vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Человечество и драконы

Если бы динозаврам, склонным к развитию разума, не "повезло" так с метеоритом, может быть, мы бы сейчас ходили не на ногах, а на лапах, летали не на самолетах, а на собственных крыльях

Историю можно изучать по-разному. Можно заниматься археологическими раскопками, изучать летописи, старинные книги и т.п. А можно обратиться к устному наследию наших предков. В последнее время оно все больше и больше привлекает внимание историков. И они абсолютно правы, потому что за персонажами и сюжетами древних преданий и легенд, как правило, стоят исторические факты, трансформировавшиеся в нечто трудноуловимое. Но практически за всеми событиями и персонажами легенд можно отыскать реальные прототипы и события в истории человечества. Иногда это получается у археологов: они время от времени обнаруживают остатки культур и целых городов, о которых непосредственно упоминается в мифах и легендах. Самый яркий пример - археолог-самоучка Шлиман, раскопавший легендарную Трою. После таких случаев интерес к конкретному содержанию древних сказаний вспыхивает с новой силой.Впрочем, скептиков у такого метода изучения истории немало. Это, в общем-то, логично: какие реальные прототипы могут быть у мифических волшебников или подземных карликов, у бабы Яги или разумных животных типа единорога? Или вот вообще сказочный персонаж - дракон. Какой у него может быть реальный прототип? Ну, какой- нибудь птице-ящер когда-то, может быть, и летал, но вот чтобы он еще и огонь изрыгал? Нет уж, увольте!
Однако мифов о драконах, огненных змеях так много в истории многих совершенно разных народов, начиная от китайцев и кончая славянами, что возникает законный вопрос: а так ли уж они сказочны, эти драконы?
Для начала обратимся немного в другую сторону - к змеям. Известно, что наши предки практически повсеместно почитали змей. Например, древние египтяне. "Из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древнего Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами - Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Часто фараоны изображались со змеей на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске..." - можно прочитать у А.Элфорда. Он же пишет и о Тибете: "В Тибете священные трубы монахов украшены изображениями змей. А в Непале, в местности, называемой Буданилканта, имеется таинственная статуя, именующаяся "Спящий Вишну" - она лежит в водном бассейне на ложе из змей". Или вот какие отношения со змеями были в древнем Ираке: "К северу от Мосула, возле города Шейх-Ади, находится Храм иезидов, где на дверях главного входа красуется рисунок змеи. Это важный центр паломничества тысяч кочевников-иезидов. Иезиды считают змей самой могущественной в мире силой - носителем как добра, так и зла".
Сведения о крайне почтительном отношении к змеям мы можем найти в древнерусских текстах, забальзамированные остатки змей найдены в могильниках возрастом более четырех тысяч лет в Бахрейне, в древней ацтекской столице Теночтитлан (Мехико, Мексика) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами - их можно увидеть там и в настоящее время. Змея - ключевая фигура и в верованиях североамериканских индейцев.
Безусловно, почитание и даже поклонение каким-либо животным является нормой для примитивных племен, такие животные называются тотемными. Однако из всех животных змея обладает весьма существенным отличием: почитание змеи тесно связано в древней культуре с обожествлением в ней не непосредственно змеи обыкновенной, а некоего иного существа - Змея или Змия (отличие которого от обычной змеи мы договоримся подчеркивать заглавной буквой).
Рядом со Змеем в мифах существует и другой необычный персонаж - Дракон. Оба эти образа в древних сказаниях и легендах настолько тесно переплетены, что по сути речь идет об одном и том же персонаже. Еще Елена Блаватская отмечала в "Тайной доктрине", что за персонажами Змея и Дракона, фигурирующих под разнообразными именами в различных мифах, явно скрывается одна и та же сущность: "Начиная от Шеша, тысячеглавого Змия, на котором покоится Вишну, и до Пифона, оракула Дракона-Змия, все они указывают на тайный смысл мифа. В Индии мы находим этот факт упомянутым в самых ранних Пуранах. Дети Сураса суть мощные "Драконы". В том же произведении Блаватская отмечает, что в некоторых случаях Змей-Дракон символизирует те или иные элементы мироздания: "...говоря иносказательно, Астральный Свет, Млечный Путь, а также Путь Солнца к тропикам Рака и Козерога, так же, как и Циклы Сидерального или Тропического Года, всегда назывались "Змиями" в мистической и аллегорической терминологии Адептов". Почитателями Змея, или наазениянами, были и христианские гностики. У них Змей был Вторым Лицом Троицы, Сыном. Его символом было созвездие Дракона.
Однако чаще всего Змей-Дракон выступает в мифах как живое существо. Об этом тоже упоминает Блаватская в "Книге Дзиан": "Животные с костями, драконы глубин и летающие Сарпа добавлены были к пресмыкающимся. Те, которые пресмыкались на земле, получили крылья. Те, о длинной шее, обитавшие в водах, стали прародителями птиц поднебесных". Блаватская же описывает и многочисленные, большие по протяженности катакомбы в Египте и Халдее: "...начинались на западной стороне Нила и простирались по направлению к Ливанской пустыне и были известны как катакомбы или проходы Змиев". Подземные катакомбы, посвященные Змею-Дракону или связанные с ним, существовали и в Мексике, и в Китае. "Китайцы, одна из наиболее древних народностей... сделали из змия эмблему своих Императоров, которые являются, таким образом, выродившимися преемниками "Змиев". <...> Трон Императора называется "Местопребыванием Дракона", и его одежды вышиты изображениями драконов. Афоризмы в древнейших книгах Китая, кроме того, ясно говорят, что Дракон есть человеческое, хотя и божественное Существо" (Е.Блаватская, "Тайная доктрина").
Любопытно, что Змей-Дракон в древних сказаниях характеризуется весьма активной и разнообразной деятельностью. Он передает астрономическое знание древнейшему астроному Индии Гарге, его укусы превратили прекрасную вечную весну Айрьяна Ваэджо в зиму, порождающую болезни и смерть. Финская эпическая поэма "Калевала" проливает свет даже на происхождение Змея Зла. Согласно "Калевале", он родился из слюны Сюойятер, а Принцип Зла, Хизи, одарил его душой. В поэме описывается борьба между этими двумя - "тварью Зла", Змием, или Колдуном, и Ахти-Драконом, или белым магом Лемминкейнен. Даже у древних славян все божества участвуют в борьбе главного бога Перуна со Змеем или со Змеиным царем.
Г.Хэнкок в книге "Следы богов" подчеркивает связь Змея-Дракона с наиболее древними человекоподобными богами: "Согласно же египетской "Книге мертвых", жилище бога Осириса "покоилось на воде", а его стены были сделаны из "живых змей". Особый интерес представляла собой корона Атефа (египетского бога. - О.Б.). В ее состав входил уриус, царский символ в виде змеи; в Мексике эту роль играло изображение гремучей змеи, в Египте - кобра, готовая к нападению. В некоторых мифах, которые приводятся в сборнике древних религиозных текстов майя "Книги Чилам-Балама", сообщается, что первыми жителями Юкатана были "Люди Змеи". Они приплыли на лодках с востока во главе со своим вождем Ицаманой, "Змеей Востока" - великим лекарем, который мог лечить наложением рук и оживлял мертвых". Самое любопытное, что упомянутые человекоподобные боги характеризуются тем, что они весьма старательно заботились о человечестве на ранней стадии его развития. По мифам и легендам они дали людям практически все знания и навыки, которые мы теперь относим к характерным признакам цивилизации как таковой. Сами же они, судя по дошедшим до нас сказаниям, получали эти знания в том числе и от Змеев-Драконов. Нельзя не отметить и тот факт, что в этих мифах общая характеристика Змея-Дракона несет заметно положительный оттенок - с точки зрения его отношения к людям. Недаром Змей-Дракон символизирует мудрость у множества совершенно разных народов. "Не раз Змий и Дракон были наименованиями, даваемые Мудрецам, Посвященным Адептам древних времен. <...> Примитивный Змий символизировал Божественную Мудрость и Совершенство и всегда означал психическое Возрождение и Бессмертие". (Е.Блаватская, "Тайная доктрина"). "Змий соединялся с богом мудрости с самых ранних времен, о которых мы только имеем исторические данные" (С. Станилэнд Уэк).
Эта связь Змея-Дракона с мудростью характерна для многих очень древних мифов. При этом не надо забывать, что для наших предков понятие обладания знаниями и мудростью включало в себя, в том числе, и знание магии и обладание божественными силами. Е.Блаватская пишет: "В Упанишадах есть трактат о Науке Змий - другими словами, об Оккультной Науке. И Наги экзотерического буддизма не являются, как полагает это Шлагинтвейт, "баснословными тварями из природы змий... превосходящими человека и потому считаются покровителями закона Будды", но они настоящие живые люди, причем некоторые из них именно превосходят людей благодаря своему Оккультному Знанию".
Что касается магии, то в древности она считалась одним из самых главных способов врачевания, и в символах которой мы опять обнаруживаем Змея-Дракона, дошедшего до нас в своем "примитивном" виде на главной эмблеме всех медиков мира - чаше с обвивающей ее змеей. Вот что на эту тему пишет А.Элфорд: "Древние статуи часто изображают бога Эскулапа держащим чашу, вокруг которой обвивается священная змея. Но ассоциирование змеи с врачеванием - очень древняя традиция; и стоит отметить, что и по сей день символом профессии врача является змея, обвившаяся вокруг чаши, хотя это и связано скорее с лечением магией, а не с научными средствами медицины". (Тут мне могут возразить, что змея является символом врачевания потому, что из ее яда можно приготовить лекарство. Но ведь лекарство можно приготовить много из чего, змеиный яд - не самая распространенная и не самая простая штука для добычи. Если исходить из логики пользы какого-то животного для медицины, то пчела была бы гораздо более логичным кандидатом для символа).
Если же углубиться в еще более древние мифы, то становится видно, что божественная сила Змея-Дракона настолько велика, что он участвует в процессе творения мира, т.е. выполняет ту роль, которую в более поздней мифологии стали исполнять человекоподобные боги, а в священных книгах типа Ветхого Завета выполнял сам Создатель. "Мировой Змей Шеша, представления о котором уходят в доиндоевропейскую древность, объемлет собою весь мир. Он бесконечен и потому имеет эпитет Ананта (Бесконечный)... Космос под воздействием Мирового Змея периодически умирает для того, чтобы тотчас же народиться в расцвесть вновь" (В.Демин, "Тайны Вселенной"). Об этом же говорят и древние мифы аборигенов с острова Гаити, Австралии, индейцев- ирокезов и многих других народов.
А в некоторых случаях Змей-Дракон участвует не только в сотворении мира, но и непосредственно в создании самого человека. "В мифах ацтеков в Центральной Америке описываются сцены сотворения человека богом в виде пернатого змея Кецалькоатля, а помогает ему Женщина-змей Чихуакоатль" (А.Элфорд, "Боги нового тысячелетия").
Из всего вышеупомянутого можно сделать вывод, что Змей-Дракон был существом, которое эволюционно предшествовало не только людям, но и человекоподобным богам. На это же указывает и определенная последовательность в процессе сотворения мира, которая прослеживается в древних космогониях: демоны - боги - люди. Такой "эволюционный порядок" сохраняется и тогда, когда главная роль в сотворении мира переходит к человекоподобным богам: Змей-Дракон стал ассоциироваться с миром мертвых, духовным возрождением и физическим воскресением, что наиболее рельефно прослеживается на примере египетской мифологии. Так, например, в одном древнеегипетском тексте мы встречаем такую фразу: "Я змея Сата, я умираю и рождаюсь вновь". Египетский же Шаи - первоначальное божество доброй судьбы, удачи и богатства, покровитель и хранитель человека - изображался в виде змеи и человека. Позже его стали связывать с загробным миром.
Но в более поздних мифах образ Змея-Дракона несет уже явно негативную окраску, а человекоподобные боги начинают сражаться со Змеями-Драконами, олицетворяющими зло. Можно сделать вывод, что чем "моложе" миф, тем более "нехорошими" становятся Змеи-Драконы и тем хуже становятся их отношения как с людьми, так и с человекоподобными богами. Параллельно можно сделать еще один вывод: в наиболее ранних мифах нет различия между добром и злом в привычном для нас понимании. Боги в этих мифах обладают одновременно всеми качествами: могут быть как добрыми, так и злыми, менять настроение, свое отношение к людям и т.п. В современных мировых религиях отличие зла от добра достигает своего апогея, и само олицетворение зла - Дьявол - зачастую наделяется многими внешними признаками Змея-Дракона, которого необходимо победить. (Кстати, очень любопытны методы, каким предлагается победить Змея-Дракона в различных мифах - от мифов древних хеттов до японских мифов. Дракона предлагается хорошенько... напоить вином, и уже доведенного до беспомощного состояния убить).
Теперь мы с вами отойдем от древних сказаний и обратимся к чистой науке. Что бросается в глаза в первую очередь, когда речь идет непосредственно о Драконах? Отсутствие прототипа этого персонажа среди реальных животных, однако очень сильное внешнее сходство с давно вымершими хищными динозаврами. Имеется сходство и по "эволюционным параметрам". Так, согласно древним космогониям, человекоподобные боги появились позже Змея-Дракона. Да и гуманоиды произошли на свет значительно позже динозавров. С точки зрения эволюции, динозавры следуют за земноводными и являются первыми в цепи животных сугубо сухопутными, окончательно оторвавшимися от водной среды. Упоминание об этом, только уже в отношении Змея-Дракона, можно найти и в мифологии: "...из первичного праокеана Нун выделился бог вечности Атум. Его изображали в облике крылатого змея" (Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун, "Тайны богов и религий").
Так может быть, Змеи-Драконы и динозавры - суть одно и то же? На первый взгляд - очень может быть. На второй внимательный анализ этой гипотезы выявляет целый ряд ее недостатков. Во-первых, мифы о Змее-Драконе распространены повсеместно, а "легкодоступные" останки динозавров находятся лишь в пустынных районах Центральной Азии (в других регионах ископаемые останки чаще всего обнаруживаются лишь под мощными слоями осадков). Во-вторых, при близком сходстве различных образов Змея-Дракона в разных мифах мы имеем чрезвычайное разнообразие ископаемых останков. При этом хищников в природе было намного меньше, чем травоядных (как, впрочем, и сейчас - с другими животными). Почему же в таком случае абсолютно ни в одном из мифов нам не встречается образ Змея-Дракона как мирного вегетарианца? В- третьих, реконструкция первоначального облика динозавров по ископаемым останкам является весьма сложным делом даже для современных палеонтологов. Как же тогда наши далекие предки смогли не только довольно близко воспроизвести в образе Змея-Дракона облик динозавра, но и уверенно классифицировать его как пресмыкающегося?
Так что трезво мыслящие ученые эту гипотезу отвергают. Одним из главных их аргументов считать древне мифы чистыми сказками является факт того, что в древних сказаниях Змей-Дракон мыслит и разговаривает как человек. Ведь очеловечивание животных, приписывание им качеств поведения людей является весьма характерной чертой сказок. Однако тут не все так просто. В сказках практически всех народов мира можно заметить определенную закономерность: человеческие черты, приписываемые тому или иному животному, очень четко соответствуют характерным чертам поведения этого животного в естественной природе: лиса хитрая, баран глупый, орел гордый, заяц трусливый, еж трудолюбивый, осел упрямый... Откуда же взялось устойчивое мнение, что Змей-Дракон - мудрый?
Для ответа на этот вопрос вернемся к динозаврам. Современная наука все меньше склонна считать их абсолютно примитивными пресмыкающимися. На основе находок палеонтологов за последние десятилетия все чаще звучит мысль, что некоторые из видов динозавров образовывали коллективные группы (семьи, стада, стаи), а это само по себе является мощным фактором развития сознания, поскольку требует развития средств коммуникации и обучения молодых особей коллективным формам поведения. Но коллективные способы существования являются лишь необходимым, но отнюдь не достаточным условием развития сознания до его высшей формы - самосознания, лежащего в основе таких понятий как "знание" и "мудрость". Так, по крайней мере, утверждают скептики. Но сторонники гипотезы, что динозавры и драконы - суть одно, предполагают, что для эволюции, в принципе, все равно: что пресмыкающиеся, что млекопитающие... Форма здесь не важна: в природе доминирует лишь общая тенденция развития живого в сторону усложнения сознания, а кто конкретно достигнет его вершины - с точки зрения эволюции значения не имеет. Тут у динозавров даже было определенное преимущество: срок их эволюции как минимум в несколько раз превосходит срок эволюции млекопитающих. Но достигли ли они разумности - неизвестно, считается, что динозавры вымерли 65 миллионов лет назад. Поэтому, утверждают скептики, даже самый древний человек никак не мог увидеть воочию живого представителя динозавров и, соответственно, сделать их прообразом дракона.
А вот отчего вымерли динозавры? Официальная наука однозначно на этот вопрос ответить пока не может. Нет, версий существует много. Например, самая логичная и общеупотребительная: динозавры вымерли из-за глобального изменения климата, от резкого похолодания, к которому, в свою очередь, привело падение на Землю громадного метеорита. В самом факте данной катастрофы ученые уже давно практически не сомневаются, поскольку имеется громадное количество геологических и археологических ее доказательств. Но есть одна маленькая неувязочка со сроком и масштабами вымирания динозавров: в результате резкого похолодания физиологические особенности пресмыкающихся действительно могли привести к их гибели, однако произойти это могло за гораздо более продолжительный период, чем тот, за который это в действительности произошло - согласно археологическим данным. И, кроме того, за этот более продолжительный период, по идее, гораздо большее количество видов динозавров должно было суметь приспособиться к изменившимся климатическим условиям, как это смогли в свое время осуществить современные представители пресмыкающихся, иной раз не менее древние - те же крокодилы и черепахи, например. Может быть, конечно, они все-таки на самом деле быстро вымерли - из-за того, что в результате резкого похолодания из яиц вылупились динозаврики одного пола, ведь известно, что на пол детенышей пресмыкающихся влияет не что иное, как температура: теплее - девочка, холоднее - мальчик. Похолодало, вот и народились почти одни мальчишки. А они яйца не очень умеют откладывать, вот и вымерли за одно-два поколения.
Так что можно предположить, что если бы динозаврам, склонным к развитию разума, не "повезло" так с метеоритом, может быть, мы сейчас ходили не на ногах, а на лапах, летали не на самолетах, а на собственных крыльях и планировали пол своего ребенка, положив яйцо в холодильник.
Но ведь не на каждую планету, заселенную динозаврами, падают метеориты! Поэтому смелые ученые выдвигают такую гипотезу: на некую планету с условиями, схожими с теми, что царили на Земле 100-200 миллионов лет назад, не падало никаких метеоритов, и там высших форм сознания достигли как раз динозавры. Более того, эти разумные ящеры вполне могли освоить полеты в космос и посетить нашу невезучую (с их, понятно, точки зрения) планету лишь несколько тысячелетий назад. Вот вам и вполне реальный прототип и источник образа Змея-Дракона в мифах человечества, которому повезло на заре своей цивилизации встретиться с этими инопланетными ящерами...
Да, версия фантастична. Но с точки зрения логики она непротиворечива и в этом своем качестве имеет одно важное для нас следствие: она позволяет низвести самый экзотический персонаж мифов до уровня обыденной реальности. И это дает возможность взглянуть на мифологию не только как на некие фантазии, но и как на вероятную летопись нашей древней истории. "Я сомневаюсь в обычном происхождении мифов от созерцания видимых процессов внешней Природы, - пишет Ч.Гульд в книге "Мифические Чудовища". - Мне кажется, что легче предположить, что время сгладило изложения этих часто повторяемых сказок до полной неузнаваемости их первоначальной формы, нежели допустить, что некультурные дикари могли обладать силой воображения и поэтическим вымыслом, далеко превосходящим те, которыми одарены наиболее просвещенные народы современности. Гораздо легче поверить, что эти чудесные рассказы о богах и полубогах, о великанах и карликах, о драконах и чудовищах всевозможных описаний, являются преображениями, нежели поверить, что они лишь вымыслы". Высказанная гипотеза отчасти подтверждается и самими мифами, в которых явно указывается на "небесное" (в нашем прочтении - инопланетное) происхождение Змеев-Драконов.
Но почему поначалу Змеи-Драконы были добрыми, а после стали нести в себе зло? Ответ очень прост. Поначалу они несли людям знания и мудрость, а когда человеки малость подросли и стали взрослыми (или стали считать себя таковыми), им не нужны стали учителя, несшие мудрость, и они начали с ними борьбу, ведь учителя "зажимали" их в правах, ограничивали их свободу. А это не могло понравиться. И началась борьба человечества со Змеями-Драконами. Отголоски этой борьбы даже имеют место на гербе Москвы: там Георгий-Победоносец убивает крылатого Змея.
Да, гипотеза, конечно, фантастическая. Но она, по крайней мере, объясняет, почему на камнях Ики, о которых мы недавно писали, соседствуют люди и динозавры, вымершие на Земле 65 миллионов лет назад. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что то тут, то там в описаниях пришельцев из иных миров проскальзывают те или иные черты динозавров: то кожа у них зеленая, то перепонки на пальцах, то глаза какие-то холодные, нечеловеческие - птичьи или крокодильи. А какие еще глаза могут быть у динозавров?http://ru.echo.az
Tags: легенды, мифы
Subscribe
promo vitkvv2017 february 29, 13:37 12
Buy for 10 tokens
wwportal.com ...Целый век с четвертью пресловутая тайна "Марии Целесты" будоражила умы и сердца миллионов, и даже миллиардов людей во всем мире. С тех пор, как специальная комиссия по расследованию загадочного дела об исчезновении всей команды этого парусника в 1872 году…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments