vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Содом и Гоморра

Содом и Гоморра
Библейскую историю о Содоме и Гоморре нетрудно принять за фантастику. Действительно, история о двух городах, уничтоженных "огнем и серой" за греховное поведение их обитателей, выглядит надуманной. Однако археологи подтверждают факт существования этих городов и их ужасной гибели.
Рассказ о Содоме и Гоморре переносит нас в ранний период иудейской истории. Предки иудеев вели полукочевой образ жизни. Их предводителем во времена Содома и Гоморры был патриарх Авраам, почитаемый как отец-основатель через своего сына Исаака всеми иудеями, а через другого сына Измаила - всеми арабами.
Авраам играет видную роль как в Ветхом Завете, так и в Коране, где история его жизни излагается, по сути дела, одинаково. Если буквально интерпретировать библейскую хронологию, описываемые события имели место около 2200 г. до н.э.
Авраам родился в Уре халдейском (шумерский Ур, ныне Ирак), потом жил в Харране. Именно тогда Бог открыл Аврааму его судьбу: он должен был переселиться в Ханаан (ныне Палестина).
По велению Бога Авраам, взяв свою жену и родственника Лота с семьей, направился в Ханаан. Там все дружно занялись скотоводством. Пастухи Авраама и Лота конфликтовали из-за пастбищ, и Авраам предложил разделиться: Лот с семьей откочевали дальше на восток (современный Иордан) к городу Содом.
В наше время этот район - бесплодная жаркая пустошь, но в те времена там находилось пять процветающих городов: Содом, Гоморра, Севоим, Адма и Сигор.
Если верить Книге Бытия, все это должно было измениться за один день. В Библии постоянно упоминается о "порочности" жителей городов, особенно Содома и Гоморры.
Природа этой порочности, которую обычно принимают за склонность к половым извращениям, остается не вполне ясной. Но среди грехов содомитов одно из первых мест занимала негостеприимность: они грубо обошлись с двумя ангелами, которых Лот пригласил в свой дом как почетных гостей.
Жители Содома потребовали, чтобы Лот вывел их на улицу, и стали ломать дверь, но были ослеплены ангелами, которые объявили Лоту, что Бог послал их покарать город; он же должен немедленно забрать свою семью и уходить в горы, ни в коем случае не оглядываясь.
Лот взял жену и дочерей и покинул город, который вскоре превратился в дымящиеся руины. Его жена, как известно, нарушила запрет, обернулась посмотреть и превратилась в соляной столп. Дочери Лота со своим отцом нашли убежище в горной пещере; они боялись, что остались единственными живыми людьми на свете.
Потом следует один из красочных, но не вполне пристойных пассажей, которые часто встречаются в текстах Ветхого Завета. Дочери Лота напоили его и поочередно с ним переспали; в результате обе зачали сыновей. Эти сыновья стали предками моавитян и аммонитян - иорданских племен, заклятых врагов израильтян.
После этого мы больше не слышим о Лоте. Что касается Авраама, то он наблюдал катастрофу с безопасного расстояния из Южной Палестины.
Как бы к этой истории ни относиться, она изобилует красочными подробностями. Эпизод о Лоте и его дочерях явно представляет собой древнееврейскую "нравоучительную историю", выдуманную с почти комичной целью: объяснить, какими "нечестивцами" в прямом и переносном смысле были враги израильтян.
Нетрудно угадать и происхождение идеи о превращении жены Лота в соляной столп. Побережье Мертвого моря усеяно колоннами кристаллической соли самой разнообразной формы.
Похожая на человека колонна могла породить библейскую историю. Эта местность также очень богата самородной серой, которую иногда находят в виде маленьких шариков. Это обстоятельство могло породить легенду о том, что Бог некогда обрушил на землю серный (огненный) дождь.
Аналогии с рассказом о Содоме и Гоморре можно найти в мифах других народов. Например, в греческом мифе Орфей спасет свою жену Эвридику из Аида лишь при условии, что она не будет оглядываться назад, когда покинет Нижний мир; она оглянулась, и Орфей навеки потерял ее.
История посещения двух ангелов очень похожа на другую историю из античных мифов в пересказе Овидия, где говорится о том, как боги Меркурий и Юпитер, принявшие образ смертных, пришли в город во Фригии и были неприятно удивлены недружелюбием местных.
В отместку за дурное обхождение они уничтожили целый город, пощадив лишь чету пожилых бедняков, которые приняли их в своем доме и накормили. Да и сюжет о городе, разрушенном до основания за грехи его обитателей, был очень популярен.
Сами исследователи Библии мало что могли сказать в пользу гипотезы о реальности Содома и Гоморры. Преподобный Т.К. Чейн, профессор востоковедения и интерпретации Священного Писания в Оксфордском университете, в статье, опубликованной в "Библейской энциклопедии" в 1903 г., истолковал историю Содома и Гоморры как вариант знакомого мифа о катастрофическом наводнении, где грехи людей наказываются Великим потопом.
В 1924 г. археологическая экспедиция У.Ф. Олбрайта в местечке Баб-эль-Дахра обнаружила остатки поселения бронзового века (примерно 3100-2300 гг. до н.э.). Но лишь в 70-е гг. археологи начали осознавать истинное значение открытия.
Еще до раскопок стало ясно, что город погубил огонь. Впоследствии он оставался заброшенным 2 тысячи лет.
Это не единственное палестинское поселение, которое постигла такая участь. В 1975 г. археологи Уолтер Рэст и Томас Шауб обнаружили Нумерию - другое поселение раннего бронзового века в 11 км к югу со следами масштабного пожара.
К 1980 г. они представили предварительные выводы: обнаруженные ими поселения были теми самыми пятью "городами на равнине" из Книге Бытия.
Что же было причиной разрушения пяти процветающих городов? Есть ли точки соприкосновения между археологией и религией?
В Библии сказано, что Бог обрушил на города дождь из огня и серы. Удары молний часто сопровождаются сернистым запахом, и некоторые античные авторы, включая Тацита, считали, что причиной гибели городов были именно молнии. Иосиф Флавий упоминает о "громовых стрелах", или просто о "молниях".
Как заметила геолог Дороти Виталиано, "маловероятно, что разряд молнии сам по себе мог вызвать пожар, в пламени которого погибли четыре города" (некоторые утверждали, что Сигор пережил катастрофу).
Но давайте учитывать еще один фактор. С древних времен известно, что район Мертвого моря богат нефтью. В Книге Бытия упоминается о "смоляных ямах" в долине Сиддима неподалеку от Содома, а во времена Иосифа Флавия Мертвое море вообще называли Асфальтовым озером из-за плававших в нем огромных кусков битума. Их количество резко увеличивалось после землетрясений.
Содом и Гоморра фактически сидели на пороховой бочке. Кроме этого, они были построены на крупном разломе земной коры, одной из основных зон сейсмической активности на планете. Землетрясение, разумеется, может привести к пожару.
Д.Виталиано соглашается с предположениями своих предшественников: "Мощное землетрясение произошло в долине Сиддима примерно за 2000 лет до н.э. Оно сопровождалось выбросами природных горючих газов и битума, загоравшихся от огня в домашних очагах.
Если некоторые породы с высоким содержанием битума использовались при строительстве внешних стен или зданий, они послужили дополнительным топливом для пожара".
Интересно заметить, что она написала это в 1973 г., до публикации об открытии Рэста и Шауба. А недавние исследования подтвердили, что землетрясения сыграли ключевую роль в уничтожении городов.
Два видных специалиста - Д.Негев из геологической службы Израиля и К.Эймери из океанографической лаборатории Вудсхолл (Массачусетс) посвятили Содому и Гоморре целую книгу.
По их словам, с геологической точки зрения вполне возможно, что в истории о погибших городах сохранились отголоски народной памяти о мощном сейсмическом катаклизме в конце раннего бронзового века.
Негев и Эймери полагают, что основным топливом для пожара были углеводороды, выливавшиеся из разломов в почве.
Следует обратить внимание на тот факт, что битум в этом районе очень богат серой. Потоки горячей соленой воды, разлившейся в результате землетрясения, могли привести к образованию смертоносной смеси горючих газов с большим содержанием серы и сульфида водорода.
Так что же, тайну Содома и Гоморры можно считать раскрытой? Но подождем отправлять тему в архив. Выяснилось, что одновременно с землетрясением в районе к юго-востоку от Мертвого моря произошли резкие климатические изменения.
Земли, которые некогда обильно увлажнялись и были плодородными, внезапно стали сухими и жаркими. Вот почему после гибели городов эти места так долго не заселялись. Жестокая засуха продолжалась около 300 лет, и за это время образовались бесплодные пустоши.
Теперь становится все более очевидным, что гибель Содома и Гоморры - это лишь один маленький фрагмент головоломки большого масштаба. Одновременно с резким ухудшением климата практически все великие городские центры Леванта были уничтожены, причем многие - в результате землетрясения.
Во всей Турции сгорели и оказались заброшенными не менее 300 городов; к их числу принадлежала и Троя. В то же время пришла в упадок греческая цивилизация раннего бронзового века.
В Египте подошла к концу эпоха Старого Царства и великих строителей пирамид. Уровень Нила резко упал, а на западе Сахара отвоевала обширные области, которые некогда были плодородными.
Сегодня многие факты указывают на то, что природная катастрофа на Ближнем Востоке в конце III тыс. до н.э. была частью глобального катаклизма. Некоторые ученые считают, что всему виной столкновение Земли с крупными метеоритами и фрагментами комет.
Это вызвало резкое усиление сейсмической активности и изменение климата из-за выброса огромного количества пыли в атмосферу. Более крупное небесное тело, упавшее в районе разлома земной коры, могло привести и к землетрясению, и к извержениям вулканов.
Это соображение возвращает нас к библейскому описанию событий. Какова была природа "небесного огня", который, согласно Книге Бытия, уничтожил Содом и Гоморру? "Молния" в хрониках Иосифа Флавия - это не обычная молния, как может показаться на первый взгляд.
Из двух греческих слов, которыми он описывает это событие (keraunos - "молния" и bolos - "снаряд"), ни одно не используется в контексте описания обычной грозы. В частности, слово keraunos использовалось для описания священного, наиболее смертоносного оружия бога Зевса, которым он пользовался только в особых случаях.
В эллинистическом мире Зевс как бог грома ассоциировался с рядом метеоритных культов, а "небесные камни" сохранялись и почитались в течение веков после их падения.
Может показаться большой натяжкой, что Содом и Гоморра, расположенные на линии разлома земной коры, да еще и над залежами горючих углеводородов, в придачу попали и под удар метеорита.
Но если катастрофа, по свидетельству современников, произошла во время обильного метеоритного дождя, причины и следствия вполне могли поменяться местами в умах людей. Метеорит или фрагмент кометы, упавший в другом месте, мог вызвать сейсмические толчки, в то время как обломки меньшего размера, сгоравшие в атмосфере, озаряли ночное небо...
Таким образом, многократно осмеянная история о Содоме и Гоморре, уничтоженных "небесным огнем", может быть любопытным образчиком человеческой реакции в одном маленьком уголке мира на катастрофу глобального масштаба.
По материалам Н.Непомнящего\http://ru.echo.az/
Tags: тайны
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo vitkvv2017 february 29, 13:37 12
Buy for 10 tokens
wwportal.com ...Целый век с четвертью пресловутая тайна "Марии Целесты" будоражила умы и сердца миллионов, и даже миллиардов людей во всем мире. С тех пор, как специальная комиссия по расследованию загадочного дела об исчезновении всей команды этого парусника в 1872 году…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments