vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

10 самых важных фильмов об оборотнях

Disgusting Men продолжают цикл материалов о развитии жанра хоррор во всех его многочисленных родах, семействах, видах и подвидах. Ранее мы рассказывали вам о самых важных вампирских фильмах, а сегодня обратимся к кинематографической истории оборотней — главных антиподов и конкурентов вампиров за зрительское внимание.
«Оборотень Лондона» (1935)
Как и в случае с вампирами, прорыв оборотней в жанровое кино случился достаточно поздно — первый голливудский (и едва ли не первый вообще) фильм с участием вервольфов вышел аж в 1935-м, когда вампирское кино уже имело в запасе не только Носферату, но и Дракулу.
«Оборотень Лондона» сыграл очень значительную роль в становлении werewolf movies, задав в своем сюжете базовую структуру конфликта, которую потом воспроизводило огромное количество режиссеров вплоть до наших дней. Оборотень здесь — чудовище, но (это принципиальный момент) чудовище поневоле, вынужденное бороться со своими звериными инстинктами, и, в конце концов, желающее смерти как избавления от страданий.
«Человек-Волк» (1941)
Первый фильм, в котором четко оформился классический образ вервольфа. Здесь присутствуют все основные его элементы: оборотень — не человек и не волк, а промежуточная форма между ними, превращение происходит при полной луне, только серебро способно нанести оборотню серьезный урон. «Человек-Волк» примечателен еще и тем, что это была первая попытка превратить успех отдельно взятого фильма про оборотней во франшизу. В 1940-е годы Universal Sutdios выпустила несколько фильмов-кроссоверов, где Человек-Волк сражался то с монстром Франкенштейна, то с Дракулой. Но популярности обоих этих монстров новому чудовищу достичь не удалось, и сольных фильмов у него больше не было.
«Люди-кошки» (1942)
Фильм, помимо того, что стал культовым и содержал немало технических находок, впоследствии вошедших в другие хорроры, важен тем, что в нем впервые в центре сюжета оказывается женщина. Главная героиня здесь — оборотень, превращающийся в пантеру во время сексуального возбуждения. Такой сюжет в середине 1940-х не мог не быть по меньшей мере провокативным, однако режиссер Жак Тюрнюр сыграл на этом поле намного более изысканно, чем можно было бы ожидать. С этого фильма картины о вервольфах приобрели не только дополнительное гендерное измерение, но и второй базовый сюжет — исследование темных сторон человеческой сексуальности.
«Я был подростком-оборотнем» (1957)

Этот сравнительно малоизвестный сейчас фильм от American International Pictures, главного поставщика бюджетного хоррора для широких народных масс в Америке 1950-х, важен для нас одним ключевым обстоятельством. Это первый фильм, в котором сюжет о вервольфе подается для молодежной аудитории, и кстати, первый фильм, в названии которого появилось слово «тинейджер». В то время подобная история выглядела, мягко говоря, авангардно и была во многих отношениях серьезным вызовом общественному мнению. Успех фильма не только породил целый ряд аналогичных «тинейджерских» фильмов ужасов, но и надолго стал образцом «молодежного хоррора» вообще.
«Проклятие оборотня» (1961)

Фильм, произведенный знаменитой Hammer Studio в самом начале 1960-х. Сделан он в качестве перезагрузки франшизы о Человеке-Волке по аналогии с более ранними лентами про Франкенштейна и Дракулу. Особого коммерческого успеха он не имел, однако в истории фильмов об оборотнях свое почетное место все же занял. Произошло это главным образом из-за того, что кино представляет собой одну из самых серьезных попыток поместить сюжет о вервольфе в исторический контекст. При этом, необычайно большое внимание придавалось драматическому моменту, хотя элементы такого подхода наблюдались еще в 1930-е годы. Здесь на драму работает все: от хорошо обустроенных декораций Испании начала XVIII века, до отличной актерской игры Оливера Рида.
«Знак Человека-Волка» (1968)

Ярчайший образчик испанского хоррор-кинематографа с одним из самых известных его персонажей, графом Вальдемаром Данинским, который впервые появился именно в этой ленте. Позднее Данинский стал героем огромного числа сиквелов (где-то 12, причем, последний вышел не далее как в 2004), а его роль привела актера Пола Нэши к званию короля испанского хоррора. Фильм этот важен даже не столько сам по себе, сколько в качестве толчка, породившего бум вервольф-кино в испанском жанровом кинематографе. Так что его лучше всего рассматривать именно в связи с продолжениями: здесь вам и безумные ученые, и вампиры с вампиршами, и доктор Джекилл, и даже снежный человек. Такое стоит посмотреть хотя бы один раз.
«Вой» (1981)

Один из самых известных примеров вервольф-кино, снятый Джо Данте в начале его карьеры и ставший еще одной попыткой серьезно посмотреть на феномен оборотня в современном мире. В отличие от других режиссеров, Данте явно использует оборотничество как предлог для исследования социальных отношений, а заодно человеческой сексуальности. Он не столько показывает отчужденность и трагизм положения людей-волков, сколько в иронично-мрачноватой манере высмеивает современное массовое общество. В особенности, это касется его медийной составляющей. «Вой» породил немало продолжений, хотя ни одно из них не смогло повторить успех оригинала, вместо этого скатившись в довольно скучный трэш. Хотя были и исключения: например, вторая часть, где Кристофер Ли боролся со Стервой — «королевой оборотней», которую играла Сибилл Дэннинг.
«Американский оборотень в Лондоне» (1981)

Как и «Вой», этот фильм вышел в начале 1980-х и поддержал тенденцию к росту популярности фильмов про оборотней. Главное его достоинство помимо прекрасных спецэффектов — это, как ни странно, сюжет. Режиссер Джон Лэндис смог превратить простую на первый взгляд историю о случайной встрече с оборотнем в полную трагизма повесть о распаде человеческой личности, охваченной звериными инстинктами. Сейчас этот фильм смотрится как модернизированный вариант классического сюжета про «Оборотня из Лондона», и без его влияния сложно представить вервольф-кино последних лет двадцати пяти-тридцати.
«В компании волков» (1984)

Еще один экспериментальный фильм в нашем списке, но совершенно непохожий на «Проклятье оборотня», хотя и там и там действие разворачивается в прошлом. Если в фильме 1960-х сюжет разворачивался в Европе XVIII века, то здесь действие происходит в сказочном прошлом. Нил Джордан, который через 10 лет снимет «Интервью с вампиром», перемешал в сюжете сон, фантазии и явь, разбавленные кучей символизма. Причем, использовал он все это в манере, схожей с позднейшими тарантиновскими нарративными приемами. Хронологическая целостность рассказа намеренно нарушена, а сам сюжет содержит многочисленные вставки с отдельными микроисториями — хоррор-артхаус как он есть.
«Псы-воины» (2002)

Самое любопытное в этом фильме — его неожиданная простота. Хотя про оборотней было снято огромное количество фильмов, вплоть до самого недавнего времени никто не пытался снять боевик с их участием – хотя, казалось бы, сама концепция оборотня как опасного зверя к этому очень располагает. Достаточно лишь собрать в одном лесу людей с оружием и вервольфов, чтобы устроить между ними кровавые разборки (по вкусу можно добавить вампиров или другой нечисти). Эта модель позднее воспроизводилась в огромном числе фильмов 2000-х и 2010-х, серьезных и не очень.
Внимательно посмотрев все эти важные для кинематографа вещи можно прийти к трем любопытным выводам. Во-первых, как и вампир, оборотень самым тесным образом связан с темой человеческой сексуальности, но раскрывается эта тема строго противоположным образом: если вампир традиционно воплощает утонченный эротизм, то оборотень — дикую и необузданную сексуальность, присущую животному.
Во-вторых, проблема оборотня всегда подразумевает как минимум два аспекта его жизни: собственно человеческий и звериный. Отсюда тенденция к драме, которую при желании можно легко развернуть в полноценный сюжет. Наконец, в-третьих, оборотень в большинстве случаев — трагическая фигура, страдающая от собственной чудовищности, будучи часто жертвой случайности или злой воли, а не злодеем, целенаправленно сеющим зло и ужас.
https://disgustingmen.com/kino/werewolves-movies
Tags: невероятное, необычное, удивительное
Subscribe
promo vitkvv2017 сентябрь 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments