
Примечание 1. Маркиза Мария-Маделена де Бренвиллье (de Brinvilliers) — известная отравительница. Мария-Маделена, урожденная д'Обре, в 1631 году вышла замуж за маркиза де Бренвиллье. Оба супруга владели большим состоянием, жили весьма расточительно и были в дружбе с ротмистром Жаном-Батистом де Годеном, синьором де Сен-Круа, который вскоре вступил в любовную связь с молодой женщиной. По жалобе фамилии д'Обре, Сен-Круа был вследствие этого заключен в Бастилию, но освобожден по прошествии года. Во время своего тюремного заключения он познакомился с итальянцем, по имени Экзили, который сообщил ему тайну приготовления и употребления одного страшного яда. Сен-Круа, после выхода из тюрьмы, возобновил сношения с маркизой Бренвиллье и открыл ей свою ужасную тайну. При помощи слуги, Жана Амелена, по прозванию Шоссе, маркиза отравила своего отца, двух своих братьев и своих сестер, чтобы присвоить себе все их состояние.
В 1672 году Сен-Круа внезапно умер от последствий приготовления своего яда. Перед смертью он приказал вручить маркизе письма, которые она ему писала, и запечатанную шкатулку. Эти предметы были, однако, подвергнуты освидетельствованию, и в шкатулке найдено было большое количество яда, а письма указывали на его преступные взаимоотношения с маркизой. Почти в то же самое время был привлечен к следствию Шоссе, который сознался в своем участии в преступлениях, обнаружил всю виновность маркизы и был казнен в 1673 году. Маркиза де Бренвиллье бежала в Англию, оттуда в Германию и потом в Люттих. Еще во время побега из Франции она была приговорена к смерти, затем ее схватили в Люттихе и привезли в Париж. Между найденными у нее бумагами оказалась одна, содержавшая в себе исповедь всей ее жизни и подтверждавшая как упомянутые, так и многие другие ее отравления. Сначала маркиза де Бренвиллье ото всего отреклась и показала, что найденная у нее исповедь написана в припадке белой горячки; но была подвергнута пытке и созналась во всех своих злодеяниях. Она была обезглавлена 16 июля 1676 года. Так как употребление ее яда, которому дано было название "Порошок Наследства", стало, по-видимому, распространяться во Франции, то Людовик XIV учредил особый суд — Чрезвычайный трибунал (Chambre ardente), которому поручено было заняться преимущественно раскрытием и наказанием этого рода преступлений.
Примечание 2. Чрезвычайный трибунал (Chambre ardente) — в старинном французском судоустройстве так назывались многие чрезвычайные суды:
1) трибунал для суда над знатными государственными преступниками;
2) при Генрихе II — особые суды при каждом парламенте для дел об еретиках-протестантах, которых наказывали сожжением;
3) трибунал, учрежденный в 1680 году специально для дел об отравлениях, ввиду участившихся случаев подобных преступлений (знаменитое дело маркизы де Бренвиллье и другие); заседая в арсенале, этот трибунал получил название Chambre de l'Arsenal. Он осудил на сожжение известную отравительницу Катерину Вуазен; перед ним появлялись многие из знати, например маршал Люксембург, две родственницы кардинала Мазарини, герцогиня Бульонская, графиня Суассонская;
4) трибунал, судивший дела о контрабанде, фальсификации соли и табака и других обманнных действиях в торговле.http://godsbay.ru/celts/vuasen.html
Journal information