vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Category:

Секреты обоняния и ароматов

По мнению многих ученых, обоняние - самое малоизвестное из ощущений. Его природа до сих пор не выяснена до конца. Как появляются запахи, и почему они разные? Каким образом человек воспринимает их? По подсчетам исследователей, обоняние помогает людям усвоить всего от 2 до 10% поступающей информации - но при этом играет важнейшую роль в управлении их психикой. Запах бабочки Даже главный вопрос - о природе восприятия запахов - до недавнего времени оставался открытым. Первую попытку научно объяснить обоняние предпринял римский философ Тит Лукреций Кар (94-55 годы до нашей эры). В своей работе «О природе вещей» он писал, что в носовой полости человека или животного есть маленькие отверстия разных форм и размеров. Каждое вещество испускает молекулы, также имеющие разные формы, - и их распознавание зависит от того, какие именно отверстия их уловят.Мнение о том, что источником запахов являются мельчайшие частицы вещества, улавливаемые органами обоняния, господствовало в науке долгие годы. Хотя многие ученые древности и Средневековья сами часто приводили в пример бабочек, самцы которых за несколько километров чуют самок, - и сомневались, что микроскопические доли пахучего вещества можно ощутить на таком расстоянии. В 1756 году российский ученый Михаил Ломоносов в работе «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее» высказал мнение, что наши органы чувств, в том числе и нос, отвечающий за обоняние, улавливают «коловратные» (колебательные) движения частиц эфира. То есть запахи, как и цвета, относятся к области электромагнитных колебаний. Только в конце XX века обе догадки знаменитых ученых нашли свое подтверждение. Современные исследователи установили: природа обоняния имеет двойственный характер - корпускулярный (зависящий от частиц) и волновой.

Семь или десять? Доказательству волновой природы запахов поспособствовали опыты с животными и насекомыми, которые улавливают ароматы с помощью усиков. К примеру, американские ученые проводили следующий эксперимент: в абсолютно герметичный ящик, пропускавший только инфракрасные лучи, положили мед - и разместили объект на пасеке. Ящик тут же облепили пчелы - они никак не могли уловить запах меда, но ощутили его волны. Подобные опыты проводились с тараканами, мышами, кошками. Все они доказывали, что природа запаха имеет волновой характер. Советский физиолог Юрий Фролов в середине XX века определил частоты, на которых «работают» запахи, - длина волны их излучения составляет от 1 до 100 микрон. При этом органы обоняния улавливают не только волны, но и частицы пахнущего вещества. Современный анализ носовой полости человека подтвердил мнение Тита Лукреция Кара: на обонятельных волосках имеется пять разных форм лунок, которые воспринимают пять типов запахов.

В 1963 году британский биохимик Джон Эмур по наиболее характерным признакам определил их как камфарный, мускусный, цветочный, мятный и эфирный. Еще два основных запаха, названных острый и гнилостный, связаны не с формой улавливающих лунок, а с обонятельными нервами - эти сильные ароматы раздражают их, вызывая электрические микроразряды в области их окончаний. Другие запахи получаются от смешивания данных семи в разных пропорциях. Уже в XXI веке ученые из Питтсбургского университета предложили более подробную классификацию, разделенную на 10 категорий (кластеров): благоухающие, древесные, фруктовые, химические, мятные, сладкие, подобные попкорну, лимонные, едкие и запахи разложения. Исследователи утверждают, что новая классификация полностью соответствует органам обоняния млекопитающих, потому что основана на характеристиках их пищи. В любом случае, современной науке удалось доказать главное: во-первых, что запахи имеют и волновую, и молекулярную природу, а во-вторых, что их многообразие сводится к семи или десяти основным - и бесчисленному количеству их комбинаций.

Загадки нейронов В 2004 году американские ученые Ричард Эксел и Линда Бак получили Нобелевскую премию за проведенные независимо друг от друга исследования обоняния человека. Они выяснили и подробно описали механизм работы соответствующих рецепторов и способы передачи информации от них к головному мозгу. Оказалось, что человек способен хранить в памяти до 10 тысяч различных ароматов - причем это число очень мало по сравнению со способностями других млекопитающих. К примеру, общее количество обонятельных клеток у человека примерно 6 миллионов, а у мышей или собак их - около 230 миллионов. Ученые предполагают, что сокращение возможностей обоняния произошло в процессе эволюции - когда распознавание запахов стало играть в жизни людей гораздо меньшую роль. Именно в запоминании ароматов заключается одна из неразрешенных загадок человеческого мозга. Каждый обонятельный нейрон (нервная клетка) живет примерно 60 дней, потом его заменяет новая клетка. Но информация о запахах продолжает сохраняться! Линда Бак считает, что при замене нейронов наши стволовые клетки производят точно такие же, и они встают на то же место -но почему появившаяся новая клетка обладает полностью дублирующей информацией, науке пока неизвестно. Может быть, по аналогии с компьютерными технологиями нейрон перед гибелью передает все сведения куда-то на «жесткий диск» головного мозга - и они потом «записываются» в рожденной клетке?

Этот вопрос остается открытым. Еще одна тайна: в организме человека регулярно и полностью заменяются только обонятельные нейроны! Остальные после отмирания практически не возрождаются: ежедневно в организме человека их гибнет около 50 тысяч, а появляется только 50 - вспомним знаменитую фразу «Нервные клетки не восстанавливаются». Пока ученые могут только констатировать, что именно клетки, отвечающие за распознавание запахов, стали исключением. Волшебный гриб Психологи утверждают, что отношение к запахам у мужчин и женщин носит разный характер. Речь идет не только о специфических естественных запахах, называемых феромонами и усиливающих половое влечение. Для женщин ароматы значат гораздо больше, чем для мужчин, они помогают обрести уверенность в себе. Широко известен такой психический феномен, свойственный представительницам прекрасного пола, как сон в ношеной футболке своего мужа или возлюбленного - когда запах вызывает ощущение того, что мужчина рядом, и поэтому все будет хорошо. Когда-то ароматы не делились на мужские и женские, еще в XIX веке дамы и кавалеры пользовались одинаковым одеколоном.

Уже позже парфюмеры разработали для мужчин лесные запахи, напоминающие об охоте, а также с оттенками табака и чистого тела. В 2001 году биологами США был проведен любопытный эксперимент. Они давали добровольцам вдыхать запах гриба Phallus indusiatus из семейства веселковых, растущего на Гавайях. По местным поверьям, такое занятие вызывает у женщин сексуальное возбуждение. У участниц эксперимента были отмечены учащенное сердцебиение и повышенное давление, а мужчины оставались спокойными, но называли запах гриба отвратительным. Восприятие ароматов меняется с возрастом - многие проведенные опыты показали, что дети спокойно переносят запахи, которые неприятны взрослым. Из этого ученые делают вывод, что у людей нет врожденной реакции на аромат того или иного вещества и любой запах связан прежде всего с личным опытом. Чем пахнут продажи Современные маркетологи используют знания о запахах для увеличения продаж в торговых точках. Первые шаги в этом направлении проводились опытным путем - хозяева и работники торговых учреждений или ресторанов старались с помощью приятных запахов привлечь как можно большее количество клиентов.

Позже подобное влияние ароматов стали исследовать с научной точки зрения. В частности, ученые Падерборнского университета из ФРГ установили, что волнующие запахи помогают увеличить продажи на 15%, при этом 6% покупок совершаются импульсивно, то есть без предварительного намерения. В основу ароматизации торговых мест положен принцип ассоциативного восприятия: человек должен ощутить запах и почувствовать связанные с ним положительные эмоции. Экспериментальным путем было определено влияние некоторых запахов на последующие поступки клиентов. Например, ароматы цитрусовых у большинства связаны с югом и отдыхом, они передают соответствующее настроение и вызывают желание сделать неожиданную покупку. Запах лаванды часто ассоциируется с ванной или постельным бельем, вызывает расслабление и увеличивает время, которое покупатель проводит в торговом салоне.

Древесные ароматы дуба или кедра способствуют обретению чувства надежности - их используют во многих казино. Ароматы кофе, свежего хлеба или шоколада, пробуждающие чувство голода, применяются в продуктовых магазинах. В больших магазинах запахи подбирают отдельно для каждого зала. К примеру, мебельные магазины используют аромат кофе для отдела кухонь, цветочный - для спален, клубничный - для детских комнат и т.п. Более того - запахи влияют на производительность труда работников, особенно связанных с офисной деятельностью. В Японии многие организации через систему кондиционирования запускают в помещения ароматы, чередующиеся по принципу «концентрация - расслабление». Местные исследователи подсчитали, что при таких действиях ошибки сотрудников сокращаются на 20%, а производительность их труда возрастает на целых 50%! Несмотря на небольшое - по сравнению с животными - количество имеющихся обонятельных рецепторов, человек является единственным существом, способным воспринимать запахи, наслаждаясь ими. И это свойство, несомненно, увеличивает нашу любовь к жизни во всех ее проявлениях.

Платон ВИКТОРОВ      Источник: http://paranormal-news.ru/news/sekrety_obonjanija_i_aromatov/2016-06-04-12278
Tags: познавательное
Subscribe

promo vitkvv2017 сентябрь 8, 07:00 40
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments