vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Category:

коллекционер парфюмов

Анна Дюжник – коллекционер селективной парфюмерии. За восемь лет она собрала более 600 драгоценных флаконов.
Никаких предпосылок для того, что я когда-либо начну коллекционировать парфюмерию, в моей жизни не было. Мама к духам равнодушна, дедушка собирал марки, папа – сигаретные пачки, дядя – виниловые пластинки, а тетя – любовников. Я же, как и все дети, увлекалась открытками, вкладышами, куклами, но быстро остывала. Особых обонятельных воспоминаний из детства тоже не припоминаю. Есть, конечно, один-два якоря с тех времен – запах Черного моря и хризантем, но обнаружила я их уже тогда, когда в шкафу томилось как минимум 300 флаконов. В 18 я пользовалась Angel by Thierry Mugler и считала, что запах должен быть один на всю жизнь. Сейчас это забавно вспоминать.

В 2006 году, переехав из Днепропетровска в Москву, я почти одновременно нашла там то, чем живу по сей день,?– будущего мужа и свой первый селективный флакон. За мужа спасибо его родителям, а за аромат, который я считаю началом коллекции,?– L’Artisan Parfumeur. Этот Дом среди любителей парфюмерии считается знаковым, но тогда я даже подумать не могла, куда меня приведет тяжелый многогранный флакон с крышкой-шайбой, больше похожий на арт-объект. Он назывался M?chant Loup («Злой волк») и пах орехами и медом. Я не умерла от нежности, не упала в омут с головой, и никаких других романтических оказий со мной тоже не произошло. Просто этот случайно купленный в дурном настроении аромат был таким своеобразным, так отличался от всего того, что я знала раньше, что мне стало любопытно и я начала присматриваться к остальным доступным селективным маркам. Тогда выбор был далек от сегодняшнего. Все покупалось в обычных парфюмерных магазинах, а не на eBay. И пахло это все для меня тогда скорее странно, чем приятно, но в то же время ужасно завлекательно.
До сих пор помню свою первую десятку. За M?chant Loup последовал еще один L’Artisan Parfumeur – Fou d’Absinthe, потом Iris Poudre и Une Fleur de Cassie, оба – Frederic Malle. За ними – V?tiver Tonka Hermessence Herm?s; Kyoto Comme des Gar?ons; Rousse и Fumerie Turque Serge Lutens; Tam Dao Diptyque и, наконец, сейчас уже снятый с производства и ставший коллекционным (а у меня до сих пор есть полфлакона) Series 7 Sweet: Wood Coffee Comme des Gar?ons. На это ушел почти год. Можно сказать, что фундамент предпочтений уже читался: кожа, ветивер, ирис, дерево. Правда, со временем он расширился практически до всеядности, и сейчас мне проще сказать, какие компоненты я не очень люблю, потому что их всего два – превалирующие пачули и ладан. Но и тут есть свои исключения. В случае с пачулями, например,?– это чудесная и яркая Isvaraya Indult, творение Франсиса Куркджана.
А потом меня действительно понесло, и начался новый, активный виток увлечения, который длился около четырех лет. Тогда я собрала большую часть коллекции, стала активно общаться на форумах, в блогах и в реальной жизни с такими же парфюмерными маньяками, открыла для себя eBay и сайты, где можно обменять и купить парфюмерию с рук, интернет-магазины, продающие пробирки и атомайзеры. Атомайзер – это специальный компактный флакон со спреем, в который можно аккуратно втянуть, как шприцем, несколько миллилитров парфюма, не потеряв ни капли. Ими часто пользуются, чтобы «распить» духи: люди совместно покупают флакон и разливают его маленькими объемами.
«Флаконы я перестала считать на четвертой сотне: перепись отнимала слишком много времени. Знаю только, что сейчас их около 600»
Мое увлечение приобретало гигантские масштабы. Я невероятно много нюхала, и не только ароматы, а все, что попадалось под руку. Изучая кожу, я покупала всевозможные пробирки «кожаных» парфюмов и сравнивала их аромат с запахом реальной подошвы сапога, подкладки сумки, перчатки, дверной обивки – всем кожаным, что было вокруг и до чего можно было дотянуться носом. И так с каждым компонентом. Свои впечатления я конспектировала, если успевала, но чаще просто запоминала. Бывали дни, когда я изучала сразу 20 новых запахов. Приходилось наносить их на кожу под коленки, на все пальцы рук, а не только на запястья, потом смывать – и начинать все по новой. Мне катастрофически не хватало мест на теле, и я искренне жалела, что у меня не 20 конечностей. Это был очень продуктивный период: львиная доля моей ольфакторной памяти сформировалась именно тогда. Поэтому, когда меня спрашивают, как начать изучать парфюмерный мир, я отвечаю, что ольфакторный навык, как и любой другой, тренируется желанием и бесконечной работой.
А флаконы все прибывали. Поначалу я покупала вслепую, руководствуясь лишь понравившимися описаниями и опираясь на то, что люблю; после научилась разбираться в составляющих, поняла, какой результат предполагают те или иные сочетания нот – аккорды. Постепенно с туалетного столика в спальне флаконы перекочевали на одну из полок платяного шкафа, потом я мало-помалу начала заполнять духами все доступное пространство. Больше всего пострадала кухня. Долгое время я ее использовала в качестве хранилища сокровищ. Вместо кастрюль, сковородок и ложек с вилками повсюду стояли флаконы, лежали расфасованные пробирки и атомайзеры. Я в промышленных объемах закупала пипетки и шприцы для разлива духов по пробиркам. В соседней аптеке на меня стали смотреть кто косо, кто с сочувствием. Знакомые, далекие от парфюмерного мира (а таких было абсолютное большинство), засыпали вопросами, зачем мне так много духов, что об этом думает мой мужчина, не болит ли у меня голова и вообще – здорова ли я психически.
А я была здорова. И очень счастлива. Мир запахов, в который я провалилась, почти как Алиса в кроличью нору, стал для меня и отдыхом, и вдохновением, и источником знаний, не говоря уже об удовольствии. Я обожала свои флаконы, делала перепись всего, включая атомайзеры, по алфавиту, с указанием полного состава, со ссылкой на парфюмера и год создания, с моими пометками и впечатлениями. Правда, этого можно было и не делать: оказалось, что у меня прекрасная память и я ни разу не купила дубль. За исключением тех случаев, когда я сознательно запасалась ароматами, которые были сняты с производства или просто особо любимыми. Сейчас у меня пять флаконов первого выпуска Philtre d’Amour Guerlain, четыре флакона Amyitis Mona di Orio и около семи разных винтажных Mitsuko.
Со сменой сезона у меня неделя уходила на смену парфюмерного гардероба. Летние парфюмы убирались на галерку, зимние, наоборот, расчехлялись и выдвигались вперед. Весной наступал черед ландышей, белых цветов, ирисов – они особенно хороши в мае. Потом я ждала бабьего лета: есть запахи, которые лучше всего звучат, когда люди жгут опавшие листья. Один из самых любимых осенних – Fleur de Rocaille Caron. Зимой в морозы я любила носить альдегиды: они становятся хрустальными и по-особенному трогательными. Летом – уды и Восток: густые, насыщенные запахи с нотами амбры, ванили, дерева, специй; только в зной можно докопаться до глубин и прочувствовать каждую ноту этих групп.
Еще я начала подбирать ароматы под одежду. Шипры и ирисы прекрасно сочетаются с серым цветом, кашемиром и твидом. Розы – с шелками. Простенькие полевые цветы – с мелким принтом, а уды – с кедами и майками.
Чуть позже я завела традицию отправлять так называемые «посылки счастья». Это такая игра: я собираю и отправляю посылку с пробирками разных ароматов первому человеку из длинного списка всех желающих. Обычно в посылке около 50 пробирок, выбранных мной совершенно произвольно. Пробники я покупаю на luckyscent.com. Получивший нюхает содержимое несколько дней – и отправляет следующему по списку, и так далее, пока посылка снова не вернется ко мне. Вообще, открытие этого способа обмена информацией принадлежит Сергею Борисову, знаменитому парфюмерному критику. Я же просто подхватила эстафету и пустила посылку «в люди», потому что изначально она распространялась в довольно закрытом кругу. Мой ЖЖ merry-go-round.livejornal.com имеет не только парфюмерную направленность – он обо всем на свете, поэтому и аудитория разная. Тем удивительнее было обнаружить, что эта странная игра, ориентированная на коллекционеров, оказалась интересна многим. Жаль только, что из шести посылок ко мне вернулась лишь одна. Надеюсь, последняя – та, которая медленно, но верно кружит по планете сейчас,?– все-таки вернется ко мне в Бангкок.
Начав с нишевой, селективной парфюмерии и не имея опыта, я долго была совершенно необразованной во всем, что касалось снятых с производства и переформулированных творений, созданных в прошлом великими домами Guerlain, Coty, Dior, Piguet, Balmain, Chanel и другими. Но когда я доросла до винтажных ароматов, eBay стал вторым моим домом. До сих пор помню проигранный в четыре часа утра редчайший запечатанный флакон Narcisse Blanc Caron. Он ушел за ничтожную для себя цену в 320 долларов. Сделав ставку в последние секунды и увидев динамику торгов, я сразу поняла, что проиграю, и расплакалась от обиды. С тех пор он мне так и не попался, хотя прошло четыре года. Теперь я понимаю, что старинный запах может стоить и триста, и тысячу, и несколько тысяч долларов.
Погоня за раритетами была увлекательной, но больше половины всех винтажных ароматов, которые я покупала на eBay, были мертвы и не пахли так, как должны были бы. Сложно объяснить, что такое «мертвый запах». Тот, кто столкнется с ним хоть раз, поймет это без всяких пояснений. После очередного дорогого, но абсолютно бесполезного флакона я бросала торги, однако стоило мне получить пробирку с удачно сохранившимся экземпляром, как все начиналось снова. Так было не раз и не два – и продолжается до сих пор. Я так и не стала «винтажником», хотя, признаться, считаю, что в современной парфюмерии произведений, равных по величию винтажным, в разы меньше. А многим «старикам» замены нет и никогда не будет.
Флаконы я перестала считать на четвертой сотне: перепись отнимала слишком много времени. Знаю только, что сейчас их около 600. Я мечтаю о парфюмерном шкафе, но пока достойного и вместительного не нашлось. Много времени, сил и нервов отнимает транспортировка коллекции. Переезжая из Москвы в Сингапур, я возила все постепенно, в чемоданах, и долгое время большая часть коллекции оставалась в Москве. Потом мы меняли Сингапур на Бангкок, и мои флаконы сперва плыли морем, а затем проходили таможню, с которой, к счастью, никогда не возникало проблем. А вот упаковка – это головная боль. Пока не придумала ничего лучше, чем заворачивать каждый флакон в несколько слоев воздушной пленки. Последние три десятка духов из Москвы в Бангкок я привезла только месяц назад.
Пять лет коллекционирования были для меня эпохальными. Но жить долго на такой высокой ноте страсти невозможно. Полтора года назад я родила сына, и увлечение отошло на второй план. Но в следующем году мы планируем обосноваться во Франции, и кто знает, чем все обернется. Недавно я неожиданно обнаружила, что, кроме парфюмерии, уже коллекционирую платья Duro Olowu и платки Prova. И по-прежнему уверена, что коллекционирование парфюмерии – это совсем не инвестиция. Скорее расточительство – эфемерное, летучее удовольствие, еще более быстротечное, чем счастье.
Tags: мода
Subscribe

  • Как выживали фаворитки

    Людовику XIV шел 73 й год, когда 13 апреля 1711 г. умер от оспы его единственный сын-наследник Людовик Великий Дофин. В итоге из мужской линии…

  • Дворовые игры нашего детства

    Когда я был маленький, то деревья во дворе моего дома были тоже маленькими – микрорайон тогда только построился и не успел обзавестись зелеными…

  • Украли покойника в чине угодника

    Похищение мощей святого Марка из Александрии. Фрагмент мозаики на фасаде собора Сан Марко. Венеция XI век. Источник:…

promo vitkvv2017 сентябрь 8, 07:00 43
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments