Category:

Психология: как на самом деле работает срач в интернете

В эпоху бурного цветения соцсетей трудно найти пользователя интернета, который не участвовал в холиваре или хотя бы не был его свидетелем. А какое острое обсуждение обойдется без диванных баталий и переходов на личности? Но вот что интересно: в подавляющем большинстве случаев это война людей, которые совершенно не знакомы с фактической стороной инфоповода и в своих суждениях опираются только на собственные предположения или мнения авторитетов. Это приводит к возникновению неисчислимого множества ошибок мышления, многие из которых обязаны своим возникновением ошибке атрибуции.

Атрибуция — это банальное приписывание, додумывание, которое происходит в связи с нехваткой информации об объекте (или человеке) и невозможностью ее получить. Термин в 1958 году ввел в обращение Фриц Хайдер, и по началу считалось, что люди приписывают другим только причины тех или иных действий. Как выяснилось позднее, «дорисовать» можно все что угодно, причем не только другим, но и себе.

Хейтеры и подлизы

Эффект ореола — это оценка тех или иных действий человека исходя из общего впечатления о нем. Другими словами, чтобы ни делал человек, который вам не нравится, вы и результаты будете смешивать с грязью, и мотивы будете находить самые неблаговидные, даже если он сиротский приют открыл. То же и в обратную сторону — приятному человеку легче дорисовать благовидный предлог для самых неприглядных поступков.

Бараны

Эффект устойчивого убеждения заключается в верности своему начальному мнению, даже если подтверждающие его факты оказались опровергнуты. Тут и добавить нечего. Если с вас требуют ссылок, явок и паролей, можете себя не утруждать, все равно оппонент мнения не изменит. Разве что вы сами, погуглив, нароете для себя чего-нибудь интересного — единственная будет польза.

Сам себя убедил

С отношением к фактам связана и ошибка подтверждения. Вы с большим рвением и настойчивостью будете предпринимать действия, подтверждающие ваше предположение, а не проверять на всякий случай его истинность. Таким образом, вы лишаете себя возможности узнать, что у медали есть и обратная сторона.

Это же реклама

Эффект ложного согласия — как правило, ошибочное убеждение, что ваше мнение самое «нормальное». Соответственно, все, кто его не разделяют, явно страдают чем-то психиатрическим. Или еще чем. В общем, с ними что-то не так. В особо острых случаях эффект обрастает параноидальными предположениями о ботах, купленных комментаторах, агентах и врагах.

Предрассудки и суеверия

Эффект иллюзии корреляции состоит в необоснованном объединении различных свойств людей в пары. Типа, все толстые — добряки, блондинки — дуры, а цыгане — воры. Отсюда неожиданные союзники у первых и оппоненты у остальных.  Думаю, не нужно объяснять, насколько данный эффект распространен и насколько быстро он переводит культурный диалог в срач. В случаях обсуждения представителей экономических классов, социальных слоев или каких-либо меньшинств обычно все сразу начинается плохо и заканчивается ничем, потому что корреляции были заготовлены заранее.

Иногда все выглядят идиотами

Эффект неравных возможностей проявляется в ситуациях, в которых одни участники обладают большей свободой действия, чем другие. Люди, которые по условиям ситуации вынуждены только отвечать на мерзкие проверочные вопросы, кажутся глупее, чем задающие. Хотя в действительности все может быть наоборот. Подумайте об этом в следующий раз, прежде чем ржать над теми, кто мнется, отвечая на каверзный вопрос.

Интернет-герои

Эффект роли заключается в ошибочном представлении о том, что обусловленные социальной ролью качества на самом деле присущи человеку всегда. Это распространяется не только на актеров, чьи экранные образы в массовом сознании безвозвратно заменяют личность, но относится и к политикам, и к медиа-персонам, и к официантке в баре, которая вне работы вовсе не такая внимательная и обходительная, как могло показаться.

Несмотря на свое негативное влияние, атрибуция обладает и положительными сторонами: она позволяет нам быстро ориентироваться в социальной среде и принимать решения без больших энергетических затрат. Поэтому да, в большинстве случаев и вы, и я будем совершать атрибутивные ошибки, перечисленные выше. Но в наших силах решить, где это будет происходить реже. Ведь экономим мы всегда на том, что считаем – сознательно или нет – неважным. В более значимых областях мы склонны чаще сомневаться, а значит, собирать противоречивые факты и пытаться выстроить их в цельную концепцию. Понятно, что в соцсети и новостные комментарии чаще всего приходят не за этим. 

Однако и там есть возможность не ввязываться в очередной холивар (или наоброт – его усилить). Есть еще один замечательный психологический феномен – самореализующееся пророчество. Суть его в том, что, исходя из неверной посылки, вы можете так воздействовать на окружающую среду, что ложное представление станет истинным. Другими словами, если вы изначально считаете оппонента настроенным против вас, таким он скорее всего и станет, даже если изначально не был. То же верно и в обратную сторону. Поэтому, если хотите более содержательного и приятного обеим сторонам общения в Сети, придерживайтесь рекомендации Дэвида Майерса: исходите из того, что человек привлекателен, хорош и умен — и он может подтвердить ваши ожидания.

Оскорбительные и нецензурные комментарии удаляются

promo vitkvv2017 сентябрь 4, 2017 09:35 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.