюпок были так перегружены, что перевернулись, и люди оказались в воде. Через 18 минут «Лузитания» полностью погрузилась под воду.
Из 1959 человек, находившихся на борту «Лузитании», погибло 1198, среди них много женщин и детей. По официальному заявлению представителей британского правительства, на борту пассажирского корабля не было вооружения, боеприпасов и военных моряков. Однако, по данным, долгое время остававшимся секретными, причиной быстрой гибели судна могли быть сдетонировавшие в трюме взрывчатые вещества, тайно перевозимые англичанами из США. Более того, некоторые историки убеждены, что британское Адмиралтейство намеренно «подставило» «Лузитанию», намереваясь таким образом найти повод для вступления США в войну против Германии.
Действительно, среди погибших пассажиров «Лузитании» было более 100 граждан США, что вызвало резкое обострение отношений между нейтральной Америкой и Германией. США заявили резкий протест. Любопытно, что при обсуждении текста протеста в американском правительстве госсекретарь Брайн выступил с речью, обращенной против президента Вильсона. Он доказывал, что президенту давно было известно о перевозке «Лузитанией» боеприпасов, и, таким образом, Вильсон грубо нарушал провозглашенный им же нейтралитет. Но в результате именно Брайна заставили подать в отставку.
В связи с нотами американского правительства Германия вынуждена была ограничить подводную войну. 30 августа 1915 г. германское командование приказало командирам своих подводных лодок и надводных боевых кораблей предупреждать пассажирские корабли противника о нападении. 18 сентября Германия отвела свои субмарины из Ла‑Манша и Западной Атлантики, чтобы уменьшить опасность, которой подвергались американские суда.
Впрочем, в феврале 1917 г. Германия объявила о возобновлении тотальной подводной войны, германские подводные лодки стали без предупреждения топить абсолютно все корабли, которые направлялись в британские порты или покидали их. В связи с участившимися случаями нападения на американские корабли и перехватом 6 апреля 1917 г. телеграммы германского статс‑секретаря мексиканскому президенту с предложением о заключении союза США вступили в войну на стороне Антанты.
Соблюдая нейтралитет в первые годы войны, Америка накапливала военно‑экономический потенциал. Она торговала со всеми воюющими сторонами, ее финансисты кредитовали все страны. Президент Вильсон старался выступать инициатором заключения «мира без побед». Но эта попытка провалилась. Правда, потери вступившей в войну на заключительном ее этапе Америки по сравнению с потерями других стран‑участниц были ничтожны. США вышли из войны окрепшими как в военном плане, так и в финансовом и экономическом.
Tags: катастрофы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments