vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Category:

«У Репиных за столом ничего, кроме сена, не дадут»

«Женщина-пылесос» - именно так философ Василий Розанов называл спутницу Ильи Репина Наталью. Под ее влиянием художник стал вегетарианцем. На обед подавали такие экзотические блюда, как жаркое из картофельной шелухи и супы с добавлением сена. Выдающийся художник смирился с нововведениями и покорно пил кофе из свеклы. Кроме того, Наталья выгнала из дома часть прислуги.
В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Жены», где представлены 48 картин и скульптур. Diletant.media - о музах признанных мастеров.
Илья Репин не раз принимал на веру необычные советы. Так, однажды врач сообщил ему о пользе сна на свежем воздухе. Художник последовал этому совету и заставлял близких спать на улице даже в прохладную погоду. Первой женой Репина стала Вера Шевцова, сестра его приятеля по рисовальной школе. «Хороша она была в шестнадцать лет: смоляная тяжёлая коса ниже пояса, светло-карие глаза, детская чёлка над круглым лбом, пряменький нос, изогнутые вверх уголки губ, способность худенькой фигуры как-то уютно примоститься, изогнуться в мягком зелёном кресле», — писала искусствовед Александра Пистунова. С Верой художник прожил 15 лет.
Позже Репин познакомился с Натальей Нордман, писавшей под псевдонимом Северова. В 1900-м они начали жить вместе. Корней Чуковский называл Наталью «чудачкой». Женщина отличалась экстравагантным поведением. В мороз она выходила на улицу в легком пальто. Каждый день делала отвары из сена и свеклы. Блюда в доме Репиных подавали с помощью механических устройств. Художник работал в морозной мастерской. Бунин рассказывал: «И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — окна настежь. Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».
Наталья Нордман
В 1910-х Наталья Борисовна заболела туберкулезом и уехала из дома Репина. «Благородство своего отношения к Репину она доказала тем, что, не желая обременять его своей тяжкой болезнью, ушла из Пенатов — одна, без денег, без каких бы то ни было ценных вещей, — удалилась в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных», — писал Чуковский.
Надежда Ивановна Забела-Врубель
Михаил Врубель познакомился с будущей супругой на репетиции спектакля в Панаевском театре. «На одной из репетиций я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь Т. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», — и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился», — вспоминала Надежда Ивановна.
В 1896-м они поженились в Швейцарии и оставались вместе всю жизнь. Врубель работал над гримом и костюмами певицы. В 1901-м у них родился сын Савва. В возрасте 2 лет мальчик скончался от болезни. К этому моменту Врубель только-только восстановился от серьезного психического расстройства. Ранее художника лечили в клинике при Московском университете, он был буен и раздирал на себе одежду до нитки. После лечения препаратами ртути состояние пациента несколько улучшилось, из клиники Врубель писал любимой жене. Надежда Ивановна поддерживала мужа в борьбе с болезнью. Смерть сына спровоцировала у живописца тяжелейшую депрессию, он отказался от еды и просил поместить его в больницу. В 1910-м Михаил Врубель скончался. Надежда Ивановна ушла из жизни через 3 года в возрасте 45 лет.
Ольга Федоровна Серова
«Миниатюрная, с мелкими чертами лица, большими серыми глазами около маленького остренького носика была похожа на голландку, что муж ей неоднократно и говорил. Не имея никаких запросов к своей собственной жизни, она служила Серову, как отклик всех его художественных желаний и обставила его жизнь во вкусе, который ему подходил», — писала Аделаида Симонович о супруге живописца.
В 1889-м Ольга Федоровна и Валентин Серов венчались в Санкт-Петербурге. Свадьба была скромная, шафером пригласили поэта и драматурга Сергея Саввича Мамонтова. В письмах к друзьям Серов писал, что после заключения брака его жизнь мало изменилась. Ольга взяла на себя хозяйственные заботы; так, именно она следила за ходом строительства дачи в Финляндии. «Ну что же, конопатчики уже постукивают? Так. Ну, а лес возят? Ну, а Петр работает? И рабочих прислал? Ну, а рамы делаются? Так, так. Ну, а вот лодочка, как лодочка поживает? Ну, и как в ней мальчики катаются? Хорошо ли — и слушаются ли они тебя — а? Так, ну хорошо, коли слушаются», — писал Валентин Александрович жене.
Художник скончался в 1911 году в Москве. Ольга пережила супруга на 16 лет.
Мария Петрова-Водкина
Кузьма Сергеевич познакомился со своей музой в 1906 году в Париже. Мария-Маргарита была дочкой хозяйки пансиона, где жил художник. В том же году он сделал девушке предложение. В мемуарах Мария рассказывала, что бросила свои занятия и посвятила все время мужу. Кузьма Сергеевич потребовал, чтобы она прекратила занятия пением. Жизнь в Петербурге оказалась тяжелой; работы живописца почти не покупали, и в семье не было денег. «Я рад, что у меня есть моя Мара, которая с полной доверчивостью входит в мою тяжелую жизнь. Ты занимаешь первое место в моих мыслях и желаниях», — писал Петров-Водкин.
«Ты первая заполнила одиночество моей жизни… Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал… Я нашел на Земле женщину… На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь», — значилось в послании художника к жене.
Супруги прожили вместе 32 года. После смерти Кузьмы Сергеевича Мария разыскала в Швеции его пропавшие картины.http://diletant.media/articles/39102120/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Tags: художники
Subscribe
promo vitkvv2017 сентябрь 8, 07:00 36
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments