Categories:

История женского сумо

Женское сумо. Перед схваткой. Старинный скетч, точно воспроизводящий детали эпохи Эдо
Блог Sakayaki (по-японски)

Самые ранние упоминания сумо прослеживаются с 23 года до н.э., хотя первое письменное упоминание о сумо встречается в древнейшей хронике Японии "Нихон Сёки", датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Для обозначения борьбы сумо там использован китайский иероглиф "жюели", означающий "спор" и война".

В другом месте той же книги используется современный термин сумо (по-китайски "зиянгпу") Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такэмикадзучи. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную императоры Японии.

Сумо упомянуто в старинных японских текстах, датированных VIII в., под названием сумаи. В дополнение к своему основному предназначению, сумо ассоциировался с ритуалом религии Синто. По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и Бога. Сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Известна также роль сумо в боевой подготовке: тренировки сумо позволяли выработать умение твердо стоять на ногах в бою.

Считается, что современная круглая площадка для сумо — дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем. Так, часто обычной формой был квадрат. Правила сумо сложились в эпоху Хэйан (794—1185 гг.). Запрещалось хватать друг друга за волосы, пинать и бить в голову.

Китайцы и японцы до сих пор спорят по поводу первенства в изобретении сумо. В то время как первое исторически достоверное упоминание сумо в Японии относится к 23 году до н.э., в Китае считают, что оно появилось еще раньше – при династии Хань (206 до н.э.–220н.э.). Более вероятное время появления этого вида борьбы – династия Цзинь (265—420) . Но так или иначе, профессиональное сумо, которое существует до сих пор, появилось в Японии в эпоху Эдо (1600 - 1868).

Древние японцы считали обнажённое тело священным. В древние времена сумо называли термином "сумире", семантическая структура которого состоит из двух частей: "ню" – обнаженный и "маруми" – радость. Иными словами, "ты обнажаешься и посещаешь место, где испытываешь радость". Ринг сумо представлял собой место, куда спускался Бог понаблюдать борьбу сумо. Это место священно - там происходит честное единоборство без оружия. Перед схваткой, обнажённые борцы становятся друг перед другом в умиротворяющем ритуале "Шинто".

В эпоху Эдо (1603-1868) старинная храмовая традиция поединков по сумо превратилась в тщательно соблюдаемый ритуал профессионального сумо, которое существует и поныне. Начиная с 1684 года в храме Шинто Томиока Хачимангув Токио стали регулярно проводиться состязания по сумо, правила для которых самурай Иказучи Гондайю. Он же сформулировал 72 канонических приема сумо (записанных затем в книги) и определил форму и размер дохё. Правила сумо основаны на священных ритуалах "Шинто", которые исполняются для богов. Борьба сумо, как и борцы сумо до сих пор считаются в Японии священными.

История женского сумо

Женское сумо. Приёмы и позиции

Издревле сумотори представляли собой небольшую и приближенную к императору группу "избранных", и до сих пор в Японии они пожизненно находятся на государственном обеспечении. Существует два похожих термина для борца сумо – "рикиши" и "сумотори" (сумосан). Термин рикиши относится ко всем борцам сумо, которые находятся на низших неоплачиваемых ступенях иерархии сумо: йонокучи, йонидан, санданме и макушита. Более престижный термин секитори относится к двум категориям борцов сумо - йюрюйо и макуучи, выросших до позиций с высоким статусом , привилегиями и зарплатой по сравнению с упомянутыми низшими категориями.

Долгое время женщинам было строжайше запрещено даже присутствовать на состязаниях по пройессиональному сумо, ибо считалось, что они могут осквернить этот священный ритуал самураев. В 1873 г. на турниры по сумо разрешили допускать женщин-зрительниц, хотя им по-прежнему було запрещено касаться священного дохё.

Японская борьба сумо - совершенно особый вид борьбы, скорее образ жизни. Традиционно, борьбой сумо занимались крупные мужчины, откармливаемые по специальной калорийной диете. Идеальный вес борца сумо – от 180 до 270 кг. У борцов сумо весьма специфическая внешность и телосложение, а массивными жировыми отложениями на груди, бёдрах и ягодицах они напоминают крупных полных женщин

Женское сумо во дворце императора Юриаки
Origins of Chinese Sports. By Lim SK

Другая особенность сумо - стоячий стиль: борьба ведется только в стойке - до первого касания дохё (круглой борцовской площадки) любой частью тела, кроме ступни или до первого касания вне дохё.

Эти два фактора - массивность борцов и ограничение борьбы стойкой - определяют краткость схватки и её относительную медлительность. Эти факторы облегчают участие женщин в борьбе сумо.

Традиционное профессиональное сумо – это чисто мужской вид единоборства, в котором женщинам запрещено даже касаться дохё, чтобы не осквернить его. И этот "спорт огромных мужчин" оказался одним из самых подходящих для женщин. И фактически самым древним видом женских единоборств.

Японцы и китайцы еще в древности поняли красоту и сексуальную притягательность женской борьбы, а сумо оказалось единственным, как тогда считалось, видом единоборства, соответствующим строению женского тела. Первое упоминание словосочетания "женское сумо" можно найти в древнейшей хронике Японии "Нихон Сёки", написанной в 720 году н.э. В этих Хрониках говорится, что в 469 году император Юриаки организовал поединок по сумо между двумя обнажёнными женщинами перед высокомерным столяром, заявившим, что никогда не совершает ошибок. Ошарашенный зрелищем борющихся обнажённых женщин столяр оплошал и совершил ошибки в своём деле, за что император приказал его казнить.ё более древней борьбы спартанок, женское сумо сохранилось до нашего времени, пройдя периоды запретов, которые не смогли полностью убить это любимое народом зрелище.

Таким образом, женское сумо является одним из древнейших видов женских единоборств, которое существовало параллельно с профессиональным и народным сумо. В отличие от ещё более древней борьбы спартанок, женское сумо сохранилось до нашего времени, пройдя периоды запретов, которые не смогли полностью убить это любимое народом зрелище.

В древнем Китае также культивировалась борьба, аналогичная сумо (зиангпу). Во времена династии Сун (960 - 1279), женщины участвовали в состязаниях по этой борьбе. Они боролись с обнажённым торсом, а из одежды на них были лишь короткие штаны. По этой причине видный политический деятель того времени Сыма Гуан (1019 – 1086) обратился к императору с просьбой запретить женскую борьбу, после чего она была запрещена императорским указом.

В эпоху Эдо самодеятельные борцы сумо стали организовывать подобия бродячих цирков, совершая туры по провинциям и городам, показывая своё искусство за деньги. Таким образам, параллельно каноническому профессиональному сумо развивалось и "любительское сумо" - уличная и площадная народная забава и потеха для простолюдинов. В веселых кварталах боролись горожане и крестьяне. В этой же среде существовало и женское сумо: женщины боролись с женщинами и со слепыми мужчинами. По сравнению с профессиональным сумо, подобные схватки были больше представлением, чем состязательной борьбой по строгим правилам. Женские поединки были менее свирепы, чем мужские, поскольку у женщин-сумотори было меньше стимулов, чем у мужчин, стремиться победить любой ценой, а в борьбе они демонстрировали изящество и сексуальность. В те времена сумоистки боролись по тем же правилам и в той же 'униформе', что и мужчины - на голое тело наматывали длинную полоску ткани 'маваши' - вокруг промежности и талии. Грудь была открыта. В те времена в Японии существовал культ поклонения голому телу. Многие сумоистки гастролировали по стране и пользовались даже большим успехом, чем танцовщицы.

В то время как в императорских дворцах эпохи Эдо боролись профессиональные сумотори , в палаточных лагерях Сёгуната (сёгуны - соправители Японии и военачальники, правившие страной большую часть времени) устраивались поединки по женскому сумо. На иллюстрации справа – эпизод подобного поединка в фильме

Женский поединок по сумо
Эпоха Эдо

Некоторые сумоистки были по-настоящему тренированными. К 1744 популярность женского сумо ("онно-зумо" или "шин-сумо") достигла Эдо (Токио). Состязания проводились в замке Асакуза до тех пор, пока власти не запретили их, рассматривая их как аморальные. Тем не менее, по требованию народа схватки продолжались в других местах на севере Японии. Некоторые демонстрационные поединки проводились даже на Гавайях. Но к 1926 году этот вид деятельности был полностью запрещен для женщин. С позиции мира мужского сумо это был совершенно другой вид спорта.

Женская схватка в лагере Сёгуната.
Кадр из фильма

Очевидная эротичность женской борьбы способствовала тому, что хозяева борделей часто проводили в них схватки по женскому сумо для дополнительного привлечения клиентов. Это – одна из причин, по которой женская борьба в некоторые периоды японской истории считалась непристойным делом, её не раз запрещали, и её проводили тайком или в специальных местах, подобно тому как в наши времена проводятся представления со стриптизом.

Сохранилось письменное описания женского поединка по сумо, относяшееся к китайской династии Цзинь (265–420). Сунь Хао (Юаньцзун), последний император королевства У, приказал придворным дамам организовать показательный женский поединок по борьбе сумо. "Придворные дамы украсили борцовскую площадку, и дама-рефери вызвывает девушек на дохё. Одеяние у девушек практически отсутствует, только полоска ткани прикрывает стыд, ведь чем меньше покрыто прекрасное тело, тем лучше, и девушкам не должно быть стыдно. Девушки-борцы демонстрирует силу, смелость и красоту движений..."

В ранние эпохи девушки-борцы не отличались крупными размерами, поскольку у японцев ценилась женская стройность. Но со временем это стало меняться, поскольку в сумо важным фактором является масса тела. Женщины- сумотори обладающие крупным телом с большим колическвом жира имеют преимущество на дохё. Кто-то метко назвал женское сумо "пиршеством женской плоти".

В 1624 году знаменитый японский драматург, основатель театра Нингё дзёрури (Бунраку), Тикамацу Мондзаэмон, создал эротическое шоу с поединками по сумо с участием полуоголенных женщин. Эти постановки были также воспеты японским поэтом Сайкаку (1642-1693).

В эпоху Реставрации Мэйдзи (1868-1889) начались гонения на женское сумо, которое объявили непристойным. Несмотря на официальный запрет, во многих провинциях подолжали проводить поединки по женскому сумо. При этом, сумоисткам стали наматывать маваши на трико, закрывавшие грудь и ягодицы. В то время женское сумо стало более состязательным и постепенно превращалось из эротического шоу в спортивное представление. Но в период Сёва (1926 - 1989) женское сумо практически зачахло, его стали изображать как низкопробное цирковое шоу. Это продолжалось до тех пор, пока в Японии в конце 1980х годов не осознали, что женское спортивное любительское сумо покоряет мир...

Ещё о женском сумо

С недавнего времени история женского сумо заинтересовала многих в Японии и Китае, в том числе, академические круги и антропологов. Известный драматург и романист Акира Хаясака создал пьесу "Женское сумо" (TBS, 1991), посвященную женскому сумо, а в университете в префектуре Ямагата, на родине женского сумо, создан специальный курс, знакомящий студентов с историей женского сумо.

В первой половине 20 века женские состязания по сумо были весьма популярны как развлекательное зрелище в различных районах Японии, на Тайване и на Гавайах – пока они не перестали проводиться в 1960х годах. В отличие от сумоистов-мужчин и сумоисток старых времён, в начале 20-го века женщины-сумоистки стали наматывать маваши поверх специальных штанов. Акира Хоясака говорит, что "сумоистки на состязания приходили с лёгким макияжем, так что они выгляделит не только сильными, но и красивыми. Они были подобны современным Такаразука (старинные женские театральные труппы)." Он еще помнил женские состязания по сумо, проводимые под тентом в префектуре Эхиме в 1941 году, где он учился в начальной школе.

Согласно Акира Хоясака, с конца 19-го века тренированные женщины-борцы состязались в различных турнирах и в специальных поединках "Гоннин-нуки", в котором победительница должна была подряд победить пятерых соперниц. Сумоистки также развлекали зрителей постановкой популярного шоу "хиджикара", в котором борчиха должна была зубами поднять мешок с рисом, а затем рисовое тесто месили у нее на животе, чтобы приготовить рисовый пирог.

В начале двадцатого века открытки с изображениями сумоисток расходились как горячие пирожки. И было время, когда женское сумо было популярнее мужского.

Женский поединок по сумо в 1940х годах

Но, в отличие от мужского сумо, у женщин не выявлялись "йокозуна" (главный чемпион).

Считается, что современное соревновательное женское сумо изобрел Хейширо Ишияма, организатор развлекательных шоу, в 1880 году, в Тендо, в префектуре Ямагата.

"Борчихи гордились участием в состязаниях в священном национальном виде спорта, куда они допускались, несмотря на принадлежность к женскому полу", говорит Кинихико Ишияма, 65 лет, внук Хейширо Ишиямы.

Женщины-сумоистки борются в турнире,
организованном покойным Хейширо Ишияма
в токийском районе Асакуза в 1958 году.
Фото из статьи
Women’s sumo re-evaluated. Japanese Times

В 2004 году была опубликована "Биография озеки", женщины-сумотори высшего ранга. Это сделал её сын, Ясуо Эндо, 57 лет, который владеет рестораном "Тянконабэ" в Мацуяме, префектура Эхиме (тянко – специальное жаркое для сумотори), он опубликовал биографию своей матери, "озеки" Вакамидори в издательтстве Асахи Шимбун. "Я хочу, чтобы все знали, что моя мать была первой женщиной, которая вышла на ринг сумо, на котором до нее находились только мужчины", - говорит он.

Мацуно Миура, 90 лет, бывшая женщина-"озеки" в настоящее время проживает в городе Тендо. "Я боролась в течение десяти лет. Я травмировала ногу во время "хиджикары", но я горда, что я была женщиной-борцом",- говорит Миура. Сейчас мир [профессионального] сумо закрыт для женщин – из-за предубеждений против женщин, и многие поклонники женского сумо пока молчат.

Но Коичи Сато, эксперт по истории сумо и автор лекций по истории женского сумо в университете Тохоку в префектуре Ямагата, говорит, что время женского сумо уже пришло.

Представьте себе мягкую женственную даму, может быть весьма крупную, даже с лишним весом или с огромным бюстом или в массивными бёдрами, или с первым, вторым и третьим... Может ли эта женщина заниматься каким-либо состязательным спортом, а тем более – единоборством? Вряд ли – скажете вы и ошибётесь! Есть такой спорт для женщин с формами! Парадокс, но им стало старинное, традиционное, исключительно мужское состязание гигантов – сумо. Женское сумо – бесконечно красивое и сексуальное зрелище, недаром в древности состязания сумоисток организовывали с целью максимально возбудить мужчин.

В поединке по женскому сумо нет плотного изнурительного противоборства, почти любая схватка длится не более минуты. В сумо нет разбитых носов и подбитых глаз. Это благородное дело солидных серьёзных и благородных дам.

Хотя сумо - это жесткая, стремительная схватка, но женское сумо - это ещё и своеобразный "танец тяжеловесок", а на дохё часто возникают грациозные экстравагантные пируэты и порхания на большом пальце одной ноги, что даже у завзятых эстетов дух замирает! Когда, преодолев все препоны, женщины вышли на дохе, то оказалось, что это "сугубо мужское" занятие весьма им к лицу, к тому же, занимаясь этим единоборством, женщины могут практически не опасаться травм.

Стремительное развитие женского любительского сумо после 1990х годов повысило шансы сумо стать олимпийским видом спорта, ведь одно из условий олимпийского вида спорта - обязательное участие в нем женщин.

В настоящее время систематически проводятся чемпионаты мира, континентов и стран. Этот вид спорта оказался очень женским и приобрёл всемирную популярность, теперь на дохё можно увидеть женщин из разных стран и культур, например раскосую смуглолицую 165-килограммовую японку - в такой вес всегда субтильных восточных красоток трудно поверить - и белокурую эстонку или немку.

Итак, на небольшом дохё, всего 4,55 метра в диаметре, сходятся две гигантши, которым буквально негде развернуться. Проиграла та, которая дотронулась до дохё любой частью тела, кроме босых ног, или "выпала" за пределы круга. Столь простые условия позволяют даже зрителю-новичку, минуту назад узнавшему о существовании сумо, отлично разобраться в итогах любого поединка. Элементарно и зрелищно! А у сумоистов развивается необычное для силовой борьбы свойство - чувствительность. Нужно тонко и точно ощущать дохё, его границы и расстояние до поверхности. Нужно так же тонко ощущать не только каждое движение соперницы, но и чувствовать её намерения и упреждать их. В старину, в профессиональном сумо, дохё обрамлял частокол из заостренного бамбука - страх перед ранами и смертью повышал эту самую чувствительность. Теперь действует интуиция, которая у женщин, как известно, развита намного лучше, чем у мужчин.

Сумо на своей родине – это не просто боевое искусство или спорт, - это воистину народное движение, в которое вовлечены миллионы любителей – женщин и мужчин.

Любопытно, что хотя тысячи и тысячи женщин занимаются сумо и ещё больше женщин являются болельщиками в этом виде спорта, традиция всё ещё запрещает касаться дохё, на котором состязаются профессиональные сумотори.

Шесть женских борцовских поединков
KKnews 

"Айко зумо"
Очаровательный поединок по сумо
между мальчиком и девочкой.
By Utamaro II. 1806-1810
Library of Congress 

Старая борьба сумо в Сага-сити
Purple Room

Вероника Козловская

Вероника Козловская

Первой чемпионкой мира по сумо в тяжёлой весовой категории стала сумоистка из Беларуси, Вероника Козловская. По внешнему виду этой эффектной крупной женщины не догадаешься, что это крутая единоборка, в совершенстве владеющая приёмами дзюдо, самбо и сумо. Вероника впервые увидела поединки по сумо, находясь в Японии на Универсиаде в 1995 году. Тогда организаторы установили дохё (площадка круглой формы для проведения поединков), а молодые сумоисты демонстрировали приемы и приглашали желающих попробовать свои силы. Возможно, тогда она попробовала... Позже, на командных сборах по дзюдо в Кодокане она наблюдала поединки по сумо по телевидению в холле гостиницы. Она с интересом наблюдала за перипетиями борьбы. Особенно поразили её грузные с виду, но очень гибкие и прыгучие борцы.

Вероника Козловская сумела стать первой чемионкой мира по сумо в тяжёлой весовой категории (её вес тогда был 140кг) практически без предварительных тренировок в этом виде борьбы. Известный сумоист Эдуард Грамс предложилей принять участие в чемпионате мира 2001 года в Аомори, Япония, это был первый чемпионат с участием женщин. И Вероника сходу согласилась. За месяц она изучила правила сумо и поехала на мировой чемпионат. Она не ожидала, что на дебютном турнире станет чемпионкой мира. Но стала ею. А самой трудной соперницей стала японка Ри Цуихижи в полуфинале. Вот, что говорит сама Вероника: "Соперница была ниже меня на полголовы и больше в объемах [при весе 150кг]. Её было проще перепрыгнуть, чем обежать. Понимала, что не устоять перед ее напором и скоростью. Решила пойти на хитрость. Перед стартом подняла глаза, подмигнула и улыбнулась визави. Это возымело эффект. Японка пролетела мимо, а я потом бросила ее подсечкой. Но это не всё. После поединка её тренер спросил меня, сколько я занимаюсь. Прокрутила в голове возможные варианты. Скажу, что первый год, потеряет сознание. Скажу, что месяц, получит еще и инфаркт. Если скажу, что первый раз вышла на чемпионате на дохё, умрет на месте. Решила выбрать меньшее из зол — первый год. В его глазах застыло удивление".

На вопрос Эльмиры Хоровец, чем её привлекают поединки на дохе, Вероника Козловская сказала: "Известный афоризм “Краткость — сестра таланта” в полной мере подходит к моему увлечению. Время встречи очень скоротечно, из-за чего с невероятной скоростью в крови начинает гулять адреналин. Порой надо за 20 секунд сообразить, как выиграть бой. Полторы минуты — это уже удел тугодумов. Ведь площадь круга невелика: два шага — и ты уже на краю пропасти. Главное — успеть просчитать, что надо сделать, чтобы не полететь в тартарары. Вытолкнул, бросил, обманул — все средства вытеснить соперницу из дохе хороши. Нередко побеждает тот, у кого посильнее психика, кто сумеет перестоять противника. Как правило, мужчины дольше находятся в захвате, выясняя, кто кого. Женщины более эмоциональные.

Вдобавок ко всему сумо — зрелищный вид спорта, доступный каждому. В дзюдо и самбо надо быть подкованным, искушенным зрителем. Бывает, видишь бросок и не уверен до конца, дадут оценку или нет. Насчет “ипона” и вовсе разворачиваются ожесточенные споры. Сумо же понятно и простому обывателю".

Мгновенье до схватки
Автор фото Stuart Iselt. Источник: Stuart Isett Photoshelter 

Вероника Козловская толкает Хои Чи Чан из Гонгконга
на первом женском чемпионате мира по сумо.
Автор фото Stuart Iselt. Источник: FotoDom

promo vitkvv2017 septembre 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded