Феноменальная память Стивена Уилтшира

Цирк. Конферансье объявляет номер:

— Сейчас на сцену выйдет мальчик с феноменальной памятью!

Выходит мальчик.

— Сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды!

Выносят ведро, мальчик медленно выпивает целое ведро. Публика в некотором недоумении.

— А сейчас мальчик с феноменальной памятью описает три первых ряда... Эй, куда вы все побежали? Я же сказал: мальчик — с феноменальной памятью! 

На самом деле всё не так весело. Диагноз «синдром саванта» (от фр. savant — «учёный») официально не ставится. Слишком разные бывают отклонения, слишком разные причины и следствия. Зато ставится близкий диагноз «синдром Аспергера» или аутистическая психопатия. По сути, синдром Аспергера – это лёгкая форма аутизма; больной в данном случае не страдает серьёзным дефицитом в коммуникации и легко входит в контакт с окружающим миром и обществом. При этом он порой отстаёт в развитии и может производить впечатление умственно неполноценного человека. Секрет синдрома Аспергера кроется чаще всего в сверхспособностях саванта. Организм затрачивает львиную долю энергии на развитие какой-то отдельного участка мозга. Поэтому ребёнок к десяти годам перемножает в уме пятизначные числа, зато говорит с трудом. Со временем развитие стабилизируется – оттого вундеркинды часто теряют свои способности с возрастом. Сверхразвитые участки мозга савантов называют «островами гениальности». Причём находиться эти острова могут в абсолютной пустоте…

Aerial view of Houses of Parliament and Westminster Abbey (2008)

А мы поговорим про Стивена Уилтшира. Он родился в Лондоне в 1974 году, а в трёхлетнем возрасте ему поставили диагноз «аутизм». Но у мальчика были и сверхспособности. Даже не к рисованию, нет, хотя рисовал он практически всё свободное время, причём рисовал прекрасно. У Стивена обнаружилась великолепная память. Раз увиденный пейзаж он мог зарисовать с точностью до миллиметра, до песчинки.
Его основным «ноу-хау» стали карандашные и пастельные городские пейзажи, напоминающие по своей детализации географические карты.

Тщательная детализация

Долгое время Стивен был нем. То есть говорить он мог, но не хотел, как многие дети-аутисты. В пятилетнем возрасте его отдали в школу Queensmill для детей с аномалиями в развитии – и там неожиданно обнаружилось, что он всё время рисует. И более того – рисует хорошо. В восьмителетнем возрасте он нарисовал серию картин – различные виды города после землетрясения. Последствия землетрясения он увидел в книжке про природу, а город рисовал по мотивам собственного воображения – улицы, по которым ходил, будучи ребёнком, и те, что он видел в кино. К девяти годам Стивен, наконец, научился говорить. Хотя рисовать ему явно было проще. Вот изображение музея естествознания, сделанное Стивеном в 1983 году, ему девять лет:

В школе Стивен, сын небогатых эмигрантов из Барбадоса и Сент-Лючии, электрика и швеи, вёл себя как обычный аутист. Крайне редко что-то говорил (когда научился), никогда не смотрел на собеседника и постоянно рисовал. Ну, вы представляете себе, полагаю – в кино часто показывают таких героев. В основном, Стивен рисовал различные ландшафты и автомобили.

В феврале 1987 года 12-летний Стивен попал на шоу «Сумасшедшие гении» (he Foolish Wise Ones) на BBC. Про него сделали сюжет и внезапно он стал популярен. В том же году при содействии Хью Кассона, бывшего президента Лондонской королевской академии искусства, был издан альбом рисунков Стивена – «DRAWINGS».

В том же году Стивену проспонсоризировали его первую поездку за границу – в Нью-Йорк. Ему очень понравился этот город. Он даже сказал по этому поводу длинную фразу: «Когда-нибудь я буду здесь жить. Я сам нарисую свою квартиру на Парк-Авеню». К 1989 году Стивена покатали по Эдинбургу и Парижу. И в 1989 году вышла вторая книга иллюстраций – «CITIES».

Фишка в том, что доскональные, фотографические изображения городских пейзажей из этих городов Стивен делал исключительно по памяти. Так открылась вторая «особая способность» Уилтшира.

Но после окончания школы в 1990 году его отправили работать в…булочную. Как и всех отсталых – на простую, не требующую особых навыков работу. Упаковывать кексы.
И тут в его жизни снова появился Хью Кассон. Родители не могли себе позволить дорогое образование, но Кассон не собирался терять такой талант. Он забрал мальчика из пекарни и пристроил его в City and Guilds of London Art School, то есть в Лондонскую школу искусств. В том же году он оплатил Стивену тур по невиданным ранее городам мира – Венеции, Амстердаму, Ленинграду и Москве. Вот вид на Кремль, нарисованный по памяти в 1990 году:

Суть в том, что Уилтширу всё время нужна визуальная информация. Его воображение довольно ограниченно в силу аутизма, но зато зрительная память великолепна, и постоянная подпитка информацией подстёгивает его способности. В путешествии мальчика сопровождал Оливер Сакс (Oliver Sacks), известный американский невролог, очень заинтересовавшийся этим случаем ещё когда Стивен посещал Нью-Йорк. По итогам пушетествия в 1991 году вышла третья книга Стивена – «FLOATING CITIES», посвящённая «городам на воде» - Венеции, Амстердаму и Ленинграду.

К этому времени Стивен рисовал уже чернилами. Его перьевые этюды вызывали восторженные отзывы зрителей и критиков.

Chicago Skyline (2005)

Он приобрёл популярность. Необходимость оплачивать поездки отпала – его приглашали в разные страны как художественные организации, так и масс-медиа. Он съездил в Японию (по приглашению одного из телеканалов Токио) и снова в США, а в 1993 году выпустил четвёртую книгу «AMERICAN DREAM».

Central Park NY (2008)

Потом у мальчика обнаружился ещё один талант. В Москве Стивена сводили в оперный театр – на «Кармен». Вернувшись в гостиницу, он почти без ошибок пропел всю оперу, все арии. Сначала он напевал их про себя, но его сопровождающая Энн Бэрроклау услышала и попросил его попеть вслух. Оказалость, что его эйдетическая память распространяется также на музыку, а не только на изображения.

Это редчайший случай – когда савант имеет выдающиеся способности в двух разных направлениях.

Aerial view of Financial District, NY (2006)

К 2001 году картины и рисунки Стивена Уилтшира были во многих галереях мира, он ездил с лекциями и экспозициями. Сегодня сложно представить, что этот улыбчивый и разговорчивый молодой человек когда-то не был способен к общению и уныло смотрел в пустоту, механически зарисовывая на листе бумаги увиденные пейзажи.

Aerial view of Chicago with Lake Michigan (1991)

В том же году он продемонстрирова трюк, благодаря которому стал чрезвычайно популярным в «этих ваших интернетах». Он поднялся над Лондоном на вертолёте, полёт занял около 20 минут, а затем на земле нарисовал детальный план центра города – четыре квадратных мили, без единой ошибки, вплоть до того, где какая машина стояла. Зарисовка заняла около трёх часов. А вот панорама города, сделанная после этого же полёта (кликабельно):

В 2005 году он повторил этот трюк с Токио, чуть позже – с Римом (включая Ватикан), а в декабре того же года после 20-минутного полёта нарисовал 10-метровую детальную панораму Гонконга. К этому моменту выставки Стивена Уилтшира неизменно посещали тысячи человек, успех сопутствовал ему как никогда. Иногда он работает и маслом:

Manhattan Skyline from top of Empire State (2007)

В 2006 году он открыл собственную галерею искусств в Лондоне и в том же году стал кавалером Ордена Британской империи за заслуги в области искусства.

View of London from the top of BT Tower (2010)

Сегодня Уилтшир живёт на западе Лондона вместе с матерью. Он не женат, хотя несколько довольно громких романов у него было, в том числе с актрисой британского телевидения Дженни Гарт, которую многие прочили ему в жёны. Говорят, Стивен предпочитает блондинок.

Тут можно посмотртеь видео о создании панорамы Рима: http://www.stephenwiltshire.co.uk/download_video.aspx?Id=905

Toronto Skyline (2008)

Street scene with New York taxis (2006)

Edinburgh from Carlton Hill

Las Vegas at night (2005) – обратите внимание, как круто передан свет

Times Square at night (1996)

https://nostradamvs.livejournal.com

promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded