vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Школа, учителя и ученики на полотнах старых мастеров: Как учили детей 200 лет тому назад

Наказание розгами в школе.
Школа открывает путь в огромный мир знаний. Уже взрослые люди с теплом вспоминают, как впервые пришли в школу, сели за парты и с головой окунулись в новую жизнь, преподнесшую свои законы, уставы и правила. О том, какова была школьная жизнь учеников и учителей 200 лет тому назад можно узнать, просмотрев живописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.
«Урок математики». Автор: Франсуа-Луи Ланфант.
Запечатленный на картинах художников процесс обучения, отразивший реалии тех далеких времен, вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющего возможность сопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
«Крестьянский обед в поле.» (1871). Автор: Маковский Константин Егорович.
Учебный год в сельской местности в те давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как "1-сентября" и "каникулы" в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.
«У дверей школы». Автор: Николай Богданов-Бельский.
Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: "one room schoolhouses". Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При том при всем, школа была одна на несколько деревень и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.
«Снова в школу». Автор: А.Жоффруа.
В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей бралась плата за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.
\
«Новый ученик». Автор: Guilotti.
Так, приведя ученика впервые в школу: "...родители приносили «хлеб-соль» – белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносил еще «четверговое», на масленицу – сыр и масло, после каждого праздника – «праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалось принести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась, заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. В течение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза три дров".
«Школа». Автор: Август Хейн.
Надзор со стороны чиновников образования за школьными учителями был не менее, чем за учениками. Но при этом их не очень волновал уровень знаний учителя - только его благонадежность.
«Школьный экзамен». Автор: Иоган Газенклевер.
В переводе с греческого слово "педагог" означает "ведущий ребенка". В древней Греции педагогами были рабы, которым вменялась в обязанность охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до школы — и элементарное обучение грамоте. Примечательным было то, что "древние греки в педагоги выбирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому". Обязанности свои педагог обязан был нести до вступления воспитанника в возраст совершеннолетия.
«Защита школьников.» Автор: Андре Анри Даргелас.
С течением времени эта должность трансформировалась и стала самой распространенной общественной профессией. В 19 веке в школах разных стран уже существовали статуты, по которым составлялись инструкции для школьных учителей, иногда доходящие до абсурда. В них было прописано как должен вести себя учитель в общественных местах, какого цвета одежду носить и какой длины.
«После школы». Автор: Фердинанд Георг Вальдмюллер.
Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало.
«Урок слова Божьего». Автор: Henriette Browne.
Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися "мастерами" и "мастерицами".
«Урок труда». Автор:Ян Стен.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что еще в 17 веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины девятнадцатого века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.
«Первый рисунок». Автор: Роберт Уильям Бусс.
В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.
«Наказание». Автор: Basile de Loose.
За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.
Наказание розгами в школе.
«Пороть или не пороть?» – в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».
В сельской школе. (1883). Автор: Владимир Маковский.
В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому – геометрии, географии, истории.
\
«Урок счета». Автор: Франческо Бергамини.
Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а так же вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.
«Бретонская школа». Автор: Жан-Батист Жюль Трайер.
Стоит заметить, что само понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: "Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу".
ъ
«Кругосветное путешествие». Автор: Андре Анри Даргелас.
«Маленькие курильщики». Автор: Андре Анри Даргелас.
«Перемена». Автор: Чарльз Бертран Д'Андрейг.
«Урок пения». Автор: Фердинанд де Бракэлер.
«Урок пения». Автор: Хьюберт Салентин.
«Курильщики». Автор: Карл Шлоссер.
«Юные музыканты». Автор: Lustige Arrestanen
.
«На школьной площадке.» Автор: Альберт Самуил Анкер.
«Устный счет». В народной школе. Автор: Николай Богданов-Бельский.
«Темные пятна». Автор: Альберт Беттаньер.
Хотелось бы отметить еще один интересный факт: в России история школьной формы началась в 1834 году, когда император Николай I подписал "Положение о гражданских мундирах". Вплоть до революции согласно регламенту мальчики должны были носить темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным или белым фартуком. После революции школьную форму отменили, но в 1949 году ввели снова, она мало чем отличалась от дореволюционной.
В классе. Автор: William H. Parkinson.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081117/36300/
/
Tags: дети
Subscribe
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments