Categories:

Клео де Мерод: Тернистый путь примы

Быть балериной или певицей в наши дни — почётно и престижно. Однако ещё какие-то полтораста лет назад представительницы этих профессий отнюдь не пользовались уважением в обществе. Да, ими восторгались, им рукоплескали. Но их популярность носила весьма сомнительный характер. Дамы полусвета, девушки лёгкого поведения — вот как о них чаще всего судили.

На сцене и в жизни…

Нельзя сказать, чтобы это было абсолютной неправдой. Большинство артисток действительно вели не самый праведный образ жизни и отчаянно надеялись, что им удастся заполучить богатого покровителя. Ведь возможности женщин самим зарабатывать себе на безбедную жизнь были в ту эпоху весьма ограничены. Образование представительницы слабого пола получали довольно поверхностное, и многие профессии им были попросту недоступны. Мешали и общественные предрассудки. Женщину могли не взять на работу даже продавцом лишь по одной причине — потому что она женщина. Именно об этом в 1873 году рассказывала в своём романе «Марта» польская писательница Элиза Ожешко.

 А вот путь в артистки был открыт. Главное требование — чтобы девушка отличалась внешней привлекательностью. А если она ещё и обладала способностями к танцам или пению, то вполне могла стать примой. Однако успех всегда шёл рука об руку со сплетнями и скандалами. Причём попытки звезды опровергнуть слухи только подливали масла в огонь. Одной из таких знаменитых артисток, которые на протяжении всей своей жизни тщётно бились за свою репутацию, была французская балерина Клео де Мерод.

Открыточная Мадонна

Её полное имя — Клеопатра Диана де Мерод. Она была дочерью австрийского художника-пейзажиста из старинного бельгийского рода. В 1882 году в возрасте семи лет мать отдала Клео в балетную школу при Национальной опере в Париже. Девочка начала выступать с 11 лет, а в 23 года уже собирала аншлаги на сценах королевских театров по всей Франции.
Злые языки говорили, что своей славой Клео обязана не столько таланту танцовщицы, сколько своей внешности. Девушка и вправду была на диво хороша. Одно её появление на сцене вызывало бурю восторгов. А художники, даже такие, как Дега и Тулуз-Лотрек, чуть ли не вставали в очередь, чтобы писать её портрет. Клеопатра осталась в истории и благодаря первым фотографам, которым она позировала в их студиях. Её снимали в самых разных образах, а фотографии печатались на открытках, которые быстро расходились по всему миру. Теперь Клеопатру знали и те, кто не ходил в театры.


Однако бешеная популярность «открыточной Мадонны» не изменила презрительного отношения общества к этой «плясунье». Никто не сомневался, что она меняет любовников как перчатки, крутит шуры-муры со всеми художниками и фотографами и успеха-то добилась именно благодаря тому, что не брезговала никакими интимными связями.
Сказать, что Клеопатру обижало такое отношение, — это ничего не сказать. Однако тщётно красавица пыталась доказать, что она честная женщина. Особенно после того как в 1896 году на Парижском салоне была представлена скульптура «Танцовщица» Александра Фальгьера, которому, по слухам, позировала Клеопатра Диана де Мерод. Тогда случился форменный скандал: скульптура-то была обнажённая! Наша героиня пыталась оправдаться: дескать, у этой чаровницы только голова Клео, а тело принадлежит другой натурщице. Но ей никто не верил.

Знаете ли вы что…

Матильда Кшесинская встречалась с тремя холостяками из дома Романовых и за одного из них вышла замуж. Супругом балерины в 1921 году стал князь Андрей Владимирович, а она получила титул светлейшей княгини.

Вот и всё, что было…

Однако самый серьёзный удар по её репутации нанёс не художник и не фотограф, а… король! В 1898 году во время гастролей в Бордо на танцовщицу обратил внимание бельгийский монарх Леопольд II. Король, который был старше Клео на 38 лет, влюбился в неё как мальчишка и стал ходить на все её спектакли. Тут же пошли слухи о бурном романе. Пресса словно сошла с ума. Всюду появлялись шаржи на короля и его избранницу, колонки сплетен изобиловали рассказами об их амурных встречах, карикатуристы рисовали старого короля в обнимку с балериной. Российские газеты пошли дальше всех: мол, король решил бросить старую королеву, отречься от престола и жениться на молодой любовнице.


Так Клео приобрела безоговорочную репутацию куртизанки. Сама же она отчаянно пыталась оправдаться: король только преподнёс ей букет цветов — вот и всё, что было…
Слухи преследовали балерину всю жизнь, вплоть до глубокой старости. Когда ей исполнилось 77 лет, вдруг вышла книга Симоны де Бовуар «Второй пол». И в этой книге Клеопатра была названа гетерой. Простить такое автору она не захотела. Это её-то назвали гетерой — женщину, которая никогда не жила на средства любовников, а сама себя обеспечивала! Клео подала в суд, потребовав за моральный ущерб 5 миллионов франков. И наконец-то справедливость восторжествовала: суд встал на сторону истицы. Вот только своих денег она не увидела. Сработал аргумент, что, дескать, балерина сама не препятствовала распространению слухов, поскольку они служили для неё своего рода рекламой. В результате в 1955 году Клеопатра Диана де Мерод выпустила мемуары «Балет — моя жизнь», в которой попыталась рассказать, как всё было на самом деле…

Никаких «ню»!

Вы скажете, что и в наше время некоторые сценические персоны живут в атмосфере постоянных скандалов, связанных с их личной жизнь. Но возразим: есть разница. В нашу эпоху известные актрисы, балерины и певицы, как оперные, так и эстрадные, давно причислены к сливкам общества. И сплетни лишь добавляют пикантные штрихи к их славным портретам. А раньше никакая артистка, даже самая талантливая, хотя и вращалась в кругах высшего общества, никогда не приравнивалась по статусу к его представителям. И наиболее яркий пример — судьба Лины Кавальери — итальянской оперной дивы, чьё имя гремело во всём мире.
В этой женщине сочетались два самых важных фактора, необходимых для достижения успеха, — красота и талант. Судя по отзывам современников, первое явно преобладало.

 И тем не менее у Лины действительно был неплохой голос и замечательные артистические данные. Когда она выходила на сцену, публика замирала от восхищения: ведь слухи о её необыкновенной красоте оказывались правдой! Ну а когда Лина начинала петь, всех буквально завораживали проникновенные интонации её сопрано. Само собой, она стала вожделенной моделью для художников и фотографов. Портреты Лины появлялись везде, где только возможно: в дамских журналах, на открытках и рекламных картинках, приложенных в качестве бонуса к какому-нибудь товару вроде плитки шоколада.
Как и Клео де Мерод, Лина Кавальери по сути стала одной из первых фотомоделей. Вот только она сразу поставила жёсткое условие: никаких «ню»! Она будет сниматься только в строгих нарядах. Потому что ей дорога репутация порядочной женщины: Лина мечтала выйти замуж за аристократа… И такая возможность ей представилась.

Госпожа Никто

Во время турне по России в 1890-х годах красавица итальянка познакомилась с князем Александром Барятинским. Между ними вспыхнула любовь. Барятинский всячески способствовал карьере Лины, дарил ей бриллианты и мечтал жениться на ней. Но его семья, одна из самых знатных и богатых в России, конечно же, была против.
Ну в самом деле, кто такая эта Кавальери? Это сейчас она слывет первой красавицей на свете. А раньше? Наталина, как её окрестили родители, родилась в простой семье. И выступать начала в юном возрасте в кафешантанных заведениях сначала в Риме, потом в Париже. Конечно, как и многие другие, она могла бы остаться обычной певичкой. Но ей повезло: нашлись учителя, которые поставили ей голос. Красота и певческие данные сыграли свою роль: юное дарование заметили и пригласили выступать в опере. 

И родилась певица под именем Лина Кавальери. А дальше последовал стремительный успех, который превратил её в мировую знаменитость.
Но, по мнению семьи князя Барятинского, она оставалась «госпожой Никто». С просьбой дать разрешение на брак князь обратился к самому Николаю II. И тот, не колеблясь, отказал. Не удивляйтесь: российский царь хотя и сам в молодости был увлечён балериной Матильдой Кшесинской, строго различал сословные границы и считал подобные браки неприемлемыми.
Лине предложили уехать из России. А князя Барятинского женили на дочери Александра II. Впрочем, такой поворот событий не сломил Лину. И её дальнейшая жизнь сложилась совсем неплохо. Она с успехом выступала в Америке, трижды выходила замуж, родила дочь. Оставив сцену, бывшая певица занялась бизнесом — рекламой средств по уходу за телом и лицом. А потом освоила профессию актрисы немого кино.
Она погибла в августе 1944 года, когда в её виллу под Флоренцией попала бомба. К тому времени князь Барятинский уже давно покинул этот мир…

Журнал: Тайны 20-го века №20, май 2019 года
Рубрика: Забытые имена
Автор: Елена Галанова

promo vitkvv2017 сентябрь 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.