Categories:

Жаклин Кокран: Королева скорости

Небо, как известно, не слишком благосклонно к женщинам. В 30-е годы прошлого века пилотами за редкими исключениями были мужчины. Именно они ставили мировые рекорды скорости, высоты, дальности полётов. Но неожиданно в эту мужскую профессию ворвалась молодая амбициозная американка, которой удалось побить многие мужские рекорды. Недаром на родине её называли не иначе как «королева скорости».

Джеки Кокран — первая женщина, преодолевшая скорость звука!

Джеки Кокран прожила долгую жизнь — она умерла в 1980 году. Однако исследователи и биографы предполагают, что история её жизни не совсем такая, как представляла её сама Джеки.

Тайна за многими печатями

Начнём с малого: хотя Кокран указывала свой год рождения как 1906-й, документальные следы отсылают нас не к конкретному году, а к промежутку с 1905-го по 1913 год. Свой день рождения она отмечала 11 мая. Возможно, хотя бы эта дата верна.
Официально она родилась в Маскоги (штат Флорида) в семье Аиры Питмана и его жены Марии, но сама Джеки рассказывала, что она на самом деле сирота, а Питманы её всего лишь удочерили. Кстати, и имя у Джеки было совсем другим — Бесси Ли.
В те годы семья Питман вела полукочевой образ жизни. Отец был отличным слесарем, и, поработав на очередной мельнице или лесопилке, он вместе с семьёй снимался с места и отправлялся налаживать работу очередного предприятия. Дома — в стабильном смысле этого слова — у Питма-нов не было. Единственным способом вырваться из ада домашней рутины для Бесси было замужество. Бесси так и сделала. В возрасте не то 13, не то 14 лет она сбежала из дома и вышла замуж за молоденького авиамеханика с военно-морской базы в Пенсаколе — Роберта Кокрана. К дню свадьбы она была уже на пятом месяце беременности. Своего новорождённого сына она назвала так же, как отца — Робертом. Однако жизнь с Кокраном не сложилась. Они переехали в Майами, который считался крупным городом, но через четыре года развелись, и Бесси вернулась на северо-запад Флориды, в родные места. 

Там-то и настигла её беда: маленький Роберт, играя со спичками, поджёг на себе одежду. Бесси этого не видела: она занималась делами в передней части дома, в то время как малыш возился на заднем дворе. Спасти сына ей не удалось. Вероятно, похоронив ребёнка и оправившись от горя, она вычеркнула прошлое из своей памяти. И стала совершенно другой молодой женщиной, с другим именем.
В то время ей очень нравилось делать женщинам причёски и улучшать при помощи косметики их внешность. Она решила сделать парикмахерское искусство и косметологию своей профессией — окончила парикмахерские курсы, немного поработала в Пенсаколе, а когда поняла, что готова покорить мир, — перебралась в Нью-Йорк. Удивительно, но ей удалось устроиться в очень престижный салон «Сакс» на Пятой авеню. И её умение обходиться с клиентами, её мастерство быстро оценили по достоинству. Клиенты были к ней щедры. Перед Бесси Кокран открылись безграничные возможности. Но к тому времени она уже перестала быть Бесси, а стала Жаклин Кокран, на французский манер, чтобы выглядеть ещё престижнее. С тех пор и до конца жизни она называла себя Джеки. Имя, между прочим, она выбрала себе наугад, тыкнув пальцем в телефонную книгу.

Невидимые крылья

С деньгами у этой новой миссис Кокран всё было отлично. Она вполне могла открыть собственное дело. Джеки так и собиралась поступить — запустить новую косметическую линию. Во время одной из поездок в Майами она познакомилась с преуспевающим бизнесменом, миллионером Флойдом Босуиком Одлумом. Хотя Одлум был намного старше, Джеки он очень понравился. А Одлум от неё совершенно потерял голову. Все её идеи он горячо одобрял. Как-то зашёл разговор о той самой новой косметической линии, и Одлум произнёс знаковую фразу: «Чтобы постоянно быть на связи с клиентами, тебе понадобятся крылья». Он имел в виду, что Джеки придётся постоянно быть в разъездах, но Джеки поняла её иначе — придётся стать пилотом.
Самолёты Джеки очень нравились, ещё в начале 1930-х она прокатилась как-то с подругой на аэроплане и тут же записалась в аэроклуб на аэродроме на Лонг-Айленде. Буквально за три недели она полностью освоила самолёт, а потом получила лицензию пилота. Так что, когда Одлум сказал о крыльях, она сразу же вспомнила, какую радость испытывала в полёте. И наряду с развитием косметического бизнеса серьёзно занялась авиацией. А новую линию косметики так и назвала — «Уингс», то есть «Крылья». В 1936 году она вышла замуж за Одлума, но фамилию мужа брать не стала, так и осталась Джеки Кокран. В историю авиации она вошла под этим именем.

Достижения бесстрашного лётчика

Пилотом она оказалась превосходным. Ещё в 1934 году вместе с Уэсли Смитом, вторым пилотом, она участвовала в престижной гонке MacRobertson Race — перелёте из Лондона в Мельбурн. И у неё были шансы это соревнование выиграть, однако у её самолёта обнаружилась техническая неисправность (проблемы с закрылками), и Кокран сошла с дистанции.
Эту неудачу она переживала болезненно, но поклялась себе в следующем соревновании обязательно победить. Ей не повезло: перелёт из Лос-Анджелеса в Кливленд в 1935 году тоже пришлось прервать и тоже из-за отказа техники. Двумя годами позже она участвовала в престижной гонке Bendix и была там, между прочим, единственной женщиной. 

В том же 1937 году она установила американский рекорд скорости, перелетев из Нью-Йорка в Майями за 4 часа 12 минут 27 секунд, и всемирный рекорд скорости среди женщин-пилотов — 328 км/ч. На следующий год она выиграла гонку Bendix, опередив участников-мужчин, и поставила транснациональный рекорд не только по скорости, но и по высоте полёта. За это она была признана пилотом года и получила приз Хармона — самую престижную международную награду среди авиаторов.
В годы войны она тут же вступила во вспомогательную ассоциацию женщин-пилотов, которые не участвовали в боевых действиях, но перегоняли самолёты на военные аэродромы. Джеки была первой женщиной, которая в 1941-м перелетела на бомбардировщике через Атлантический океан. Начав в середине 1930-х годов вместе со знаменитой лётчицей Амелией Эрхарт бороться за права женщин-пилотов, она в конце войны возглавила ассоциацию лётчиц, а в 1958 году стала президентом Международной федерации аэронавтики. После войны, между прочим, она вышла в отставку в звании подполковника.


В послевоенные годы, когда появились реактивные самолёты, Джеки тут же попробовала на них летать. Ей удалось разогнать канадский военный самолёт F-86 Sabre до скорости в 1043,79 км/ч — так 18 мая 1953 года над калифорнийским озером Роджерс Драй Джеки Кокран первой из женщин преодолела звуковой барьер. Первым из мужчин был пилот Чак Йегер, который это сделал в 1947 году. Кроме того, Джеки Кокран известна тем, что взлетала с авианосца и совершала на него посадку, а также проводила полёт и посадку «вслепую», то есть ориентируясь только на показания приборов. Она первая — не только среди женщин, но и среди мужчин, — поднялась на самолёте на высоту 6096 метров с кислородной маской. За свою жизнь Кокран участвовала во множестве соревновании и завоевала не один, а пять призов Хармона. В начале 1960-х, когда Кокран было уже за 50, она приняла участие в программе «Меркурий-13», очень надеясь, что американские женщины смогут первыми в мире полететь и в космос.

 Сама она, конечно, пилотировать космический корабль не могла, но финансировала проект из собственного кармана. Однако, когда именно такой рекорд поставила советская женщина Валентина Терешкова, интерес Джеки к программе сразу иссяк. Впрочем, надо отдать Кокран должное — то, что это был именно Советский Союз, опередивший США, Джеки совершенно не волновало. Она считала лётчиков особой кастой, международным небесным братством, не делила их по принадлежности к государствам. И у неё было множество друзей среди лётчиков и конструкторов самолётов, в том числе и Андрей Туполев. Все они были для Кокран родной семьёй.
А её собственная родня? Тут сложнее. Хотя она относилась к родным хорошо и даже поселила их на собственном ранчо, она запрещала им рассказывать как о своей юности, так и том, что долгие годы они провели врозь.
Умерла она 9 августа 1980 года в своём доме в Индио (Калифорния). Местный аэропорт, которым она постоянно пользовалась, получил тут же её имя — аэропорт Жаклин Кокран.

Журнал: Загадки истории №22, май 2019 года
Рубрика: Великие первопроходцы
Автор: Николай Котомкин

promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.