vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Он иль не он? Вот в чем вопрос!

Кем же был и был ли Уильям Шекспир?

Он иль не он? Вот в чем вопрос!
Можно смело сказать, что ни одна историческая фигура не таит в себе столько загадок, сколько таит их Уильям Шекспир. Кажется, что все его существование соткано из гениальности, таинственности и противоречий.Причем этот драматург вовсе не вызывал при жизни никаких споров. А вот когда его не стало, споры разгорелись в настоящий пожар. Одни историки и литературоведы с надрывом голосовых связок утверждают, что Шекспир - просто литературный вымысел, что он не что иное, как сплоченная творческая команда, кропающая произведения - что-то типа современных литературных проектов или литературных рабов. Другие без устали твердят, что нет, существовал, но был далеко не гением, а просто под диктовку писал давно известные жизненные истории. Третьи же придерживаются классических взглядов, что Шекспир - это настоящий человек, очень талантливый и неординарный, который сам придумывал жизненные страсти, а потом подарил свои нетленные произведения всему земному шару.
И вот весь мир перечитывает его трагедии или сонеты и каждый раз открывает что-то новое для себя, находит ответы на, казалось бы, неразрешимые вопросы, узнает себя или родных в персонажах. Возможно, это из-за того, что лучше Шекспира никто не способен описать водоворот человеческих взаимоотношений и "обнажить" людские души, недаром все современные драматурги и литературоведы считают, что все возможные сюжеты уже использовал Шекспир, а все остальное - лишь перепевы известных мотивов.
По поводу сюжетов тоже идут нескончаемые споры - придумал ли их Шекспир (причем в данном случае уже неважно, кто именно скрывается под этим именем) или просто взял уже готовые сюжеты и обработал их, как делал Пушкин, не скрывая, что Арина Родионовна рассказывала ему в детстве сказки, а он их потом обрабатывал. Многие утверждают, что парадокс состоит в том, что он брал за канву своего будущего шедевра старый, давно приевшийся "бродячий" сюжет и, подобно ловкому портному, перекраивал "вышедшее из моды платье" на свой лад, наделяя эксклюзивностью и новизной. Например, история о двоих влюбленных в Италии передавалась из уст в уста еще задолго до рождения самого Шекспира, но только он донес до всего мира нелегкую судьбу детей из двух непримиримых семейств. Правда, и тут есть версия, что в данном случае Шекспир написал не трагедию о любви, заставляющую грезить об этом светлом чувстве неокрепшие юные души, а едкую пародию на слащавые любовные сюжеты, так любимые сентиментальной публикой.

Так был он или не был? А если был, то он иль не он писал свои произведения? Вот в чем вопрос! И он будоражит человечество уже больше четырех столетий. Актеры знаменитого шекспировского театра "Глобус" также придерживались и придерживаются различных мнений о том, кто написал пьесы, в которых они играли. В театре даже есть галерея портретов различных претендентов на это почетное место.
Первое сомнение в вопросе авторства шекспировских пьес принадлежит джентльмену по имени Джон Уилмот, жившему в середине XVIII в. и страстному почитателю великого поэта. Получив предложение написать биографию Шекспира, Уилмот приступил к делу со всей серьезностью и ответственностью. Больше всего биографа смутил тот факт, что после смерти поэта не осталось ни одной книги или рукописи; не были они также упомянуты и в завещании. Уилмот не мог представить себе, чтобы у великого поэта не было ни своих книг, ни рукописей, ни черновиков. Но так как Уилмот пока свято верил в авторство Шекспира, он предположил, что тот перед смертью подарил книги кому-либо из друзей. И он решил найти этих наследников.
Целых пятнадцать лет Уилмот обходил все дома, в которых имелась хоть какая-то библиотека, в радиусе пятидесяти миль вокруг Стратфорда, родного города Шекспира, беседовал с хозяевами и делая подробные записи обо всем, что могло бы навести на след пропавших шекспировских книг. А потом в совершеннейшем расстройстве вернулся домой и сжег все свои записи за эти долгие пятнадцать лет. После этого жеста отчаяния отправил заказчику письмо, где отказался писать биографию Шекспира. Уилмот просто убедился - автором явно был кто-то другой. О причинах своего открытия и отказа писать биографию несостоявшийся биограф не рассказал никому до самой смерти.

В том же XVIII в. был еще один крупно сомневающийся в авторстве Шекспира - архивариус Джозеф Грин, который был допущен до архива Шекспира. Но не литературного - бытового. Начал архивариус с завещания. Первое, что бросилось в глаза Грину в тексте этого документа, так это вопиющая неграмотность, скудный словарный запас и нечеловеческая жадность. Шекспир подсчитал все в своем доме, вплоть до жестяной перечницы, но странность, на которую обратил внимание и Уилмот, заключалась в следующем: он даже словом не обмолвился о дальнейшей судьбе своих произведений, словно их и не было.
После того как завещание было обнародовано, общество раскололось на два непримиримых лагеря: на тех, кто считает что Шекспир - это реальный человек, который играл в театре, писал произведения, вел семейный быт и умер в пятьдесят два года, и на тех, кто доказывает, что Шекспир - безграмотный, прижимистый торговец солодом, чье имя использовалось в качестве псевдонима.
В следующем, XIX в., появились новые скептики, в числе которых были Чарльз Диккенс, Марк Твен, Ральф Уолдо Эмерсон, Уолт Уитмен и много других. В ХХ в. этот список пополнился именами Бернарда Шоу, Джона Голсуорси, Зигмунда Фрейда, Дафны Дюморье, Чарльза Чаплина, Джеймса Джойса, Генри Джеймса и Владимира Набокова. А также множеством имен историков, литературоведов, писателей и любителей-энтузиастов.

Каковы же были причины сомнений в том, что именно Вильям Шекспир написал произведения, опубликованные в 1623 г. (через семь лет после смерти), в первом собрании сочинений, известном как "Первое Фолио"?
Причин было много, основные выразил известный английский историк сэр Хью Тревор Роупер: "Среди всех бессмертных гениев литературы нет ни одной более смутной и эфемерной личности, чем Вильям Шекспир. Этот факт кажется поразительным и почти невероятным. В конце концов, он жил в ярком свете английского Ренессанса во времена, о которых сохранилось множество документов, - в эпоху царствования Елизаветы I и Иакова I (Якова. - О.Б.). Со времени его смерти, особенно в ХХ в., им занималась самая большая когорта исследователей, когда-либо изучавших личность одного человека. Толпы ученых, оснащенных самыми лучшими средствами, скрупулезно проверили все документы, в которых мог содержаться хоть малейший намек на имя Шекспира. Одной сотой этих усилий, посвященных незначительнейшему из его современников, хватило бы для создания подробнейшей биографии".
Однако никакой подробной биографии не получилось: родился, женился, играл в театре, занимался мелким бизнесом, умер. Что же вместо биографии выяснила эта армия ученых? Они нашли записи, свидетельствующие, что Шекспир начал свою карьеру в театре как сторож, затем был актером, театральным продюсером, заработавшим целое состояние на своей деятельности, позже став ростовщиком, пивоваром и домовладельцем. Однако о том, что он был драматургом и поэтом, не удалось найти ни одного (!) прижизненного свидетельства. Не обнаружилось также ни одного письма или рукописи, написанных рукой Шекспира, и ни одной записи о получении им от кого-либо какого-либо литературного гонорара.

Вот письма, которые писали Шекспиру, обнаружены были. Точнее, одно письмо. Но и оно не имеет отношения к литературе - оно написано не автору, а ростовщику, и содержит просьбу одолжить деньги. Всего же исследователям удалось обнаружить лишь семь автографов, представляющих собой просто подписи, причем написанные на редкость грубым и неуклюжим почерком. Две из них сходны, остальные сильно различаются между собой. Похоже, великий поэт с трудом писал собственное имя.
Подошли исследователи к вопросу и с другой - косвенной - стороны. Чтобы создавать такие глубокие произведения, нужно было обладать такими же глубокими знаниями по юриспруденции, античной философии, истории, медицине, навигации... Нужно было знать тонкости международной дипломатии и несколько иностранных языков - латынь, греческий, французский, итальянский, испанский... Где и когда Шекспир получил свои феноменальные и разносторонние знания? Нет никаких сведений, что Шекспир когда- либо выезжал из страны или учил иностранные языки. А знать он их был просто обязан, потому что сюжет, к примеру, "Гамлета", Шекспир позаимствовал из книги француза Бельфоре. Но известно, что перевод этой книги на английский язык был сделан только через сто лет после Шекспира. Значит, Шекспир читал ее в подлиннике. Сюжет "Отелло" и "Венецианского купца" был взят из итальянских сборников. Соответственно, и итальянский он должен был знать.

Также автор произведений хорошо разбирался в дворцовом этикете и знал о жизни при дворе, видимо, не понаслышке. Как мог человек из провинции, не дворянин, знать все это?! Да у человека низкого происхождения просто не могло быть достаточного словарного запаса, чтобы создать самые обсуждаемые в мире пьесы. Загадка! Ведь установлено, что Шекспир никогда не учился в университете и совершенно не доказано, что он учился в школе. Но известно, что не только его родители, но и обе дочери были неграмотными. Чтобы великий гуманист, горячо ратующий в своих произведениях за просвещение женщин, не научил своих дочерей читать и писать? Поразительно! А то пресловутое завещание? Там скрупулезно перечислены все предметы домашнего обихода - вплоть до ложек и вилок, но ни гроша не оставлено ни на образование любимой внучки, ни своей родной школе - если, конечно, он в ней учился. Ни один из преподавателей (из какого бы то ни было учебного заведения) ни разу не упомянул о своем гениальном ученике, и ни один из современников - о своем великом однокашнике. Более того - поэтический дар Шекспира оставался тайной даже для его родственников: о нем не знали ни его дочери, ни зять, который, в отличие от жены, был образованным человеком и врачом. Единственная запись в его дневнике, касаемая Шекспира, сделана на следующий день после смерти "драматурга" и гласит: "Мой тесть преставился". И все!
Кстати, о смерти. Смерть такого выдающегося поэта и драматурга осталась абсолютно незамеченной не только в Стратфорде, но и Лондоне. В то время как других, гораздо менее талантливых драматургов и поэтов, хоронили со славословиями и почестями в Вестминстерском аббатстве, в последний путь их провожали толпы учеников, коллег и прочая, а знатные покровители надевали траур и щедро оплачивали похороны. На смерть же Шекспира никто не откликнулся ни единым словом! Не приехали попрощаться с ним и проводить его в последний путь лондонские литераторы, не облачался в траур граф Саутгемптон, которому Шекспир посвящал свои творения. Он словно бы даже и не заметил смерти того, чьим покровителем был при его жизни.
О том, что Шекспир был литератором, впервые было упомянуто через семь лет после его смерти. Упоминание об этом принадлежало перу Бена Джонсона, в длинной поэме восхвалявшего "эйвонского лебедя" (по названию города Стратфорд на Эйвоне). Однако при жизни Шекспира и во время его похорон Джонсон хранил такое же глухое молчание, как и все прочие современники. Зато потом высказался в адрес Шекспира весьма загадочно: "Человек может грешить беззаботно, но безопасно - никогда". Что имелось в виду? Какие грехи? Может быть, грех выдавать себя за другого?

Что касается книг, то в их поисках не повезло не только Джону Уилмоту - вообще никому не повезло: они так и не были обнаружены. И это притом, что Шекспир был бережливым и рачительным хозяином и просто не смог бы выбросить или уничтожить книги - ведь они в то время были страшно дорогим удовольствием. Похоже, их у него на самом деле не было.
Все эти факты привели многих историков и исследователей к мысли, что под именем Шекспира скрывался другой автор, который почему-то не мог назвать своего настоящего имени и использовал имя Шекспира в качестве псевдонима. Но кто использовал? В настоящее время существует 63 претендента на эту роль, среди которых лидируют граф Оксфорд, Кристофер Марло и Роджер Мэннерс, пятый граф Рэтленд - вместе со своей супругой. Хотя авторство приписывают и Фрэнсису Бэкону, и королю Якову, и королеве Елизавете, и даже группе скучающих аристократов. Всех мы, конечно, не рассмотрим, остановимся на некоторых.
Граф Рэтленд. О нем известно, что он был выпускником университета в Падуе, отлично владел пером, обожал театр, был женат на Елизавете - дочери английского поэта Филиппа Сидни. Умер он в тридцать пять лет при невыясненных обстоятельствах, в 1612 г. Шекспир же, по официальной версии, скончался в 1616 г.

Обратите внимание: известно, что перед своей смертью Шекспир не писал - именно четыре года. Творческий кризис? А может быть, просто некому стало писать? Эту гипотезу, кроме западных исследователей, разделяли Анна Ахматова, Марина Цветаева и Владимир Набоков. К тому же достаточно взглянуть на изображения Шекспира и графа Рэтленда, чтобы увидеть необычайное сходство. Вообще существует пять известных изображений Уильяма Шекспира - гравюра, бюст из гипса, два портрета маслом и посмертный слепок. Ученые в один голос утверждают, что все они, кроме гравюры (появившейся на "Первом фолио"), выполнены при жизни Шекспира, то есть до 1616 г.. Более того, было установлено, что у изображенного человека существовала проблема со слезной железой над левым веком - признак начинающегося рака. Офтальмологи считают, что это злокачественная опухоль. Может, это и есть та, не выясненная в те годы, болезнь, от которой скончался граф Рэтленд?

Второй претендент - Кристофер Марло. В середине ХХ в. американский журналист и миллионер Кальвин Хоффман так увлекся вопросом авторства Шекспира, что посвятил ему много лет. Будучи убежден в том, что подлинным автором был Марло, Хоффман завещал ежегодный приз в 10 тыс. фунтов автору статьи, в которой будет приведено какое-либо доказательство авторства Марло, и миллион фунтов тому, кто докажет, что все произведения Шекспира написаны рукой Марло. Это самая большая литературная премия в истории!
О Марло впервые заговорили в конце XIX в., когда ученый Томас Менденхолл изобрел метод, позволяющий установить автора того или иного произведения, и решил применить его к текстам Шекспира, сравнив их с текстами его современников. В результате своих исследований он обнаружил полное структурное сходство текстов Шекспира и Марло, иными словами, они написаны одной рукой.
О том, кто такой Марло, в Англии сегодня помнит лишь узкий круг любителей. А между тем, он был величайшим новатором в английской литературе, подготовившим путь Шекспиру (имеется в виду - официальному). До него на английской сцене не было ни подлинной трагедии, ни исторической хроники, ни белого стиха. Пьесы Шекспира полны цитат из произведений Марло, в то время как всех остальных современников он игнорировал.

Марло, как и Шекспир, родился в 1564 г. в семье башмачника, что не помешало ему в пятнадцать лет поступить в Королевскую школу, куда принимали либо детей из знатных семей, либо особо одаренных. Через год он получил стипендию, позволившую ему стать студентом Кембриджа. Там он изучал богословие, переводил Овидия и написал свою первую трагедию "Дидона", отрывок из которой, повествующий о трагической участи Гекубы, впоследствии прочитает актер из "Гамлета".
После окончания университета Марло отказывается от научной карьеры и с головой окунается в мир лондонского театра. Его пьеса "Тамерлан" произвела фурор, принеся ему славу ведущего драматурга. Теперь он свой человек в литературных и аристократических салонах, сражается на дуэлях и попадает в тюрьму, приобретает множество друзей и врагов, самый опасный из которых - архиепископ Кентерберийский, жестокий мракобес. Он не простил Марло ни измены богословию ради театра, ни вольнодумных речей - по словам современников, "Марло ценил свободу слова превыше жизни". А со свободой в Англии плохо - она задыхалась под гнетом жесточайшей цензуры. Архиепископ, завоевавший доверие и любовь стареющей королевы, добился неограниченной власти над умами - он самолично читал все пьесы, прежде чем дать им ход.

Заподозренных в ереси или непочтении к религии ждала страшная Звездная палата, которую современники сравнивали с застенками инквизиции. Ибо, по мнению архиепископа, "Уродливым мыслям должны сопутствовать столь же уродливые тела". Благодаря этому милому человеку были казнены, замучены до смерти, брошены в тюрьму или отправлены в изгнание сотни. В 1593 г. пришел черед Марло. Он интересовал епископа еще и потому, что был членом группы ученых, мистиков и философов "Школа ночи", отвергавших официальную религию и изучавших тайные знания. 20 мая 1593 г. Марло был арестован по обвинению в ереси и богохульстве. Однако ни до следствия, ни до суда дело не дошло - в тот же день Марло был взят на поруки первым министром лордом Барли.
Что заставило его так поступить? Дело в том, что Марло был не только ученым и литератором - еще в Кембридже он стал агентом английской разведки и справлялся с работой настолько хорошо, что заслужил благодарность самой королевы. Барли был его "боссом", не раз выручавшим своего агента в трудных ситуациях, к тому же ненавидевшим епископа всей душой и пытавшийся бороться с ним, как мог.
Возможно, все бы обошлось, однако 26 мая в его канцелярию поступил донос, написанный бывшим другом и коллегой, а ныне злейшим врагом Марло Ричардом Бейнсом, в котором тот обвинял Марло в богохульстве, чтении атеистических лекций, подпольном издании кощунственных книг, изготовлении фальшивых денег и греховной любви к мальчикам. Против этого был бессилен даже первый министр, и от пыток и казни Марло теперь не могло спасти ничего, ведь от королевы доноса не скроешь. Удалось лишь чуток придержать донос и слегка его отредактировать. В таком виде он и попал в руки королеве 2 июня.
Но хода доносу не дали - 30 мая Марло погиб в пьяной драке. Документы, связанные с его смертью, были спешно затребованы королевой и скрыты от публики аж до 1925 г., когда их обнаружил студент-историк Лесли Хотсон. Эти документы оказались крайне любопытными. Из них стало известно, что гибель в кабаке - официальная версия. Если Марло и вправду погиб, то случилось это в фешенебельном частном отеле, принадлежащем почтенной и знатной вдове Элеонор Булл, родственнице лорда Барли. Там завязалась драка, причиной которой был спор - кому платить по счетам за ужин, и Марло сам себя нечаянно ударил ножом в глаз - после того, как его стукнул под руку некто Инграм Фрезер. Марло умер мгновенно. Следователь признал это убийством при самозащите, и Марло в тот же день был похоронен в общей могиле.

Инграм Фрезер - слуга лучшего друга и покровителя Марло Томаса Уолсингема, который не только не выгнал его со службы за убийство друга, но даже повысил ему жалованье и сделал управляющим. Вторым участником драки был близкий друг Марло, третьим - коллега Марло агент Роберт Поли, которому в то время по долгу службы следовало находиться в Гааге, ожидая писем чрезвычайной важности.
Что касается раны, то современные судебные медики вынесли вердикт, что невозможно убить человека так, как это описано в протоколе, для этого нужен тяжелый топор. Марло мог в худшем случае потерять глаз, но никак не умереть, да еще мгновенно.
Елизавета же приказала следователю признать Фрезера невиновным и затребовала документы себе, скрыв их от посторонних глаз. Почему Елизавета проявила такой интерес к заурядной пьяной драке?
Очень странная история была и с похоронами Марло - при условии наличия огромного количества друзей и родственников никто не позаботился о том, чтобы похоронить его по-человечески и поставить на его могиле крест и табличку с именем - ни в тот день, ни позже. Его родители не приехали забрать тело сына. Место погребения того, кого современники называли "величайшим умом Англии", остается неизвестным по сей день.
А через две недели на обложке поэмы "Венера и Адонис" впервые появилось имя "Уильям Шекспир"... Есть версия, что Марло вовсе не погиб - покровитель отправил его в изгнание, где он и начал писать. На эту версию работает и то, что в одном из сонетов "Шекспира" мы находим перефразированный девиз, написанный на портрете Марло: "Что меня кормит, то меня убивает".
Третьим "претендентом" на роль Шекспира является граф Оксфорд. В пользу графа говорят многочисленные совпадения обстоятельств его жизни с работами Шекспира. Например, Оксфорд провел больше года в путешествиях по Европе - побывал в тех городах, которые Шекспир очень подробно знал и описывал: Падуя, Милан, Верона, Мантуя, Флоренция и Сиена. Другой факт - поразительное сходство между жизнью Оксфорда и сюжетом "Гамлета", только на месте Полония был его свекор Уильям Сесил, Офелия - его дочь Анна, а сама королева, ставшая прообразом Гертруды, была Оксфорду с двенадцати лет как мать, а позже стала его любовницей. Можно ли назвать случайным совпадением то, что в личной копии Библии Оксфорда отмечен ровно тот отрывок, который встречается у Шекспира? Или то, например, что одно время Оксфорда называли "копьетрясом" ("Недаром имя славное Шекспира/ По-русски значит: "потрясай копьем". С.Я. Маршак.)

В 1978 г. Гарри Блекман и судья Пол Стивенс устроили в Верховном суде США своего рода судебный процесс по делу авторства Шекспира. Верховный судья Бреннан постановил, что граф Оксфорд не может быть признанным законным автором работ, приписываемых Шекспиру - из-за недостаточной доказательной базы. Однако было отмечено, что хотя это решение было законным, оно не обязательно было верным. По сей день не найдено достаточно достоверных свидетельств, чтобы принять какую-либо версию.
Есть еще одна версия: тексты Шекспира писал Шекспир, который был вовсе не тем, кем принято считать, а... внебрачным сыном королевы Елизаветы. Через десять лет после ее смерти, в 1613 г., Шекспир пишет "Генриха VIII", где о Елизавете-девственнице говорится, что она оставила отпрыска, слава которого будет такой же, как и ее самой, королевы. По мнению ученых, говорит это он о самом себе. Биографии Шекспира и Елизаветы также полностью увязываются. Но основной аргумент поклонников этой версии в поразительнейшем сходством портрета Елизаветы и гравюры работы Дройсхута, изображающей Шекспира, опубликованной в посмертном "Фолио 1623". На портретах одинаковы даже мочки левого уха - редкой сросшейся формы. Оба портрета даже сделаны в одном ракурсе. Форма глаз, носа, губ - все говорит либо о фамильном сходстве, либо... о том, что этот посмертный портрет Шекспира "списан" с портрета королевы. А вот зачем? еще одна загадка... Кстати, в предисловии к "Первому фолио" Джонсон с удивительной ироничностью призывает не всматриваться в черты лица автора, а вчитываться в тексты.
А, может, Шекспир - самая грандиозная мистификация в истории человечества?
                 Впрочем, от решения этих загадок произведения Шекспира (или кого-то, кто скрывался под этим именем) не станут ни лучше, ни хуже. Это классика и аналогов им еще не придумано и вряд ли будет придумано. и если эти нетленные произведения сохранились на протяжении стольких веков и по-прежнему будоражат наше воображение, дарят нам такой взрыв эмоций, то насколько реально важно, кем на самом деле был Шекспир?  http://ru.echo.az
Tags: загадки, тайны
Subscribe

promo vitkvv2017 september 8, 07:00 43
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments