vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

<<Место встречи изменить нельзя>>.... да и не хочется,

                                      10 мая 1978 года в Одессе начались съемки сериала «Место встречи изменить нельзя»
С фронта — в МУР
Цитата из х/ф «Место встречи изменить нельзя». реж. Станислав Говорухин. 1979. СССР


Действие «Места встречи» происходит в сложные послевоенные годы, в стране, восстанавливающейся от великого потрясения. Фильму действительно веришь: и охота за дерзкими грабителями, и будни сотрудников угрозыска, и «малина» с «Муркой» и роковой красоткой — все это кажется простым, жизненным и потому не придуманным, а вроде как списанным с самой действительности. Да ведь так оно и было, тем более что роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», легший в основу фильма, основывался на реальных событиях.
Достоверность рассказу придает и то, что персонажи, хоть и сильно расходящиеся в методах, не являются антиподами. Нет прожженного циника Жеглова, которому противостоит нравственный ученик. Это отсутствие противопоставления исполнитель роли Шарапова Владимир Конкин считал как раз тем, что придало фильму правды и мудрости. Ведь главное — что боролись герои фильма за одну цель. А методы… Не случайно, наверное, любимцем зрителей стал Глеб Жеглов: суровые времена требуют суровых мер, и с этим можно спорить, но выбор киногероя (героя во всех смыслах) показывает внутреннее согласие с его линией. Что же касается проводимой Шараповым мечты о чистоте методов, ее нельзя рассматривать как более нравственную позицию перед менее нравственной жегловской. Для Володи Шарапова закон имеет надчеловеческое звучание, для Жеглова — не люди служат закону, а закон людям. Перефразируя Христа, суббота для человека, а не человек для субботы.





Впрочем, общественная проблематика — это то, из чего можно делать выводы, и хорошо, что зрителю ее не навязывают. Помимо социального плана, фильм содержит и немалую долю чисто развлекательного: приключений, погонь, юмора, музыки… В центре всего этого — яркий образ Владимира Высоцкого. Но хотя его сметающее обаяние и привлекает к нему зрительские симпатии, приятно, что фильм не держится только на нем. Каждый характер и эпизод отзывается узнаванием, и остается только благодарить своенравную музу киноискусства, что были именно эти актеры, и именно в такие они попадали передряги, вскрывающие не поверхностную суть персонажа и позволяющие раскрыться таланту исполнителя.
4
Высоцкий раскрывался в полной мере, он блистал. Он отдавал этой работе всего себя, не жалея внутреннего ресурса — как своего, так и чужого. Когда режиссер картины Станислав Говорухин отлучался в командировки, его заменял именно Высоцкий — и справлялся на ура, с той лишь поправкой, что участники съемочного процесса оказывались выжатыми как лимоны. Сам он буквально жил своим персонажем, много общался с опытными сыщиками, узнавая детали их работы, выискивая типичные профессиональные особенности. Среди массива информации о службе и быте он, как вспоминал Владимир Конкин, умел выделить главное, приложить это к своему образу и создать уникального и вместе с тем очень узнаваемого героя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что его Жеглову верили и старые, опытные сотрудники угрозыска.













Кстати, именно ему мы обязаны одной из самых трогательных находок фильма — фотографии Вари, прикрепленной на двери подсобки, своей чистой красотой сразу выделяющейся среди лиц кинозвезд. И когда Шарапов видит фото любимой в тот самый момент, когда жить ему, может, осталось считаные минуты, он понимает: вот оно, спасение. И — друзья не бросили. Такие полные драматизма ноты наполняют глубоким человеческим содержанием фильм, который состоит, казалось бы, из элементов низких жанров — боевика, детектива, приключения. Но лишний раз мы видим, что простая форма в умелых руках способна подняться до сложного содержания. Да, вопросов о судьбе мира этот фильм напрямую не ставит — но кто сказал, что дружба и любовь, взаимовыручка и предательство, долг перед законом и зов сердца — это не мировые вопросы? Именно их разрабатывали высокие древнегреческие трагедии, и хотя те же темы могут подниматься в самых примитивных комедийных сериалах, мы все прекрасно понимаем разницу.

В ноябре 1979 фильм вышел на экраны, а уже через несколько месяцев Высоцкого не стало. Не было широко известно, что ко времени съемок «Места встречи» он уже перенес свой первый инфаркт. Врачи предупреждали его о необходимости себя беречь, о недопустимости перенапряжения. Но он продолжал работать, разрывая душу, подходя уже вплотную к своей смерти. Как можно отдаваться любимому делу в половину сердца, он не понимал. И действительно, зачем вообще заниматься творчеством, если не бросаться в него со всей жизненной страстью, — и как иначе оно могло бы стать искусством?..
Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/2272736.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
Дарья Алексеева, 10 мая 2017, 04:37 — REGNUM
Когда по телевизору показывали «Место встречи изменить нельзя», улицы советских городов пустели. Говорят, что и количество преступлений сокращалось: настолько убедительны были муровцы в этом фильме. Эта картина стала одной из самых популярных в советском кинематографе, и сейчас ее любят и с увлечением смотрят, несмотря на насыщенность киноприлавка дорогой и порой достаточно качественной остросюжетной продукцией.
Подробности: https://regnum.ru/news/cultura/2272736.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
Tags: отзывы рецензии
Subscribe

promo vitkvv2017 september 8, 07:00 43
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments