vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

ГИЛЬОТИНА, ПОЛЕТ И ШАРОВАЯ МОЛНИЯ

Эксперименты и открытия, погубившие своих авторов
Наука может быть и увлекательна, и опасна. Фото: Everett Collection/shutterstock
Профессия ученого или изобретателя иной раз оказывается не менее опасной, чем работа на пожаре, ведь исследователи имеют дело с неизведанным. Излишняя смелость, трагическая случайность или попросту безрассудство — и вот уже изобретение убивает своего создателя.
Виктор Франкенштейн, наверное, самый знаменитый ученый, которого погубило его собственное творение. Этот герой романа Мэри Шелли нашел способ превращения неживой материи в живую, благодаря чему смог создать из разных частей умерших людей монстра и оживить его. Ужаснувшись результату своих экспериментов, Франкенштейн бежал, оставив монстра на произвол судьбы. Не найдя себе места среди людей, чудовище обозлилось и убило всю семью ученого, а потом его самого. Эта история вымышлена, однако ученых и изобретателей их собственные изобретения и открытия губят не только в фантастических романах.
Роковая кровь
В 1926 году в Москве был создан Институт переливания крови, который возглавил ученый, врач, философ, писатель, экономист, большевик Александр Богданов. Богданов изобрел обменное переливание крови (когда человеку одновременно вливают чужую кровь и забирают часть его собственной) и активно пропагандировал его, считая радикальным средством омолодить организм.
С 1924 по 1928 год Богданов сделал себе одиннадцать переливаний. Двенадцатое оказалось для ученого смертельным. В марте 1928 года Богданов обменялся кровью со студентом Колдомасовым. У обоих участников эксперимента после операции развились осложнения. В результате студент выжил, а Богданов умер. Насчет его смерти строили разные гипотезы — от заражения туберкулезом до убийства и самоубийства. Современные врачи считают, что ученый погиб из-за несовместимости его крови с кровью Колдомасова по резус-фактору.
Ломоносов и Рихман приручают электричество
Георг Рихман — российский физик немецкого происхождения. Вместе с Михаилом Ломоносовым он занимался изучением электричества, в частности атмосферного. Для исследования последнего Рихман сконструировал особый прибор: на крыше дома, где жил ученый, был установлен железный шест, от которого в одну из комнат шла проволока, к которой были подвешены железная линейка и шелковая нить. Ученый измерял отклонение нити от линейки при помощи квадранта и таким образом судил о силе атмосферного электричества. Во время очередной грозы в июле 1753 года ученый подошел к прибору и, по свидетельству очевидцев, был убит «бледно-синеватым огненным шаром». Это была шаровая молния — природное явление, объяснение которому не найдено до сих пор.
Смерть Георга Рихмана. Иллюстрация: Wikipedia
Люди учатся летать
Мечта людей о полете отразилась, например, в мифе о Дедале и Икаре. Неизвестно, был ли у Икара реальный прототип, но в летописях средних веков встречаются упоминания о людях, которые, подобно Икару, пытались летать на самодельных крыльях. Их рискованные эксперименты почти всегда заканчивались травмами, а порой и смертью. Например, восточный средневековый филолог Исмаил ал-Джаухари, составитель толкового словаря арабского языка объемом около 40 тысяч слов, погиб при испытаниях деревянных крыльев, прыгнув с ними с крыши мечети иранского города Нишапура. Предположительно, это произошло в декабре 1003 года.
Дальнейшая история воздухоплаванья изобилует подобными примерами. В 1912 году французский портной Франц Райхелт решил испробовать плащ-парашют, изготовленный по его собственным чертежам. Первые эксперименты, в которых изобретатель скидывал манекены, одетые в плащ-парашют с пятого этажа своего дома, были успешными, и он продолжил совершенствовать разработку. Дальнейшие опыты не оправдали ожиданий Райхелта. Он винил во всем отсутствие достаточно высокой площадки для тестирования парашюта и в конце концов выпросил у парижской полиции разрешение провести эксперимент на Эйфелевой башне. В этот раз изобретатель собирался прыгнуть сам. Несмотря на уговоры знакомых, он осуществил это намерение. Плащ-парашют подвел создателя, и он разбился насмерть у подножия башни.
Спустя год разбился румынский изобретатель и авиаконструктор Аурел Влайку. Влайку родился в Трансильвании, получил инженерное образование в Будапеште и Мюнхене, служил в астро-венгерских войсках, работал инженером на автомобильном заводе компании Opel в Германии. Покинув Opel, он в 1909 переехал в Румынию, где занялся конструированием самолетов на профессиональном уровне. Влайку разбился, пытаясь перелететь Карпаты на одном из построенных им самолетов. Точная причина аварии неизвестна, есть предположение, что Влайку потерял управление самолетом при посадке.
Cамолет Влайку в полете. Фото: Wikipedia
Один из самолетов, спроектированных Аурелом Влайку. Фото: Wikipedia
Всего инженер разработал один планер и два самолета, третий самолет он лишь начал проектировать, а закончили работу его друзья и коллеги.
Думать, что в наше время такого не бывает, — большое заблуждение. В 2009 году компания Avcen закончила разработку прототипа летательного аппарата Jetpod. Это был небольшой самолет, как из фантастических фильмов про будущее, где все летают по воздуху, вместо того чтобы ездить на автомобилях. По замыслу разработчиков, самолет и должен был использоваться для небольших перелетов в городе, например для патрулирования улиц или перевозки пассажиров на аэротакси. При испытаниях в 2009 году самолет разбился вместе с основателем компании-разработчика Майклом Дакре.
Запутанная история гильотины
Наверное, самое известное изобретение, которое погубило своего создателя, — гильотина. По легенде, именно с ее помощью был казнен изобретатель «машины смерти» Жозеф Гильотен. При ближайшем рассмотрении оказывается, что в этой истории все было иначе. Начать с того, что Гильотен не изобретал орудие казни, получившее впоследствии его имя. Он лишь предложил в 1789 году использовать гильотину взамен менее гуманных методов умерщвления, принятых в то время, таких как отсечение головы при помощи меча или повешение. Преимуществом гильотины была скорость операции, в то время как обезглавливание при помощи меча зачастую требовало нескольких ударов, а агония в процессе повешения могла растягиваться на минуты. Изобретателем гильотины, использовавшейся во Франции, считается врач Антуан Луи, однако придумал он ее не с чистого листа — похожие устройства использовались с XVI века в Англии и Шотландии.
Копия гильотины XVI века в Галифаксе, Англия. Фото: Paul Glazzard/Wikipedia
Смерть Жозефа Гильотена в результате обезглавливания — тоже миф. Он умер своей смертью в Париже в 1814 году, однако по случайному совпадению врач из Лиона, также носивший фамилию Гильотен, все же был казнен при помощи гильотины, откуда и пошла путаница.https://chrdk.ru/other/killed_by_their_own_inventions
Tags: интересное
Subscribe
promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 6
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments