vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

10 самых важных фильмов о привидениях

Disgusting Men продолжают свою деятельность на ниве просвещения широких народных масс в сфере жанра «хоррор». В прошлый раз речь шла про зомби, в этот раз мы поговорим о привидениях. Это, конечно, весьма распространенные персонажи в нашем любимом жанре, однако история их появления в фильмах известна далеко не каждому, и о ней стоит рассказать подробно.
«Участь скряги» (1899)
хорроры привидения фильмы страшное кино ужастики сияние шестое чувство звонок призрак оперы призраки на холме дом с привидениями отвратительные мужики история кино материалы
В отличие от фильмов о вампирах или оборотнях, установить, когда именно появился первый фильм о привидениях, намного сложнее – призраки были типичными персонажами хоррора едва ли не с самого первого года существования жанра вообще.
Тем не менее, есть некоторые формальные основания считать британский фильм «Участь скряги», снятый в 1899-м, первым мистическим хоррором о привидениях. В отличие от «Замка дьявола», снятого чуть раньше, фильм бывшего иллюзиониста Уолтера Р. Бута был «историей с привидениями» в чистом виде: призрак доводит фанатично прижимистого господина до смерти от нервного шока. Фильм длился всего несколько минут, но в этих минутах был заключен стандартный морализаторский сюжет, который позднее станет классикой жанра.
«Призрак Оперы» (1925)
Снятый в 1925-м, этот фильм, снятый по одноименному роману Гастона Леру, представляет собой настоящий блокбастер, сделанный с невиданным для тех времен размахом: роскошные декорации парижской Оперы, сложнейший грим знаменитого Лона Чейни (который вплоть до премьеры держался в строгом секрете), живая музыка на премьере (колоссальная роскошь!) – все слагаемые успеха были налицо. И они не подкачали: несмотря на огромный бюджет, фильм не только получил признание критиков, но и отличные кассовые сборы, а в 1930-е годы был даже перевыпущен со звуковым сопровождением. Для нас же этот фильм важен не только тем, что его успех окончательно дал понять продюсерам, что «истории с призраками» — исключительно прибыльный продукт, но и тем, что благодаря ему прочно закрепился один из традиционных сюжетов фильмов о призраках, где переплетаются тайны из прошлого, любовная история и, собственно, мистический хоррор. Пусть первых двух компонентов в этом фильме было явно больше, без его успеха и влияния многие последующие истории о призраках вряд ли бы появились на свет.
«Глубокой ночью» (1945)
Едва ли не единственный британский хоррор, снятый во время Второй мировой войны, и один из первых опытов создания хоррор-антологий. Четыре режиссера, пять историй – все очень разные, но одинаково жуткие. Представленная в фильме стрктура сюжета – несколько отдельных историй, встроенных в один большой рассказ – не только вошла в классику жанра, но и повлияла даже на такую далекую от хоррора область, как физика: модель закольцованного сюжета повлияла на нескольких ученых, в 1948-м предложивших космологическую модель, альтернативную теории Большого Взрыва.
«Дом ночных призраков» (1959)
К 1950-м популярность хоррора заметно ослабла, в силу роста интереса к научной фантастике, так что традиционные сюжеты фильмов ужасов стали достаточно маргинальным явлением. Это положение дел исправил «Дом ночных призраков – он был первой картиной о привидениях, снятой с помощью рекламной кампании, которая очень близка к современным стандартам: во-первых, фильм был снят в набирающем популярность формате 3D, во-вторых, в нем играл Винсент Прайс, в-третьих, (и в-главных), его показы сопровождались целым рядом трюков, сделанных для лучшего погружения аудитории в происходящее на экране. Так, например, фильм начинался с того, что в кинотеатре проигрывалась серия разнообразных скрипов, криков и шорохов, которые возникали в полной темноте, и еще до начала вступительных титров. А в кульминационные моменты сюжета в кинозале появлялся летающий скелет, который не на шутку пугал зрителей. Эта модель продвижения фильмов стала главной инновацией режиссера и продюсера Уильяма Касла, породив множество подражателей, вскоре изменив весь подход к рекламе в кинематографе. Кроме прочего, мы должны быть благодарны за «Дом ночных призраков» еще по одной причине: на феноменальные кассовые сборы обратил внимание Альфред Хичкок, задумавший создать свой малобюджетный хоррор, впоследствии названный «Психо».
«Невинные» (1961)

Сейчас его мало кто помнит, кроме поклонников черно-белого хоррора, но в начале 1960-х этот камерный британский фильм буквально заворожил критиков по обе стороны Атлантики. В основе сюжета лежала книга «Поворот винта» – классический роман Генри Джеймса о привидениях со всем полагающимся набором – и, в еще большей степени, пьеса, поставленная по мотивам книги. Фильм был выполнен в подчеркнуто нетрадиционной для британской школы хоррора манере, что, с одной стороны, изначально отпугнуло многих зрителей, зато с другой стороны – обеспечило ленте участие в Каннском кинофестивале. Для жанра этот фильм важен, поскольку он показал, как можно рассказать историю о привидениях языком психологической драмы, не прибегая к использованию оживающих скелетов и летающих простынь. Едва ли не все позднейшие фильмы о домах с привидениями (например, широко известные «Другие» Алехандро Аменабара) есть не что иное как вариация этого сюжета.
«Призрак дома на холме» (1963)
Еще одна классическая «история с привидениями», основанная на классической же книге – а именно, романе Шерли Джексон «Призраки Хилл Хауса». Но режиссер Роберт Уайз, впечатленный недавно вышедшим фильмом «Невинные» (см. выше) решил переработать сюжет, и снял эталонный фильм о привидениях… без самих привидений. Его главный козырь – атмосфера обволакивающего безумия, а не спецэффекты или стильные кадры. Тем самым был задан образец для всех последующих мистических хорроров, в которых иллюзия и реальность настолько тесно переплетаются, что невозможно отличить первое от второго.
«Сияние» (1980)
По мнению многих критиков и зрителей – лучшая экранизация произведения Стивена Кинга, и один из самых известных фильмов ужасов в современной истории. Сам Кинг, впрочем, это кино не любил с самого начала, и можно понять, почему: различия с книгой здесь, на первый взгляд, незначительны, но при ближайшем рассмотрении оказываются колоссальными. Если роман – это классическая «ghost story», то фильм Стэнли Кубрика – история безумия отдельно взятого человека, в которой призраки играют подчиненную роль. Тем не менее, в истории жанра «Сияние» занимает почетное место, хотя бы из-за того влияния, которое фильм оказал на последующие поколения кинематографистов.
«Полтергейст» (1982)
Пожалуй, самый известный фильм Тоуба Хупера (после «Техасской резни бензопилой», конечно) и самый коммерчески успешный фильм о привидениях 1980-х годов, задавший новый стандарт жанра на годы вперед. Такой феноменальный успех объясняется во многом тем, что за Хупером во время съемок тщательно следил не кто иной как Стивен Спилберг – здесь он был одновременно автором сюжета, сценаристом и продюсером (от полноценного режиссерского поста его удерживали только контрактные обязательства по другому проекту). Неудивительно поэтому, что «Полтергейст» получил «детский» рейтинг PG (PG-13 появился лишь через пару лет), и своим успехом доказал, что «история о привидениях» может быть, во-первых, современной, и, во-вторых, нацеленной на максимально широкую (прежде всего – семейную) аудиторию. Фильм получил тележку престижных и не очень наград, его быстро растащили на цитаты, и он также породил два сиквела и ремейк, не говоря уже о бесчисленном множестве подражателей.
«Звонок» (1998)

Легендарный японский хоррор заслуживает места в нашем списке по следующим причинам. Во-первых, именно он породил моду на фильмы, в которых призраки обживают цифровое пространство. Во-вторых, «Зовнок» открыл японскую школу хоррора для западной аудитории, в том числе – и посредством американского ремейка. В-третьих, «Звонок» подарил жанру еще один прочно закрепившийся в 2000-е образ – Мертвую Маленькую Девочку, ставшую еще одной хоррор-знаменитостью, не уступающей в популярности Фредди Крюгеру или Ганнибалу Лектеру. Да, еще до «Звонка» выходили фильмы, в которых под властью призраков оказывается современная техника («Призрак в машине», например, или еще менее известный «Пульс»), но только «Звонок» дал модель построения сюжета, которая стала источником цитат и копирования (более или менее успешного) для огромного множества последующих «историй с привидениями»
«Шестое чувство» (1999)

В отличие от многих других фильмов о привидениях, работа М. Найта Шьямалана выстроена не вокруг конкретной «страшного дома» или скрытой в прошлом тайны, а вокруг человеческих отношений, причем предельно реалистичных – до поры до времени. К фильмам ужасов эту ленту можно отнести, конечно, с долей условности, но факт в том, что она задала новый и потенциально привлекательный подход к феномену призраков вообще – истории о привидениях с тех пор начали часто смещаться в сторону драмы. Хорошо это или плохо – другой вопрос, важно то, что этот тренд существенно изменил облик жанра в 2000-е годы.
Если же мы попытаемся суммировать наши наблюдения за привидениями в хоррор-кинематографе, то легко заметим, что этот поджанр – самый, пожалуй, необъятный из всех. Оборотни или вампиры тоже имеют свои клише, но элементы мистики, связанные с призраками, щедро рассыпаны по огромному множеству фильмов ужасов, в связи с чем выделить их ключевые особенности довольно-таки трудно. Тем не менее, сделать это все же возможно. История о привидениях – это история, прежде всего, о «плохом месте», то бишь, о чем-то локализованном географически. Перечень таких мест со временем меняется, но серьезно он расширился только к 1990-м, и теперь призраки могут жить не только в викторианских особняках, или на заброшенных кладбищах, но и в телевизорах с ноутбуками. Второй момент – власть прошлого над настоящим: призраки, нередко, – символы чего-то скрытого, нарушающие привычный облик мира. И, наконец, третий момент – драматический: традиционной опцией для многих фильмов с привидениями является любовная история (подаваться она может в очень широком диапазоне, от сугубо мелодраматической до садомазохистской), отсылающая, кстати говоря, к прошлому.
Tags: мистика
Subscribe
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments