vitkvv2017 (vitkvv2017) wrote,
vitkvv2017
vitkvv2017

Categories:

Индия и змеи

Классик однажды сказал: "Изучая историю культуры государства, на самом деле изучаешь историю человеческого ума". И это на самом деле так. Очень часто история государства, равно как и история его культуры, связана с каким-либо животным. Можно даже обобщить и сделать вывод, что во многих странах есть определенное культовое животное, которое ассоциируется с этим государством. Там этому животному чаще всего поклоняются, воспринимая его священным.Змей почитали во многих странах. Прежде всего за мудрость. И так было, по сути, от начала времен. Современные ученые считают, что возраст человечества - около миллиона лет. Змеи по сравнению с человеком - коренные жители нашей планеты, они обживали Землю уже тогда, когда разум на ней только-только зарождался, и отлично приспособились к самым различным условиям существования. Их возраст - более двадцати миллионов лет.С древнейших времен люди знали не только о вреде, который змея может причинить своим ядом, но и о целебной силе этого яда. По сути, змеиный яд - одно из первых лекарств, которое узнало человечество. Недаром же медики избрали своей эмблемой змею, обвившуюся вокруг чаши.
Что касается опасности, которую змея представляет для человека, то степень этой опасности - вопрос спорный. Но, несмотря на это, большинство людей змей боятся и ненавидят, считая этих пресмыкающихся серьезными врагами. О коварстве, злобе и жестокости этих существ сложены сотни преданий, легенд и историй. Может быть, поэтому практически каждая встреча человека со змеей почти всегда оканчивается трагически. Только не для человека - для змеи. По принципу: лучше обезвредить опасное существо заранее - так, на всякий случай, упреждая ее нападение. Змея же при соблюдении осторожности со стороны человека ничуть не опаснее льва, тигра, крокодила или носорога... А вот у змеи врагов очень много, но самый страшный из них - человек. Может быть, потому, что человек и змея - существа совершенно разной физиологической структуры? Мы с ними настолько непохожи, что это вызывает отторжение на глубинном уровне.

Поэтому многие считают внешность змеи отвратительной.
Но достаточно просто внимательнее присмотреться к змеям, отстраненно и не предвзято, чтобы понять, сколько изящества и грации в их движениях. А расцветка? Палитра художника меркнет иной разрядом со змеями. А узоры? Не каждая вышивальщица такие придумает. Некоторых представительниц змеиного царства можно без преувеличения назвать красавицами. И вовсе они не холодные, это одно из расхожих заблуждений: змеи сухие и теплые. Змея прочно вошла в культуру человека. Древние греки часто изображали со змеей богиню Афину (Минерву), которая была ко всему прочему еще и богиней мудрости. Ацтекский бог Кецалкоатль превратился в змею, чтобы разорвать надвое хтоническое чудовище, плававшее в мировом океане и сотворить из его тела небо и землю. Скандинавский змей Йормунганд - "змей Мидгарда", то есть змей срединного мира, держит на себе землю. В Древнем Египте змея - символ Солнца и самого Озириса, а также символ небесной реки. Известно также изображение Изиды, где верхняя часть тела - человеческая, а нижняя - змеиная. Амон и Атон были богами-змеями.
Кроме того, змея - победительница врагов фараона, испепеляющая их своим огнем. Олицетворением этого является так называемый урей, или "диадема фараона" - защитная эмблема высшей власти, которой фараоны украшали свои короны и накладные символические бороды. В эзотерическом смысле урей символизирует посвящение и приобщение к сокровенной мудрости, что всегда связано с изображением змеи. Эзотерические таинства посвящения именовались "змиями" (что вызывает в памяти евангелическое выражение: "Будьте мудры, как змии"). На островах Самоа божество Савевзиумо символически представляется человеком, нижняя часть тела которого - змеиная: человеческая часть соответствует трансцендентному миру, а змеиная - эмпирическому. Народ набуас, который наряду с майя создал одну из древних цивилизаций в доколумбовой Америке, называл себя "людьми змеиной расы". Империя Ксибальба была известна под названием "Царства змей". В Мексике в торжествах, игравших роль христианских мистерий, эмблемой прародительницы людей являлась змея. У народов тропической Африки змеи воплощают идею бессмертия, поскольку при линьке меняют кожу, то есть оболочку физического существования.

Если обобщить, то культ змеи был широко развит практически везде. Но подробнее всего мы расскажем о культе змеи в Индии (или Бхарате - как говорят индийцы). В этой стране древней цивилизации змея объявлена священным животным. Поэтому, пожалуй, мало найдется в мире других таких мест, где эти гады ползучие чувствуют себя так же привольно, как в Индии. Их можно встретить не только в полумраке джунглей, у реки или искусственного водоема, но даже посреди автострады или в номере шикарного отеля. В Индии змеи окружены уважением и заботой. В их честь возведены храмы, высеченные из камня изображения рептилий часто встречаются у дорог, водоемов и деревень. И это при том, что ежегодно от укусов змей умирают до шестидесяти тысяч индийцев, что в тридцать раз превышает число жертв, погибших от нападения тигров, леопардов, пантер и других хищных животных, вместе взятых. Но змеям никто не мстит, люди считают - и зачастую справедливо - что сами виноваты. (Кстати, в Индии, где принято кремировать усопших, погибших от укуса змеи не сжигают. Их просто бросают в середине реки с грузом, привязанным к ногам.)

Откуда в Индии такое почитание змей? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо иметь в виду, что эта страна - величайшая сокровищница яркой, самобытной культуры. Сила традиций здесь сильнее, чем где-либо в мире. Именно традиция обеспечивает вечную связь времен и поколений. Культ змеи в этой стране, одной из самых заселенных стран в мире, насчитывает более пяти тысяч лет, а его корни уходят в еще более глубинные пласты доарийской культуры. О змеях в Индии сложены тысячи преданий и легенд. Например, многие сказания Кашмира повествуют о том, как рептилии властвовали над Кашмирской долиной уже в те времена, когда она еще представляла собой просто бескрайнее болото. С распространением в Индии буддизма легенды и мифы стали приписывать змее даже спасение самого Будды. Легенды говорят, что произошло это спасение на берегу реки Наиранджаны под старой смоковницей. Под этой смоковницей Будда собрался достичь просветления, и чтобы помешать Будде это сделать, демон Мара устроил страшную бурю. Но козни демона расстроила огромная кобра. Она семь раз обвила тело Будды и защитила его от дождя и ветра.
Согласно древним космогоническим представлениям индусов, в самой основе Вселенной находится змея: опорой Вселенной служат многочисленные головы тысячеглазого змея Шеши, лежащего на водах Мирового океана, а на ложе из его колец отдыхает хранитель жизни Вишну. В конце каждого космического дня, равного 2160 миллионам земных лет, огнедышащие пасти Шеши уничтожают миры, а творец Брахма затем отстраивает их заново. Шега также является символом вечности. Поэтому индусы часто изображают вечность в виде змеи, поедающей собственный хвост.
Есть и еще один, могущественный змей, семиголоввй Васуки. Его грозный разрушитель Шива постоянно носит на себе в качестве священного шнура. С помощью этого же Васуки другие боги добывали напиток бессмертия - амриту. Для этого они пахтали океан как хозяйка сметану, чтобы получить из нее масло, а змея эти небожители использовали как канат для вращения гигантской мутовки - горы Мандара.

Кроме образа Шивы с Васуки, известны и другие его образы - с несколькими кобрами, обвивающими его талию, руку или палец. Широко используемый в религиозно- культовой практике фаллический символ - лингам, который отождествляется с Шивой, имеет атрибут в виде кобры с раскрытым капюшоном. Кстати, во многих индийских храмах главное божество чинно восседает под зонтиком в виде капюшона кобры, как правило, с нечетным числом голов, чаще всего в количестве пяти штук. Зонт в знойной Индии - символ власти, а символизирующая его многоголовая кобра воспринимается как знак особого почета. Некоторые исследователи видят в капюшоне пятиголовой кобры символ руки, дающей благословение.
Что касается Шеша и Васуки, то они не просто змеи, они - признанные цари нагов. Нагами в индусских мифах называются полубожественные существа со змеиными туловищами и одной или несколькими человеческими головами. Обитают наги в подземном царстве - в Патале. Его столица - Бхогавати - обнесена высоченной стеной из драгоценных камней и пользуется славой самого богатого города в четырнадцати мирах, составляющих, по индуистским верованиям, основу мироздания.
О нагах повествуют многочисленные мифы. Согласно им, наги владеют тайнами магии и колдовства, способны оживлять мертвых и изменять свой облик, превращаясь в людей. Женщины нагов - нагини - отличаются особенной несравненной красотой и их очень охотно берут замуж земные правители и мудрецы. Предания говорят, что именно от нагов ведут начало многие династии махараджей. Среди них - цари Паллавы, правители Кашмира, Манипура и других княжеств. Воины, геройски павшие на полях сражений, оказываются также на попечении нагинь, этаких индийских Валькирий. Царица нагов Манаса, сестра Васуки, считается надежной защитницей от змеиных укусов. В ее честь в Бенгалии устраивают многолюдные празднества, в храмах, ей посвященных, ей преподносят щедрые дары.

И вместе с тем, как говорится в легенде, пятиголовый наг Калия однажды не на шутку прогневал богов: он отравил воду большого озера - настолько сильным оказался его яд. Даже птицы, пролетавшие над этим озером, и те падали замертво. Но на этом коварный змей не остановился - он похищал у местных пастухов коров и пожирал их. Люди начали роптать, и тогда им на помощь пришел знаменитый Кришна - восьмое земное воплощение верховного бога Вишну. Он взобрался на дерево кадамба, росшее на берегу отравленного озера, и спрыгнул оттуда в воду. Калия тотчас бросился на него и обвил своими могучими кольцами. Но Кришна, освободившись из объятий змея, превратился в великана и прогнал злого нага к океану. После такого "купания" воды озера перестали быть ядовитыми.
О змеях в Индии имеется не только бесчисленное количество легенд и сказаний, но и очень много самых неожиданных примет и обычаев. Так как считается, что змея олицетворяет вечное движение и выступает воплощением души предка и хранительницей дома, индусы поэтому наносят по обе стороны входной двери знак змеи. С той же охранительной целью крестьяне штата Керала, расположенного на юге Индии, содержат во дворах небольшие серпентарии, где живут священные кобры. Если семья переезжает на новое место, то непременно забирает с собой и всех змей. Довольно необычное "домашнее" животное, не правда ли? Причем никакого яда от этих кобр не собирают, просто содержат - и все, заботятся о них, кормят... Удивительно, что благодарные кобры каким-то чутьем отличают хозяев и никогда их не кусают.

При условии, что в Индии ежегодно гибнут от укусов змеи тысячи людей, убийство змеи - преднамеренное или же случайное - считается тягчайшим грехом. Это рудимент архаичного табу на убийство племенами своих тотемных животных, к коим нередко принадлежала и змея. Если же убийство все-таки произошло, то на юге страны над убитой змеей брахман произносит мантры (в индуизме мантрами называются молитвенные формулы и заклинания). Тело змеи накрывают шелковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья сандалового дерева и сжигают на погребальном костре.
Со змеей в Индии напрямую связывают возможность продолжить род человеческий. Например, бесплодие или неспособность женщины выносить ребенка объясняют обидой, которую она нанесла рептилии в этой или одной из предшествующих инкарнаций (рождений). Чтобы заслужить прощение змеи, тамильские женщины молятся ее каменному изображению. В конце XIX - начале ХХ века неподалеку от Ченнаи, в местечке Раджахманди, находился полуразрушенный термитник, где жила старая кобра. Иногда она выползала из своего логова погреться на солнышке и отведать принесенные ей дары от местных женщин - яйца, кусочки мяса и рисовые шарики. К этому логову кобры толпами приходили страждущие женщины и долгие часы терпеливо просиживали возле термитника в надежде лицезреть священное животное. Если им это удавалось, они возвращались домой счастливые, так как были уверены, что их мольба наконец услышана и боги даруют им ребенка. Любопытно, что вместе со взрослыми женщинами к заветному термитнику шли и совсем маленькие девочки, заблаговременно молившиеся о счастливом материнстве.

Из примет самой доброй считалась находка змеиного выползка - старой шкурки, сброшенной пресмыкающимся во время линьки. Тот, кому повезло стать обладателем заветной шкурки, должен был непременно положить ее кусочек в свой кошелек. Считалось, что обязательно принесет ему богатство. Эта примета родилась не на пустом месте: индусы издревле верили, что кобра хранит драгоценные камни в своем капюшоне.
В Индии до сих пор бытует поверье, будто змеи иногда влюбляются в красивых девушек и тайно вступают с ними в любовную связь. Но связь эта до добра не доводит, потому что после змей, добившись от девушки благосклонности, принимается ревностно следить за возлюбленной и преследовать ее везде: во время купания, приема пищи, пока она спит или занимается домашним хозяйством. В конце концов и девушка и змей начинают страдать, чахнуть и скоро оба умирают. Очень многие беспричинные, на первый взгляд, смерти молодых девушек до сих пор объясняют роковой любовью со змеем.
В одной из древних священных книг индуизма "Атхарваведа" змеи упоминаются среди животных, владеющих секретами лечебных трав. Считается, что змеям известно и то, как надо излечивать людей от собственных же укусов, но они тщательно оберегают эти секреты и кому попало их не открывают - лишь суровым аскетам.

На пятый день новой луны месяца шраван (июль-август) в Индии торжественно отмечают праздник змей - Наг-панчами. Этот день - выходной по всей Индии. Этот праздник отмечается в Индии и Непале ежегодно не менее трех тысяч лет подряд. Праздновать начинают с первыми лучами солнца. Над главным входом в дом индусы наклеивают изображения змей и совершают пуджу - основной обряд почитания богов в индуизме. Потом все жители города или селения стараются придти на центральную площадь. Когда собирается множество людей, начинают греметь барабаны, слышатся звуки труб, и шествие направляется к храму, где совершается всеобщее ритуальное омовение. Затем пойманных накануне змей выпускают на улицу и во дворы. Их приветствуют, осыпают лепестками цветов, щедро одаряют деньгами и благодарят за спасенный от грызунов урожай. В этот день люди молятся восьми главным нагам и угощают живых змей молоком, медом, топленым маслом, куркумой и поджаренным рисом. К их норам относят цветы жасмина, олеандра и красного лотоса. Отправлением всех обрядов руководят брахманы.
Как часто бывает, с этим праздником связана одна старинная легенда. В ней рассказывается о брахмане, который отправился утром в поле, игнорируя праздник Наг- панчами. Прокладывая плугом борозду в земле, брахман нечаянно раздавил детенышей кобры. Когда в логово вернулась змея-мать и обнаружила змеенышей мертвыми, она решила отомстить брахману. По следу крови змеенышей, тянувшемуся за плугом, она отыскала жилище обидчика. Хозяин и его семья безмятежно спали. Кобра убила всех, кто был в доме. Потом она каким-то образом узнала, что у брахмана есть еще одна дочь и она недавно вышла замуж в соседнюю деревню. Кобра поползла туда. Там она увидела, что молодая женщина выполнила все приготовления к празднику Наг-панчами и выставила для змей молоко, сладости и цветы. И тогда змея сменила гнев на милость. Почувствовав благоприятный момент, женщина стала умолять кобру воскресить отца и остальных родственников. Змея оказалась нагиней и выполнила просьбу благочестивой женщины.

Праздник Наг-панчами продолжается до глубокой ночи. В самый разгар его не только заклинатели, но и просто обычные граждане, которые посмелее, берут змей в руки и даже набрасывают их себе на шею. Как ни удивительно, но змеи в этот день почему-то не кусаются.
Со змеями до сих пор связаны удивительные истории, которые можно услышать или прочитать. Одна из таких не так давно произошла в деревне Иринчаям, которая находится недалеко от столицы южноиндийского штата Керала. Там живет женщина по имени Омана. Змеи кусали ее ровно двадцать раз - восемнадцать раз кобры и два раза гадюки. Впервые это случилось, когда Омане было четырнадцать лет и она купалась в реке. Практически каждый год змеи ее атаковали то в доме, то по дороге к рынку, то на фабрике по обработке орехов кешью, где она работает, и даже в деревенском храме. После двадцатого укуса женщине это просто надоело, и она обратилась к местному астрологу. Объяснение астролога было таким: женщина в одной из прежних жизней стала причиной гибели змеиного царя. Перед смертью "высокопоставленный" змей успел проклясть женщину. Он напророчил, что в следующей жизни бог смерти Яма приедет за женщиной на черном буйволе, когда двадцать одна змея отравит ее кровь своим ядом. С тех пор Омана и ее семья живут в постоянном страхе. Деревянные рамы на окнах дома плотно закрыты, внутри помещения круглые сутки горит лампа. Каждый вечер сыновья Оманы тщательно обследуют крышу дома, затыкают щели и раз в две недели вырубают кустарник вокруг двора. Женщина никуда не выходит. Как спастись от проклятия, астролог ей не сказал - видимо, и сам не знал.

Случай с Оманой привлек внимание научных кругов. Каких только объяснений не получил этот феномен! Это ведь на самом деле феномен: ни одного человека (если только он не работает со змеями) не кусали столько раз! Так, профессор медицины из Тируванантапурама К.Шрикумари, опираясь на труды Фрейда, пишет: "Юной девушкой родители выдали Оману замуж за мужчину, который был на двадцать пять лет старше ее. После смерти мужа нереализованные сексуальные чувства женщины стали привлекать внимание рептилий: змеи в представлении индийцев имеют отношение к сексуальной сфере, символизируют секс, а в космическом плане имеют отношение к порождающей энергии Кундалини. Вот Омана подсознательно и ищет встреч с ними". Как видим, мифология присутствует даже в объяснениях врача! (Хотя это, конечно, не объяснение. Потому что сами змеи вряд ли знают, что именно они символизируют. Да и вряд ли у Оманы в четырнадцать лет были нереализованные сексуальные желания.)
Случай с Оманой заставляет задуматься о другом: об увеличении количества змей. А это явление закономерное: бесконтрольная вырубка лесов и замена их рисовыми полями привели к массовому распространению грызунов, которые наводнили города и деревни. Вслед за крысами и мышами устремились змеи. В период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы, они находят убежище в жилищах людей. В это время года они становятся весьма агрессивными.

Однако жители и в этих случаях ведут себя очень мирно: обнаружив змею в собственном доме, благочестивый индус никогда не поднимет на нее палку, а постарается уговорить с миром покинуть жилище или обратится за помощью к бродячим заклинателям змей. Еще несколько лет назад их можно было встретить на каждой улице. В чалмах и с самодельными дудками, с большим резонатором из засушенной тыквы, они подолгу сидели над плетеными корзинами в ожидании туристов. В такт покачиванию музыкантов (змеи, как известно, звука не слышат, они реагируют на температуру, движение и вибрацию) змеи поднимали головы из корзин, грозно шипели и раскачивали капюшонами.
Ремесло заклинателя змей считается потомственным. Впрочем, индийцы не считают дрессировку змей профессией, для них это образ жизни. В деревне Саперагаон (она находится в десяти километрах от города Лакхнау, столицы штата Уттар Прадеш, и ее название переводится как "поселение заклинателей змей") около пятисот жителей. В переводе с хинди "Саперагаон" означает "Деревня заклинателей змей". Этим ремеслом здесь занимается едва ли не все взрослое мужское население. Змей в Саперагаоне можно встретить буквально на каждом шагу. Например, молодая хозяйка поливает полы из медного кувшина, а двухметровая кобра, свернувшись в кольцо, лежит у ее ног. В хижине пожилая женщина готовит ужин и с ворчанием вытряхивает из сари запутавшуюся гадюку. Детишки, укладываясь спать, берут с собой в кровать кобру, предпочитая живых змей плюшевым мишкам и американской красавице Барби. В каждом дворе есть собственный серпентарий. В нем содержатся четыре или пять змей разных видов. Самое удивительное, что жителей этой деревни змеи не кусают!


Но недавно у заклинателей змей начались трудности: вступил в силу новый Закон о защите дикой природы. Согласно ему теперь запрещается содержать змей в неволе "с целью получения прибыли". И заклинатели змей вынуждены искать другую работу. Многие из них теперь работают на фирмах, занимающихся отловом змей в населенных пунктах. Пойманных пресмыкающихся вывозят за городскую черту и выпускают в характерные для них зоны обитания. А ведь ремесло заклинателей змей является в Индии одним из самых почетных. Кроме того, что заклинатели всегда обеспечивали празднование Наг-Панчами, они еще с испокон веков обслуживали свадьбы. До сих пор существует поверье, что их присутствие благоприятствует перспективам получить потомство.
В наш просвещенный XXI век культ змеи в Индии так же сильно развит, как и в древние времена - в отличие от подавляющего большинства других стран, где на заре времен он был развит так же сильно.http://ru.echo.az  https://vitas1917.livejournal.com/400865.html
Tags: индия
Subscribe
promo vitkvv2017 september 8, 07:00 36
Buy for 10 tokens
Легендарные советские фильмы просмотрены миллионы раз, но вдумчивый зритель всегда найдет множество вопросов, над которыми можно поразмышлять. Будь то просто мелкие нестыковки или сознательно оставленные режиссерами ниточки. Сколько всего было Шуриков — один или несколько? Как Лукашина пустили в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments