vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Школа, учителя и ученики на полотнах старых мастеров: Как учили детей 200 лет тому назад

Наказание розгами в школе.
Школа открывает путь в огромный мир знаний. Уже взрослые люди с теплом вспоминают, как впервые пришли в школу, сели за парты и с головой окунулись в новую жизнь, преподнесшую свои законы, уставы и правила. О том, какова была школьная жизнь учеников и учителей 200 лет тому назад можно узнать, просмотрев живописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.
«Урок математики». Автор: Франсуа-Луи Ланфант.
Запечатленный на картинах художников процесс обучения, отразивший реалии тех далеких времен, вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющего возможность сопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
«Крестьянский обед в поле.» (1871). Автор: Маковский Константин Егорович.
Учебный год в сельской местности в те давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как "1-сентября" и "каникулы" в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.
«У дверей школы». Автор: Николай Богданов-Бельский.
Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: "one room schoolhouses". Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При том при всем, школа была одна на несколько деревень и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.
«Снова в школу». Автор: А.Жоффруа.
В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей бралась плата за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.
\
«Новый ученик». Автор: Guilotti.
Так, приведя ученика впервые в школу: "...родители приносили «хлеб-соль» – белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносил еще «четверговое», на масленицу – сыр и масло, после каждого праздника – «праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалось принести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась, заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. В течение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза три дров".
«Школа». Автор: Август Хейн.
Надзор со стороны чиновников образования за школьными учителями был не менее, чем за учениками. Но при этом их не очень волновал уровень знаний учителя - только его благонадежность.
«Школьный экзамен». Автор: Иоган Газенклевер.
В переводе с греческого слово "педагог" означает "ведущий ребенка". В древней Греции педагогами были рабы, которым вменялась в обязанность охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до школы — и элементарное обучение грамоте. Примечательным было то, что "древние греки в педагоги выбирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому". Обязанности свои педагог обязан был нести до вступления воспитанника в возраст совершеннолетия.
«Защита школьников.» Автор: Андре Анри Даргелас.
С течением времени эта должность трансформировалась и стала самой распространенной общественной профессией. В 19 веке в школах разных стран уже существовали статуты, по которым составлялись инструкции для школьных учителей, иногда доходящие до абсурда. В них было прописано как должен вести себя учитель в общественных местах, какого цвета одежду носить и какой длины.
«После школы». Автор: Фердинанд Георг Вальдмюллер.
Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало.
«Урок слова Божьего». Автор: Henriette Browne.
Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися "мастерами" и "мастерицами".
«Урок труда». Автор:Ян Стен.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что еще в 17 веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины девятнадцатого века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.
«Первый рисунок». Автор: Роберт Уильям Бусс.
В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.
«Наказание». Автор: Basile de Loose.
За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.
Наказание розгами в школе.
«Пороть или не пороть?» – в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».
В сельской школе. (1883). Автор: Владимир Маковский.
В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому – геометрии, географии, истории.
\
«Урок счета». Автор: Франческо Бергамини.
Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а так же вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.
«Бретонская школа». Автор: Жан-Батист Жюль Трайер.
Стоит заметить, что само понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: "Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу".
ъ
«Кругосветное путешествие». Автор: Андре Анри Даргелас.
«Маленькие курильщики». Автор: Андре Анри Даргелас.
«Перемена». Автор: Чарльз Бертран Д'Андрейг.
«Урок пения». Автор: Фердинанд де Бракэлер.
«Урок пения». Автор: Хьюберт Салентин.
«Курильщики». Автор: Карл Шлоссер.
«Юные музыканты». Автор: Lustige Arrestanen
.
«На школьной площадке.» Автор: Альберт Самуил Анкер.
«Устный счет». В народной школе. Автор: Николай Богданов-Бельский.
«Темные пятна». Автор: Альберт Беттаньер.
Хотелось бы отметить еще один интересный факт: в России история школьной формы началась в 1834 году, когда император Николай I подписал "Положение о гражданских мундирах". Вплоть до революции согласно регламенту мальчики должны были носить темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным или белым фартуком. После революции школьную форму отменили, но в 1949 году ввели снова, она мало чем отличалась от дореволюционной.
В классе. Автор: William H. Parkinson.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081117/36300/
/
Tags: дети
Subscribe
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments