Categories:

Синдром Стендаля: почему маньяки нападают на произведения искусства

Кадр канала Москва 24
Кадр канала Москва 24

Страдающий этой болезнью Гоголь беседовал с… собором св. Петра и Колизеем, а художник Верещагин для защиты от психов носил с собою пистолет

Скоро исполнится год, как посетитель Третьяковки напал на картину «Иван Грозный…». Однако до сих пор суд над ним не состоялся: служители Фемиды не уверены в его психическом здоровье и дееспособности. С незапамятных времен маньяки, нападающие на произведения искусства, одержимы болезнью, эпидемия которой в наше время вовсе не собирается сходить на нет.

Ужасно красиво

30 лет назад психолог Грациэлла Магерини выпустила книгу «Синдром Стендаля». Где описала десятки случаев психических расстройств у туристов, приезжающих в Италию.

Г-жа Магерини первой подметила признаки болезни
Г-жа Магерини первой подметила признаки болезни

Г-жа Магерини первой подметила признаки болезни

Доктор Магерини работала в клинике во Флоренции. Часто к ней приходили пациенты, которые жаловались на необъяснимую тревогу, странные чувства от цвета и звука, уход из реальности в пространство картин и странный «улет» от шедевров архитектуры. Вместе с этими симптомами у них случались учащенное сердцебиение, слабость, головокружение и обмороки. Необычную болезнь синьора Магерини назвала синдромом Стендаля. Английские же медики иногда используют термин hyperkulturemia - расстройство психики под влиянием слишком прекрасных произведений искусства.

Неудивительно, что болезнь впервые выявили именно в Италии: от здешней концентрации прекрасного у особо впечатлительных личностей начинает ехать крыша. Они теряют грань между реальностью и произведением искусства. Иногда слышат раздающиеся из картин звуки или могут почувствовать кожей изображенное на полотне.

В самых тяжелых случаях человек не владеет собой. Будто одержимый, он совершает акт вандализма: набрасывается на картину в стремлении уничтожить то, что потрясло до глубины души.

Доктор выяснила, что самые «опасные» художники - Микеланджело, Караваджо, Рафаэль и Брунеллески. Возле их произведений, считает она, необходимо поставить знаки, предупреждающие о потенциальной опасности для здоровья.

Только факт

  • Охранников флорентийских музеев специально обучают, как вести себя с жертвами синдрома Стендаля.

Шокирующий эффект

Синдром неслучайно получил имя великого писателя.

Путешествуя по Италии в 1817 году, Стендаль описал именно те симптомы, с которыми туристов привозят в клинику к Грациэлле Магерини: «…приближаясь к Флоренции, я чувствовал, как сильно бьется сердце. Я любовался Сивиллами Вольтеррано, испытывая, быть может, самое сильное наслаждение, какое когда-либо получал от живописи. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг уже той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, то, что в Бердине называют нервным приступом: жизненные силы во мне иссякли, я еле двигался, боясь упасть».

Николай Васильевич бродил по Риму и разговаривал с домами. А потом бежал к себе на улицу Сестина, 125 и брался за перо
Николай Васильевич бродил по Риму и разговаривал с домами. А потом бежал к себе на улицу Сестина, 125 и брался за перо

Николай Васильевич бродил по Риму и разговаривал с домами. А потом бежал к себе на улицу Сестина, 125 и брался за перо

То у вас собаки лают, То руины говорят

Возможно, подобный синдром испытывал на себе и Гоголь, с которым в Италии «разговаривали» памятники архитектуры. Николай Васильевич писал: «Был у Колизея, и мне казалось, что он меня узнал, потому что он, по своему обыкновению, был величественно мил и на этот раз особенно разговорчив. Я чувствовал, что во мне рождались такие прекрасные чувства. Стало быть, он со мною говорил. Потом я отправился к Петру (собор Св. Петра) и ко всем другим, и мне казалось, они все сделались на этот раз гораздо более со мною разговорчивы. В первый раз нашего знакомства они, казалось, были более молчаливы и считали меня за форестьера (иностранца)…»

Шизофрения, как и было сказано

Вот некоторые случаи, которые показывают, что может натворить умалишенный, которому стало слишком больно от красоты.

Леонардо да Винчи. «Мона Лиза»

Гениальное полотно притягивает психов как магнит. В 1956 году, например, один из посетителей облил его нижнюю часть кислотой. А 30 декабря того же года боливиец Уго Унгаза Вильегас запустил в картину камнем и сбил слой краски у локтя.

Специально для «Моны Лизы» изготовили пуленепробиваемое стекло. Теперь безумцы не могут серьезно навредить ей. Хотя попыток не оставляют. В 1974 году на выставке в Токио одна из посетительниц распылила красную краску из баллончика. А в 2009-м россиянка, получившая отказ в получении гражданства Франции, швырнула в стекло керамической кружкой.

Цитата

Франсуа Анатоль Грюйе, искусствовед конца XIX века:

«Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней».

Леонардо да Винчи. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем»

Британец Роберт Кембридж в июле 1987-го пришел в Лондонскую национальную галерею с ружьем, спрятанным под пальто. И открыл огонь по картине Леонардо. Картечь пробила стекло, осколки полетели во все стороны, повредив холст. Кембридж объяснил, что расстреливал картину в знак протеста против политики Маргарет Тэтчер. Медэкспертиза признала его невменяемым.

Рембрандт. «Даная»

Это случилось в субботу 15 мая 1985 года в Эрмитаже. 48-летний литовец Бронюс Майгис плеснул на холст серную кислоту. Краски запузырились и стали менять цвет. Кретин вытащил нож и дважды полоснул по картине. Суд признал его душевнобольным: вялотекущая шизофрения. Майгиса отправили в психбольницу города Черняховск (Калининградская обл.), где он просидел шесть лет. Затем переправили в вильнюсскую психушку.

Художник-реставратор Евгений Герасимов вернул картине прежний вид
Художник-реставратор Евгений Герасимов вернул картине прежний вид

Художник-реставратор Евгений Герасимов вернул картине прежний вид

Рембрандт. «Ночной дозор»

Безумцы портили картину трижды. В 1911-м злоумышленник безуспешно пытался изрезать картину тупым ножом. В 1975 году безработный учитель В. де Ринк нанес по картине десять ударов хлебным тесаком. Психиатрам, которые ставили ему диагноз, объяснил, что действовал «по приказу свыше». А в 1990-м еще один придурок, сбежавший из лечебницы, облил картину серной кислотой. Охранники мгновенно стали смывать ее водой, и пострадал только верхний лаковый слой.

«Ночной дозор» исполосовали хлебным тесаком. Фото: artdamagedbook.com
«Ночной дозор» исполосовали хлебным тесаком. Фото: artdamagedbook.com

«Ночной дозор» исполосовали хлебным тесаком. Фото: artdamagedbook.com

Василий Верещагин. «Воскресение Христово» и «Святое семейство»

В России эти картины были запрещены как подрывающие догматы христианства. В 1886 году они были выставлены в Вене. Католическое духовенство потребовало снять их, а для тех, кто уже видел полотна, предусмотрело три дня покаяния. Но снять не успели. Фанатик облил обе картины кислотой. Художник ждал покушения на себя. «Я переложил пистолет из заднего кармана в боковой, - писал он жене, - будь покойна».

Оттавио Ваннини. «Триумф Давида»

В апреле 2007-го американец Тимоти Кубена бросился с кулаками на картину итальянского художника, выставленную в Художественном музее Милуоки (США). Пробил дыру, сорвал полотно со стены и принялся топтать ногами. Уже в кутузке объяснил, что «сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа». Психом оказался, разумеется, - с синдромом Стендаля.

Придурок нанес ущерб в 105 млн. евро!

А немец Ханс-Иоахим Больман стал настоящим серийным убийцей картин, наводящим ужас на старушек-смотрительниц. Он повредил 56 произведений искусства, включая полотна Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Кранаха Старшего и Кранаха Младшего. Чаще всего выплескивал серную кислоту, за что его прозвали Кислотным убийцей.

С 16 лет у Больмана стоял диагноз «шизофрения». После нападений на картины его вновь и вновь пытались принудительно лечить - без толку. Освободившись, шизофреник снова шел добывать опасную жидкость, а потом - на дело. Ущерб, который он нанес музеям, оценивается примерно в 105 млн. евро.

Матисс. «Стоящая Зора» («Марокканка»)

В 1998 году в Капитолийском музее Рима проходила выставка Матисса.

Охрана заметила, что три картины повреждены. Два полотна (из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции) неизвестный вандал исчеркал чем-то острым. А картину из Эрмитажа «Стоящая Зора» проткнул насквозь: под ногой изображенной девушки остался 4-сантиметровый след.

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

В 1913 году Абрам Балашов набросился на полотно с криком «Довольно крови!». А в 2018-м еще один вандал, Игорь Подпорин, измолотил картину столбиком ограждения. Никас Сафронов прокомментировал случившееся так: «Человек знал о той истории, и его мучило наваждение. Такой Герострат, разрушивший храм Артемиды. Он уверен, что много ему не дадут, год-два от силы. Зато все о нем будут говорить. Это идиот, нездоровый человек».

Приговор Игорю Подпорину, скорее всего, вынесут в августе. А до тех пор маньяк будет сидеть в СИЗО. Кадр канала Москва 24
Приговор Игорю Подпорину, скорее всего, вынесут в августе. А до тех пор маньяк будет сидеть в СИЗО. Кадр канала Москва 24

Приговор Игорю Подпорину, скорее всего, вынесут в августе. А до тех пор маньяк будет сидеть в СИЗО. Кадр канала Москва 24

Казимир Малевич. «Супрематизм»

4 января 1997 года в амстердамском Стеделейк-музее художник Александр Бренер изобразил на картине Малевича знак доллара, распылив зеленую краску из баллончика. Ему дали пять месяцев тюрьмы и еще пять - условно. На два года суд запретил ему заходить в этот музей и присудил компенсацию реставрационных работ - $10 тыс. Удивительно, но у Бренера нашлись защитники. Критик Кукулин назвал его действия творчеством, которое есть «юродство как форма общественного морализма, крайней социальной критики».

В 1995 году Александр Бренер вышел на Красную площадь в боксерских перчатках и стал орать «Ельцин, выходи!». Фото: Facebook.com/Московский акционизм
В 1995 году Александр Бренер вышел на Красную площадь в боксерских перчатках и стал орать «Ельцин, выходи!». Фото: Facebook.com/Московский акционизм

В 1995 году Александр Бренер вышел на Красную площадь в боксерских перчатках и стал орать «Ельцин, выходи!». Фото: Facebook.com/Московский акционизм

Барнетт Ньюман. «Кто боится красного, желтого и голубого III»

В марте 1986-го Герар Ян ван Бладерен бросился на картину американского абстракциониста с ножом. Объяснил нападение тем, что прочел монографию с критикой абстракционизма. Суд дал ему 8 месяцев тюрьмы. А через 10 лет после освобождения ноги сами понесли его в музей, где, не удержавшись, он изрезал еще одну картину Ньюмана «Кафедра». Теперь злодею полностью запрещен доступ во все музеи Голландии.

Бартоломеус ван дер Хелст. «Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года»

В июне 2006 г. пожилой посетитель облил картину XVII века какой-то едкой дрянью. К счастью, маньяк сумел повредить лишь верхний слой лака.

Моне. «Мост в Аржантее»

В ночь на 7 октября 2007 года пятеро неизвестных залезли в музей д’Орсе в Париже. Когда сработала сигнализация, четверо бросились наутек. А пятый в ярости ударил кулаком по картине, пробив 10-сантиметровую дырку. Его помогли найти камеры наблюдения.

Моне. «Парусник в бухте Аржантей»

В 2012-м повреждено еще одно полотно Моне, написанное, как и «Мост в Аржантее», в 1874 году. Посетитель дублинской Национальной галереи Ирландии бросился на холст, пробив картину телом. В ней появились три L-образных разрыва, самый длинный - примерно в 25 см. Преступник категорически отрицал свою вину, безуспешно пытаясь убедить присяжных, что рухнул на «Парусник» от сильных чувств и недомогания.

Пабло Пикассо. «Женщина в красном кресле»

Картину, находящуюся в музее Menil Collection в Хьюстоне (США), замалевал 22-летний Уриэль Ландерос. Наложив трафарет, быстро распылил краску. На полотне осталось изображение тореадора и быка  и слово conquista - в переводе с испанского «завоевание». Другие посетители снимали инцидент на камеру, не препятствуя хулигану. Полотно сразу перенесли в отдел реставрации и удалили краску. Арт-террорист получил два года.

Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ»

В 2012 году картину перенесли из Лувра в филиал музея во французском Лансе. В феврале 2013-го молодая женщина накарябала на полотне черным маркером: «АЕ911».

Хулиганку повязали. Выяснилось, что АЕ911 - аббревиатура американской конспирологической организации «Архитекторы и инженеры за правду о терактах 9/11».

Реставраторы стерли надпись, не повредив краску.

Кстати

  • В конце 80-х годов 80 статуй в музее Виллы Боргезе (Рим, Италия) лишились носов. Пострадали, в частности, творения великого скульптора Бернини. Выяснилось, что все носы без разбора отбивал чокнутый профессор биологии, утверждавший, что он НЛО.
  • В Эрмитаже любители сувениров регулярно крадут дверные ручки. В музее есть служба установки ручек: новые изготавливают сотнями.
promo vitkvv2017 сентябрь 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.