Category:

Как одевалась супруга Николая II Александра Федоровна

Последняя императрица России, супруга Николая II Александра Федоровна | Фото: liveinternet.ru
Виктория Алиса Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская, императрица Александра Федоровна, которую супруг Николай II нежно называл «Аликс», отличалась безупречным вкусом и слыла законодательницей мод. При этом сама она не увлекалась модными журналами и не следила за современными тенденциями – ее пуританское воспитание и природная сдержанность исключали страсть к роскоши и охоту за модными новинками. Она категорически отвергала «крайности моды»: если популярные фасоны платьев казались ей неудобными, она их не носила.


Александра Федоровна | Фото: liveinternet.ru

Слева – Цесаревич Николай Александрович и принцесса Гессенская Алиса после помолвки. Фото 1894 г. Справа – коронационное платье Александры Федоровны и мундир Николая II | Фото: plam.ru
Многим придворным дамам Александра Федоровна казалась слишком чопорной, неприветливой и холодной, в чем даже усматривали признаки болезни. Однако такое поведение объяснялось лишь застенчивостью и смущением из-за общения с малознакомыми людьми, а также английским воспитанием, которое она получила у своей бабушки, английской королевы Виктории. Пуританские взгляды отразились и на манере ее поведения, и на вкусовых пристрастиях и стиле. Многие предметы роскоши и модные наряды отвергались ею как «бесполезные». Так, например, императрица отказалась носить узкую юбку из-за того, что в ней было неудобно ходить.

Вечерние платья от Альбера Бризака | Фото: liveinternet.ru

Вечерние платья от Альбера Бризака | Фото: liveinternet.ru
Последняя российская императрица предпочитала наряды от братьев Ворт (сыновей известного французского кутюрье Чарльза Ворта), Альбера Бризака, Редферна, Ольги Бульбенковой и Надежды Ламановой. Братья Ворт и Бризак шили для нее вечерние и бальные наряды, Ольга Бульбенкова – парадные платья с золотым шитьем, у Редферна она заказывала удобную городскую одежду для визитов и прогулок, а у Ламановой – как повседневную одежду, так и платья для балов и приемов.

Вечернее платье от Надежды Ламановой | Фото: livemaster.ru

Вечернее платье от Надежды Ламановой | Фото: livemaster.ru
В ее гардеробе преобладала одежда нежных пастельных оттенков, светло-розовые, голубые, бледно-сиреневые и светло-серые наряды эпохи Ар Нуво. Модельер Поль Пуаре называл эти цвета «неврастенической гаммой». Атласные туфли императрица не любила, она предпочитала замшевые туфли с длинным узким носком, золотистого или белого цвета.

Туфли для коронации императрицы | Фото: liveinternet.ru

Платье императрицы Александры Федоровны | Фото: liveinternet.ru
Ее стилю были присущи спокойные элегантные силуэты и тончайшие изысканные оттенки, которые соответствовали ее статусу, гармонировали с типом внешности и в то же время были отражением ее природной сдержанности и скромности. Ее современницы отмечали, что «одевалась она очень хорошо, но не экстравагантно», а некоторые даже утверждали, что нарядами она и вовсе не интересовалась.

Изысканные наряды императрицы | Фото: pravme.ru

Слева – Е. Самокиш-Судковская. Императрица Александра Федоровна. Справа – Н. Бодаревский. Портрет императрицы Александры Федоровны, 1907| Фото: liveinternet.ru

Платье императрицы Александры Федоровны | Фото: liveinternet.ru
Александра Федоровна практически не пользовалась косметикой, не делала маникюр, объясняя это тем, что императору не нравятся «наманикюренные ногти», волосы завивала только накануне больших дворцовых выходов. Ее любимыми ароматами были «Белая роза» парфюмерной фирмы «Аткинсон» и туалетная вода «Вербена». Эти ароматы она называла самыми «прозрачными».

Император Николай II и его супруга Александра Федоровна | Фото: liveinternet.ru

Последняя императрица России, супруга Николая II Александра Федоровна | Фото: liveinternet.ru
Императрица хорошо разбиралась в ювелирных украшениях, из которых предпочитала носить перстни и браслеты. В мемуарах одна из современниц, характеризуя стиль Александры Федоровны, говорит, что она «всегда носила перстень с крупной жемчужиной, а также крест, усыпанный драгоценными камнями».

Изысканные наряды императрицы | Фото: livemaster.ru

Элемент отделки платья | Фото: livemaster.ru

Изысканные наряды императрицы | Фото: liveinternet.ru

Платье императрицы Александры Федоровны | Фото: liveinternet.ru
К своему туалету Александра Федоровна относилась с немецким педантизмом и аккуратностью. По воспоминаниям современников, «императрица заранее подбирала одежду на неделю вперед, исходя из своего участия в тех или иных мероприятиях, а также согласуясь с личными предпочтениями. Она сообщала о своем выборе камер-юнгферам. Затем каждый день Александра Федоровна получала от них краткий письменный перечень одежды, планируемой на день следующий, и давала окончательные инструкции по поводу своего гардероба. Иногда императрица сомневалась, что ей надеть, и просила подготовить несколько комплектов одежды, чтобы иметь возможность выбора».

Слева – бальное платье императрицы, 1900. Справа – вечернее платье, 1903 | Фото: liveinternet.ru

Перчатки Александры Федоровны | Фото: liveinternet.ru

Утренний капот | Фото: liveinternet.ru
Платья, выбранные ею на день, должны были появляться в гардеробной точно по расписанию. Императрица меняла наряды несколько раз в день, всегда надевая к ужину роскошные вечерние платья, даже если оставалась наедине с супругом.

Платье императрицы Александры Федоровны | Фото: liveinternet.ru

Платье императрицы Александры Федоровны | Фото: liveinternet.ru

Парадное платье Александры Федоровны | Фото: livemaster.ru

Как выглядели личные покои императрицы Марии Александровны

Зимний дворец Санкт-Петербурга: Личные покои императрицы Марии Александровны
Бывая в Эрмитаже на выставках или рассматривая постоянные экспозиции, выставленные в его залах, не всегда задумываешься, что некоторые из этих помещений когда-то были личными покоями членов императорских семей. Некогда они занимали значительную часть дворца, но, к сожалению, не все из них сохранились. Наиболее полное представление о том, как же проживали во дворце высокопоставленные особы, дают покои императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

С каждым новым императором во дворце менялись и жилые интерьеры. Готовиться к свадьбе Александра II с немецкой принцессой Максимилианой- Вильгельминой-Августой-Софией-Марией Гессенской начали уже после пожара и к 1841 году управились. Занимался этой ответственной работой архитектор А.П. Брюллов. Для великой княгини была подготовлена целая анфилада комнат на втором этаже дворца. Вначале комнат было семь - Туалетная, Ванная, Спальня, Будуар, Большой (Малиновый) кабинет, Золотая гостиная и Белый зал. Немного позже появилась еще и Зеленая столовая. Часть покоев императрицы сохранили свое убранство и до настоящего времени. Кроме того, интерьерами этих комнат можно полюбоваться на прекрасных акварелях художников Э.П. Гау, К.А. Ухтомского, Л. Премацци и других.

Императрица Мария Александровна. Портрет Франца Винтерхальтера, 1857 год (Эрмитаж)

Туалетная комната

Первоначально эта комната была выполнена в розовом цвете. В 1845 году облик ее поменялся, доминирующими в ней стали светло-голубые и сиреневые тона.

Художник Луиджи Премацци.

Вместо тканей на стенах появились шелковые обои с растительным орнаментом. Шелком такого же цвета украсили мебель, ширму и перегородку, разделившую комнату на две половины. В настоящее время от прежнего убранства этой некогда очень уютной комнаты почти ничего не осталось.

Ванная

Э.П. Гау. Ванная великой княгини Марии Александровны, Эрмитаж

Спальня

Вначале стены спальни были украшены светлым шелком, а в 1850 году в ней сменили мебель и отделку стен, и преобладающим цветом стал синий.

Л. Премацци. Спальня императрицы Марии Александровны

«Спальня моя вышла такая уютная и изящная; темно-голубой цвет так хорош; ковер с круглым рисунком, малиновый на белом фоне, очень красив …», - писала Мария Александровна.

Бывшая спальня в наши дни

Будуар

Первоначально будуар, оформленный Александром Брюлловым, был синим.

Будуар великой княгини Марии Александровны, акварель Э.П.Гау 40-е годы

Но в 1853 году его кардинально поменяли. Для этого был приглашен архитектор Г.А. Боссе, славившийся своим умением виртуозно украшать интерьеры в стиле рококо. И он прекрасно с этим справился. Царящие здесь яркие шелка гранатового цвета, эффектно сочетающиеся с причудливыми позолоченными орнаментами, отражаясь в зеркалах, создают в этой небольшой комнате роскошный интерьер, подчеркивающий изысканный вкус и богатство своей хозяйки. Почти в таком виде он и сохранился до настоящего времени.

Э.П. Гау. Будуар императрицы Марии Александровны. 1861г.

Большой (Малиновый) кабинет

Изначально кабинет, спроектированный А. Брюлловым, выглядел иначе, чем теперь, и увидеть его можно на акварелях Э.П.Гау и К.А. Ухтомского.

Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны, акварель Э.П.Гау 40-е годы

Кабинет великой княгини Марии Александровны. К.А. Ухтомский 40-е годы

На видном месте в нем располагался роскошный письменный стол, именно из-за наличия такого стола зал и стали называть «кабинетом».
В 1858 году было решено поменять интерьер кабинета. Работал над проектом Андрей Штакеншнейдер, превративший его в один из самых эффектных залов во дворце. От первоначального облика он оставил лишь малиновый цвет стен.

Малиновый кабинет Премацци Л. 1869 г.

С тех пор кабинет мало изменился, не считая обстановки. Почти в таком виде зал дошел до наших дней.

Золотая гостиная

Эту гостиную также спроектировал А. П. Брюллов. Вначале она имела довольно строгий вид, стены и потолок были выложены белым мрамором, позолота присутствовала лишь в настенной лепнине. Но в 1863 году ее отделкой занялся Андрей Штакеншнейдер и доминирующим цветом он сделал золотой. Позолоченные двери, потолок, мебель, стены изменили облик гостиной. Прекрасно вписался в интерьер и камин с колоннами из яшмы.
С тех пор интерьер этого зала считается одним из самых роскошных во дворце.

А.Х. Кольб. Золотая гостиная. Середина XIX в.

В наши дни

Зеленая столовая

Осенью 1850-го года в апартаментах Марии Александровны появился еще один хоть и небольшой, но удивительной красоты зал - Зеленая столовая. Архитектор А.И. Штакеншнейдер оформил ее в стиле французского рококо.

Белый зал

Это самый большой зал всей анфилады. Брюллов создал его специально к свадьбе на месте трех гостиных. Интерьер этого зала, выдержанный в белых тонах, выглядит очень торжественно. Украшали зал знаменитые итальянские скульптуры и изображения богов.

Л. Премацци. Белый зал. 1865 г.

Для удобства Марии Александровны А. Брюллов сделал дополнительную лестницу, по которой легко можно было из спальни попасть в подъезд, выходящий на Дворцовую площадь. Эту лестницу и подъезд со временем так и стали называть - «Собственная Ея Императорского Высочества лестница» и «Собственный Ея Величества подъезд».

К.А. Ухтомский. Собственный подъезд на половине императрицы Марии Александровны. 1861 г.

https://kulturologia.ru


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded