Феноменальная память Стивена Уилтшира

Цирк. Конферансье объявляет номер:

— Сейчас на сцену выйдет мальчик с феноменальной памятью!

Выходит мальчик.

— Сейчас мальчик с феноменальной памятью выпьет ведро воды!

Выносят ведро, мальчик медленно выпивает целое ведро. Публика в некотором недоумении.

— А сейчас мальчик с феноменальной памятью описает три первых ряда... Эй, куда вы все побежали? Я же сказал: мальчик — с феноменальной памятью! 

На самом деле всё не так весело. Диагноз «синдром саванта» (от фр. savant — «учёный») официально не ставится. Слишком разные бывают отклонения, слишком разные причины и следствия. Зато ставится близкий диагноз «синдром Аспергера» или аутистическая психопатия. По сути, синдром Аспергера – это лёгкая форма аутизма; больной в данном случае не страдает серьёзным дефицитом в коммуникации и легко входит в контакт с окружающим миром и обществом. При этом он порой отстаёт в развитии и может производить впечатление умственно неполноценного человека. Секрет синдрома Аспергера кроется чаще всего в сверхспособностях саванта. Организм затрачивает львиную долю энергии на развитие какой-то отдельного участка мозга. Поэтому ребёнок к десяти годам перемножает в уме пятизначные числа, зато говорит с трудом. Со временем развитие стабилизируется – оттого вундеркинды часто теряют свои способности с возрастом. Сверхразвитые участки мозга савантов называют «островами гениальности». Причём находиться эти острова могут в абсолютной пустоте…

Aerial view of Houses of Parliament and Westminster Abbey (2008)

А мы поговорим про Стивена Уилтшира. Он родился в Лондоне в 1974 году, а в трёхлетнем возрасте ему поставили диагноз «аутизм». Но у мальчика были и сверхспособности. Даже не к рисованию, нет, хотя рисовал он практически всё свободное время, причём рисовал прекрасно. У Стивена обнаружилась великолепная память. Раз увиденный пейзаж он мог зарисовать с точностью до миллиметра, до песчинки.
Его основным «ноу-хау» стали карандашные и пастельные городские пейзажи, напоминающие по своей детализации географические карты.

Тщательная детализация

Долгое время Стивен был нем. То есть говорить он мог, но не хотел, как многие дети-аутисты. В пятилетнем возрасте его отдали в школу Queensmill для детей с аномалиями в развитии – и там неожиданно обнаружилось, что он всё время рисует. И более того – рисует хорошо. В восьмителетнем возрасте он нарисовал серию картин – различные виды города после землетрясения. Последствия землетрясения он увидел в книжке про природу, а город рисовал по мотивам собственного воображения – улицы, по которым ходил, будучи ребёнком, и те, что он видел в кино. К девяти годам Стивен, наконец, научился говорить. Хотя рисовать ему явно было проще. Вот изображение музея естествознания, сделанное Стивеном в 1983 году, ему девять лет:

В школе Стивен, сын небогатых эмигрантов из Барбадоса и Сент-Лючии, электрика и швеи, вёл себя как обычный аутист. Крайне редко что-то говорил (когда научился), никогда не смотрел на собеседника и постоянно рисовал. Ну, вы представляете себе, полагаю – в кино часто показывают таких героев. В основном, Стивен рисовал различные ландшафты и автомобили.

В феврале 1987 года 12-летний Стивен попал на шоу «Сумасшедшие гении» (he Foolish Wise Ones) на BBC. Про него сделали сюжет и внезапно он стал популярен. В том же году при содействии Хью Кассона, бывшего президента Лондонской королевской академии искусства, был издан альбом рисунков Стивена – «DRAWINGS».

В том же году Стивену проспонсоризировали его первую поездку за границу – в Нью-Йорк. Ему очень понравился этот город. Он даже сказал по этому поводу длинную фразу: «Когда-нибудь я буду здесь жить. Я сам нарисую свою квартиру на Парк-Авеню». К 1989 году Стивена покатали по Эдинбургу и Парижу. И в 1989 году вышла вторая книга иллюстраций – «CITIES».

Фишка в том, что доскональные, фотографические изображения городских пейзажей из этих городов Стивен делал исключительно по памяти. Так открылась вторая «особая способность» Уилтшира.

Но после окончания школы в 1990 году его отправили работать в…булочную. Как и всех отсталых – на простую, не требующую особых навыков работу. Упаковывать кексы.
И тут в его жизни снова появился Хью Кассон. Родители не могли себе позволить дорогое образование, но Кассон не собирался терять такой талант. Он забрал мальчика из пекарни и пристроил его в City and Guilds of London Art School, то есть в Лондонскую школу искусств. В том же году он оплатил Стивену тур по невиданным ранее городам мира – Венеции, Амстердаму, Ленинграду и Москве. Вот вид на Кремль, нарисованный по памяти в 1990 году:

Суть в том, что Уилтширу всё время нужна визуальная информация. Его воображение довольно ограниченно в силу аутизма, но зато зрительная память великолепна, и постоянная подпитка информацией подстёгивает его способности. В путешествии мальчика сопровождал Оливер Сакс (Oliver Sacks), известный американский невролог, очень заинтересовавшийся этим случаем ещё когда Стивен посещал Нью-Йорк. По итогам пушетествия в 1991 году вышла третья книга Стивена – «FLOATING CITIES», посвящённая «городам на воде» - Венеции, Амстердаму и Ленинграду.

К этому времени Стивен рисовал уже чернилами. Его перьевые этюды вызывали восторженные отзывы зрителей и критиков.

Chicago Skyline (2005)

Он приобрёл популярность. Необходимость оплачивать поездки отпала – его приглашали в разные страны как художественные организации, так и масс-медиа. Он съездил в Японию (по приглашению одного из телеканалов Токио) и снова в США, а в 1993 году выпустил четвёртую книгу «AMERICAN DREAM».

Central Park NY (2008)

Потом у мальчика обнаружился ещё один талант. В Москве Стивена сводили в оперный театр – на «Кармен». Вернувшись в гостиницу, он почти без ошибок пропел всю оперу, все арии. Сначала он напевал их про себя, но его сопровождающая Энн Бэрроклау услышала и попросил его попеть вслух. Оказалость, что его эйдетическая память распространяется также на музыку, а не только на изображения.

Это редчайший случай – когда савант имеет выдающиеся способности в двух разных направлениях.

Aerial view of Financial District, NY (2006)

К 2001 году картины и рисунки Стивена Уилтшира были во многих галереях мира, он ездил с лекциями и экспозициями. Сегодня сложно представить, что этот улыбчивый и разговорчивый молодой человек когда-то не был способен к общению и уныло смотрел в пустоту, механически зарисовывая на листе бумаги увиденные пейзажи.

Aerial view of Chicago with Lake Michigan (1991)

В том же году он продемонстрирова трюк, благодаря которому стал чрезвычайно популярным в «этих ваших интернетах». Он поднялся над Лондоном на вертолёте, полёт занял около 20 минут, а затем на земле нарисовал детальный план центра города – четыре квадратных мили, без единой ошибки, вплоть до того, где какая машина стояла. Зарисовка заняла около трёх часов. А вот панорама города, сделанная после этого же полёта (кликабельно):

В 2005 году он повторил этот трюк с Токио, чуть позже – с Римом (включая Ватикан), а в декабре того же года после 20-минутного полёта нарисовал 10-метровую детальную панораму Гонконга. К этому моменту выставки Стивена Уилтшира неизменно посещали тысячи человек, успех сопутствовал ему как никогда. Иногда он работает и маслом:

Manhattan Skyline from top of Empire State (2007)

В 2006 году он открыл собственную галерею искусств в Лондоне и в том же году стал кавалером Ордена Британской империи за заслуги в области искусства.

View of London from the top of BT Tower (2010)

Сегодня Уилтшир живёт на западе Лондона вместе с матерью. Он не женат, хотя несколько довольно громких романов у него было, в том числе с актрисой британского телевидения Дженни Гарт, которую многие прочили ему в жёны. Говорят, Стивен предпочитает блондинок.

Тут можно посмотртеь видео о создании панорамы Рима: http://www.stephenwiltshire.co.uk/download_video.aspx?Id=905

Toronto Skyline (2008)

Street scene with New York taxis (2006)

Edinburgh from Carlton Hill

Las Vegas at night (2005) – обратите внимание, как круто передан свет

Times Square at night (1996)

https://nostradamvs.livejournal.com

promo vitkvv2017 september 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.