vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Как чтение увеличивает эмоциональный интеллект и улучшает функции мозга

Новые исследования о том, как ещё чтение влияет на мозг и как отличается эффект от прочитанного в зависимости от вида литературы.
Читать – значит узнавать больше о мире, чем мы могли бы познать лично, соприкасаться с жизнями других людей, получать знания и систематизировать информацию... По крайней мере, чтение может этому служить. Многочисленные недавние исследования убедительно свидетельствуют о том, что оно улучшает эмоциональный и когнитивный интеллект, изменяя и активируя области мозга, ответственные за эти способности.
Важно ли чтение для выживания вида? Видимо, нет. «Люди читают и пишут всего около 5000 лет – слишком недолго для серьёзных эволюционных изменений», – пишет Грег Миллер в журнале «Наука». Мы неплохо справлялись на протяжении десятков тысяч лет до появления письменности. Но согласно теории нейробиологов, чтение «перенастраивает» области мозга, ответственные и за зрение, и за разговорный язык. Даже взрослые, которые учатся читать в зрелые годы, могут испытать эти эффекты, увеличив «функциональную связь со зрительной корой», некоторые исследователи обнаружили, что возможно есть «мозговой способ фильтрации и тонкой настройки потока визуальной информации, взывающей к нашему вниманию» в современном мире.
Это улучшение связи между областями мозга может сыграть важную роль при нарушениях в развитии. Например, одно из исследований Университета Карнеги-Меллона показало, что «100 часов интенсивного обучения чтению улучшило навыки чтения у детей, а также повысили качество... находящегося под угрозой белого вещества до нормального уровня». Директор Национального института психического здоровья Томас Инсел воодушевлён полученными результатами и говорит, что этот «захватывающий подход опробуют в лечении психических расстройств, всё чаще появляющихся из-за проблем в определённых цепях мозга».
Чтение может не только улучшить когнитивные способности, но и привести к усовершенствованию так называемой «модели психики человека» или «теории разума» (theory of mind). Этот термин используют учёные когнитивисты для описания того, как «мы определяем психические состояния других людей и как используем эти состояния, чтобы объяснить и предсказать их действия», как гласит Энциклопедия философии в Интернете. (В Википедии: theory of mind – модель психики человека, или понимание чужого сознания, или теория намерений, теория сознания, теория разума; в фильмах «Би-би-си» встречается как «теория разума». Означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей, – что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение).
Улучшенная «модель психики человека» (или «теория разума») может привести к большему уровню эмпатии и, возможно, даже к расширению исполнительных функций, что позволяет лучше «удерживать в голове одновременно несколько перспектив (точек зрения) и переключаться между ними», – пишет психолог Бриттани Томпсон.
Исследования показывают, что улучшения «модели психики человека» происходят главным образом с чтением рассказов. Раймонд А. Мар из Йоркского университета в Торонто опубликовал мета-анализ, в котором рассмотрел многие исследования, демонстрирующие влияние понимания рассказа на «модель психики человека». Его вывод таков: чем лучше мы понимаем события в повествовании, тем лучше способны понять действия и намерения окружающих нас людей. Также имеют значение разновидности прочитанных нами рассказов. Психологи Дэвид Комер Кидд и Эммануэле Кастано из Новой школы социальных исследований провели анализ и проверили, как влияют различия в качестве текстов на эмпатическую реакцию, случайным образом раздав 1000 участникам отрывки из популярных бестселлеров и из беллетристики.
Чтобы определить разницу между ними, исследователи сослались на работу «Удовольствие от текста» критика Ролана Барта, оперировавшего понятиями текст-удовольствие и текст-наслаждение. Барт противопоставлял традиционную, классическую и авангардную, модернистскую литературу, часто выражая эту оппозицию читательская – писательская. Как объясняет Кидд:
Некоторые пишут то, что мы называем "писательской" беллетристикой, где вы сами заполняете пробелы и соучаствуете, а другие создают "читательскую", где вас развлекают. Мы склонны наблюдать больше "читательской" в таких жанрах беллетристики, как приключения, романы и триллеры, где писатель диктует свой опыт в качестве читателя. "Писательская" [литературная] переносит вас в новую среду, где вам приходится искать свой собственный путь.
Исследователи использовали два теста «модели психики человека» для измерения степени эмпатии и обнаружили, что «показатели были стабильно выше у тех, кто читал "писательскую" беллетристику, чем у тех, кто предпочитал популярную беллетристику или нон-фикшн», – отмечает Лиз Бери в The Guardian. Другие исследования показали, что описательный язык стимулирует области мозга, традиционно не связанные с чтением. «Например, такие слова, как "лаванда", "корица" и "мыло" вызывают реакцию не только в языковых областях мозга, но и в отделах, связанных с запахами», – пишет Энни Мёрфи Пол в The New York Times, ссылаясь на исследование 2006 года, опубликованное в научном журнале «NeuroImage».
Другими словами, чтение может эффективно имитировать реальность в мозге и производить аутентичные эмоциональные реакции: «Похоже, мозг не делает большого различия между чтением о событии и его проживании в реальной жизни». Это если событие описано сенсорным языком. Эмоциональный мозг, похоже, так же не делает огромного различия между чтением написанного текста и слушанием как его читает или пересказывает кто-то другой. Когда участники совместного немецко-норвежского эксперимента слушали, как декламируют стихи, у них появлялись физические ощущения и «примерно у 40 процентов были видимые мурашки».
Но различные типы текстов вызывают различные типы реакций. К примеру, читая или слушая роман, мы можем не только испытывать ощущения, но «во время чтения проживать несколько жизней», как писал Уильям Стайрон. Авторы исследования, проведённого в 2013 году Университетом Эмори и опубликованного в журнале «Brain Connectivity», заключают, что чтение романов может перенастроить области мозга, вызывая «переходные изменения в функциональной связности». Эти биологические изменения продолжались до пяти дней после того, как участники исследования прочитали роман Роберта Харриса «Помпеи» (2003). Повышенная связность в некоторых регионах «соответствовала регионам, ранее связанным с восприятием перспектив и осмыслением истории».
«Ну и что?», – скептически реагирует Иэн Стедман в New Statesman. Чтение может создавать изменения в мозге, но точно так же эти изменения могут происходить под воздействием другого опыта, способствующего нейропластичности. По мнению Стедмана в большинстве отчётов неврологии о чтении излишне преувеличивают результаты исследований, чтобы поддержать «распространённый и ошибочный миф о "перенастройке" мозга».
Критика Стедмана, направленная на исследование, описанное в «Brain Connectivity», имеет свои аргументы. Малый размер выборки, отсутствие контрольной группы и игнорирование вопросов о различных видах текстов делают и без того предварительные выводы ещё менее впечатляющими. Однако более предметные исследования, взятые вместе, показывают, что «перенастройка», которая происходит, когда мы читаем, – хотя, возможно, временная и нуждающаяся в частом повторе, – действительно способствует развитию когнитивных и социальных функций. А выбор того, что именно читать или даже слушать, действительно имеет значение.
Превью: актриса Мишель Уильямс.https://cameralabs.org
Tags: исследования, мнение
Subscribe
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments