vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Category:

Клод де Форбэн (1656—1733)

Клод де Форбэн (Claude de Forbin) – знаменитый французский корсар, морской офицер, соратник Жана Бара. Прославился своими сражениями в Атлантике и на Средиземном море.
Клод родился б августа 1656 года в поместье Гардан близ Экса (Прованс). Он был пятым сыном в семье морского офицера, и все его братья служили в королевском флоте. Родители души в нем не чаяли, хотя Клод с малых лет приносил им массу хлопот и огорчений. Подростком он участвовал в уличных драках, постоянно ссорился с родителями и изводил школьных учителей.
В 1675 году он попал на Средиземное море и завербовался на галерный флот. Оказавшись в составе Мессинской экспедиции маршала де Вивона, он в том же году принял участие в морском сражении у острова Стромболи и в захвате Агосты. В 1677 году Клод де Форбэн перешел на службу в сухопутную армию и сражался в качестве мушкетера во Фландрии. Его горячность не раз становилась причиной ссор, одна из которых закончилась дуэлью. Поединок закончился тем, что Форбэн убил своего противника и был приговорен к смертной казни, но попал под амнистию.
В 1680 году Форбэн отправился с флотом вице-адмирала Жана д’Эстре в Вест-Индию, а в 1682—1683 годах отличился в кампании Авраама Дюкена против Алжира. Назначенный главой французского посольства в Сиам (1685), он так понравился местному королю, что тот назначил его верховным адмиралом своего флота, подарил ему огромный дворец, множество рабов и двух слонов. Служба в Юго-Восточной Азии, однако, быстро разочаровала Форбэна, и, сложив с себя адмиральские обязанности, он летом 1688 года вернулся на родину.
В период Орлеанской войны (1688—1697) Форбэн корсарствовал в компании с Жаном Баром.
Получив под свое командование эскадру и титул шевалье де Форбэна он в годы Войны за испанское наследство (1701—1713) расширил зону своих морских операций от Средиземного до Белого моря. Английские и голландские купцы были так напуганы, что молили Бога «не допустить встречи с шевалье де Форбэном». Прочесывая Средиземное море, он захватил и потопил несколько десятков судов, навел ужас на жителей Барселоны и Венеции, сжег Триест, нанес ощутимый урон корсарам Северной Африки.
В 1706 году его направили в Дюнкерк, откуда он совершил ряд походов в Северное море и Ла-Манш. Успехи его были столь впечатляющими, что в Версале начали поговаривать о пожаловании Форбэну чина генерал-лейтенанта королевского флота. Возможно, это и случилось бы, если бы не провал десантной операции в Шотландии. В 1708 году он должен был обеспечить доставку в Эдинбург шевалье де Сент-Джорджа, сына Якова II Стюарта, претендовавшего на английский престол. Однако благодаря шпионским донесениям в Лондоне были хорошо осведомлены о готовившейся экспедиции. На перехват кораблей Форбэна британское Адмиралтейство выслало сильную эскадру под командованием вице-адмирала Джорджа Бинга. Только сильный шторм и тактическое мастерство Форбэна позволили французам избежать гибельного для них столкновения с эскадрой Бинга и благополучно «унести ноги». Тем не менее вину за провал операции свалили на графа де Форбэна. Оскорбленный подобной несправедливостью, Форбэн оставил службу и удалился в замок Сен-Марсель (под Марселем). Он написал пространные «Мемуары», отредактированные Ребулем и опубликованные в 1730 году. В них Форбэн приукрасил свои подвиги и возвел напраслину на двух других героев-корсаров – Жана Бара и Дюгэ-Труэна.
Умер Клод де Форбэн в своем замке 4 марта 1733 года.

Рене Дюгэ-Труэн (1673—1736)
Рене Труэн, сьёр дю Гэ (René Trouin, Sieur du Gué) – прославленный французский корсар, более известный под именем Дюгэ-Труэн. Одержал множество побед на море, захватил десятки торговых и военных судов противников. Самым резонансным его «подвигом» стал захват и грабеж города Рио-де-Жанейро в Бразилии.
Рене родился в Сен-Мало 10 июня 1673 года в семье богатого судовладельца Люка Труэна де ля Барбинэ. Отец хотел сделать из него священника и определил в Реннский коллеж, откуда открывалась прямая дорога в духовную семинарию. Но юноша мечтал об иной жизни. После смерти отца (1687) он убегает в Кан, затем в Руан и Париж. Став наследником поместья Гэ, Рене Труэн мог весело балбесничать в Париже, однако его старший брат, носивший, как и отец, имя Люк, увез его в Сен-Мало и записал волонтером на корсарский корабль «Тринитэ», принадлежавший их семье (1689) В 1690 году, в разгар Орлеанской войны, Дюгей-Труэн участвовал в захвате 5 английских судов. В следующем году он похитил в заливе Бантри английский корабль, и его семья решила, что юноше можно доверить командование 14 пушечным судном «Даникан». Заброшенный бурей к побережью Ирландии, он близ Лимерика взял 2 и потопил или сжег 4 английских парусника (1692). Затем, крейсируя на флейте «Профон» (1692—1693), Дюгэ-Труэн захватил торговое судно, фрегат, а также 2 английских корвета, оцененные в 750 тыс. ливров. В 1694 году, командуя 40 пушечным фрегатом «Дилижанс», он сумел взять и привести во французские порты 2 военных корабля, 3 торговых судна и 1 брандер.
Памятник Ренэ Дюгэ-Труэну в Сен-Мало
12 мая 1694 года «Дилижанс» вступил в сражение с 6 английскими кораблями. Бой был жарким. Через двенадцать часов, будучи раненным, Дюгэ-Труэн сдался в плен. Англичане отвезли его в Плимут и там посадили в тюрьму. Дальше все произошло, как в приключенческом романе. Город наполнили рассказы об отваге молодого француза и многочасовом сражении его фрегата против эскадры контр-адмирала Дэвида Митчелла. К раненому пленнику начали допускать посетителей, и одна из женщин по уши влюбилась в него. С ее помощью Дюгэ-Труэн сумел договориться с капитаном шведского торгового судна, а также подкупить начальника охраны. Майским вечером наш герой с товарищами, переодевшись в одежду шведских матросов, спокойно покинул крепость и добрался до уединенной бухты, где их поджидал пинас. Через несколько дней, переплыв Ла-Манш, Дюгэ-Труэн высадился на берег Бретани.
Возобновив корсарский промысел, он на 48 пушечном корабле «Франсуа» в 1694—1695 годах захватил 6 торговых и 5 военных английских кораблей, одним из которых был знаменитый «Нонсач» («Несравненный»). Король Людовик XIV удостоил корсара своим вниманием и подарил ему золотую шпагу (1695). В 1696 году Дюгэ-Труэн оперировал на «Нонсаче» у берегов Испании, где его призами стали 2 голландских судна. Через год, командуя кораблем «Сен Жак де Виктуар», он отправился в сопровождении 2 других судов на перехват голландского конвоя; последний шел из Бильбао под охраной 3 военных кораблей вице-адмирала Васснера. Сражение было упорным и кровопролитным, в нем погибли четыре кузена Дюгэ-Труэна и половина экипажей французских судов. Тем не менее победа досталась корсарам, голландцы потеряли 12 судов и всех своих офицеров, тяжелораненый Васснер попал в плен.
Победы 1697—1698 годов над голландцами и англичанами принесли Дюгэ-Труэну огромную популярность, Людовик XIV принял его в Версале и сделал капитаном 2 го ранга королевского флота.
В 1701 году Франция вступила в Войну за испанское наследство, и корсарский промысел снова стал основным видом морской войны французов против судоходства неприятельских держав. В 1703 году, командуя судном «Эклатан» и флотилией вспомогательных судов, Дюгей-Труэн нагрянул в район китобойных промыслов в разгар сезона, сжег 6 голландских кораблей, захватил 12, а затем, возвращаясь в Нант, овладел одним английским и одним голландским торговыми судами.
21 октября 1707 года Дюгэ-Труэн, командовавший 74 пушечным кораблем «Лилия», и его компаньон Клод де Форбэн подстерегли у западного побережья Корнуолла, в районе мыса Лизард, большой торговый караван, направлявшийся в Португалию. В результате сражения в их руки попала часть торговой флотилии и 3 военных корабля (в том числе 82 пушечный «Камберленд», взятый на абордаж Дюгэ-Труэном). Король за эту операцию назначил корсару пенсию в размере 1000 ливров, но Дюгэ-Труэн просил Людовика XIV передать эту награду капитану Сент-Обену, потерявшему в бою ногу. Король оценил бескорыстный жест корсара и вознаградил его пансионом в 2000 ливров.
В 1708 году Дюгэ-Труэн и его брат Люк, объединив часть своей собственной флотилии с 10 судами, предоставленными королем, попытались перехватить в районе Азорских островов португальский торговый караван из Бразилии. Крейсерство оказалось неудачным, пайщики не смогли даже вернуть те деньги, которые были израсходованы на снаряжение экспедиции. Однако 1709 год принес Дюгэ-Труэну ряд новых побед. Возглавляя флотилию в составе корабля «Ахилл» и 3 фрегатов, он сумел захватить 4 английских судна стоимостью 300 тыс. ливров. За участие в сражениях 1709 года Дюгэ-Труэн получил дворянский титул. К тому времени на его счету было 16 военных и более 300 торговых захваченных судов.
Весной 1711 года Дюгэ-Труэн подготовил самую значительную из своих экспедиций – против Рио-де-Жанейро. Восемь пайщиков, в том числе король Людовик XIV и адмирал Франции граф Тулузский, вложили деньги в снаряжение 17 кораблей, имевших на борту 735 пушек и 5700 моряков и солдат. Корабли готовились одновременно в Дюнкерке, Сен-Мало, Рошфоре и Бресте. Таким образом создавалась иллюзия, что в каждом из четырех портов организуется самостоятельная, не связанная с другими акция. Английские военные корабли блокировали Брест, но Дюгэ-Труэн успел выскользнуть из гавани, перенеся свой штаб и исходную базу в Ла-Рошель.
9 июня флотилия французов вышла из Ла-Рошели на просторы Атлантики и 27 августа появилась у побережья Бразилии. В начале сентября корабли достигли широты Рио-де-Жанейро. Губернатор города Франсишку да Кастру Мораиш был заранее предупрежден о возможном появлении неприятеля, и в Рио все было готово для обороны. В бухте Гуанабара выстроилась в линию португальская эскадра под командованием Гаспара да Кошта да Атаида (4 линейных корабля и 3 фрегата), специально присланная из Лиссабона для защиты города. Вход в бухту защищали две крепости.
Утром 12 сентября 1711 года, воспользовавшись густым туманом, Дюгэ-Труэн велел кораблям эскадры войти в бухту. Не обращая внимания на беспорядочный огонь крепостей, линейные корабли и фрегаты французов один за другим просочились в гавань и заняли позицию перед городом. Население Рио-де-Жанейро охватила паника. Гаспар да Кошта, не отважившись вступить в сражение с корсарской флотилией, увел свои суда на мелководье, где три из них были сожжены.
13 сентября французский десант захватил остров Кобрас и, установив там пушки, стал обстреливать город. На следующий день Дюгэ-Труэн высадился на берег с отрядом в 4000 человек. Разместив своих людей на возвышенности в северной части Рио-де-Жанейро, на острове Кобрас и на соседнем берегу, он отправил ультиматум губернатору города Франсишку да Кастру Мораишу. Последний прислал ответ: «Я готов защищать город до последней капли крови. Да хранит Бог вашу милость».
20 сентября французы начали бомбардировку укреплений Розариу. Ночью налетела буря с дождем, губернатор отступил сначала в Энженьо-Нову, а затем в Игуасу. Это послужило сигналом для бегства жителей из города. Убегая, они попали под огонь вражеских батарей, многие погибли.
22 сентября начался грабеж города, продолжавшийся всю ночь до 23 сентября. Были разграблены три четверти всех домов и складов. Дюгэ-Труэн торопился. Он сообщил губернатору, что, если за город не уплатят выкуп, «он сожжет его дотла». Чтобы подкрепить эту угрозу, Дюгэ-Труэн отправил своих людей в окрестности поджигать дома и постройки. Губернатор через парламентеров сообщил, что согласен выплатить 600 тыс. крузадо, но на сбор денег уйдет много времени. Дюгэ-Труэн отверг эту сумму и потребовал 12 млн крузадо.
От негров-дезертиров вскоре поступила информация о прибытии в Игуасу 1200 солдат с Илья-Гранди. Французы решили нанести удар по португальскому лагерю. Обеспокоенный губернатор снова прислал парламентеров сообщить, что он готов прибавить к предложенным 600 тыс. крузадо еще 10 тыс. крузадо из собственного кармана, 100 ящиков сахара и 200 быков. Дюгэ-Труэн принял это предложение. 10 октября соглашение было подписано, но последний платеж был произведен лишь 4 декабря 1711 года. Дюгэ-Труэн получил 610 тыс. крузадо наличными; кроме того, товаров и драгоценностей было взято на 11 млн крузадо, а общие потери Рио превысили 30 млн крузадо.
Чистая прибыль судовладельцев от набега на Рио-де-Жанейро составила 92 %. За время этого похода французы потопили 4 линейных корабля, 2 фрегата и 60 торговых судов. Когда Дюгэ-Труэн вернулся 6 февраля 1712 года в Брест, его встречали там как национального героя. Государственный секретарь морского флота Жером Фелипо де Поншартрэн поздравил его словами:
– Я рад за вас и за флот, которому эта операция принесла такую большую славу.
Командор ордена Св. Людовика, королевский наместник, советник по делам Индий, Дюгэ-Труэн в 1715 году был назначен командиром королевской эскадры, а в 1728 году – командующим флотом в Бресте. Вскоре, однако, он просит отставку и удаляется на покой в Ла-Флури, поместье в окрестностях Сен-Сервана.
Последний раз Дюгэ-Труэн вышел в море в возрасте 68 лет, когда ему доверили возглавить экспедицию против корсаров Алжира, Туниса и Триполи. Вернувшись домой, он почувствовал себя плохо. 27 сентября 1736 года старый корсар умер в Париже. Памятник ему высотой четыре метра был установлен в Версальском дворце.

Жак Кассар (1672—1740)
Жак Кассар (Jacques Cassard) – еще один знаменитый французский корсар эпохи Людовика XIV. Прославился своими морскими операциями в водах Европы, Африки и Вест-Индии. Был кавалером ордена Св. Людовика.
Он родился в Нанте 30 сентября 1672 года (по другой версии – в 1679 году). Его отец был капитаном небольшого торгового судна и умер, когда Жаку исполнилось десять лет. Вдова покойного осталась без средств к существованию, имея на руках трех дочерей и сына. Старые друзья семьи помогли определить Жака юнгой на рыбачий бриг, который вел промысел на Большой Ньюфаундлендской банке. С тех пор вся биография Кассара была неразрывно связана с морем.
Подлинная слава пришла к нему в период Войны за испанское наследство (1701—1714). В 1708 году Кассар нанес ощутимый ущерб англичанам, разгромив их торговую флотилию. В 1709 году он сопровождал караван торговых судов с хлебом из Сицилии в Тулон, выдержав двухдневный бой с английской эскадрой у Бизерты (Тунис). На следующий год он снова конвоировал хлебный караван из Смирны, захватив 9 судов английской торговой флотилии и 24 пушечный фрегат. В 1711 году Кассар сопровождал караван судов с хлебом, направлявшийся из Малой Азии в Марсель.
В марте 1712 году он возглавил эскадру в составе 3 военных кораблей, 5 фрегатов и 2 кечей (2 фрегата были снаряжены купцами Марселя). Эскадра должна была совершить нападения на английские, голландские и португальские колонии в Западной Африке и Вест-Индии. Выйдя из Тулона, Кассар пошел к Гибралтарскому проливу, затем взял курс на острова Зеленого Мыса, разорил португальские поселения на острове Сантьягу и, повернув на запад, прибыл на карибский остров Мартинику. Здесь к экспедиции присоединились отряды волонтеров и флибустьеров под командованием Франсуа де Кольяра, Жана дю Бюка и Луи де Прейя (всего 1500 человек на 30 барках и лодках).
Первый удар решено было нанести по английской колонии на острове Антигуа. 16 июля Кассар подошел к берегам острова и бросил якорь в заливе Уиллоуби. Однако ночная высадка на сушу была сорвана сильным ветром, несколько лодок с людьми погибли, и французам пришлось отказаться от задуманной операции. От Антигуа они двинулись к Монтсеррату. Став на якорь близ Плимута, корсары при поддеркке артиллерии выбили англичан из города и вынудили их бежать во внутренние районы острова. Добыча, взятая на Монтсеррате, включала грузы 4 купеческих судов, захваченных в гавани, и около 1200 негров-рабов. Трофеи были оценены в 180 тыс. фунтов стерлингов.
Орден Святого Людовика
Доставив награбленную добычу в Бастер (на остров Гваделупа), Кассар подготовил суда к новым набегам – на голландские колонии в Суринаме (осень 1712 года), а также на островах Синт-Эстатиуе и Кюрасао (зима 1713 года). Когда он вернулся в Тулон, его произвели в чин капитана 1 го ранга и сделали кавалером ордена Св. Людовика.
Оказавшись не у дел после заключения Утрехтского мира, Жак Кассар был приглашен в Версаль, где «королевский корсар» Дюгэ-Труэн дал ему самую лестную характеристику.
– Это самый великий моряк Франции в данный момент, – заявил он. – Я отдам все свои боевые операции за одну его.
Однако спустя короткое время Кассар подвергся судебному расследованию, подоплека которого до сих пор остается загадкой. Его обвиняли в недисциплинированности, нарушении субординации, жестокости. Марсельские купцы предъявили ему иск о несправедливом распределении призовых денег, вырученных от продажи добычи, и потребовали вернуть им причитающиеся суммы. Грубый, вспыльчивый, нелюдимый Кассар сам подливал масла в огонь, настраивая против себя юристов. Проиграв судебное дело, он в 1718 году удалился в Нант, где влачил жалкое существование. Пенсию ему не дали, неудачей закончились его переговоры о поступлении на русскую военно-морскую службу.
Через много лет Жак Кассар вернулся в Париж, чтобы еще раз попытаться добиться справедливости. 7 февраля 1735 года на аудиенции, данной ему кардиналом де Флери, старый корсар не сдержался и наговорил лишнего. Вскоре его арестовали по «летр де каше» (безымянный королевский указ о заточении без суда и следствия) и бросили в казематы замка де Ам. Там он сошел с ума и умер 21 января 1740 года.http://www.informaxinc.ru/lib/
Tags: пираты
Subscribe

promo vitkvv2017 september 8, 07:00 43
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments