Categories:

Жаклин Кокран: Королева скорости

Небо, как известно, не слишком благосклонно к женщинам. В 30-е годы прошлого века пилотами за редкими исключениями были мужчины. Именно они ставили мировые рекорды скорости, высоты, дальности полётов. Но неожиданно в эту мужскую профессию ворвалась молодая амбициозная американка, которой удалось побить многие мужские рекорды. Недаром на родине её называли не иначе как «королева скорости».

Джеки Кокран — первая женщина, преодолевшая скорость звука!

Джеки Кокран прожила долгую жизнь — она умерла в 1980 году. Однако исследователи и биографы предполагают, что история её жизни не совсем такая, как представляла её сама Джеки.

Тайна за многими печатями

Начнём с малого: хотя Кокран указывала свой год рождения как 1906-й, документальные следы отсылают нас не к конкретному году, а к промежутку с 1905-го по 1913 год. Свой день рождения она отмечала 11 мая. Возможно, хотя бы эта дата верна.
Официально она родилась в Маскоги (штат Флорида) в семье Аиры Питмана и его жены Марии, но сама Джеки рассказывала, что она на самом деле сирота, а Питманы её всего лишь удочерили. Кстати, и имя у Джеки было совсем другим — Бесси Ли.
В те годы семья Питман вела полукочевой образ жизни. Отец был отличным слесарем, и, поработав на очередной мельнице или лесопилке, он вместе с семьёй снимался с места и отправлялся налаживать работу очередного предприятия. Дома — в стабильном смысле этого слова — у Питма-нов не было. Единственным способом вырваться из ада домашней рутины для Бесси было замужество. Бесси так и сделала. В возрасте не то 13, не то 14 лет она сбежала из дома и вышла замуж за молоденького авиамеханика с военно-морской базы в Пенсаколе — Роберта Кокрана. К дню свадьбы она была уже на пятом месяце беременности. Своего новорождённого сына она назвала так же, как отца — Робертом. Однако жизнь с Кокраном не сложилась. Они переехали в Майами, который считался крупным городом, но через четыре года развелись, и Бесси вернулась на северо-запад Флориды, в родные места. 

Там-то и настигла её беда: маленький Роберт, играя со спичками, поджёг на себе одежду. Бесси этого не видела: она занималась делами в передней части дома, в то время как малыш возился на заднем дворе. Спасти сына ей не удалось. Вероятно, похоронив ребёнка и оправившись от горя, она вычеркнула прошлое из своей памяти. И стала совершенно другой молодой женщиной, с другим именем.
В то время ей очень нравилось делать женщинам причёски и улучшать при помощи косметики их внешность. Она решила сделать парикмахерское искусство и косметологию своей профессией — окончила парикмахерские курсы, немного поработала в Пенсаколе, а когда поняла, что готова покорить мир, — перебралась в Нью-Йорк. Удивительно, но ей удалось устроиться в очень престижный салон «Сакс» на Пятой авеню. И её умение обходиться с клиентами, её мастерство быстро оценили по достоинству. Клиенты были к ней щедры. Перед Бесси Кокран открылись безграничные возможности. Но к тому времени она уже перестала быть Бесси, а стала Жаклин Кокран, на французский манер, чтобы выглядеть ещё престижнее. С тех пор и до конца жизни она называла себя Джеки. Имя, между прочим, она выбрала себе наугад, тыкнув пальцем в телефонную книгу.

Невидимые крылья

С деньгами у этой новой миссис Кокран всё было отлично. Она вполне могла открыть собственное дело. Джеки так и собиралась поступить — запустить новую косметическую линию. Во время одной из поездок в Майами она познакомилась с преуспевающим бизнесменом, миллионером Флойдом Босуиком Одлумом. Хотя Одлум был намного старше, Джеки он очень понравился. А Одлум от неё совершенно потерял голову. Все её идеи он горячо одобрял. Как-то зашёл разговор о той самой новой косметической линии, и Одлум произнёс знаковую фразу: «Чтобы постоянно быть на связи с клиентами, тебе понадобятся крылья». Он имел в виду, что Джеки придётся постоянно быть в разъездах, но Джеки поняла её иначе — придётся стать пилотом.
Самолёты Джеки очень нравились, ещё в начале 1930-х она прокатилась как-то с подругой на аэроплане и тут же записалась в аэроклуб на аэродроме на Лонг-Айленде. Буквально за три недели она полностью освоила самолёт, а потом получила лицензию пилота. Так что, когда Одлум сказал о крыльях, она сразу же вспомнила, какую радость испытывала в полёте. И наряду с развитием косметического бизнеса серьёзно занялась авиацией. А новую линию косметики так и назвала — «Уингс», то есть «Крылья». В 1936 году она вышла замуж за Одлума, но фамилию мужа брать не стала, так и осталась Джеки Кокран. В историю авиации она вошла под этим именем.

Достижения бесстрашного лётчика

Пилотом она оказалась превосходным. Ещё в 1934 году вместе с Уэсли Смитом, вторым пилотом, она участвовала в престижной гонке MacRobertson Race — перелёте из Лондона в Мельбурн. И у неё были шансы это соревнование выиграть, однако у её самолёта обнаружилась техническая неисправность (проблемы с закрылками), и Кокран сошла с дистанции.
Эту неудачу она переживала болезненно, но поклялась себе в следующем соревновании обязательно победить. Ей не повезло: перелёт из Лос-Анджелеса в Кливленд в 1935 году тоже пришлось прервать и тоже из-за отказа техники. Двумя годами позже она участвовала в престижной гонке Bendix и была там, между прочим, единственной женщиной. 

В том же 1937 году она установила американский рекорд скорости, перелетев из Нью-Йорка в Майями за 4 часа 12 минут 27 секунд, и всемирный рекорд скорости среди женщин-пилотов — 328 км/ч. На следующий год она выиграла гонку Bendix, опередив участников-мужчин, и поставила транснациональный рекорд не только по скорости, но и по высоте полёта. За это она была признана пилотом года и получила приз Хармона — самую престижную международную награду среди авиаторов.
В годы войны она тут же вступила во вспомогательную ассоциацию женщин-пилотов, которые не участвовали в боевых действиях, но перегоняли самолёты на военные аэродромы. Джеки была первой женщиной, которая в 1941-м перелетела на бомбардировщике через Атлантический океан. Начав в середине 1930-х годов вместе со знаменитой лётчицей Амелией Эрхарт бороться за права женщин-пилотов, она в конце войны возглавила ассоциацию лётчиц, а в 1958 году стала президентом Международной федерации аэронавтики. После войны, между прочим, она вышла в отставку в звании подполковника.


В послевоенные годы, когда появились реактивные самолёты, Джеки тут же попробовала на них летать. Ей удалось разогнать канадский военный самолёт F-86 Sabre до скорости в 1043,79 км/ч — так 18 мая 1953 года над калифорнийским озером Роджерс Драй Джеки Кокран первой из женщин преодолела звуковой барьер. Первым из мужчин был пилот Чак Йегер, который это сделал в 1947 году. Кроме того, Джеки Кокран известна тем, что взлетала с авианосца и совершала на него посадку, а также проводила полёт и посадку «вслепую», то есть ориентируясь только на показания приборов. Она первая — не только среди женщин, но и среди мужчин, — поднялась на самолёте на высоту 6096 метров с кислородной маской. За свою жизнь Кокран участвовала во множестве соревновании и завоевала не один, а пять призов Хармона. В начале 1960-х, когда Кокран было уже за 50, она приняла участие в программе «Меркурий-13», очень надеясь, что американские женщины смогут первыми в мире полететь и в космос.

 Сама она, конечно, пилотировать космический корабль не могла, но финансировала проект из собственного кармана. Однако, когда именно такой рекорд поставила советская женщина Валентина Терешкова, интерес Джеки к программе сразу иссяк. Впрочем, надо отдать Кокран должное — то, что это был именно Советский Союз, опередивший США, Джеки совершенно не волновало. Она считала лётчиков особой кастой, международным небесным братством, не делила их по принадлежности к государствам. И у неё было множество друзей среди лётчиков и конструкторов самолётов, в том числе и Андрей Туполев. Все они были для Кокран родной семьёй.
А её собственная родня? Тут сложнее. Хотя она относилась к родным хорошо и даже поселила их на собственном ранчо, она запрещала им рассказывать как о своей юности, так и том, что долгие годы они провели врозь.
Умерла она 9 августа 1980 года в своём доме в Индио (Калифорния). Местный аэропорт, которым она постоянно пользовалась, получил тут же её имя — аэропорт Жаклин Кокран.

Журнал: Загадки истории №22, май 2019 года
Рубрика: Великие первопроходцы
Автор: Николай Котомкин

promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded