Средневековая история любви

История любви Пьера Абеляра и Элоизы – одна из самых популярных в европейской истории. Что могло заставить двух молодых людей, связанных между собой узами брака, отказаться от семейного счастья? Что оказалось важнее любви для молодого философа и его недавно родившей жены?

История любви

Изображение Пьера Абеляра из книги 1892 года

Пьер Абеляр родился в 1079 году в небольшом городке Палле во французской Бретани. Он был в семье первенцем, и, к тому же, любимцем своего отца, который и сам имел некоторую склонность к учению, и сыну постарался дать лучшее образование.

Науки давались юному Пьеру на редкость легко, особенно же юного Пьера увлекала диалектика. Общаясь с теми, кто преуспевал в «искусстве диалектики», он переезжал из города в город, отказавшись от наследства в пользу младших братьев и отвергнув военную карьеру, вопреки существующей в семье традиции.

Скульптура работы Ж. Кавалье, установленная в Лувре

Примерно в 1100 году Пьер прибыл в Париж, где под руководством мудрых наставников продолжал постигать науки, учился риторике и преподавал, вступал в диспуты относительно устоявшихся философских взглядов. Абеляр был и популярен, и непопулярен одновременно: его смелые, даже дерзкие, но одновременно глубокие суждения привлекали в его школу все новых учеников, но в среде церковных сановников он постоянно увеличивал количество неприятелей и даже врагов.
Во время пребывания Абеляра в Париже его мать Люция и отец Беренгарий приняли монашеский сан, что побудило философа начать основательно изучать богословие.

Элоиза на гравюре XIX века

Однажды он был представлен канонику Собора Парижской богоматери, в его доме Пьер встретил молодую девушку по имени Элоиза. По утверждению Абеляра, «она была не хуже других и лицом, но обширностью своих научных познаний превосходила всех». Став сиротой после смерти своих родителей, она попала в дом своего дяди Фульбера, каноник относился к племяннице с отеческой заботой и обеспечил ей получение лучшего образования – возможно, чтобы поудачнее выдать замуж: Элоиза была бесприданницей. Блестяще окончив школу при монастыре, она преуспевала в различных науках, в изучении греческого языка, латыни и иврита, славилась своим образованием по всему Парижу и очень стремилась продолжать обучение. Пьер Абеляр был определен в учителя Элоизе и поселился в доме каноника, чтобы давать девушке частные уроки.

Э. Лейтон. Абеляр и его ученица Элоиза

Между учителем и ученицей вспыхнула страсть, которая некоторое время была благополучно скрыта от глаз ничего не подозревавшего каноника Фульбера. И «над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений».
Но тайная страсть Элоизы и Абеляра все же была раскрыта, и Фульбер, который чувствовал себя опозоренным, в ярости выгнал из дома учителя своей племянницы. Разлука не охладила любви, а наоборот, крепче связала Пьера и девушку узами «духовного», как писал он позже в воспоминаниях, союза. Поддерживать связь удавалось посредством переписки.

Ж. Виньо. Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу

Через некоторое время Элоиза обнаружила, что она ждет ребенка. И тогда, дождавшись момента, когда Фульбер отлучится из дома, Абеляр увез ее из Парижа на свою родину, в город Палле, где устроил у своей сестры. Спустя положенное время у Элоизы родился сын, названный Астролябием. Фульбер между тем был в ярости, и лишь тревога за судьбу племянницы, живущей вдали от него, мешала расправиться с ненавистным философом. Абеляр, однако, сам явился к канонику, повинился и объявил, что готов вступить в брак с соблазненной им девушкой, на что Фульбер с готовностью согласился – но тут уже воспротивилась сама Элоиза.

Семья или призвание?

Она была убеждена, что, женившись, ее Пьер будет потерян для науки, что, вынужденный принадлежать женщине и семье, он не сможет отдавать свой талант философским занятиям. Детский плач и детская люлька, домашняя прислуга, постоянные заботы виделись Элоизе несопоставимыми с книгами, таблицами и размышлениями, она считала, что своему призванию Абеляр должен посвятить всю свою жизнь, не отвлекаясь на семейные хлопоты. Древние философы, убеждала она, бежали от мирской жизни, их занятия философией были сравнимы с монашеским служением.
К тому же, любовь, не опутанная узами брака, казалась Элоизе куда более радостной и свободной, она могла бы быть уверена, что их редкие свидания будут вызваны искренним чувством Пьера, а не долгом перед законной женой.

Из рукописи XIV века. Абеляр и Элоиза

И все же спустя несколько дней Абеляр и Элоиза обвенчались – ни жениха, ни дядюшку ей убедить не удалось. После этого каждый из супругов отправился в свой собственный дом, стараясь скрывать свой брак и довольствуясь редкими и тайными свиданиями. Однако Фульбер считал это положение дел недопустимым. Он с бранью нападал на племянницу и требовал перестать скрывать свершившийся брак. Тогда, чтобы защитить жену от нападок каноника, Абеляр перевез ее в монастырь в Аржантее, неподалеку от Парижа – монастырь, где Элоиза проводила детские годы. Разъяренный Фульбер, в сопровождении нескольких подкупленных им слуг, ворвался в дом Абеляра и совершил самосуд – философ был оскоплен.

Абеляр и Элоиза. Барельефы в монастыре в Параклете

От распространившихся вестей о том, что произошло, Пьер Абеляр скрылся в монастыре – настолько тяжело переживал он свой позор, что принял постриг в аббатстве Сен-Дени – почти в одно время с Элоизой, которая приняла монашеский сан в Аржантее.
Оправившись от ран – и телесных, и духовных, философ вновь принялся за преподавание, к тому же, жизнь, которую вели монахи в аббатстве, оказалась не просто вполне мирской, а еще и «весьма предосудительной». Дальнейший жизненный путь Абеляра был наполнен богословием, новыми и ломающими традиционные устои религиозными тезисами, которые вызывали недовольство церковников и вынуждали философа переезжать из монастыря в монастырь, скрываясь от преследователей. Однажды, удалившись в безлюдные места, он с помощью учеников выстроил храм и простые жилища, назвав новую обитель Параклетом.

В Параклете Абеляр принял Элоизу и монахинь из Аржантея

Судьба еще свела вместе влюбленных – именно в Параклете нашла приют Элоиза, вынужденная покинуть монастырь Аржантея вместе с другими монахинями. Для нее и сестер основанной ею общины силами сподвижников Абеляра был построен женский монастырь.

Письма

История Пьера и Элоизы известна как из записок некоторых современников, так и из исповеди самого философа под названием «История моих бед», выраженной в виде письма к неизвестному другу. Публикация этого произведения побудило Элоизу, уже ставшую настоятельницей монастыря в Параклете, написать своему мужу письмо, в котором она и мягко укоряет Абеляра за недостаточное внимание к ней, и одновременно подчеркивает свою гордость за принятое когда-то решение не связывать его своей любовью. В каждой строчке – еще и тревога за судьбу и безопасность Пьера, в ответ на которую он призывает Элоизу молиться не о теле его, а о душе.

Аббатство Параклет неоднократно перестраивалось. Так оно выглядело с XVI по XIX вв.

Вообще, читая письма этой пары, трудно принять тот факт, что написаны они были девять веков назад, в период расцвета европейского Средневековья – не только из-за высокого литературного и интеллектуального уровня текста, но и из-за того, что мужчина и женщина в них общаются на равных, свободно, отдавая лишь формальную дань догмам, царящим в патриархальном обществе. Текст писем Элоизы выдает, несомненно, хорошо образованного человека, а сочетание глубокого уважения к адресату, преклонения перед ним и его талантом и одновременно высокого самоуважения и вовсе кажется немыслимым для женщины Средневековья. Правда, относительно подлинной принадлежности писем руке самой Элоизы ходили некоторые сомнения, предполагали, что их автором мог быть и сам Абеляр – сомнения, не нашедшие пока подтверждения.

«Моя единственная любовь, я удивлена тем, что наперекор всем обычаям написания писем и естественному порядку вещей ты поставил мое имя впереди своего. Получается, жену ты поставил выше мужа, рабыню - выше господина, монахиню - выше монаха, диакониссу - выше священника и аббатису - выше аббата. Вассал, пишущий своему господину, ставит его имя вперед своего, но не делается так, когда господин пишет слугам, или отец - сыновьям. Всегда имя высшего ставится впереди».
Среди ученых своего времени Абеляр считается, пожалуй, самым авторитетным и намного опередившим свое время. Чего стоят его рассуждения, в частности, о природе греха, якобы поступки не делают человека лучше или хуже в глазах Бога, имеет значение лишь намерение. Понятно, что такого рода утверждения не могли не встречать сопротивления официальных церковных доктрин. Скитания и преследования постепенно истощили здоровье Абеляра, и в 1142 году он скончался. Его останки были перенесены и захоронены в Параклете. Элоиза умерла спустя 22 года и нашла упокоение в могиле Абеляра.

Фрагмент надгробия Абеляра и Элоизы на кладбище Пер-Лашез

В начале XIX века захоронения были перенесены на парижское кладбище Пер-Лашез, что сделало его местом паломничества влюбленных.


promo vitkvv2017 сентябрь 4, 2017 09:35 2
Buy for 10 tokens
Борис Островский Дэвид Мей и Джозеф Монаган (университет Монах, Австралия) высказали предположение, что «пузыри метана, поднимающиеся с морского дна, могут топить корабли. Именно этим природным явлением и могут объясняться загадочные пропажи некоторых кораблей». Касательно…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.