vitkvv2017

Categories:

Боевая магия на службе Марка Аврелия

Бронзовая конная статуя Марка Аврелия. Капитолийский музей, Рим.commons.wikimedia.org
Бронзовая конная статуя Марка Аврелия. Капитолийский музей, Рим. commons.wikimedia.org

Бронзовая конная статуя Марка Аврелия. Капитолийский музей, Рим.
commons.wikimedia.org

Война требует не только крайнего напряжения сил её участников, но и применения всех имеющихся средств для достижения победы. Как и наши современники, римляне старались использовать современные знания, самые совершенные оружие и технологии. Однако если в наше время границы совершенства проходят по уровню развития техники, то для римлян передний край знаний нередко пролегал в области магии.

 Марк Аврелий и чудотворцы

Конец эпохи «золотого века» Римской империи и первые проявления кризиса во второй половине II — начале III столетия сопровождались ростом интереса и внимания к суевериям, астрономии, алхимии, чудесам и магии. Император прибегал к магическим ритуалам и гаданиям, чтобы одержать победу над врагами, сенаторы — желая узнать, кто будет следующим императором, городская аристократия — чтобы заручиться поддержкой на выборах, а простонародье — дабы спрогнозировать урожай и избавиться от болезней. Даже такой неподвластный суевериям правитель, как Марк Аврелий, — в «Размышлениях» он сам говорит, что перенял у своего воспитателя «несуетность; неверие в россказни колдунов и кудесников об их заклинаниях, изгнаниях духов и прочее…» — был вынужден в минуту опасности пойти навстречу духу времени. В разгар поразившей Рим эпидемии чумы, от которой вымерла треть населения империи, на Дунае разразилась война против маркоманов и квадов. В этой ситуации император, по словам его биографа Юлия Капитолина, решил призвать отовсюду жрецов, выполнить иноземные обряды и произвести всякого рода очищения Рима.

Отправляясь из Рима на Дунай, чтобы возглавить войска, Марк Аврелий включил в состав своей свиты нескольких знаменитых магов и чудотворцев. Среди них мы знаем по именам египетского иерофанта Арнуфия, теурга Юлиана, мага Аполлония и некоторых других. Император также обратился к оракулу змеевидного бога Гликона и получил ответ, предписывавший ему бросить в Дунай двух живых львов с большим числом благовоний и принести богатые жертвы. Указание оракула было исполнено в точности. Однако львы, как пишет сатирик Лукиан, не утонули в реке, а переплыли на другой берег, где варвары прикончили их дубинами, решив, что это чужеземная порода собак.

Чудо с дождём

В это время произошла, пожалуй, самая известная история о вмешательстве сверхъестественных сил в военные действия на стороне римлян по молитве императора или кого-то из его приближённых. Этот эпизод известен по довольно подробному описанию, принадлежащему перу римского историка Кассия Диона:

«Дело в том, что квады окружили их в удобной для этого местности, и римляне отважно сражались, сомкнув щиты; тогда варвары приостановили сражение, полагая, что легко добьются победы благодаря жаре и отсутствию [у римлян] воды, и, заняв все [высоты], заперли их со всех сторон, чтобы им неоткуда было взять воды: варвары ведь имели многократный численный перевес. И вот, когда римляне оказались в исключительно скверном положении, страдая от усталости, ран, солнца и жажды, уже не могли из-за этого ни продолжать битву, ни отступить, но продолжали стоять в строю на своих позициях, палимые зноем, неожиданно собрались большие тучи и — не без воли божества — разразился мощный ливень. Имеется рассказ о том, что некий Арнуфий, египетский чародей, находившийся в свите Марка, с помощью колдовских приёмов призвал различные божества, и прежде всего Гермеса, повелителя воздушной стихии, и с их помощью вызвал дождь».

И немного далее:

«…когда пошёл дождь, римляне вначале подняли свои лица вверх и ртами ловили струи дождя, а потом стали подставлять кто щиты, кто шлемы и не только жадно пили сами, но и своим лошадям давали напиться. И когда варвары напали на римлян, они сражались, не прекращая пить; и некоторые, получив ранения, вместе с водой глотали и кровь, стекавшую в их шлемы. И они в большинстве своём настолько увлеклись утолением жажды, что могли бы жестоко пострадать от неприятельской атаки, если бы на врагов не обрушились сильный град и множество молний. Так в одном и том же месте можно было видеть и воду, и огонь, одновременно низвергающиеся с небес; и в то время как одни мокли под дождём и утоляли жажду, других поражал и убивал огонь; с одной стороны, римляне были недосягаемы для огня, а если он где-то и приближался к ним, то его тут же гасили; с другой стороны, дождь не только не приносил варварам никакой пользы, но, напротив, словно [вливаемое в костёр] масло, ещё больше усиливал пламя, и им, орошаемым ливнем, приходилось искать воду. И некоторые из них даже сами наносили себе раны, надеясь собственной кровью загасить пламя, другие перебегали на сторону римлян, у которых только и была спасительная вода; и даже у самого Марка они вызывали чувство сострадания. [После этой битвы] воины провозгласили его императором в седьмой раз».

По-видимому, в основе этой истории лежит какое-то реальное событие, замеченное многими современниками и интерпретированное ими в сверхъестественном ключе. Указание на седьмую императорскую аккламацию Марка Аврелия позволяет датировать его временем между 172 и 174 годами. Возможно, именно в честь чудесного спасения императора и его легионов был установлен ежегодный праздник, справлявшийся 11 июня паннонской армией в императорском святилище на горе Пфафенберг.

Сцена № 16 рельефного фриза Колонны Марка Аврелия в Риме с изображением «чудесного дождя».commons.wikimedia.org
Сцена № 16 рельефного фриза Колонны Марка Аврелия в Риме с изображением «чудесного дождя». commons.wikimedia.org

Сцена № 16 рельефного фриза Колонны Марка Аврелия в Риме с изображением «чудесного дождя».
commons.wikimedia.org

Эта история удостоилась даже отражения на рельефах Колонны Марка, воздвигнутой в Риме в честь побед, одержанных императором, уже после его смерти. Сцена № 11 рельефного фриза изображает грозу и молнии, поражающие варваров. Странная «лохматая» фигура выше человеческого роста, изображённая на сцене № 16 того же рельефа, по предположению историков, является аллегорией спасительного дождя, принесшего римлянам избавление от смерти и погубившего их врагов.

Чудотворец

История о «чудесном дожде» приобрела широкую известность и нашла отражение в трудах многих историков, в том числе живших несколько столетий спустя, когда картина религиозных верований в империи радикально изменилась. Сравнение версий изложения различных авторов, особенно ранних языческих и поздних христианских, позволяет наблюдать, как происходила эволюция легенды и понимание природы чуда. Официальная точка зрения, по-видимому, приписывала заслугу совершения чуда молитве самого императора, обращавшегося к традиционному римскому покровителю неба и божеству-громовержцу Юпитеру. Эта версия выражена в жизнеописании Марка, составленном Юлием Капитолином и входившем в сборник «Жизнеописаний римских императоров», а также христианским автором Тертуллианом. Появляется она также и в ряде других источников.

Другая точка зрения прозвучала в процитированном выше тексте Кассия Диона. Она также имеет языческое происхождение. В этой версии сотворение чуда приписывается египетскому магу и чародею Арнуфию, посредством тайных заклинаний призвавшему на помощь Гермеса Эрия. Этот Арнуфий скорее всего являлся реальным историческим персонажем, входившим в состав свиты императора. Его имя упоминается в византийском словаре Суда как раз в связи с описанием чудесного дождя. Дополнительным доказательством его реальности является сделанная в Аквилее (Италия) археологическая находка — алтарь с посвящением богине Исиде от имени Арнуфия, жреца и иерограмматевта. Алтарь датируется последней четвертью II века, что с высокой степенью надёжности позволяет напрямую связать его с персонажем, упомянутым в тексте. В этом случае Гермес Эрий, божество, к которому обращался Арнуфий, скорее всего является ипостасью египетского бога Тота.

Посвящение Арнуфия на алтаре из Аквилеи.richardcarrier.info
Посвящение Арнуфия на алтаре из Аквилеи. richardcarrier.info

Посвящение Арнуфия на алтаре из Аквилеи.
richardcarrier.info

Наконец, существует ещё одна языческая традиция, также зафиксированная Судой, которая приписывает сотворение чуда с вызовом дождя другому прославленному магу и теургу — Юлиану, также жившему во времена Марка Аврелия. Этот Юлиан был сыном другого знаменитого теурга Юлиана Халдея и почитался как величайший чудотворец своего времени. Согласно одной поздней легенде, Юлиан Теург соревновался с другими известными магами своего времени Апулеем и Аполлонием в том, кто из них быстрее отведёт чуму от Рима, и победил. Византийский историк Михаил Пселл полностью приписывает Юлиану авторство чуда с дождём, но рассказывает историю по-иному. Тот якобы изготовил маску из глины, которая выпускала ужасные молнии и обратила врагов римлян в бегство. Этими врагами, согласно Пселлу, являлись сарматы и даки, в то время как у остальных авторов фигурируют маркоманы и квады.

Точка зрения христиан

Христианские авторы того времени не слишком благожелательно относились к императору Марку Аврелию, которого считали виновным в случившихся в то время гонениях. И уж тем более отрицательными фигурами для них являлись маги-чародеи Арнуфий и Юлиан. Соответственно, избавление от опасности они стали приписывать молитве воинов-христиан, находившихся в составе XII Молниеносного легиона. В этом виде историю впервые рассказывают Аполлинарий, чьё изложение дошло до нашего времени через передачу Евсевия Памфила, и Тертуллиан («Апологет»), писавшие в конце II века. Известна она также и в изложении более поздних авторов: Руфина, Иеронима, Зонары и других. В наиболее полном варианте эту историю приводит Евсевий Памфил в «Церковной истории»:

«Рассказывают, что Марк Аврелий Кесарь перед сражением с германцами и сарматами оказался в безвыходном положении, так как войско его обессилело от жажды. Воины так называемого Мелитинского легиона с верой, которая с того времени и доныне поддерживала их в сражениях с неприятелем, опустились, по нашему молитвенному обыкновению, на колени и обратились с мольбой к Богу. Зрелище для врагов было удивительное, но то, что, по рассказу, постигло их тут же, было ещё удивительнее: страшная гроза обратила врагов в бегство и погубила их; ливень, хлынувший на воззвавших к Богу, восстановил силы всего войска, бывшего на краю гибели. Рассказ об этом есть и у писателей, далёких от нашей веры, но излагающих те же события; есть и у наших. Историки со стороны признают чудо, но, в нашей вере ничего не понимая, отрицают, что оно произошло по нашим молитвам. Наши, сроднившиеся с истиной, передают факты просто и бесхитростно. Один из них, Аполлинарий, говорит, что легион, по молитве которого произошло чудо, получил от императора наименование, которое по-латыни означает «Молниеносный».
Упомянутый здесь легион является XII Fulminata легионом, с начала I века н.э. находившимся в Сирии, а после подавления Иудейского восстания переведённым в Мелитену (Малатия), на границу между Каппадокией и Евфратом. Здесь легион находился вплоть до времени правления Юстиниана, когда сведения о нём теряются. Надёжных свидетельств, доказывающих его участие в Маркоманской войне на Дунае, нет, но там могли действовать выведенные из состава легиона отдельные вексилляции. Одна из имеющихся в нашем распоряжении надписей как минимум предполагает такую возможность. Своё прозвище «Молниеносный» легион приобрёл задолго до описываемых событий. В представлении христианских авторов оно чудесным образом сплелось с преданием о «чудесном дожде», которое с ним стали связывать.
Сестерций Марка Аврелия из серии RELIG[IA] AUG[USTA] с изображением храма и статуи Меркурия-Гермеса в шляпе и с кадуцеем.cointalk.com
Сестерций Марка Аврелия из серии RELIG[IA] AUG[USTA] с изображением храма и статуи Меркурия-Гермеса в шляпе и с кадуцеем. cointalk.com

Сестерций Марка Аврелия из серии RELIG[IA] AUG[USTA] с изображением храма и статуи Меркурия-Гермеса в шляпе и с кадуцеем.
cointalk.com

Послесловие

История о мудром императоре Марке Аврелии, поражавшем врагов не только силой оружия, но и магией, широко распространилась, её продолжали рассказывать многие десятилетия и даже столетия спустя. Закономерно, что это предание вызывало зависть у последующих правителей, которые не отличались ни силой, ни мудростью. Об одном из них, жестоком и развратном императоре Элагабале, его биограф Элий Лампридий рассказывал:

«Когда он хотел начать войну против маркоманов, ввиду того, что Антонин [Марк Аврелий] блистательно сокрушил их, кто-то сказал, будто Антонин Марк при содействии халдеев и магов достиг того, что маркоманы навсегда стали преданными друзьями римского народа, и что это было сделано при помощи заклинаний и посвящения. Когда он стал доискиваться, что это за посвящение и где оно, от него это скрыли. Было совершенно ясно, что он доискивается, где это посвящение, с целью уничтожить его в надежде вызвать войну».
Алексей Козленко https://warspot.ru/pages/license
promo vitkvv2017 июнь 2, 2019 08:54 5
Buy for 10 tokens
Невозможно назвать ни одну страну мира, в которой не существовала бы продажная любовь. Ее формы и "антураж" зависели от культурных и экономических особенностей конкретной страны. В древности ритуал "секс в обмен на деньги" был связан с мистикой и религиозными культами… Первые…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded