vitkvv2017

Category:

Почему святая Вальпурга была покровительницей ведьмы

Ночь с 30 апреля на 1 мая называют Вальпургиевой. Для одних людей это традиционно страшное время, для других — священное, для третьих — любопытное преломление нового года по дохристианскому циклу под углом христианского взгляда, четвёртым просто интересна, кто такая была Вальпурга. 

Две Вальпурги

Вальпург или Вальпургий, на самом деле, прославилось две. Одна, чей день почитания приходится как раз на первое мая, была святой. Она жила в восьмом веке в Англии и происходила из святой семьи. На самом деле, семья была обычная, но со временем отец и два брата Вальпурги стали святыми, а мать — блаженной. Кроме того, святым стал и её дядя. Что интересно, Вальпургу почитают не только католики, но и Российская православная церковь — она местночтимая святая для православных в Германии.

Святую Вальпургу почитают и православные.
Функций у Вальпурги много. Например, она покровительствует морякам, отводя от них бури, крестьян, больных и рожениц, а также тех, кто за роженицами ухаживает. Так что она была святой покровительницей и второй Вальпурги, по фамилии Хаусман, акушерки, которую казнили как ведьму.

В шестнадцатом веке в Европе разразилась охота на ведьм, и среди основных жертв её были акушерки — сейчас предполагают, что врачи таким образом устраняли конкурирующую структуру. На момент ареста Вальпурге Хаусман было не меньше шестидесяти лет, и до того про неё не было слышно ничего плохого. Однако под пытками женщина призналась в убийстве сорока одного младенца и двух рожениц, а также девяти коров, лошади и большого количества свиней и гусей. Всё во славу Сатане. Вальпурга также призналась в том, что вызывала град, чтобы уничтожать посевы, и предавалась плотским утехам с демоном, участвовала в шабашах и богохульствовала.

Признания, данные под пытками, в шестнадцатом веке считались лучшими доказательствами вины. Рисунок Николая Бессонова.
Несмотря на то, что бедная женщина призналась во всём, что от неё хотели услышать палачи, ей не отплатили лёгкой смертью. После пыток она не могла ходить, так что её посадили в большую корзину и понесли по улице, время от времени останавливаясь, чтобы разорвать или отрезать какую-нибудь часть тела. Только после этой жуткой процессии женщину сожгли, а пепел развеяли над рекой.

Костры и хороводы

Не все сходятся во мнении, называется ли одна из самых любимых ведьмами, по версии средневековых верующих, ночь по имени бедной акушерки Вальпурги или в честь следующего за ней дня. В любом случае, принято считать, что именно в эту ночь ведьмы собираются на большой шабаш. Даже в тех странах, где Вальпургу и не вспоминают, эта ночь называется как-нибудь вроде Ночь ведьм (во Франции) или Ведьмин костёр (в Чехии).

Ведьмы любили потанцевать на шабаше.Реклама
По поверьям, ведьмы праздновали эту ночь примерно так. Они прилетали на лысую гору или в другое подходящее место с любовником-чёртом (возможно, гоголевский чёрт подкатывал к Солохе в том числе для того, чтобы было, с кем появиться на шабаше по весне) и кланялись Сатане — хозяину праздника. После небольшого доклада с итогами года в области проклятий и злодеяний ведьмы объедались разными яствами, но притом на столе не было ни хлеба, ни соли — по поверьям, имеющим ещё языческие корни, нечистая сила не любит ни того, ни другого. Наконец, сытые и пьяные, ведьмы с чертями принимались водить хоровод. Музыкант при этом обязательно сидел на дереве, а играть мог на особой скрипке (которую вообще часто считали немного колдовским инструментом) или на лошадиной голове простой палкой, и тогда музыка сама по себе была колдовством.

Понятное дело, на случай, если ведьмам захочется побольше развлечений, во многих странах в эту ночь держали оборону: зажигали костры и даже могли показательно в нём сжечь чучело ведьмы.

Интересно, что одним из непотребств на шабаше считалось демонстративное попрание общественной иерархии: ведьмы из разных социальных слоёв общались на равных. Картина Франса Франкена.

Очень старый Новый год

На самом деле всё то же, что ведьмы ночью, традиционно делали добрые христиане потом поутру — только без Сатаны, конечно. Водили хороводы, накрывали праздничный стол, украшали всё вокруг (и себя тоже), цветами. Именно поэтому учёные предположили, что изначально Ведьмина ночь — преломление взгляда на праздник, который мы знаем под ирландским именем Бельтайн, новогоднюю ночь язычников. По видимости, церковь боролась с альтернативным календарём как атрибутом чуждого культа и буквально демонизировала многие моменты, связанные с этим праздником, так что он разделился в народном сознании на две части: простую встречу весны и зловредный людям сатанизм. Дневная часть — хорошо, ночная — плохо.

У лужицких сербов, чехов, словаков, на юге Англии первого мая традиционно устанавливали майское дерево. У англичан также можно было наряжаться человеком-деревом, а итальянцы носили по улицам ветки деревьев, увитые лентами.

Майское дерево.
У восточных славян на это время тоже приходился большой праздник. С христианизацией он превратился в день Еремея Запрягальника. В этот день у сербов по улицам деревень ходили девушки с колокольчиками или бегали юноши с криками, отпугивающими змей с полей. Изгоняли в этот день змей и болгары — по крайней мере, проводили разные «волшебные» обряды, чтобы те уползли скорее. В Воронежской области на кострах готовили майскую кашу, а донские казаки проводили разные обряды на поле, после чего начинали сев.

В наше время Бельтайн или Вальпургиеву ночь любят праздновать неоязычники, викканки, любители эзотерики, сатанисты и фанаты Ирландии, что вызывает негодование у священников буквально всех христианских течений.

Тема ведьмовства не ограничивается одной ночью в году
Текст: Лилит Мазикина.

Почему в Европе охотились на ведьм: Четыре диаметрально противоположных теории от религии до экономики

Есть четыре теории, почему двести лет в Европе охотились на ведьм.
Двести лет в Европе бушевала яростная охота на ведьм. Были убиты десятки тысяч человек, обвинённых в колдовстве — преимущественно женщины. В двадцатом веке самым популярным объяснением происходящего была высокая религиозность людей прошлого, которая привела к особой суеверности. Но в наше время выдвигают куда более сложные теории о том, кому и зачем понадобилось развязывать эту кровавую бойню.

Биологическая версия: слишком большая плотность населения

Любители объяснять все процессы скрытыми биологическими механизмами считают, что одной из основных причин, по которой развязали охоту, была слишком высокая плотность населения в Европе конца пятнадцатого века. Она заставляла искать, как проредить популяцию, с упором на молодых женщинах: ведь рождаемость зависит, прежде всего, от них. Вот почему часто страдали симпатичные девушки, а среди обвинений постоянно звучало обвинение в соблазнении мужчин.

Слишком привлекательную девушку могли обвинить в том, что она использует чары, и казнить как ведьму. Картина Николая Бессонова.
Однако на самом деле нет причин считать, что молодые и красивые женщины составляли большинство среди убитых. В некоторых странах, таких, как Исландия, Эстония и Россия, под обвинение в колдовстве почти всегда попадали мужчины; там же, где казнили женщин, это были, скорее, женщины в возрасте. Впрочем, от женщин в возрасте напрямую зависит выживаемость детей в человеческих сообществах, так что совсем уж эту версию отметать, наверное, не стоит.

Борьба за иерархию: снижали общественную активность женщин

Изучив хроники и другие документы Средних Веков и сравнив их с бумагами более поздних периодов, нетрудно заметить, что в Средние Века дамы были очень активны — как в экономическом, так и в общественно-политическом смысле. Это вызывало недовольство как церковников, так и многих радикально антиженски настроенных мужчин. Охота на ведьм не только позволяла показательно очернить и убить самых активных женщин, но и запугать остальных так, что они навеки станут тише воды, ниже травы — дабы в их самостоятельности или бойкости не увидели сатанизма.

Возможно, целью массовых убийств было устрашение женщин.
Показательно в свете этой версии, что в знаменитом «Молоте ведьм» особое внимание уделяется тому, что мужчина может быть оправдан, а женщина любым своим движением во время пыток выдаёт контакт с дьяволом: если она уставилась в одну точку, то видит его, если вращает глазами, то следит за тем, как он летает вокруг, а если закрыла глаза, то пытается не выдать его присутствие. Вариантов в духе «может быть, женщина не видит никакого дьявола» не предусмотрено.

Борьба религий: старые против новых

Антропологи двадцатого века обнаружили, что даже в городской урбанистической культуре можно обнаружить следы старых языческих обрядов и поверий, негласно сохранившиеся именно в женской среде — от игр девочек с хлопанием в ладоши и ритмическим текстом до манипуляций, которые находят необходимым совершать над младенцами и беременными старые женщины. Вероятно, в Средние века женщины сохраняли ещё больше старой обрядности и поверий, а может быть, и тайно поклонялись своим старым богиням.

Церковь с самого начала распространения христианства порицала хороводные танцы, потому что они использовались не только для развлечения, но и в языческих обрядах. Картина Николая Бессонова.
По крайней мере известно, что у немцев ещё долго оставалась вера в милостивую и страшную одновременно Госпожу Метелицу, которую исследователи связывают с древней богиней Фригг — немцы даже показывали на одну из гор как на вершину, на которой точно стоит дом Госпожи Метелицы, и относились к этой горе с благоговением. Кроме того, часть описаний типичного шабаша напоминает языческие ритуалы — круг, костёр, обязательная нагота и оргия, которая может быть связана с обрядами плодородия. Внешность же козлоподобного дьявола может быть навеяна тем, что у многих язычников боги имели ряд животных черт.

Косвенно за версию борьбы с замаскированным язычеством (которое, с точки зрения христианской церкви, есть дьяволопоклонство) говорит тот нюанс, что в Исландии за колдовство преследовали мужчин-рунознатцев, то есть мужчин, сохранявших старую веру и связанные с ней практики, вроде использования рун.

По слухам, у ведьм были даже свои святые. Конечно же, мнимые. Картина Николая Бессонова.

Экономическая версия: передел рынка

Одна из популярных сейчас версий гласит, что, похоже, главной мишенью охоты на ведьм стали представительницы таких профессий, как знахарки (изготовительницы лекарственных настоев на основе трав), акушерки и пивоварки (отличительной чертой последних, например, были те самый остроконечные шляпы и мётлы, которыми мешали пиво на начальных этапах изготовления), и эти профессии в считанные десятилетия из практически чисто женских (если не считать того, что роды порой звали принимать мужчин-пастухов, а при королях уже существовала мужская должность пивовара) вдруг превратились полностью или частично в мужские.

Если руководствоваться принципом «ищи, кому выгодно», то можно предположить, что цеха аптекарей, объединения врачей и только появляющиеся пивовары просто избавлялись от конкуренток. Кстати, знаменитая Вальпурга, в честь которую назвали Вальпургиеву ночь — якобы главный праздник ведьм — была именно акушеркой. Передел рынка действительно был впечатляющим, и в результате сократилось не только количество акушерок (и почти полностью исчезли пивоварки), но и оказались утрачены секреты профессии, которые передавались только от учительницы к ученицы. Например, средневековые повитухи умели при помощи устройства из двух спиц и ленточек поворачивать плод внутри матери, а рецепты пива изменились вообще радикально.

Без сомнения, экономический фактор в охоте был значим, хотя бы потому, что имущество ведьмы потом делилось, а в некоторых странах ещё и платили за поимку колдуньи. Чудовищные методы борьбы со злом Мэтью Хопкинса – самого жестокого охотника на ведьм в Англии, вызваны, скорее всего, его жадностью.

Текст: Лилит Мазикина.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded