vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Тайны склепов Сицилии

Несколько веков тысячи мумифицированных тел поражают туристов, посещающих монастырь капуцинов в Палермо на острове Сицилия. Молчаливый монах водит посетителей по катакомбам...
Традиция посещения катакомб сохраняется и в наши дни. Каждый год в монастырь приезжают тысячи туристов. Современные монахи-капуцины берут за экскурсию пару евро, зарабатывая на свои  нужды и на помощь бедным. Также они продают книги и открытки...

История здесь полна мрачной романтики и печали, впрочем, как и везде в Европе. Вплоть до 1950 года сицилийские крестьяне считались беднейшими в западном мире. Столетиями в этом благословенном краю, где разлито благоухание мандариновых рощ и ладана, они перебивались с хлеба на воду, и их бедственное положение усугублялось бесконечной вендеттой и феодальными распрями. Испокон веков на Сицилии кровь взывала к мести.
И капуцины, обосновавшиеся здесь много веков назад, молились о мире, покое и вечной жизни. Монастырь капуцинов в Палермо скромен на вид. Он примостился на тихой площади около кладбища. Недалеко от входа, забившись в угол, лоточники торгуют сувенирами и путеводителями; внутри за столом сидит монах и продает открытки, свечи и четки. Тихий день, он читает газету.
Спустившись по лестнице мимо деревянной статуи Скорбящей Богоматери, оказываешься у двери в знаменитые катакомбы, напоминающие зал ожидания на вокзале - но только для мертвых...


Тут на удивление просторно: высокие стрельчатые потолки и длинные, расходящиеся под прямыми углами коридоры. Прохладно и сыро, в воздухе стоит кисловатый, терпкий запах пыли и истлевшей ткани. Яркий солнечный свет, пробивающийся сквозь окна, превращается в мягкое сияние.
Слышится гудение люминесцентных ламп, их мертвенный блеск придает помещению медико-криминалистический дух. И повсюду мертвецы - развешанные на стенах, подпертые на скамейках, лежащие в ветхих гробах - всего около двух тысяч. мумии склепов Сицилии
На них нарядные одежды, многие в военных мундирах и церковных облачениях.
В Европе сохранение тел усопших посредством обезвоживания считается сугубо сицилийской технологией.
В Италии есть еще несколько примеров такого рода, но безусловное первенство все же за Сицилией, где связь между живыми и мертвыми особенно сильна.
Неизвестно, сколько всего было в этих катакомбах трупов. А сколько тел отсюда были убраны и похоронены на кладбищах? Глядя на все это, хочется спросить: «Кому все это нужно? Зачем выставлять останки на всеобщее обозрение?»
На Западе нечасто увидишь умерших: покойника закутывают в саван и удаляют с глаз долой. С сицилийскими мертвецами все обстоит иначе: они пришли сюда целенаправленно, со своими убеждениями и грехами.
Разглядывая мумии с нездоровым любопытством (так вот, значит, как выглядит смерть!), начинаешь понимать, что главное различие между живыми и мертвыми в том, что на мертвых можно пялиться без тени смущения, чего живой человек никогда бы не потерпел.
Челюсти мертвецов раздвинуты в безмолвном крике, угрожающе оскалены гнилые зеленые зубы, зияют пустые глазницы, обрывки жесткой кожи свисают с впалых щек и артритных мумии склепов Сицилиикостяшек суставов.
Эти люди со скрещенными руками - в основном маленького роста, они оседают на своих подпорках и гвоздях, головы их безвольно свешиваются вниз, а тела медленно распадаются от тщетных усилий скопировать ушедшую жизнь.
Коридоры разделены на разные секции - для священнослужителей, профессионалов (врачей и юристов); есть тут и парочка рослых военных в карабинерской форме - настоящие герои водевиля.
Далее следует женская секция; путеводитель уверяет, что там можно полюбоваться старинными модами.
Перед посетителем предстают скелеты в почерневших от времени лохмотьях. Любоваться тут нечем.
Боковая часовня посвящена девственницам; с точки зрения нынешних нравов принесение в жертву вечности этого пикантного достоинства выглядит довольно жестоко. Наверняка раньше они олицетворяли собой саму чистоту среди здешнего разложения.
Есть еще и небольшая детская часовня. Разодетые как для выхода в гости дети рассаженмумии склепов Сицилииы в разных позах и похожи на кукол-зомби. Вот малыш сидит на стульчике и держит на коленях скелетик - видимо, младшего брата или сестру. И не знаешь, плакать над этой невозможно горькой и одновременно нелепой сценой или умиляться ей.
Все это совсем не похоже ни на римские катакомбы, ни на археологические раскопки гробниц. Здесь изначально предполагалось, что тела будут выставлены на обозрение, с вас даже взимают небольшую плату за посещение. На стенах висят объявления о том, что тут следует вести себя пристойно и нельзя фотографировать. Но фотографии можно купить. Непонятно, правда, как это все подается - как религиозный или культурный феномен? Ясно одно: это туристическая достопримечательность.
Старейшая мумия - брат Сильвестро да Губбио - занимает свою нишу с 1599 года. («Мумия» происходит от арабского слова, означающего «битум» - вещество, напоминающее черную смолу и использовавшееся древними египтянами как консервирующее средство). Большинство же тел здесь с XIX века. Сначала это были исключительно монахи и священники монастыря. Со временем к священнослужителям присоединились благотворители, сановники и почетные граждане.
Точно неизвестно, что положило начало мумификации. Возможно, случайно было обнаружено, что тело, оставленное в прохладном склепе из пористого известняка, где всегда была примерно одинаковая невысокая температура, скорее начинало высыхать, а не разлагаться. Затем была разработана целая система.
Новопреставленных граждан укладывали на керамические перекладины особых ячеек, расположенных над сливными трубами, так что жидкость из их тел стекала в эти трубы, и тела постепенно подсыхали. Через восемь-двенадцать месяцев останки промывали в уксусе, снова одевали в лучшие одежды и клали в гробы или подвешивали на стенах.
мумии склепов Сицилииыставляются на всеобщее обозрение, как здесь. В Сицилии множество культур, там ассимилировалось столько народов со своими обрядами и верованиями, что отголоски старинных обычаев время от времени словно всплывают на поверхность из глубины веков, а происхождение их зачастую бывает забыто.
Существует мнение, что эта практика представляет собой пережиток очень древнего, дохристианского ритуала, основанного на вере в шаманскую силу мертвецов.
Не все трупы удавалось сохранить, некоторые сгнивали, поэтому каждая удача казалась свершением Божьей воли.
Божественная длань сохраняла некоторых людей такими, какими они были при жизни, в награду за их особую праведность. А может быть, катакомбы были созданы для вящего напоминания людям о суете сует и о смерти, о бренности мирских желаний, а заодно и о тщете накопления земных богатств.
Позднее некоторые из тел были искусно сохранены с помощью химических инъекций. Можно сказать, что Божья инициатива была перехвачена похоронных дел мастерами и учеными.
В одной из часовен покоится в своем гробике маленькая девочка, Розалия Ломбардо. Кажется, что она просто спит под грязной коричневой простынкой.
В отличие от многих других высушенных мумий она может похвалиться настоящими локонами, перехваченными большим желтым шелковым бантом.
Ее глаза с сохранившимися ресницами закрыты.
Если бы не черепа, скалящиеся на вас в этом мрачном месте, она легко могла бы сойти за обычного ребенка, задремавшего в коляске по пути домой из гостей.
Ее естественность и красота завораживают.
На ум приходят тревожные мысли о том, что жизнь - лишь краткий вздох.
Розалии было два года, когда она заболела воспалением легких и умерла.
Сходя с ума от горя, ее отец попросил известного бальзамировщика Алфредо Салафию сохранить ее.
В результате девочка выглядит совершенно живой, и из-за этого невероятного и трагического эффекта печаль как будто все еще витает над ее светлой головкой.
В Палермо Розалию считают полубожеством, маленьким ангелом. Таксистымумии склепов Сицилии говорят: «Вы видели Розалию? Красавица!»
Безмолвная деревня Савока накрыла холм, с вершины которого открывается прекрасный вид на море. Это здесь Фрэнсис Коппола снимал своего «Крестного отца». Бар, где Майкл и его несчастная жена справляли свадьбу, все еще коптит небо на маленькой площади и выглядит как 37 лет назад на экране. Но людям не нравятся ассоциации с фильмом: большинство сицилийцев утверждают, что не видели картину.
На вершине холма - монастырь, который больше похож на молодежную турбазу, чем на средневековое готическое здание. Здесь всего две монахини, обе - индианки из провинции Джакханд. Поверх сари они носят шерстяные кофты. В боковой комнате в наскоро сколоченных фанерных ящиках лежат около двадцати трупов, которыми занимаются трое ученых.
Это ни на что не похожее трио:
• восьмидесятилетний Артур Ауфдерхайде из Миннесоты, начинавший патологоанатомом, ставший затем одним из лучших мировых экспертов по мумиям;
• Альберт Зинк, рослый немец, директор Института по мумиям в Северной Италии;
• молодой сицилиец Дарио Пиомбино-Маскали, преданный делу блестящий энтузиаст.
Останки усопших дают им массу информации о диете, болезнях и продолжительности жизни в давно ушедшие времена. Узнав больше о таких заболеваниях, как сифилис, малярия, холера и туберкулез, которые свирепствовали сто лет назад, ученые могут лучше справиться с ними сегодня.
Исследователи измеряют рост трупов, сверяют возраст, изучают черепа и зубы, ищут неровности на зубной эмали, указывающие на годы недоедания.
Двое покойников при жизни страдали подагрой. У пяти характерные признаки дегенеративного артрита. Почти у всех были проблемы с зубами: зубной камень, воспаление десен, кариес и абсцессы.
мумии склепов СицилииБрюшные полости проверяются на наличие внутренних органов. В одном из тел внутренности просто были убраны, у других полости набиты тряпками и листьями, даже лавровым листом - возможно, для ослабления запаха, а может, считалось, что он обладает каким-то консервирующим действием.
Заполнение сморщившихся форм делало их более похожими на живые.
Кожа восковая, напоминающая пергамент, сырая одежда будто прилипает, губы на опухших лицах как бы растянуты в зевке, рты открываются, показывая ученым сморщенные гортани и пожухшие языки.
Исследователи относятся к телам с почтением: они ни на секунду не забывают о том, что когда-то эти мумии были такими же, как мы.
И все-таки ученые говорят о них как о существах среднего рода - чтобы соблюсти дистанцию и, вырвав коренной зуб мертвеца, остаться совершенно бесстрастными.
Несколько лет назад тела в склепе подверглись осквернению.
Вандалы облили их зеленой краской омерзительного оттенка. Мертвецы, с испачканными лицами, в забрызганных сюртуках и башмаках, стали выглядеть особенно жутко, напоминая персонажей ярмарочного поезда ужасов.
Монахини, на попечение которых отданы эти странные экспонаты, смотрят на них с жалостью и отвращением.
Всех этих людей, говорят монахини, нужно достойно похоронить, дать им возможность стать прахом. И ничего духовного или возвышенного, по их мнению, в этом зрелище нет.
Тем не менее вымазанные краской и набитые тряпками тела вскоре вернутся в пустые альковы. Сейчас же там ничего нет, только сотни высохших мертвых сороконожек. Некоторые тела все еще покоятся в искусно сделанных гробах. Осторожно приподняв тяжелую крышку, до которой, скорее всего, целое столетие никто не дотрагивался,мумии склепов Сицилии заглядываем внутрь.
Будто тяжело выдохнув, воздух перехватывает горло - нет, это не запах гниения, это удушающий аромат сухой плесени и тонких, слоев человеческой пыли. Этот запах незабываем - в нем есть привкус немоты и печали, доносящаяся издалека заунывная молитва, упрек и сожаление, он одновременно и отталкивающий, и почти родной. Это что-то такое, что испытываешь в первый раз, но со странным и четким ощущением дежавю.
Нам никогда не узнать, что же все эти трупы означали для прихожан, которые одели и положили их сюда. Это одна из многих неразгаданных тайн Сицилии. Сталкиваясь с этими картинами смерти, мы остаемся наедине со своими мыслями и сомнениями.
В прекрасном городе Новара-ди-Сицилия есть большая и нарядно убранная церковь. Перед алтарем - потайная дверь в склеп, пол которого открывается при нажатии секретной кнопки.
У основания лестницы - ниши стелами еще целой партии священников, они пре­бывают на разных стадиях разрушения.
Высоко на полке, забитой черепами, стоит деревянный ящик с двумя кошками, которые превратились в мумии естественным путем - чем не отголосок Древнего Египта?
Кошки попались в этот склеп как в ловушку, и это еще одно напоминание о том, что даже у девяти жизней один конец...http://history-paradox.ru/sklepy.php
Tags: тайны
Subscribe

promo vitkvv2017 september 8, 07:00 43
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments