vitkvv2017

Categories:

Шляпы с французским акцентом

Тысячи лет назад возникли головные уборы - как способ защититься от холода и солнечных лучей. А сделать шляпы и шляпки изысканными и запоминающимися, удобными и практичными - задача, с которой блестяще справляется на протяжении веков французская мода, неизбежно распространяющаяся по Европе, а за ней - по всему миру. 

От древности к европейской шляпной моде Средних веков

У истоков возникновения головных уборов стоят платки, которыми покрывали голову еще древние египтяне: полосатый «немес» с синими полосами предназначался для фараонов, жрецы и другие подданные носили клафты, платки, плотно охватывающие голову и окрашенные в зависимости от статуса их хозяина. Древние греки в походах использовали шляпы петасос.

Именно этот головной убор стал основой для всех появившихся позже шляп и шляпок, история которых насчитывает уже десятки веков и сотни, а то и тысячи наименований.

В период Средневековья моду на головные уборы едва ли можно назвать разнообразной. Часто роль шляп выполняли капюшоны, которые со временем превратились в некоторое подобие тюрбана с украшениями-фестонами – шаперон.

Шапероны носили и мужчины, и женщины, правда, способ сооружения и ношения этих головных уборов и их цвет варьировались. Интересно, что в качестве одного из обвинений Жанны дАрк фигурировал тот факт, что она носила черный шерстяной шаперон и снимала его в церкви, то есть вела себя по-мужски.

Изабелла Баварская

С XIV века благодаря королеве Изабелле Баварской стали входить в моду атуры, или эннены – высокие женские шляпы в форме конуса или цилиндра, без полей, сооружаемые с помощью китового уса, накрахмаленного льна и поверх него – дорогих шелковых тканей. Женщины убирали волосы под эннен, а выбивавшиеся пряди было принято выстригать и выбривать. Высота таких аксессуаров могла достигать одного метра, и при входе в помещение дамам приходилось приседать.

Шляпы мушкетеров и прекрасных дам

Э. Мессонье. Игра в пикет

Позже пришла пора широкополых шляп – вероятно, потому, что в европейских городах практиковался обычай выливать нечистоты из окна, а улицы были слишком узкими. Как бы то ни было, с XVII века шляпы занимают особое место в гардеробе – тульи украшаются перьями, пряжками из драгоценных металлов и даже бриллиантами, а приветствие превращается в изящный ритуал со снятием шляпы и совершением ею определенных движений.

Края полей шляпы нередко поднимали и прикрепляли к тулье. Женщины носили дома чепцы, а на выход – широкополые шляпы, украшенные плюмажем.
Веяния моды порой определял случай – так, однажды на охоте фаворитка Людовика XIV Анжелика де Руссиль-Фонтанж подвязала волосы куском кружева – прическа и своеобразный головной убор так понравились королю, что вскоре все дамы при дворе освоили новый образ, а кружевной чепец приобрел с тех пор название «фонтанж».

Ж. Каро. Служанка

У мужчин вошел в моду обычай подкалывать поля фетровых шляп с двух, а затем и с трех сторон – это обеспечивало больший комфорт во время военных действий и на охоте, и дворяне стали носить треуголки.

Ж.Б. Кольбер. Людовик Четырнадцатый

Постепенно конструкция шляп, как женских, так и мужских, усложнялась, вместе с объемными париками, введенными во французскую моду королевой Марией-Антуанеттой, появились и замысловатые способы украшать шляпы – в том числе специальными механизмами, приводящими в движение фигурки бабочек и птиц.

Готье-Даготи. Мария-Антуанетта

На рубеже XVIII и XIX веков возникли и двууголки, чей внешний вид ассоциируется прежде всего с Наполеоном, хотя головной убор императора шили по особому проекту мастером  Пупаром, причем идея покроя шляпы принадлежала самому Бонапарту.

Ш. де Штейбен. Восемь шляп Наполеона

Начало XIX века подарило миру высокие шляпы с плоским верхом – цилиндры. Французы отличились и тут – шляпник Антуан Жибюс вместе с братом Габриэлем разработал шапокляк – складной цилиндр, с которым было удобно заходить в помещение и смотреть спектакли, ведь шляпа после хлопка становилась плоской, не занимала места и ее можно было носить под мышкой. Шляпа-шапокляк пользовалась популярностью с тридцатых годов XIX века до первой мировой войны.

Фрагмент картины Э. Делакруа "Свобода, ведущая народ"

Куда более демократичными и распространенными были кепки под названием «гаврош» - по имени героя романа Виктора Гюго «Отверженные». Сами кепки, как и береты, послужившие для гавроша прообразами, были знакомы человечеству уже давно, еще со времен этрусков, но французы на то и французы, чтобы придать шарм и вдохнуть новую жизнь в ставшие уже классическими вещи. Гавроши носили и мужчины, и женщины – эти объемные мягкие головные уборы с коротким козырьком, часть экипировки парижских уличных мальчишек XIX века – не выходят из моды и в настоящее время.

Э. Мане. В лодке

Очень популярны были и канотье – мужские соломенные шляпы жесткой формы с узкими полями. Поначалу этот фасон нашел распространение среди спортсменов-гребцов, но вскоре канотье уже носили повсюду. Среди женщин, любивших этот вид шляп, оказалась и французская законодательница моды Коко Шанель.

Шляпы и шляпки XX века

А другая модистка, Каролин Ребу, создала шляпку, ставшую символом моды двадцатых-тридцатых годов прошлого века – клош.

Ж.-Э. Вюйар. Женщина в синей шляпке

Название – от слова «колокольчик» - как нельзя лучше описывало новую модель: плотно облегающая голову шляпка из мягкой фетровой ткани, низко надвинутая на лоб. Специально «под клош» делали короткую стрижку «Итон», а лента на шляпке несла дополнительную информацию – например, яркий бант говорил о том, что владелица этого головного убора интересуется новыми знакомствами, плотный же узел олицетворял прочный замужний статус дамы.

Ж.Б. Грез. Портрет женщины в шляпе

Вообще, начиная со второй половины девятнадцатого века французская мода на шляпы и особенно шляпки напоминает калейдоскоп – возникают десятки и даже сотни новых фасонов, стремительно набирающих популярность и так же стремительно уходящих в небытие. «Биби», «ветреница», «кибитка», шантеклер, таблетка – уже не выполняющие, как правило, никаких практических функций, а служащие лишь цели украшать своих обладательниц, остались на страницах истории французского искусства кутюрье.

Г. Климт. Дама в шляпе и боа из перьев

Любопытно при этом, что сам Париж на арго называется Панамой – так же, как и головной убор, ведущий происхождение от национальной соломенной шляпы Эквадора – токильи. Версий об истории этого прозвища столицы моды несколько, но чаще всего упоминается та, что связана со строительством в начале XX века Панамского канала, соединившего Тихий океан с Атлантическим. Именно во время этих масштабных работ, привлекших десятки тысяч рабочих со всего мира, токильи были оценены по достоинству и приняты парижским модным сообществом.

Токилья

https://kulturologia.ru/mosaic/

promo vitkvv2017 июнь 2, 2019 08:54 5
Buy for 10 tokens
Невозможно назвать ни одну страну мира, в которой не существовала бы продажная любовь. Ее формы и "антураж" зависели от культурных и экономических особенностей конкретной страны. В древности ритуал "секс в обмен на деньги" был связан с мистикой и религиозными культами… Первые…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded