vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Category:

Аттракцион для детей или рыцарский турнир?

Катая детей на привычной карусели, помните, что когда-то она была красочным соревнованием, на котором дворянство демонстрировало свою удаль


Слова с течением времени иной раз меняют свои значения, и иногда бывает так, что у слова, которое сейчас нам очень хорошо знакомо, раньше был совсем другой смысл. Например, слово "карусель". Если бы великой российской императрице Екатерине II сказали, что со временем изысканное развлечение высшего света - карусель - превратится в детский аттракцион, она бы несказанно удивилась. Для нее карусель с детства была вовсе не аттракционом, не простым детским развлечением, а особым видом конных состязаний, заменивших дворянам рыцарские турниры.Слова с течением времени иной раз меняют свои значения, и иногда бывает так, что у слова, которое сейчас нам очень хорошо знакомо, раньше был совсем другой смысл. Например, слово "карусель". Если бы великой российской императрице Екатерине II сказали, что со временем изысканное развлечение высшего света - карусель - превратится в детский аттракцион, она бы несказанно удивилась. Для нее карусель с детства была вовсе не аттракционом, не простым детским развлечением, а особым видом конных состязаний, заменивших дворянам рыцарские турниры.
Развлечение это пришло в Россию в XVIII веке из Франции и Германии, где оно зародилось двумя веками ранее. Особо пышные карусели проводились при дворе Людовика XIV, хотя модной забавой они оставались вплоть до XIX века. В Париже даже площадь перед Лувром получила название "Карусель", на ней часто устраивались подобные развлечения.
Карусель - своеобразная дань канувшему в Лету рыцарству, результат увлечения рыцарством в эпоху, когда было изобретено огнестрельное оружие, надобность в латах отпала и ушли в прошлое рыцарские турниры. Увлечение идеалами средневековья сказалось и на проведении светских ритуалов XVIII-XIX столетий, среди которых рыцарская карусель занимала особое место. В самом названии этого ритуала заключено его главное отличие от прочих светских празднеств - в них не могли принимать участие представители других классов общества. Рыцарская карусель - своеобразный символ дворянской культуры, одна из ярких страниц ее истории.


Рыцарская карусель времен Людовика XIV - одновременно и конное состязание с применением оружия по манекенам, и пышное празднество. В каруселях участвовал и сам король, поражая всех своим искусством и богатством наряда. Средневековый французский рыцарь был обязан обладать семью добродетелями: уметь слагать стихи возлюбленной даме, владеть копьем, фехтовать, охотиться, ездить верхом, плавать, играть в шахматы.
Для подготовки молодых дворян к состязаниям во второй половине XVIII столетия во Франции были изобретены механические карусели. Они представляли собой устройства с вращающимися вокруг вертикального столба деревянными лошадьми и колесницами. Сидевшие на лошадях старались во время вращения снимать копьями подвешенные кольца, поражать щиты и мячи. Отсюда и современная карусель. И отсюда же и лошадки на детской карусели. Поначалу, кстати, на этом детском аттракционе были только они. Это уже позже прибавились другие животные, машинки, паровозики и космические ракеты.
Но вернемся в прошлое. Именно эту европейскую забаву и взяла за основу Екатерина II, пожелавшая устроить своим придворным увлекательное и полезное развлечение. Однако стоит отметить, что своеобразные карусели начали проводиться еще при императрице Елизавете Петровне, но по размаху и красочности они ни в какое сравнение не идут с екатерининскими, поэтому и не вошли в историю. А механическая карусель-аттракцион появилась в России еще при Петре I, опередив конную рыцарскую.
Карусель - это галантное развлечение, связано с постановкой "танцев на лошадях". Оно требовало тщательной подготовки и высокой квалификации участников. От всадников требовались безупречная техника выездки и умение естественно чувствовать себя в средневековых костюмах. Упражнения на ловкость, смелость, скорость движения, точность стрельбы или метания копья проводились обычно при движении по кругу.
Об одной из "славнейших каруселей", устроенной перед Зимним дворцом в Санкт- Петербурге в 1766 году, писали в Европе и долго вспоминали в России. Ее, например, описал в своей книге дядя А.С. Пушкина, тоже поэт - Василий Львович.
Карусель должна была проводиться в специально устроенном на площади импровизированном театре под открытым небом, где располагались места для зрителей, а также ложи для императрицы и наследника престола, великого князя Павла Петровича, которому тогда еще не было и десяти лет.


Состояла карусель из четырех кадрилей (команд): славянской, римской, индийской и турецкой. Каждая группа должна была быть одета в красочные старинные костюмы, иметь оружие, конскую сбрую и экипажи, стилизованные под те, которые используются соответствующими национальностями.
В каждую из четырех групп входили всадники, которым предстояло продемонстрировать свое умение и ловкость в вольтижировке, стрельбе и метании копий, их оруженосцы, дамы, возничие и музыканты, которым предстояло исполнять национальные мелодии. Даже тренировки участников будущей карусели представляли захватывающее зрелище. Одну из подобных репетиций посетила императрица с наследником престола Павлом, о чем осталась запись в камер-фурьерском журнале: "Там ездили дамы, а затем мужчины. Только платья ни у кого еще не было, потому что это только пробы".
Судьями и распорядителями были назначены представители знатных дворянских родов. Командовать славянской кадрилью планировала сама Екатерина, недавно вступившая на престол. Она увлекалась верховой ездой, была прекрасной наездницей и решила взять на себя руководство славянской кадрили затем, дабы подчеркнуть тем самым любовь ко всему русскому. Римской кадрилью должен было командовать Григорий Орлов, турецкой - его младший брат Алексей Орлов, индийской - князь Петр Репнин. Главным судьей был назначен генерал-фельдмаршал Б.К. Миних.
Распорядителем карусели императрица назначила князя Репнина, который неоднократно наблюдал эти красочные действия за границей. Князь разработал и представил Екатерине II подробный план, названный "Описание каруселя". План был утвержден императрицей 25 мая 1765 года, и началась подготовка. Все расходы, а они предполагались немалые, взяло на себя придворное ведомство.


Подготовка не ограничивалась тренировками и изготовлением соответствующих костюмов. Лучшие архитекторы составляли проект, в том числе Валлен-Деламот и А. Ринальди. Наиболее понравился государыне проект Ринальдию. "Пятью уступами возвышались места для зрителей. Поверху шла балюстрада, украшенная вазами, а барьер, обрамлявший арену, был расписан гирляндами, воинскими доспехами, львиными головами. Над живописным обрамлением работали художники Гавриил Козлов и Пьетро Градицци", - так писал Н.И. Глинка в своем произведении "Строгий, стройный вид" о грандиозном деревянном амфитеатре, который соорудили на Дворцовой площади под руководством Ринальди. Постройка окружала арену для карусельного ристалища.
На монетном дворе отчеканили специальные золотые медали для награждения победителей. Любопытно, что, как и на современных соревнованиях, медали предполагалось вручать за первое, второе и третье места, только различались они не металлом, а размером. На одной стороне медали был изображен карусельный амфитеатр у берега Невы с парящим над ним орлом и надпись: "С Алфеевых на Невские брега". На другой стороне медали по традиции изобразили профиль императрицы.
К сожалению, лето 1765 года выдалось ненастным, и проведение карусели пришлось перенести на следующий год. Итальянец Казанова, побывавший в то лето в России, но не дождавшийся проведения карусели, писал впоследствии: "Четыре кадрили, по сотне всадников в каждой, должны были преломлять копья за награды великой ценности. Всю империю оповестили о великолепном празднестве. Князи, графы, бароны начали уже съезжаться из самых дальних городов, взяв лучших коней. Погожий день без дождя, ветра или нависших туч - редкое для Петербурга явление. В Италии мы ждем всегда хорошей погоды, в России - дурной. За весь 1765 год в России не выдалось ни одного погожего дня. Подмостки укрыли, и праздник состоялся на следующий год. Витязи провели зиму в Петербурге, а у кого на то денег недостало, воротился домой".


Лето 1766 года порадовало жителей столицы хорошей погодой, и 16 июня петербуржцы стали стекаться на Дворцовую площадь. Для зрителей были подготовлены специальные билеты, но они раздавались бесплатно вне зависимости от сословной принадлежности, лишь бы человек был прилично одет.
По сторонам от императорской ложи расположились ложи для "болельщиков" кадрилей, оформленные в соответствующих национальных стилях. Состав участников практически не изменился, только императрица уступила руководство своей кадрилью графу И.П. Салтыкову. В турнире участвовали и неизвестные кавалеры, но доказавшие свое дворянское происхождение обер-шталмейстеру, который, в свою очередь, ручался честью сохранить тайну рыцаря. Если кавалер не желал открыться и обер-шталмейстеру, он мог заручиться поддержкой присутствовавшей на карусели знатной особы, которая подтверждала его дворянство.
Для участников кадрилей недалеко от Дворцовой площади были развернуты "палаточные городки" - лагеря, состоящие из расписных шатров, где можно было переодеться и подготовиться к состязанию. Лагеря располагались у Летнего дворца и на месте теперешней Малой Морской улицы.
Сигналом к началу состязаний стал выстрел трех адмиралтейских пушек.
Роскошь экзотических костюмов, нарядная сбруя лошадей, необычная форма и украшения колесниц, исполнение музыки на старинных инструментах, вышеупомянутые выстрелы превратили рыцарскую карусель в праздничный карнавал и великолепное красочное зрелище. В амфитеатре кадрили разместились перед ложами своих "болельщиков". Собственно, уже само движение кадрилей к Дворцовой площади превратилось в зрелище, собравшее вдоль улиц большую толпу жителей Санкт-Петербурга, которые не смогли попасть на трибуны. "Сколько великое стечение народа по улицам в то время было, того описать невозможно, ибо как в амфитеатре и по сторонам и на кровлях безчисленное множество..." - писал в 1766 году "Церемониальный камер-фурьерский журнал".


Соревнования начали дамы, которые с колесниц стреляли в цель из луков и метали дротики. В те времена даже в высшем свете дамы прекрасно умели владеть оружием, что и продемонстрировали. Самой меткой оказалась дочь графа П.Г. Чернышева - Наталья. Эту даму знают практически все, так как это именно она явилась впоследствии прототипом пушкинской Пиковой дамы, когда вышла замуж за князя Голицына. За первое место ей было вручена бриллиантовая брошь. Второе место заняла графиня А.В. Панина, получившая из рук императрицы табакерку с бриллиантами. За третье место графине Е.А. Бутурлиной достался бриллиантовый перстень. Менее ценными призами были отмечены возницы победительниц: барон И.Е. Ферзен, А.Н. Щепотьев и граф Д.М. Матюшкин.
Самым захватывающим стало выступление мужчин, которые на скаку стреляли в цель, рубили головы куклам, изображавшим мавров, пронзали копьями картонных негров и кабанов, демонстрировали искусство наездников и пытались перещеголять друг друга в роскоши туалетов. Как утверждал обозреватель "Санкт-Петербургских ведомостей", "зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных каменьях и всякого рода кавалерских и конных золотых и серебряных уборах. Одеяние кавалеров богато блистало драгоценными каменьями, но на дамских уборах сокровища явились неисчетные, словом, публика увидела бриллиантов и других родов каменьев на цену многих миллионов".
Первое место судьи отдали И.А. Шаховскому, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу. Вторым стал В.М. Ребиндер, получивший трость с бриллиантовым набалдашником. За третье место граф Штейнбек получил бриллиантовый перстень. За прекрасную подготовку и проведение карусели богатые подарки получили все ее организаторы. В конце сказал речь "старейший солдат Европы" граф Миних. Там в конце были такие слова: "...в старости и седине моей, чрез шестьдесят и пять лет, под бременем службы, без сомнения нахожу себя древним солдатом и старшим в Европе Фельдмаршалом, после того как я имел честь не единожды приводить Российскую армию к победам, за особливое почитаю себе воздаяние и тем славлюсь, знаменитые дамы и кавалеры, что в сей день не только я свидетель, но еще и главный судья ваших благородных доспехов".
Карусель произвела громадное впечатление и на зрителей, и на императрицу. В июле провели второй этап соревнований, содержание которых практически не изменилось. Среди дам первой снова стала Чернышева. А среди мужчин пришлось проводить дополнительные соревнования, так как претенденты на первое место братья Григорий и Алексей Орловы набрали, по мнению судей, равное число баллов. На повторном соревновании Григорий смог опередить брата, правда, с незначительным преимуществом, и ему вручили золотой лавровый венок. Поклонницы Алексея Орлова также не оставили без внимания своего любимца, "дамы, имевшие на уборах своих букеты из натуральных цветов, каждая по несколько цветков его сиятельству от себя с поспешностию подали". (Н.И. Глинка.)


Будучи отличным наездником, граф Алексей Орлов обладал к тому же недюжинной силой. Он мог удержать "шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватя оную за колесо". Однажды Алексей спас Екатерину от неизбежной смерти, когда на устроенных в Царском Селе деревянных горках "она катилась в колеснице, и медное колесо выскочило из колеи". "Граф Орлов, стоя на запятках, спустил ногу в ту сторону, где была опасность, а рукой схватился за перила и таким образом удержал колесницу" (Цитаты из сочинений Державина).
Алексей Орлов впоследствии и сам устраивал карусели в своем имении Нескучное в специальном манеже. На них его дочь Анна поражала зрителей тем, что на всем скаку выдергивала копьями ввернутые в стены манежа кольца и срубала картонные головы манекенов в чалмах и рыцарских шлемах.
Строились манежи для каруселей и в Москве. Одним из лучших считался Колымажный манеж. В определенные часы там собирались известные любители верховой езды, среди которых были княгиня Урусова, княжны Гагарины, Щербатовы, Е.А. Карамзина, муж которой известный историк Н.М. Карамзин ездил там ежедневно по утрам для моциона.
Но это мы забежали вперед, поэтому вернемся к наградам той, первой екатерининской карусели. Одной из наград императрицы братьям стал заказ известному датскому художнику В. Эриксену на выполнение так называемых "карусельных портретов". Эти огромные парные портреты Орловых принадлежали Гатчинскому дворцу и до Великой Отечественной войны украшали Министерскую лестницу Арсенального каре. Глядя на великолепный портрет Григория Орлова, можно было понять, почему императрица так страстно и нежно любила фаворита. Статный красавец в римских доспехах, сверкающих золотом на солнце, в шлеме с яркими перьями, с копьем в руке скачет на горячем скакуне...
В 1941 году портреты вместе с другими экспонатами музея были эвакуированы, после войны находились в Центральном хранилище, но в 1963 году были переданы в Государственный Эрмитаж.
В дальнейшем подобные карусели устраивались неоднократно, причем не только в Петербурге, но и в Москве. При Павле I карусели проходили в Гатчине, где был построен стационарный амфитеатр с дерновыми скамьями. К сожалению, полностью амфитеатр достроить не успели. В связи с вступлением Павла I на престол, строительством главной резиденции Михайловского замка, а вскоре - убийством императора, многие работы в Гатчине были свернуты. А жаль. О масштабности сооружения свидетельствуют остатки земляного вала (около 3 м), окружающего круглую арену диаметром более 60 м в Гатчинском парке. На арену ведут четыре прохода с каменными лестницами, по которым можно подняться на гребень вала.


Автором этого уникального паркового сооружения был талантливый архитектор, а также музыкант, поэт Н.А. Львов, построивший в Гатчине еще одно землебитное здание - Приоратский дворец. В Кушелевских альбомах с планами и проектами по Гатчине 1798 года, которые хранятся во дворце-музее, есть проект этого Амфитеатра. На проекте, выполненном в цвете акварельными красками, можно увидеть Амфитеатр таким, каким он должен был быть: с зелеными дерновыми скамьями по валу, статуями, вазами, светильниками, с коваными воротами и вензелем Павла I, с зелеными шпалерами из стриженного кустарника по верху вала.
Историки отмечают рыцарский характер Павла I, его пылкую романтическую натуру. Рыцарская доблесть, рыцарская честь, поклонение даме сердца для него не были просто красивыми символами. Не случайно дворцы Павла напоминают рыцарские замки. А в 1798 году Павла I выбрали магистром одного из знатнейших рыцарских орденов - Ордена госпитальеров Святого Иоанна, основанного еще во времена крестовых походов. Павел Петрович, который тоже был умелым наездником, не раз участвовал в каруселях. И, конечно, он хотел, чтобы его любимая Гатчина стала местом их проведения.
При сыне Павла I императоре Николае I карусели стали проводиться особенно часто. Николай I, помешанный на всем военном, считал их отличной тренировкой для гвардейцев. Он, достойный сын своего отца, тоже отличался любовью к рыцарству, его по праву называли "последнем рыцарем на престоле". Правда, впервые "рыцарем" его нарекла бабушка Екатерина II, увидев "большущего Николая", который на третий день от рождения уже ел кашу, кричал басом и "смотрел во все глаза".
Николай I тоже любил Гатчину, подолгу жил во дворце и значительно его перестроил. Рыцарь Николай рос, "любил носить ружье, взмахивать шпагою, бить в барабан и слушать рассказы о войне и сражениях". Как положено настоящему рыцарю, он встретил свою даму сердца - немецкую принцессу Фридерику-Луизу-Шарлотту-Вильгельмину, "перл прусской короны". Красивый, "большой и прямой, как дубок", Николай Павлович влюбился в "Белую розу", как называли Шарлотту в семейном кругу за красоту, утонченность и любовь к царице цветов. Можно было бы рассказать много романтических историй в духе рыцарских романов о любви этой прекрасной пары, об их жизни в Аничковом дворце - "аничковом рае", как говорил Николай...
Александра Федоровна (такое имя получила прусская принцесса в православии) родила семерых детей, стала прекрасной женой и матерью. И хотя, как известно, Николай I "имел любовные связи на стороне (какой мужчина их не имеет?!)", как выразилась одна светская дама, его дамой сердца по-прежнему оставалась Белая роза. Он осыпал ее драгоценностями, дорогими подарками. Рыцарским подарком супруге стал построенный в Петергофе дворец Коттедж в парке "Александрия", названный ее именем. Герб Коттеджа - клинок в венке белых роз - сочинил для Александры Федоровны поэт В. Жуковский, учитель русского языка императрицы. Дворец построен в готическом стиле, ставшем вновь модным в николаевское время. Среди богатого убранства дворца сегодня можно увидеть один из серебряных кубков, которые были вручены победителям рыцарской карусели, устроенной в 1830 году в потсдамском парке Сан-Суси в честь русской императрицы. Во время "праздника Белой розы" Александра Федоровна находилась в ложе на трибуне в средневековом платье с венком белых роз на голове, и герольд "испрашивал у нее разрешения рыцарям являться на арену".
Помимо других почетных обязанностей Николай I назначил любимую супругу шефом Кавалергардского полка. "Душу - Богу, жизнь - царю, сердце - Ей, а честь - себе", - так звучал девиз кавалергардов, а клинок они поэтично называли "белой дамой". На Мраморной лестнице в Парадном вестибюле Арсенального каре Гатчинского дворца до войны находилась еще одна картина с изображением рыцарской карусели. Карусель происходила в Царском Селе в 1842 году. Непосредственным поводом для организации этой ставшей впоследствии одной из самых известных рыцарской карусели стало приближающееся двадцатипятилетие обручения императора Николая I и императрицы Александры Федоровны.


Фактически картина является царским семейным портретом, выполненным известным французским художником О. Верне. Николай I и его семья изображены участниками царскосельской карусели. В центре картины в образе Прекрасной дамы - Александра Федоровна, одетая в средневековое платье из золотой парчи и синего бархата, на белоснежном коне, рядом - ее верный рыцарь Николай, в свите - дочери в средневековых платьях, а младшие сыновья - в костюмах пажей. На Николае I, наследнике Александре Николаевиче и муже старшей дочери Максимилиане Лейхтенбергском - исторические доспехи XVI века из коллекции самого императора. Николай I был страстным коллекционером оружия, благодаря ему в Гатчинском дворце сформировалось столь обширное собрание.
Это замечательное произведение живописи - иллюстрация рыцарских каруселей - сегодня экспонируется в Екатерининском дворце города Пушкина, хотя в Гатчинский дворец "Царскосельская карусель" поступила в 1855 году.
Техническая подготовка к рыцарской карусели 1842 года началась за два месяца до ее проведения. Был определен круг участников. Конечно, главными действующими лицами стали юбиляры - Николай Павлович и Александра Федоровна. Во время поста провели репетиции в Михайловском манеже Петербурга, сшили платья и подогнали доспехи.
Михайловский манеж к этому времени был привычным местом для проведения каруселей. Так, Жуковский в одном из писем упоминает о карусели, состоявшейся в Михайловском манеже 2 апреля 1828 г.: "Была два раза карусель, то есть шестнадцать пар дам и мужчин верхами в Михайловском манеже. Видеть это было очень приятно. Дамы были одеты в обыкновенное суконное верховое платье; все почти в черном, с белыми кавалергардскими фуражками на головах. Царица была лучше всех, она удивительно ловка верхом".


Рыцарская карусель 1842 года прошла в два этапа. В конце апреля в Михайловском манеже "для своих" под контролем Николая I прошла генеральная репетиция карусели, хотя без исторических костюмов и в отсутствие главного действующего лица - императрицы Александры Федоровны.
Главное представление рыцарской карусели состоялось 23 мая в Царском Селе, на площадке перед Александровским дворцом. Здесь все действо строилось вокруг императрицы, восседавшей в седле в костюме средневековой дамы. Кавалеры, окружавшие императрицу, блистали подлинными бесценными доспехами средневековых рыцарей, взятых "напрокат" из Императорского арсенала.
Всего в карусели, как уже стало понятно из письма Жуковского, участвовало шестнадцать пар. Они сначала проехали торжественным маршем, а затем составили "кадрили", "шены" и прочие танцевальные фигуры. Все мероприятие продолжалось полтора часа: с семи часов до половины девятого вечера.
В отличие от екатерининской карусели, в этот раз зрителей присутствовало очень мало, только родственники участвующих в карусели лиц.
В последующие годы рыцарские карусели также проводились, но уже гораздо с меньшим размахом. Так, подшефные "синие" кирасиры императрицы Марии Федоровны по случаю полковых праздников периодически устраивали для нее рыцарские карусели в 1880-1890 годах. Последняя карусель, устроенная для императрицы Марии Федоровны подшефными кавалергардами, состоялась 20 марта 1914 года. Мария Федоровна в этот день записала в дневнике: "В 9 часов вечера я и Мари отправились на caroussel, устроенную кавалергардами. Все также прошло прекрасно и невероятно весело".
Красочные рыцарские карусели давно ушли в прошлое. Но, катая детей на Приморском бульваре на привычной карусели, помните, что когда-то она была не аттракционом, а красочным соревнованием, на котором дворянство демонстрировало свою удаль.
http://ru.echo.az/
Tags: познавательное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Размещение рекламы Consuetudo est altera natura Нет ничего сильнее, чем привычка, и ничто так не хочется изменить, как привычки. Привычки сильнее нашей собственной природы. Привычка — это то, что мы можем делать не задумываясь, часто бессознательно. Привычки становятся нашим характером,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments